2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,85
самостоятельная работа
59,6
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,55
8,55
8,55
8,55
Сам. работа
59,6
59,6
59,6
59,6
Часы на контроль
3,85
3,85
3,85
3,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Крашенинина В.Г. _______________
 
 
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 26.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать у студентов первичные основы и представления о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности; основах российского права, особенностях правового регулирования  деятельности социологических служб, о законодательных и иных нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности; о правах и обязанностях работодателя и работника в сфере профессиональной деятельности
1.2
Задачи: - выработать у студентов умений понимать и применять законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность; - овладеть навыками использования правовых норм, регулирующих права и обязанности субъектов профессиональной деятельности; - анализировать законодательство и практику его применения; - использовать полученные навыки для защиты своих прав в рамках гражданского, трудового, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Повышение уровня правосознания и антикоррупционных стандартов поведения
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектно-технологическая практика
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
- работать с нормативно-правовыми документами, использовать их в профессиональной деятельности; - защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданскопроцессуальным и трудовым законодательством, соблюдать требования действующего законодательства.
ИД-2.УК-2: Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
знать правовые категории, терминологию, современное законодательство в сфере противодействия коррупции.
ИД-1.УК-10: Знает правовые категории, терминологию, современное законодательство в сфере противодействия коррупции
 
уметь анализировать факторы, способствующие коррупционным проявлениям, а также способов противодействия им.
ИД-2.УК-10: Умеет анализировать факторы, способствующие коррупционным проявлениям, владеет способами противодействия им
 
уметь принимать обоснованные управленческие и организационные решения и совершать иные действия, направленные на противодействие коррупции.
ИД-3.УК-10: Способен принимать обоснованные управленческие и организационные решения и совершать иные действия, направленные на противодействие коррупции
 
 
ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
 
Знать  нормативно-правовые акты в области культуроведения, методики и технологии социокультурного проектирования
ИД-1.ОПК-1: Знает основы культуроведения, методики и технологии социокультурного проектирования
 
Уметь использовать нормативно-правовые акты в области культуроведения, методики и технологии социокультурного проектирования
ИД-2.ОПК-1: Умеет участвовать в исследовательских и проектных работах в профессиональной сфере
 
 
 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в предмет «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
 
1.1
Предмет, содержание и задачи дисциплины /Лек/
1
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Правовые нормы и источники российского права
 
2.1
Понятие, структура и виды правовых норм. Источники российского права. Нормативные правовые акты: понятие, порядок издания и систематизация. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. /Ср/
1
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Решение задач. Подготовка к тестированию /Ср/
6
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Профессиональная деятельность и занятость населения
 
3.1
Понятие "профессиональная занятость". Виды занятости. Занятые граждане. Безработные граждане. Пособие по безработице. Правовые нормы реализации профессиональной деятельности /Ср/
1
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка к тестировани. /Ср/
4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Профессиональная деятельность по трудовому договору
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
4.1
Общая характеристика законодательства РФ, о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения, их права и обязанности. Трудовые отношения.Понятие трудового договора, его содержание, значение. Процедура приема на работу. Прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Виды отпусков и порядок их предоставления. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон. Трудовые споры

/Ср/

3
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Практическое занятие

Применение норм трудового законодательства при решении правовых ситуаций в сфере трудовых отношений

Составление трудового договора

/Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Самостоятельная работа обучающихся: изучение Правил внутреннего трудового распорядка с использованием Интернет

ресурсов

развернутый план ответа на вопрос: «Кодекс законов о труде и трудовой кодекс РФ: основные положения и отличия»;

порядок оформления документов, необходимых для получения статуса безработного

актуализация знаний о сущности и видах трудового договора, решение ситуационных задач

«Условия оплаты труда как элемент существенных условий трудового договора».

-составление искового заявления в суд о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула. /Ср/

8,4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Профессиональная деятельность на основании гражданско- правового договора
 
5.1
Понятие и основные виды гражданско-правовых договоров, применяемых в профессиональной деятельности. Сравнительная характеристика гражданско-правовых отношений с трудовыми отношениями. Трудовой договор и договор подряда: сравнение по критериям /Ср/
4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Профессиональная предпринимательская деятельность
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.1
Понятие предпринимательской деятельности. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. патентная система налогообложения. Создание Общества с ограниченной ответственностью (ООО). /Ср/
2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.2
Применение норм законодательства при решении правовых ситуаций в сфере предпринимательских отношений /Ср/
3
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.3
- развернутый план ответа на вопрос: «Рыночная экономика как объект воздействия права».

- составление смысловой таблицы «Сущность и признаки индивидуального предпринимателя»; развёрнутый цитатный план «Право собственности».

-проблемно-познавательные задания и правовые ситуации, определяющие стадии процедуры банкротства.

-составление сравнительной таблицы «Способы обеспечения исполнения обязательств».

-групповые и индивидуальные задания по разделу: « Право и экономика»; /Ср/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Профессиональная служебная деятельность
 
7.1
Понятие государственной службы и ее виды. Порядок поступления на государственную гражданскую службу. Содержание служебного контракта. Заключение служебного контракта. Расторжение служебного контракта. Служебное время и время отдыха государственного гражданского служащего. Дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим /Лек/
1
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.2
Муниципальная служба.

Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Рабочее (служебное) время и время отдыха. /Ср/

6
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Правовые основы защиты информации
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
8.1
Информация: понятие и виды. Правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.Режим государственной и служебной тайны. Защита персональных данных. Понятие коммерческой тайны.Понятие и виды информационных ресурсов. Правовой режим баз данных. Правовое регулирование деятельности СМИ. Понятие информационной безопасности. Охрана персональных данных /Ср/
3,2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
8.2
Применение норм информационного права для решения практических ситуаций

Определение составов информационных правонарушений при решении ситуационных задач. /Ср/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
8.3
групповые и индивидуальные задания по теме: « Правовые режимы информации»; подготовка к тестированию с разными уровнями сложности /Ср/
4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 9. Административные правонарушения и административная ответственность
 
9.1
1.Понятие административной ответственности, ее цели, функции и признаки. Основания административной ответственности. Понятие и виды административных правонарушений.

2.Понятие и виды административных наказаний /Лек/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
9.2
Самостоятельная работа обучающихся

определение законности привлечения гражданина к административной ответственности с использованием нормативно-правовых материалов. /Ср/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
9.3
Применение норм административного права для решения практических ситуаций

Определение составов административных правонарушений при решении ситуационных задач. /Пр/

2
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 10. Понятие социальной защиты населения
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
10.1
Понятие социальной защиты и ее значение .Социальные риски, понятие и классификация.

Социальные гарантии установленные законодательством РФ.

Понятие социального обеспечения . Право социального обеспечения, предмет, метод и система.

Источники социального обеспечения. Виды социального обеспечения. Виды пенсий. Пособий и

компенсаций /Ср/

4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 11. Консультации
 
11.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 12. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
12.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
12.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-10 ИД-2.УК-10 ИД-3.УК-10 ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-2.УК-2
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Понятие  «профессиональная занятость». Виды занятости.

2. Правовые формы реализации профессиональной деятельности

3. Правоотношения: понятие, элементы, содержание

4. Правонарушение: понятие, признаки

5. Понятие и виды юридической ответственности

6. Общая характеристика Конституции РФ

7. Трудовые отношения

8. Трудовой договор: понятие и содержание

9. Процедура приема на работу

10. Прекращение трудового договора

11. Рабочее время и время отдыха

12. Дисциплинарная ответственность

13. Материальная ответственность сторон

14. Трудовые споры

15. Отношения, регулируемые гражданским правом

16. Участники Гражданско-правовых отношений

17. Предпринимательская деятельность граждан

18. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
19. Правовое положение юридических лиц

20. Виды юридических лиц и их классификация

21. Ликвидация юридического лица

22. Договор. Понятие договора. Виды договоров

23. Понятие государственной службы и ее виды

24. Порядок поступления на государственную службу

25. Заключение служебного контракта, его содержание. Расторжение служебного контракта

26. Служебное время и время отдыха государственного гражданского служащего

27. Дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим

28. Муниципальная служба

29. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения

30. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

31. Рабочее(служебное) время и время отдыха

32. Источники административного права. Административное наказание

33. Судебная система Российской Федерации

34. Вопросы подведомственности и подсудности защищаемого права.

35. Законодательная охрана персональных данных

36. Защита прав субъектов персональных данных

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тематика докладов и сообщений

1.Механизм правового регулирования.

2. Правовые средства в механизме правового регулирования: понятие и общая характеристика.

3. НПА: понятие, виды, пределы действия.

4. Законодательство: понятие, принципы формирования, структура.

5.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

6. Система и виды административных наказаний.

7. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

8. Правовые основы несостоятельности (банкротства).

9. Понятие гражданско-правового договора.

10. Договор как наиболее типичное основание обязательственного правоотношения. Свобода договора.

11. Типы, виды, разновидности договора. Классификация договоров.

12. Содержание договора. Существенные условия договора. Иные виды

условий договора.

13. Заключение договора. Стадии заключения договора. Способы заключения

договора. Преддоговорные контакты сторон. Толкование договора.

14. Изменение и расторжение договора. Случаи одностороннего расторжения договора.

15. Исполнение договорных обязательств.

16. Судебная система России.

17. Иск: понятие, виды, содержание. Исковая давность.

18. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора.

19. Содержание трудового договора.

20. Виды трудовых договоров.

21. Особенности отдельных видов трудовых договоров.

22. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

23. Трудовая книжка работника.

24. Форма трудового договора. Оформление приема на работу.

25. Понятие рабочего времени по трудовому праву, его виды.

26. Режим и учет рабочего времени. Графики сменности.

27. Сверхурочная работа: понятие, случаи допущения, порядок проведения.

28. Совместительство и совмещение.

29. Понятие и виды времени отдыха.

30. Перерывы, выходные, праздничные и другие (дополнительные) дни,

свободные от работы.

31. Отпуск: понятие, виды, порядок предоставления.

32. Понятие заработной платы. Минимум оплаты труда. Прожиточный

минимум.

33. Формы и системы оплаты труда.

34. Порядок исчисления среднего заработка.

35. Порядок начисления и выплаты заработной платы.

36. Расчеты при увольнении. Удержания из заработной платы.

37. Понятие трудовой дисциплины. Методы ее обеспечения. Правовое

регулирование внутреннего трудового распорядка в организации.

38. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников.

39. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины: понятие, виды, порядок их применения, обжалования и снятия.

40. Материальная ответственность: понятие и содержание.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы к зачету, доклад (реферат), кейс-задача
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Мухаев Р. Т.
Правоведение: учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/109210.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Мартынова В. Л.
Правовые основы профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014
http://www.iprbookshop.ru/55805.html
 
Л2.2
Резер Т.М.
Правовое обеспечение государственной гражданской службы: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/68373.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
КонсультантПлюс
6.3.2.5
Гарант
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Важной внеаудиторной формой учебной работы студентов является самостоятельная работа.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.  

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы, как:

- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

- изучение рекомендуемой литературы;

- конспектирование источников;

- работа с нормативными правовыми актами;

-  работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;

- выполнение тестовых и практических заданий;

- ответы на контрольные вопросы;

- написание докладов, рефератов и т.д.

В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, экзамену.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

• Самостоятельное изучение вопросов, не освещаемых на лекционных и семинарских занятиях и более глубокое изучение вопросов, раскрываемых на практических занятиях;

• Формирование у студента собственного мнения по изучаемым вопросам;

• Выработка у студента способности самостоятельно обосновывать свою точку зрения по изучаемым вопросам;

• Выработка умения студента самостоятельно анализировать рассматриваемую проблему;

• Развитие умения  самостоятельно  осуществлять сбор и анализ информации.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:

1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения.

2. Уточнить,  какие предлагаются формы контроля и в какой срок.

3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям;

Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:

1. Со списком основной  и дополнительной учебной литературы по курсу;

2. С темами  и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения;

4. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;

5. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы;

6. Со списком вопросов для подготовки к экзамену.

Контроль за самостоятельной работой студентов проходит  на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.

Все формы самостоятельной работы и её характер  предполагают повышенную творческую активность со стороны 

 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
студента.

К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ правовых актов и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов.

Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.

1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.

2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).

3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:

а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;

б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;

в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;

г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.

Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.

4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

5. Важно потренироваться в чтении доклада.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различных вариантов, например:

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

3. Решить задачи, или ситуации

4. Заполнить таблицу

5. Подготовить схему

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием нормативного акта. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 

Методические рекомендации по подготовке  докладов

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Выступление состоит из следующих частей: Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: - название доклада; - сообщение основной идеи; - современную оценку предмета изложения; - краткое перечисление рассматриваемых вопросов; - интересную для слушателей форму изложения; - акцентирование оригинальности подхода. Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

Методические рекомендации по решению задач на семинарском занятии

Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение задач помогает лучшему усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Решение каждой задачи студент должен изложить устно или письменно.

Задача представляет собой казус (случай из судебной практики). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму конкретного нормативного акта, на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий).

Необходимым условием успешного решения задач является предварительная подготовка студентов к занятиям. В первую очередь, студенты должны изучить конспект лекций и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу.

Решение задач должно быть развёрнутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач.

Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации.

Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, определить правоотношение, требующее регулирования, ознакомиться с правовыми обычаями, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их.  В процессе  решения  необходимо ссылаться на источники права  и давать теоретическое обоснование ответа. Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах обычного права. Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность – 20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно.

Решение задач должно носить творческий характер. Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно, необходимо правильно использовать специальную юридическую терминологию, избегать двусмысленных фраз.

Начинается решение задачи с анализа ситуации, требующей правового обоснования и ее правовой оценки. Если предложенная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, необходимо назвать дополнительные  конкретизирующие условия, при которых принимается определенное  решение.

Важным элементом решения является поиск и определение соответствующих правовых норм, подлежащих применению с соответствующим их толкованием. В ходе проводимого анализа следует вникать в суть правового материала, применять системный подход, систематическое и логическое толкование правовых норм.

Но основе приведенных правовых норм необходимо принять и четко сформулировать в письменной форме конкретное решение заданной в условиях задачи ситуации. В обоснование принятого решения приводятся соответствующие аргументы и пояснения. Делается общий вывод об обоснованности или необоснованности требований

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Решение казусов должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента.

1. Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела.

2. Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующих правовых норм. Для этого студент должен определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение.

3. Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено  – то и об обоснованности изложенного в казусе решения.

Критерии оценки:

Ситуационная задача представляет собой выполненную в письменной форме (объём 0,5-1 страницы формата А4) работу студента продуктивного уровня, позволяющую оценивать и диагностировать знание фактического материала (нормативных правовых актов) и умение правильно использовать нормы права в конкретных ситуациях.

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если правильно использованы нормы права в конкретных ситуациях;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не правильно нормы права в конкретных ситуациях.