(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1.1 Базовые характеристики философии
Метафилософская пропедевтика: что такое философия? Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия». Историко-философское и историко-культурное раскрытие термина. Философия (от греческих слов: филия - любовь и софия – мудрость) – любовь к мудрости, любомудрие. Любомудрие – гносеологическая активность личности и общества, основанная на любви к знанию, на стремлении к познанию, к образованию. Понятие умственной культуры. Разум, интеллект, слово, умосозерцание, вера, дискурс, рефлексия, практика как критерии и способы любомудрствования ( философствования ).
Философия и наука. Основные подходы к пониманию философии как научной сферы знания. Специфика философского знания. Рациональность. Понятийность. Логичность. Дискурсивность. Системность. Иррациональность. Особый статус философии как научной дисциплины. Философия Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний. Философия - тип научного исследования. Философия как общая методология и «матричная основа» конкретных наук. Предмет философии. Основные проблемы философии. Школы и направления. Философские методы. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология, праксеология, диалектика, философская антропология. Философия как система относительно самостоятельных философских дисциплин. Этика. Эстетика. Логика. Философия науки. Философия религии. Функции философии.
Философия и мировоззрение. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Общественно-исторический характер и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука, искусство. Природа и характер философского мировоззрения. Отличие философии от иных типов мировоззрения.
1.2. Философия в системе культуры и ее роль в обществе Философия как важнейший элемент духовной культуры общества и личности. Влияние философии на жизнь общества. Философия вопрошает, проговаривает, отвечает на вызовы времени, оценивает, несет ответственность. Конструктивная полезность философии для общества:
/Лек/
1.1 Особенности историко-философского знания.
История философии 1) как форма самосознания и саморефлексии философии; 2) как вид научного исследования; 3) как процесс, как хронологическое изложение динамики историко-философского знания. Проблемы и трудности периодизации истории философии.
1.2 Философия Древнего мира
Специфика древневосточного дофилософского мышления. Древняя Индия. Основные ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской культуры. Древний Китай. Учение Конфуция о человеке и обществе. Даосизм. Философия Древней Греции. Космоцентризм. Рациональность. Созерцательность. Открытость к критике. Формирование теоретической рефлексии. Досократики. Поиск первоначала мира. Исследование космологических проблем. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагореизм. Элейская школ (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский). Софисты. Классическая древнегреческая философия. Создание первых философских систем и научных программ. Сократ. Платон. Аристотель. Проблемы онтологии, гносеологии, этики, эстетики, логики в трудах классиков античной философии. Идея человека и государства. Эллинистически-римская философия. Перипатетики. Платонизм. Стоицизм. Скептицизм. Неоплатонизм.
2.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Философия Средневековья. Религиозный характер средневековой философии, связь с христианской религией. Формирование библейского типа философствования. Теоцентрический характер средневекового мышления. Креационизм. Провиденциализм. Традиционализм. Соотношение теологии, науки и философии. Средневековая патристика и схоластика. Греко-византийская патристика, проблематика и основные представители (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский ). Латинская патристика - Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский. Проблема соотношения веры и знания, Бога и мира, души и тела. Проблема свободы личности. Средневековая схоластика и ее специфические черты. Период расцвета схоластики. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Фома Аквинский как систематизатор
Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм. Философские учения первых гуманистов (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).. Натурфилософия. Проблема познания природы ( Н. Коперник, Д. Бруно). Социально-философские идеи. Н. Макиавелли. Проблемы онтологии (Н. Кузанский). Утопизм философии Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)
2.3. Философия Нового времени
Философия 17 века. Возникновение науки Нового времени (Галилей, И. Ньютон, Кеплер). Связь философии с экспериментальным естествознанием и с математикой. Становление нового типа рациональности. Поиски метода. Формирование методологических программ эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Р. Декарт). Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) «Новый Органон» Ф. Бэкона. Теория познания Ф. Бэкона. Обоснование Ф. Бэконом индуктивного метода. Социально-политические воззрения Ф. Бэкона. Р. Декарт (1596-1650 гг.). Учение Р. Декарта о природе. «Рассуждение о методе» Р. Декарта. Проблема достоверного знания в философии Декарта, обоснование им дедуктивного метода.
Роль Т. Гоббса (1588-1679 гг.), Б.Спинозы (1632-1677 гг.), Д.Локка (1632-1704 гг.) в разработке важнейших проблем филосо¬фии. Основные принципы их учения о познании.
Рационализм и сенсуализм – две тенденции в учении о познании в философии ХУ1-ХУП веков. Г.Лейбниц (1646-1716 гг.) – виднейший представитель идеализма XVII века.
Философия Просвещения. Французский материализм XVIII века. Учение о природе. Представление о материи. Сущность и происхождение сознания. Детерминизм, взгляды на необходимость и случайность. Д.Дидро (1713-1784 гг.). К.Гельвеций (1715-1771 гг.), П.Гольбах (1723-1789 гг.), Ж. Ламетри (1709-1751 гг.) – основные представители французского материализма.
Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли (1685-1753 гг.). Агностицизм Д. Юма (1711-1776 гг.).
Немецкая классическая философия. Социально-экономические корни классической немецкой философии.
И.Кант (1724-1804 гг.), его натурфилософия и учение о познании. Трансцендентализм как подход к пониманию природы познания. Категорический императив Канта.
Г.Гегель (1770-1831 гг.), его философская система объективного идеализма. Абсолютная идея. Тождество бытия и мышления.
Марксизм. Социально- экономические условия, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксисткой философии. Разработка К.Марксом (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельсом (1820-1895 гг.) вопросов материализма и диалектики. Развитие В.Лениным (1870-1924 гг.) марксизма.
2. 4. Зарубежная философия XX века
Характерные черты общественно-политической жизни и духовной культуры XX века, их отражение в философской мысли. Рационализм и иррационализм. Проблема нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное) и ее исследование с позиций рационализма.
Философия жизни. А. Шопенгауэр как предшественник философии жизни. В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Ф. Ницше. Психоанализ ( З.Фрейд).
Научно-технический прогресс и его влияние на философию XX века. Концепция индустриального и постиндустриального общества.
Сциентизм и антисциентизм. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Экзистенциальная философия, ее смысл и истоки. С. Кьеркегор как предшественник экзистенциализма. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти. М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ясперс и др.
Позитивизм ‒ философия сциентистской ориентации. Исторические формы позитивизма. Истоки позитивизма. О.Конт (1798-1857 гг.) ‒ основатель позитивистской философии. Исходные идеи первой формы позитивизма. Эмпириокритицизм как разновидность позитивистской философии, второй этап ее эволюции. Гносеологические установки Э.Маха (1838-1916 гг.) и Р. Авенариуса (1843-1896 гг.).
Неопозитивизм и логико-лингвистические проблемы познания. Анализ языка и методов науки и философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап). Постпозитивизм, его основные черты и принципы (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд).
Религиозная философия XX века, её сущность и основные причины роста влияния на мировую культуру. Традиционная ориентация и попытки обновления религиозной философии. Проблема человека в классической и
Философия постмодернизма
2.5. Русская философия
Русская философия. Проблема начала русской философии. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития. Особенности русской философской мысли: религиозность, эстетическая парадигма, образность, соборность, патриотизм, нравственно-этическая направленность русской мысли, повышенное внимание к общественно-политической проблематике, онтологизм, полисемантизм понятий. Учения первых русских философов. Иларион и судьбы человечества. Возникновение и развитие русской идеи. Филофей. Концепция «Москва – третий Рим». Начало светской культуры в России второй половины 17-18 веков.. Политика меркантилизма. Формирование русского Просвещения. Влияние западной философской традиции. Франк-масонство (Н. Новиков, А. Радищев). Естественно-научная философия М.Ломоносова. Философия в Духовных Академиях. Русское старчество. Идея внутреннего обновления человека как путь к утраченной цельности бытия ( Т. Задонский, П. Величковский. Д. Ростовский ). Русская философия 19-го нач. 20-го веков. Формирование русской философии как специфического вида деятельности. Тематизация проблемы смысла жизни. Философема соборности как тематизация цельности бытия человека. Историософия. Славянофилы и западники. И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин. Почвенники. Поздние славянофилы. К. Леонтьев, Н. Данилевский, И. Ильин, Идеалистический характер русской философии 19-го нач. 20 веков. В. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский. Основные идеи русского космизма. Перспективы развития русской философии.
/Лек/
3.1 Проблема бытия в философии.
Онтология: учение о бытии. Связь онтологии и метафизики. Бытие, материя, сознание как исходные категории философского осмысления мира. Постановка проблемы: «что есть бытие?». Сложность проблемы. Определение бытия как философской категории. Структурность и цельность бытия. Основные формы бытия (материальное и идеальное, объективное и субъективное, имманентное и трансцендентное, чувственно-наблюдаемое и трансцендентальное). Человеческое бытие: индивидуальное и общественное.
Основные категории философской онтологии. Логическая трудность осмысления категории бытия в его соотношении с такими понятиями, как «видимость», «сущее», «сущность», «существование», «субстанция», «творение» , «развитие», «небытие», «единое и целое».
Онтологические версии бытия. Становление философской онтологии в Древней Греции ( Парменид, Сократ, Платон, Аристотель). Идея космического целого в философской онтологии древних греков. Онтология теоценризма в средневековой философии. Метакосмичность христианской онтологии. Трансцендентализм онтологии Нового времени, критичность разума и его отрыв от укорененности в Боге. Экзистенциальное осмысление бытия в зарубежной философии. Современный европейский нигилизм в осмыслении бытия. Антитеза «Бытие тождественно ничто» как неразрешимая антиномия человеческого существования. Религиозная онтология русских философов. Категориальная триада: сущее-сущность-бытие. Идея не исчезновения бытия. Одухотворение и актуальная полнота бытия.
Онтология как философское основание современных областей знания.
3.2 Бытие и материя.
Основные значения категории «материя» и конкретный контекст их использования. Пространственно-временной континуум. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах. Материя и движение. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Материя и взаимодействие.
Философские проблемы сознания. Варианты определения категории «сознания». Проблема сознания в философии, религии и науке. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Идеальная природа сознания. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Психика, сознание, мышление. Сознание и бессознательное. Структура бессознательного. Память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция. Мышление, язык, речь. Язык как семиотическая система и инструмент коммуникации. Диалогическая природа сознания. Сознание и информация.
3.3 Философские концепции развития
Понятие диалектики, её исторические формы. Диалектика как методическое опровержение противника (Зенон Элейский). Диалектика как способ аргументации (Сократ). Диалектика как учение о всеобщих категориях образующих строй мышления (Аристотель). Диалектика как идея иерархичности мира, сотворенного Богом (патристика, схоластика). Диалектика как линейное развитие всемирной истории (А. Блаженный). Диалектика как идея прогресса мировой истории (Ж. Кондорсе, Вольтер). Диалектика как логика движения познавательного процесса (И. Кант). Диалектика как учение о развитии. Понятие материалистической и идеалистической диалектики. Диалектика как учение о всеобщем развитии бытия и мышления, о всеобщих связях между явлениями (Г. Гегель). Диалектика как учение о всеобщем развитии материального мира и классового общества (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектика и метафизика. Объяснение связей бытия и его развития через категории, принципы и законы. Система категорий Категории как выражение универсальных характеристик развития. Объективное и субъективное. Количество и качество. Сущность и явление. Содержание и форма. Причина и следствие. Единичное, особенное, общее. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Системный характер развития и его отражение в категориях диалектики: целое, часть, элемент и система, структура и функции. Внутреннее и внешнее. Простое, сложное.
Принципы диалектики. Принцип развития. Принцип историзма. Принцип причинности. Принцип единства исторического и логического. Принцип восхождения от абстрактного
Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектика и логика противоречия. Диалектические противоположности. Единство и борьба противоположностей. Основные типы противоречий. Закон отрицания отрицания. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество. Мера. Скачки. Механизм действия закона в живой и неживой природе.
Синергетическая концепция развития Понятие синергетики. Сложные системы. Нелинейность. Открытость. Диссипативность. Аттрактор. Бифуркация. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и коэволюция. Множественность путей развития. Единство и специфика синергетического и диалектического подхода подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность, возможность и действительность в диалектической и синергетической концепциях развития. Трудности синергетики. Понятие творческого акта бытия. Понятие актуализации внутренних потенциальных возможностей бытия.
/Лек/
4.1. Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики. Диалектика как способ аргументации (Сократ). Диалектика как учение о всеобщих категориях образующих строй мышления (Аристотель). Диалектика как идея иерархичности мира, сотворенного Богом (патристика, схоластика). Диалектика как линейное развитие всемирной истории (А. Блаженный). Диалектика как идея прогресса мировой истории (Ж. Кондорсе, Вольтер). Диалектика как логика движения познавательного процесса (И. Кант). Диалектика как учение о всеобщем развитии бытия и мышления, о всеобщих связях между явлениями (Г. Гегель). Диалектика как учение о всеобщем развитии материального мира и классового общества (К. Маркс, Ф. Энгельс).
4.2. Система категорий, принципов и законов диалектики. Категории. Понятие категориальной апперцепции. Категории развития, связи и взаимодействия. Категории противоречия и гармонии. Объективное и субъективное. Количество и качество. Сущность и явление. Содержание и форма. Причина и следствие. Единичное, особенное, общее. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Целое, часть. Внутреннее и внешнее. Простое, сложное. Структура и элементы. Система и системный метод познания.
Принципы диалектики. Принцип развития. Принцип историзма. Принцип причинности. Принцип единства исторического и логического. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектика и логика противоречия. Диалектические противоположности. Единство и борьба противоположностей. Основные типы противоречий. Закон отрицания отрицания. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество. Мера. Скачки. Механизм действия закона в живой и неживой природе.
4.3. Альтернативы диалектики как концепции развития.
Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие
/Лек/
5.1 Познание как предмет философского анализа
Факторы становления гносеологии как теории познания. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений. Проблема знания и его типы. Знание и вера. Проблема источника знания. Сенсуализм. Рационализм. Трансцендентализм. Иррационализм. Проблема уровней и этапов процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и гносеологический оптимизм.. Скептицизм. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии. Истина, оценки, ценности и их влияние на познавательный процесс.
5.2. Познание и наука
Наука как знание, деятельность и социальный институт. Научное и вненаучное знание. Специфика научного знания. Структура научного знания, его методы, уровни и формы. Развитие науки и его особенности. Основные этапы развития науки. Роль философии в развитии науки. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
Классификация наук. Специфика социального познания и его методов. Понятие социального бытия, социального факта. Смысл и ценности как ключевые категории социального познания. Социальное познание и проблема «опережающего отражения». Социальная прогностика и футурология. Роль социальной философии в формировании научных знаний о личности-обществе-истории- природе. /Лек/
6.1. Природа как объект социального осмысления
Природа как объект социального осмысления Философское понимание природы. Живая и неживая природа: их единство и различие. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.Природа и общество. «Естественная» и «искусственная» среда. Учение В. И. Вернадского, А. А. Чижевского о биосфере и ноосфере. Функции общества в преобразовании и воспроизводстве природы. Понятие географической и геокосмической среды. Проблема социальной экологии. Учение географического детерминизма в социальной философии. Народонаселение – естественная предпосылка общественного развития. Роль факторов, влияющих на рост народонаселения, детерминированных природой общественных отношений. Проблема демографических отношений и их отражение в современных научных теориях.
6.2 Общество как система: основы философского анализа
Социальность как жизненно-практический способ бытия человека. Общественная жизнь как предмет социально-философского анализа. Философское понятие общества. Общество как системное образование. Основные сферы (подсистемы) общества.
Понятие материально-экономической сферы общественной жизни. Материальное производство: понятие и структура. Основные составляющие хозяйственной деятельности. Потребности и интересы в системе материального производства. Понятие трудовой активности. Общественное разделение труда. Проблема социоантропогенеза и деятельностная сущность человека.
Понятие социальной сферы общества. Социальные общности, группы, организации. Понятие социальной общности. Человечество как социальная общность. Народ как социальная общность. Роль народа в истории. Толпа и её социально-психологическая характеристика. Народ и массы: сходство и различие. Элита. Классы как социальные общности. Марксистское понимание классов и социально-классовой структуры общества. Абсолютизация роли классов в марксизме. Межклассовые и внутриклассовые прослойки. Сословия и касты: их типология и критерии. Социально-этнические общности. Специфика
Политическая сфера общества. Власть как основа политики. Социальное управление и политическая власть. Понятие социального управления: типы и принципы. Важнейшие элементы политической подсистемы: государство, политические партии, общественные организации. Сущность государства, его происхождение, признаки и функции в обществе. Исторические типы и формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима. Правовое государство и его абсолютная ценность. Политические партии: их структура и роль в политической подсистеме общества. Общественные организации, их типология. Общественные организации как демократические институты связи человека и публичной власти.
Законы общества и их отличие от законов природы.
Общество как исторический процесс. Основные концепции исторического процесса. Марксистское понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. Концепция локальных культур О. Шпенглера. Философия истории К. Ясперса, его идея «осевого времени». Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Теория «стадий экономического роста» У. Ростоу. Теория постиндустриального общества Д. Белла.
Движущие силы развития общества. Деятельность людей как движущая сила истории. Побудители деятельности людей.
Общество как коммуникативная целостность. Понятие коммуникации. Развитие средств коммуникации в
6.3 Духовная жизнь общества
Идеальное и его роль в общественном развитии. Структура духовной жизни общества. Уровни и формы общественного сознания. Общественная психология и общественная идеология. Историзм и парадигмальность общественного сознания, понятие менталитета.
Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности. Исторические типы морали. Моральные нормы и поведение людей. Нравственное воспитание личности.
Правовое сознание: его структура и сущность. Правовые отношения и взгляды, оценки и ценности. Правосознание и государственность.
Политическое сознание: его структура и сущность.
Эстетическое сознание и его специфика. Искусство как форма сознания и способ отношения человека к миру. Виды искусства и их роль в эстетическом воспитании личности.
Специфика религиозного сознания. Исторические формы религиозных верований и их логическая систематизация. Элементарные формы религии: фетишизм, тотемизм, анимизм. Более сложные формы религии - политеизм, дуализм, пантеизм. Теизм и монотеизм как наиболее совершенные формы религии, включающие сложное представление о божественной сфере. Религиозные ценности в системе современной культуры.
6.4 Культура и цивилизация
Социально-философское содержание понятий «культура» и «цивилизация». Структура и элементы культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Культура как способ деятельности человека. Материальная и духовная культуры, их взаимосвязь. Свойства и формы внутренней культуры, их единство и многообразие. Культура человеческого бытия. Массовая и элитарная культура. Традиции и новаторство в культуре.
Культура и цивилизация в историческом процессе. Цивилизация как способ реализации культуры. Цивилизация, единство и многообразие путей её развития. Исторические типы цивилизации. Современная цивилизация и культурная эволюция: противоречия и перспективы развития.
6.5 Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
Социально-философское содержание понятий «культура» и «цивилизация». Структура и элементы культуры. Внутренняя и внешняя детерминация
Культура и цивилизация в историческом процессе. Цивилизация как способ реализации культуры. Цивилизация, единство и многообразие путей её развития. Исторические типы цивилизации. Современная цивилизация и культурная эволюция: противоречия и перспективы развития
/Лек/
1.Базовые характеристики философии. Контексты понятия.
2.Мировоззрение и его структура.
3.Исторические типы мировоззрения: религия, наука, мифология, искусство.
4.Философия как форма мировоззрения. Отличие философии от иных типов мировоззрения.
5.Философия и наука. Проблема научности философии и варианты её решения.
6.Специфика философского знания.
7.Предмет и круг проблем, методы философии.
8.Структура философского знания.Функции философии. Роль философии в обществе.
/Пр/
1. Античная философия.
2. Особенности эпохи и основные черты Средневековой философии.
3.Философия Нового времени.
4. Зарубежная философия XX века
5.Русская философия.
/Пр/
1.Проблема бытия в философии. Бытие как исходная категория философского мышления.
2.Основные формы бытия.
3.Бытие и материя. Становление понятия «материя» в истории науки и философии.
4.Понятие движения и развития. Формы движения. Пространство и время как философские категории.
5.Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, религии и науке.
6.Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Идеальная природа сознания.
7.Мышление, язык, речь. Язык как семиотическая система и инструмент коммуникации.
8.Сознание и информация.
/Пр/
1.Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики.
2.Система категорий и законы диалектики. Основные законы диалектики.
3.Диалектика количества и качества, сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, как выражение универсальных характеристик развития.
4.Системный характер развития и его отражение в категориях: целое и часть, внутреннее и внешнее, простое и сложное, структура и функция, элемент и система.
5.Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие коэволюции.
6.Единство и специфика синергетического и диалектического подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность в концепциях развития.
/Пр/
1.Факторы становления гносеологии как теории познания.
2.Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений.
3.Проблема знания и его типы. Знание и вера.
4.Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии.
5.Познание и наука. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
6.Специфика и структура научного познания. Философские основания науки.
7.Роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
/Пр/
1.Природа как объект социального осмысления
1.1.Особенности социально-философского знания.
1.2.Понятие природы. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь.
1.3.Географические и демографические факторы развития общества. Географический детерминизм и неомальтузианство.
1.4.Противоречия в системе «общество-природа», их основы и возможные пути разрешения.
2. Общество как системное образование.
2.1.Философское понимание общества и его истории. Общество как системное образование.
2.2.Структура общества.
2.3.Законы общественного развития и их отличие от законов природы.
2.4.Проблема смысла и направленности истории общества. Гипотеза общественного прогресса, её основные варианты и способы аргументации.
2.5.Исторический процесс и критерии периодизации: формационный и цивилизационный подходы к анализу механизмов общественного развития.
3.Экономика, политика и социальная структура общества.
3.1.Экономическая жизнь общества. Материальное
3.2.Социальная структура общества и её взаимосвязь с экономической жизнью.
3.3.Исторические формы общности людей.
3.4.Общее понятие политической жизни общества.
3.5.Государство как основная категория политики. Государство и Отечество. Государство и Родина.
3.6.Философские теории возникновения и сущности государства.
3.7.Социальное управление и политическая власть.
4.Духовная жизнь общества.
4.1.Духовная жизнь общества как производство, распределение и потребление духовных ценностей.
4.2.Общественное сознание в структуре духовной жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
4.3.Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология. Массовое сознание.
4.4.Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь.
5.Цивилизация и культура.
5.1.Философское понимание культуры.
5.2.Структура и основные элементы культуры: традиции, новаторство, творчество.
5.3.Цивилизация и культура: единство и многообразие.
5.4.Цивилизация и искусство.
6.Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.
6.1.Социальное прогнозирование: достоверность и критерии. Основные методы прогнозирования.
6.2.Виды социальных прогнозов.
6.3.Техника как феномен социального бытия, её влияние на будущее человечества.
6.4.Глобальные проблемы человечества, их классификация и пути решения.
/Пр/
Содержание работы
Подготовка к занятию.
Подготовка к тестированию.
Форма отчётности
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Срок контроля
Занятие № 1 /Ср/
Содержание работы
Подготовка к занятию.
Подготовка к написанию рефератов.
Подготовка к составлению таблицы.
Подготовка к тестированию
Форма отчётности
Устный опрос.
Защита рефератов.
Оценка таблицы.
Оценка тестирования.
Срок контроля
Занятие №2
/Ср/
Содержание работы
Подготовка к занятию.
Подготовка к написанию аналитического эссе
Форма отчетности
Устный опрос.
Проверка аналитического эссе.
Сроки контроля
Занятие №3
/Ср/
Содержание работы
Подготовка к занятию.
Подготовка к мини эссе
Форма отчетности
Устный опрос.
Устный опрос.
Сроки контроля
Занятие № 4
/Ср/
Содержание занятий
Подготовка к занятию.
Подготовка к тестированию.
Форма отчетности
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Сроки контроля
Занятие № 5 /Ср/
Содержание работы
Подготовка к занятию.
Подготовка к тестированию
Форма отчетности
Устный опрос.
Оценка тестирования
Срок контроля
Занятие №6 /Ср/
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности философского мировоззрения.
2. Понятие философии, её предмет и круг проблем.
3. Функции философии. Роль философии в культуре.
4.Основные методы философии.
5. Философия и наука. Взаимосвязь философии и специальных наук. Специфика и структура философского знания.
6. Античная философия: характерные черты, этапы развития, основные школы, проблематика.
7. Классическая античная философия. Сократ. Платон. Аристотель.
8. Философия Средневековья: основные особенности, этапы развития, проблематика.
9. Характерные черты философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм.
10. Философия И. Канта.
11. Философская система и диалектический метод Гегеля.
12. Философские идеи эпохи Просвещения.
13. Марксистская философия. Формирование и развитие философии диалектического материализма.
14. Позитивизм и его эволюция.
15. Экзистенциализм, его сущность и разновидности.
16. Основные этапы развития и особенности русской философии.
17. Бытие как исходная философская категория. Основные формы бытия.
18. Формирование понятия материи в истории науки и философии.
19. Пространство и время как важнейшие атрибуты бытия.
20. Понятие сознания. Решение проблемы сознания в истории философии.
21. Концепция сознания как продукта природы и общественного развития. Взаимосвязь языка и мышления.
22. Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики. Синергетический и диалектический подходы к развитию.
23. Закон. Виды и функции законов. Законы диалектики.
24. Понятие категорий в философии, их свойства, функции и способы использования.
25. Категории философии: часть и целое, элемент и система, структура и функция.
26. Категории философии: вещь/свойство, вещь/событие, причина и следствие; сущность и явление, содержание и форма.
27. Категории философии: необходимость и случайность; возможность и действительность, единичное/особенное/общее.
28. Гносеология: факторы становления и особенности гносеологической проблематики.
29. Познание как проблема философии. Основные уровни и формы познания.
30. Проблема субъекта и объекта познания. Основные модели субъект-объектных отношений.
31. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности знания.
32. Наука и научное познание. Структура научного познания, его уровни, формы и методы.
33. Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм
34. Проблема знания и его типы.
35. Философское понятие общества. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
36. Географический и демографический факторы общественного развития. Географический детерминизм и неомальтузианство.
37. Учение об общественно-экономической формации и его альтернативы.
38. Материальное производство: его структура и роль в общественном развитии.
39. Общественное сознание, его структура и роль в историческом процессе.
40. Политическая сфера жизни общества.
41. Государство, его происхождение и сущность.
42. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
43. Политическое и правовое сознание.
44. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности.
45. Философское понимание культуры.
46. Искусство как специфическая форма общественного сознания.
47. Философское определение религии. Типы религий или основные религиозные формы.
49. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество.
50. Глобальные проблемы современности, их классификация и пути решения.
Лекция - это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Практические занятия по «Философии» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку студентов, сформировать навыки научно-исследовательской работы, познакомить студентов с письменными источниками в области философии, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать текстовую базу дисциплины. Занятия направлены на использование студентами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа студентов начинается с изучения плана практических занятий. В плане занятия обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления студентов с последующим обсуждением, обсуждение рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; коллоквиум; работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением, комментирование актуальных проблем современного социально-гуманитарного знания, составление таблиц и т. д. Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы,
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать студентов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочих программах дисциплины и фондах оценочных средств. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории философского знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить студентам план следующего занятия, определить их роль, цель, задачи на следующем занятии, указать литературу.
Методические указания по подготовке конспектов
Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.
Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от студента не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание студентом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если студент не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию реферата
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Развернутое философское эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Философия»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Примерная тематика рефератов
1. Метафизическая пропедевтика: что есть философия?
2. Философия: рассуждение и вопрошание.
3. Парадигмы философского знания.
4. Функциональное назначение философии. Философия в социальном измерении.
5. Философия и ответственность.
6. История философии как форма самосознания и саморефлексии философии.
7. От античной философии до русской философии.
8.Онтологическая проблематика в философии.
9.Философские проблемы сознания.
10.Философские аспекты соотношения бытия и материи.
11.Онтологические версии бытия в исторической перспективе.
12.Познание как проблема философии.
13.Проблематика истины. Что есть истина?
14.Теория познания, философия науки и научного познания.
15.Философия и методология науки.
Критерии оценки:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" (91-100%) выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо"(76-90%) выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших
Оценка "удовлетворительно"(61-75%) выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, имеются существенные недочёты (2-3).
Оценка "неудовлетворительно" (менее 60%) выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине «Философия»
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых студентов по всему курсу. Тесты могут использоваться обучающимися при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний и преподавателями для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на семинарских занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться текстами законов, учебниками, литературой и т.д. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODL, либо производится по формуле МРСт.
Творческое задание в форме аналитического эссе.
Эссе представляет собой оригинальное произведение объемом 1-2 страницы текста. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Образец названия темы: «Изучение философских категорий как призыв "беречь мысль"».
Требования к написанию работы:
- содержательность
- теоретичность;
- конкретика;
- логичность;
- лаконичность;
- художественная ценность (образность, грамотность, читабельность).
Рекомендации по написанию мини эссе:
При написании мини эссе можно воспользоваться интерактивным методическим приемом ПОПС-формулой (позиция-обоснование-пример-следствие).
- «Я считаю, что…»;
- «Потому что …» ;
- «Я могу это доказать это на примере …»;
- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Критерии оценки:
Оценка "отлично" (91-100%, повышенный уровень) выставляется, если студент знает основной программный материал по теме и понимает его; умеет продемонстрировать навыки нестандартного решения проблемы, активность и творческий характер мышления, умение интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, обобщать и иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами не только из учебника, но и из любой области познания, культуры и повседневной жизни; владеет философскими знаниями на аналитическом уровне, способен обобщать, формулировать основные мысли, размышлять, обосновывать, конкретизировать, производить логические выводы,
раскрыто содержание теоретического материала по обозначенной теме; материал изложен грамотно, в определенной
Оценка "хорошо"(76-90%, пороговый уровень) выставляется за грамотно выполненное во всех отношениях задание при наличии небольших недочетов (1-2), примеры приведены только из учебника;
Оценка "удовлетворительно"(61-75%, пороговый уровень) выставляется за задание, которое удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, имеются существенные недочёты (2-3).
Оценка "неудовлетворительно" (менее 60%, уровень не сформирован) выставляется за задание, которое не соответствует требованиям предъявляемым к написанию эссе, имеются существенные недочеты (более 3), примеры приведены либо из учебника, либо совсем не приведены.
Методические указания по выполнению устного и/или письменного опроса
Опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Опрос – важнейшее средство развития мышления и речи. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким- то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамен
Критерии оценки:
«отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 91-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил – 76-90 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 61 - 75 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 60 % заданий
Методические указания по работе с таблицами
Таблицы – способы графической организации и логико-смыслового структурирования материала, полученного из лекций преподавателя и учебной литературы. Таблицы позволяют студенту сравнивать материал, уметь выделять главное, проводить аналогии, размещать информацию в хронологической последовательности, создавать комплексное представление об изучаемых объектах.
Цель работы с таблицами ‒ создавать комплексное представление об изучаемых объектах.
Перечень тем для таблиц (образец)
Раздел: Исторические типы философии
Таблица №1 Античная философия
Таблица №2 Средневековая философия
Таблица №3 Философия Эпохи Возрождения
Таблица №4 Философия Нового времени
Таблица №5 Современная западная философия
Таблица №6 Русская философия
Требования к составлению таблиц:
1. Характерные черты
2. Направления/школы
3. Представители
4. Основные труды
5. Проблемы
6. Основополагающий принцип
Критерии оценки:
Оценка "отлично, 91-100%, повышенный уровень. Студент знает основной программный материал по обозначенной теме и понимает его;
умеет анализировать и сравнивать материал, выделять главное, проводить аналогии, размещать информацию в хронологической последовательности, создавать комплексное представление об изучаемых объектах; владеет материалом на аналитическом уровне, способен дать определение понятию, обобщить, создать комплексное представление об объектах и произвести соответствующие выводы.
Оценка "хорошо",76-90%, пороговый уровень. Выставляется за грамотно выполненное во всех отношениях задание при наличии небольших недочетов (1-2);
Оценка "удовлетворительно", 61-75%, пороговый уровень. Выставляется за задание, которое удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностным знанием, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, имеются существенные недочёты (3);
Оценка "неудовлетворительно", менее 60%, уровень не сформирован. Выставляется за задание, которое не соответствует требованиям предъявляемым к работе с таблицами, имеются существенные недочеты (более 3).
Методические указания по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины «Философия» завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой промежуточной аттестации знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
- подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются информацией, которая в силу тех или иных причин не вошла в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета дается 30 минут.