(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- рассмотрение истории развития «Культура и межкультурные взаимодействия» научной дисциплины;
-понимание предмета и задач основных направлений курса: фундаментальной культурологии, истории культуры, культурной антропологии, социологии культуры и т.д.;
- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностной оценки культуры прошлого и настоящего;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками культурологического плана для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
ции
ракт.
Целостное представление о достижениях человечества. История культуры в эволюционном разрезе. Элементы материальной и духовной культуры. (Обучающийся должен представить 1-3 определения культуры из разных научных школ и концепций).
I Культура и межкультурное взаимодействие.
Тема 1. Введение в дисциплину. «Культура и межкультурное взаимодействие» как научная дисциплина.
Представление о генезисе термина культура, о появлении новой науки «культура и межкультурное взаимодействие». Авторы, внесшие наибольший вклад в теорию культуры. Методы дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия» и основные функции выполняемые культурой в нашем обществе (необходимо назвать основные функции и объяснить их на примерах).
Тема 2. Структура и состав современного культурологического знания. Структурные компоненты культурологической дисциплины. Общее и различное в каждой из областей знания о культуре. В чем суть философия культуры? Какие проблемы решает данное направление и с какими учеными оно связано? Социология культуры, показать ее связь с социологией и ее специфику. Культурная антропология, европейская и российская традиции, а также роль антропологии в культурологическом блоке знаний. Культурология и история культуры – здесь важно понимать основные исторические вехи и этапы становления как самой дисциплины так и культуры этносов, народов, цивилизаций и человечества в целом. /Лек/
3.Методы исследования культуры. 4.Типы культур. Подход к культуре с точки зрения двух парадигм «антропоцентризма» и «теоцентризма».
5. Теоретическая и прикладная культурология.
/Пр/
При изучении данной темы дается четкое представление об основных типологиях культур. Название и специфика, плюсы и минусы каждой типологии (авторское мнение и согласие (несогласие) с той или иной типологией и ее интерпретаций).
Тема 6. Восток и запад в культурологическом преломлении.
Данная тема является знаковой и важной для россиянина. Здесь необходимо показать глубокое понимание особенностей западной и восточной культур, а также умение их сравнения, сопоставления, вычленения недостатков и положительных сторон каждой из культур в целом.
Тема 7. Историческая типологизация культур.
Характеристика основных исторических типов культур. Выявление специфики локальных и региональных культур. Сопоставить их с представлениями о культуре в цивилизационной школе. Культура регионов. Специфика культур Севера и Юга, Запада и Востока. Соотношение культуры и цивилизации. Историческая типология культур. Ментальность как ядро типа культуры. Картина мира и образы культур. Субкультуры: этнические, конфессиональные, возрастные, делинквентные, сословные (дать оценку и свое видение исторической типологизации различных культур). /Лек/
2.Элитарная и массовая культуры.
3.Восточные и западные типы культур, их характеристика и основные черты. Запад и восток. Север и юг.
4.Глобальные и локальные культуры.
Специфические и «серединные» культуры.
Субкультуры и конткультуры. /Пр/
Тема 5. Социокультурная коммуникация.
Тема 6. Категории в науках о культуре.
/Ср/
На лекции раскрываются основополагающие термины семиотики. Основные представители науки семиотики, основные проблемы семиотики, а также анализ явлений культуры в свете семиотики. Определение семиотики, понятие знака, его специфических характеристик, знак и модель, классификация знаков, естественные и искусственные языки, синтактика, семантика и прагматика в знаковых системах. Кратко охарактеризовать историю отечественной семиотики. Что есть текст и контекст, интертекст? Текст как знак. Текст как определенная организация знаков. Следует различать вклад семиотики в понимание искусства и религий. Например семиотика христианского искусства. Семиотика искусства ислама. Семиотика искусства барокко, классицизма, романтизма, реализма, социалистического реализма, авангарда. Семиотика искусства модернизма и постмодернизма.
Тема 4. Социокультурная коммуникация.
Различные понятия и трактовка термина «коммуникация», основные схемы социокультурной коммуникации (примеры). Знание современной ситуации в российской культуре и обществе и связать с данной темой. /Лек/
2.Культура и гуманитарные науки.
Антропология, социология и психология в дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия».
3.Прикладная культурология.
4.Функции культуры.
5.Определения семиотики и первооткрыватели. Сфера семиотики: знаки и символы, коды. Знаковые системы, их классификация.
6. Школы и направления в культурологи. /Пр/
Тема 3. Культура и религия.
/Ср/
Современное видение ситуации. Характеристика судьбы России в отечественной дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия», например размышления ученых «Серебряного века». П.Н. Милюков об исторических путях развития русской культуры. Национальный характер русских в трудах В. Соловьева, В. Ключевского, Г. Федотова, В. Розанова. Особенности советской культуры в послевоенное время. Влияние перестройки на разные сферы культуры. Распад Советского Союза и его культурные последствия. Экономика и ее влияние на культуру на современном этапе развития России. Демократизация общества и ее культурные последствия. Политическая борьба и ее влияние на культуру. Положение средств массовой информации. Взаимоотношение массовой и элитарной культур. Противоречия многонационального строения российской культуры. Отношение российской культуры к культурам Запада и Востока, противостояние индивидуализма и коллективизма. Проблема свободы творчества и произвола. Дать оценку взаимоотношениям власти и интеллигенции и перспективы развития культуры народов России.
Тема 9. Культура и природа. Культура природопользования.
Анализ отличий культуры от природы. Различные подходы и интерпретации культуры в современной дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия». Рассмотрение экологической составляющей с точки зрения исследователя культуры. Знание о природе в культурологическом смысле на примере ситуации в России.
Тема 10. Культура и общество.
Дать определение общества. Что есть общество с точки зрения культуролога? Назвать основные проблемы взаимодействия культуры и общества. Раскрыть понимание общества в XX веке. Проблемы современного общества. Отношения в обществе: война и диалог. Виды диалога.
Тема 11. Культура и цивилизация.
Определения «цивилизация». Понимание цивилизации в истории. Сопоставить понятия «цивилизация» и «культура». Выявить разные подходы к проблеме «цивилизация-культура» в европейской, американской и российской культурологической среде. Рассмотреть футурологические концепции культуры. Э. Тоффлер об информационно-электронной цивилизации. Ф. Фукуяма о конце истории. Ж. Дюмазедье о цивилизации досуга.
Показ неоднородности культуры человечества в XX веке: противостояние европейского Запада и азиатского Востока, особенности сибирского Севера и африканского Юга. Влияние демократических и тоталитаристских социальных систем на культуру. Видеть этапы истории культуры в XX веке: переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, от капитализма к посткапитализму, от большевистского и фашистского квазисоциализма к постсоциалистической демократии, от модернизма к постмодернизму. Проблема отношения современной культуры к классическому наследию - смена его тотального отрицания диалогом. Изменения взаимоотношения массовой и элитарной культур. Изменение отношения культуры к природе и обществу. Изменения соотношения естественнонаучной и гуманитарной ориентации культуры. Диалог как универсальный способ разрешения всех социальных и идеологических противоречий. Анализ развития средств массовой коммуникации и духовного сближения народов планеты. Формирование у студентов общечеловеческих ценностей.
/Лек/
2.Современные концепции и отношение к природе. Культура природопользования.
3.Определения понятия общества в дисциплины «Культура и межкультурные взаимодействия». Соотношение культуры и общества.
4.Субъект культуры — человек культуры. Культурная самоидентичность.
Инкультурация и социализация. /Пр/
Тема 8. Глобальные проблемы (взгляд культуролога)
Тема 9. Культура в современной России.
/Ср/
1. Особенности культуры постмодернизма в России.
2. Сравнительный анализ культурных традиций Америки и России в современный период.
3. Реформация культуры востока в современном мире.
4. Влияние религии на культуру современной молодежи.
5. Язык жестов и танцев в культурной традиции Древней Индии.
6. Особенности японской культуры на примере современной трансформации театра «кабуки».
7. Сравнительный анализ особенностей «маскулинной» и «феминной» культур в современной Европе.
8. Влияние и рост рекламы в современной культурном мире России.
9. Сравнительный анализ культурных традиций Китая (конфуцианство, даосизм, чань-буддизм).
10. Интеграция различных культурных традиций в современном мире.
11. Феномен глобализации и его влияние на современную культуру.
12. Культура скинхедов (бритоголовых) на территории России.
13. Отдых и досуг молодежи: особенности одежды, танца, музыки, поведения, системы нравственных норм.
14. Роль мужчины и женщины в культуре (исторический срез).
15. Гений Леонардо да Винчи.
16. Сюрреализм и его художники – авторы.
17. Театр абсурда – феномен XX века.
18. Карнавал в средневековой и современной культуре.
19. Глобализация и ее влияние на культуру России.
20. Феномен аутсайдера в современной культуре.
21. Утопические концепции как социально-культурный феномен.
22. Русские философы и их вклад в мировое культурное наследие.
23. Сравнительный анализ творчества Ф. Ницше и М. Горького (их влияние на политику своих стран).
24. Современная игровая культура: за и против.
25. Взаимовлияния науки, искусства и религии в современной культуре.
26. Философия иррационального и ее влияние на культуру XX – XIX века.
27. Центр и провинция в современных глобализационных процессах.
28. Осмысление детства в современной культуре (искусство для детей, детское восприятие взрослого искусства).
29. Роль развлекательной индустрии в современной культуре.
30. Леонардо и Микеланджело: гении и соперники.
31. Технические виды искусств: за и против.
32. Исчезнувшие цивилизации (культурологический анализ на примере 1-2-х).
33. Теоцентризм и антропоцентризм в современном мире.
34. Культура алтайцев.
35. Россия – Евразия (культурологический анализ).
1.Культура и межкультурное взаимодействие как научная дисциплина (предмет, методы, цели и функции культурологии).
2. Становление термина «культурология», «межкультурное взаимодействие» в западной и отечественной науке.
3.Основные категории, универсалии и понятия. Структура наук о культуре. Категории культуры: субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды.
5. Фундаментальная культурология; социальная культурология; психология культуры; культурная семантика; прикладная культурология.
6. Морфы культуры: культура и миф (определение мифа, школы и направления, мифологема, миф и современность).
7. Культура и религия (общий анализ религии в культуре, религии в первобытном мире. Роль мировых религий в культуре: буддизм, ислам, христианство).
8. Особенности художественной и эстетической культуры: культура и искусство.
9. Политическая культура как компонент культуры (раскрыть смысл основных концептов: сущность и структура политической культуры, политическое сознание, культурная политика).
10. Диалог культур и культурные интенции ХХ века. «Восток» и «Запад» как социокультурная проблема. (Библер, Шпенглер, Гумилев и др.). Севере и Юг.
11. Массовая культура и элитарная культура (Концепты: глобализация культуры, транскультура, мультикультурализм, модернизация, массовая культура, компенсация, субкультуры, конткультура).
12. Культура и общество.
13. Социокультурная коммуникация: традиции и инновации.
14. Различные подходы к культуре (общая характеристика типологий культуры. Критерии типологизации). Этнические и национальные культуры. Локальные культуры.
15. Семиотика культуры: знаки, символы и коды в культуре.
16. НТР и ее влияние на культуру XX-XIX века. Техногенная культура. Культура и техника. Информационное общество. Культура и проблемы современности.
17. Концепция культуры как игры (Й. Хейзенга).
18. Цивилизационный подход к культуре. Теория Н.Я. Данилевского.
19. Концепция культуры О. Шпенглера
20.Концепция культуры по А. Тойнби.
21. Социологический подход к пониманию культуры (П. Сорокин и его три типа культуры).
22. «Аполлоническое» и «дионисийское» начала в культуре по Ф. Ницше.
23. Концепция культуры, «осевое время» по К. Ясперсу.
24. Психоанализ и его понимание культуры по З. Фрейду.
25. Понимание культуры в концепции психоанализа К. Юнга.
26. Русская культура (общая характеристика, ментальность, искусство и архитектура).
28. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
29. Современная культура Европы (основные направления: дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, постмодернизм).
30. Культура и природа.
31. Восточная культура (парадигма арабо-исламской культуры).
32. Концепция культуры по К. Марксу.
33.Формирование нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению в профессиональной деятельности
Семинар – форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студентам сформировать навыки работы с учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой и справочниками, а также развивать способность самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по культурологии, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию, опубликованными в данном учебно-методическом комплексе.
2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекций и по базовым учебникам.
3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения.
4. Изучает дополнительную литературу. Конспектирует материал и т.д.
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
Доклад должен включать введение, основную часть и заключение.
Рекомендуемое время на доклад составляет 7-10 минут. Время на обсуждение – 5 минут. На дополнения по 10 минут.