(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Информационное общество и информационная культура педагога. Характеристика компонентов содержания информационной культуры педагога. Электронные образовательные ресурсы по педагогике.
/Лек/
Библиотека как информационно-поисковая система. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек библиотеки. Алфавитный и электронный каталоги как средство адресного библиотечного поиска.
Тематический поиск педагогической информации и алгоритмы его выполнения. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм с целью концентрации, уплотнения и наглядного представления полученных данных. Основные методы поиска педагогических ресурсов сети Интернета.
/Лек/
Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды.
Учебные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.
Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения. Электронные учебные издания.
Научные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.
/Лек/
Технология подготовки научно-аналитического обзора.
Технология подготовки курсовой работы.
Требования, предъявляемые к курсовой работе. Технология и основные этапы подготовки курсовой работы.
Технология подготовки дипломной работы.
Технология подготовки производственно-практических документов.
Технология подготовки научной статьи, доклада и презентации. Определение, основные особенности, виды требования, технология и основные этапы подготовки, правила оформления, предъявляемые к научной статье, докладу, презентации.
/Лек/
Информация о правилах оформления литературы для студентов ГАГУ.
Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами, установленными в 2018 году Государственным стандартом (ГОСТ) Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и практика составления».
1. Полное описание издания
1.1 Книга одного-двух-трех авторов
1.2 Книга, имеющая более трех авторов
1.3 Сборник под редакцией
1.4 Описание многотомного или сериального издания
Отдельный том
1.5 Диссертация
1.6 Автореферат диссертации
2. Аналитическое описание документа
2.1 Статья из журнала одного-двух-трех авторов
2.2 Статья из журнала, имеющая более трех авторов
2.3 Статья из сборника (авторская)
2.4 Нормативные документы (указы президента, постановления правительства, законы и т. п.)
3. Полное описание электронного ресурса
4. Аналитическое описание электронного документа
4.1 Описание статьи, полученной с сайта издающей организации
4.2 Описание статьи, полученной из электронной базы данных
/Пр/
1. Библиографические ссылки: понятие, употребление, оформление.
Составляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5. – 2008.
1.2 Виды библиографических ссылок:
внутритекстовые ссылки,
подстрочные ссылки,
затекстовые ссылки.
Правила использования и оформления.
2. Методика составления личных тематических картотек.
/Пр/
Понятие ресурса. Ресурсы общества. Информационные ресурсы.
Поиск научной образовательной информации в сети Интернет.
Образовательные ресурсы в сети Интернет.
Официальные сайты государственных органов управления образованием.
1. Федеральные образовательные ресурсы
1.1 Российское образование.
1.2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
1.3 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
1.4 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН.
1.5 Всероссийский научно-технический информационный центр России (ВНТИЦ).
1.6 Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).
1.7 Российская государственная библиотека.
2. Информационно-образовательные ресурсы по педагогике.
2.1 Библиотека Гумер, раздел педагогика.
2.2 Библиотека начинающего педагога.
2.3 Биография.ру.
2.4 Век образования.
2.5 Лаборатория дистанционного обучения.
2.6 Научная педагогическая электронная библиотека им. К. Д. Ушинского РАО
2.7 Педагогика.
2.8 Педагогика для всех.
2.9 Педагогическая библиотека.
2.10 Педагогическая периодика.
2.11 Портал современных педагогических ресурсов.
2.12 Российская научная сеть.
2.13 Терминологический словарь по педагогике.
2.14 Научная электронная библиотека.
2.15 Образовательный портал «Учеба».
2.16 UROKI.NET.
2.17 О детстве.
/Пр/
Поиск научной образовательной информации в сети Интернет. Оформление списка литературы. Подборка цитат и определений, оформление ссылок по выбранной теме. Подготовка текста реферата. Составление личной картотеки из карточек найденной литературы.
1. Подготовить реферат:
1) титульную страницу;
2) оглавление;
3) введение;
4) две главы и параграфы в них;
5) наличие нумерованного и маркированного списков;
6) наличие цитат, сносок, ссылок;
7) наличие рисунков, схем и таблиц пронумерованных и подписанных;
8) во второй главе выполнить имитацию «Педагогического эксперимента» с наличием таблицы MS Excel и диаграммы к ней;
9) заключение;
10) список литературы 15-20 источников, оформленный по ГОСТу;
11) оформление верхнего колонтитула;
12) вставка номеров страниц.
2. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.
/Пр/
Лабораторная работа. Оформление реферата. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.
/Лаб/
2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области педагогической информации. /Ср/
в учебной и профессиональной деятельности педагога.
4. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности педагога. /Ср/
Каждому студенту выдается определенная тема по его специальности (тема реферата).
Для того, чтобы получить зачет по дисциплине «Основы информационной культуры», необходимо:
1. Подготовить документ «Мини реферат», включающий в себя:
1) титульную страницу;
2) оглавление;
3) введение,
4) две главы и параграфы в них,
5) наличие нумерованного и маркированного списков,
6) наличие цитат, сносок, ссылок первоисточников,
7) наличие рисунков, схем и таблиц пронумерованных и подписанных,
8) во второй главе выполнить имитацию «Педагогического эксперимента» с наличием таблицы MS Excel и диаграммы к ней,
9) заключение,
10) список литературы 15-20 источников, оформленный по ГОСТу;
11) оформление верхнего колонтитула;
12) вставка номеров страниц.
2. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.
(рефераты и презентации к ним оформляются и сдаются в электронной форме)
1. Народная художественная культура в системе трансляции культурных ценностей.
2. Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры.
3. Комплексное исследование народной художественной культуры как основа её сохранения и развития.
4. Ценностная система народной художественной культуры.
5. Структура народной художественной культуры: проблема определения.
6. Народная художественная культура в структуре культуры общества.
7. История возникновения и развития фольклористики.
8. Современные теории фольклористики.
9. Теория миграций сюжетов в фольклористике.
10.Теория эволюции фольклорной системы как аспект изучения в фольклористике.
11. Обряд как культурный текст.
12. Культурное наследие и традиционная культура народов России.
13. Деятельность ЮНЕСКО по возрождению, сохранению и поддержке традиционного народного художественного творчества.
14. Народная художественная культура в историческом процессе.
15. Крестьянство как создатель ценностной системы земледельческой культуры.
16. Современный этап развития народной художественной культуры.
18. Единство и разнообразие фольклорных жанров.
19. Фольклорные и литературные жанры. Сходства и различия.
20. Генезис и историческая динамика фольклорных жанров.
21. Художественно-творческая деятельность в современной народной художественной культуре.
22. Фольклор в современной народной художественной культуре.
23. Народное декоративно-прикладное искусство в современной на-родной художественной культуре.
24. Взаимосвязь и взаимодействие музыкального творчества — народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства.
25. Любительское художественное творчество как основная составляющая системы организации досуга.
26. Любительское художественное творчество в системе трансляции культурных ценностей.
27. Современного состояния любительского творчества и перспективы его развития.
28. Фольклорные истоки развития любительского художественного творчества.
29. Особенности любительского художественного творчества в историографическом аспекте.
30. Индивидуально-личностное начало в художественной самодеятельности.
31. Организация самодеятельного художественного творчества.
32. Глобализационные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков и их влияние на традиционную культуру.
33. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы.
34. Городская народная культура. (Телевизионная реклама, её герои, сюжеты, мотивы. Изобразительный язык городской рекламы, слоганы. Изменение годового праздничного календаря.)
35. Электронные технологии в городской народной культуре.
36. Городская народная культура между «письменными» и «бесписьменными» типами культур.
37. Миф, архетип, фольклор и ритуал в городской народной культуре.
38. Локальное и универсальное в современном мифе.
39. Миф в массовой культуре.
40. Миф в контексте коммуникативных и информационных процессов современности.
41. Новый культурный синтез в эпоху глобализации и статус в нём ми-фа.
42. Репертуарная политика самодеятельных исполнительских коллективов, её цели и задачи на различных этапах развития художественной самодеятельности.
43. Детский самодеятельный коллектив: понятие, сущность, закономерности развития.
44. Народная художественная культура как ценностная парадигма со-временного мира.
45. Народная художественная культура: традиции и модернизм.
46. Цели, задачи и методы восприятия и освоения народной художественной культуры в современных условиях.
Каждому студенту выдается определенная тема по его специальности (тема реферата).
Для того, чтобы получить зачет по дисциплине «Основы информационной культуры», необходимо:
1. Подготовить документ «Мини реферат».
2. По материалам реферата выполнить презентацию, включающую в себя рисунки SmartArt, настройку анимации, гиперссылки.
3. Выполнить лабораторную работу.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы
1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
сообщение о предварительных результатах исследования;
литературное оформление исследовательской проблемы;
обсуждение работы.
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе на-писания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4. Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.
Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило от-носится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).
Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. На-звание не подчеркивается.
Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.
Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:
текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.
При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией. Образец оформления титульного листа реферата представлен на сайте университета.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Защита тематического реферата:
1. Может проводиться на выделенном одном занятии (семинаре) в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы.
2. Защита реферата студентом предусматривает:
доклад по реферату не более 5-7 минут;
ответы на вопросы оппонента.
3. На защите рекомендовано излагать материал, исключая непосредственное чтение текста реферата.
4. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Методические указания по выполнению и оформлению презентации
Презентация – это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них.
Как правило, представляются новые проекты, идеи и т.п. В целом за-дача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше.
Слово презентация происходит от латинского слова «praesento» — передаю, вручаю, или английского «to present», что в переводе означает представлять что-либо.
Таким образом, под презентацией понимается сообщение и передача аудитории новых идей, разработок, планов. То есть презентация – это пуб-личное представление чего-либо или кого-либо аудитории слушателей.
Создание презентации состоит из трех этапов:
1. Планирование презентации
Планирование презентации включает в себя:
1) Определение целей.
2) Сбор информации об аудитории.
3) Определение основной идеи презентации.
4) Подбор дополнительной информации.
5) Планирование выступления.
6) Создание структуры презентации.
7) Проверка логики подачи материала.
8) Подготовка заключения.
2. Разработка презентации – особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона.
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации
Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать: рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Организация самостоятельной работы студента
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.
Этот вид работы предусматривает следующие виды учебной деятельности.
1. Составление конспекта
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
2. Информационное сообщение
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1 час.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Требования к выполнению:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
3. Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
4. Методические указания по подготовке к зачету
Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента