2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Культура речи и деловое общение_Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культура речи и деловое общение
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
3,85
самостоятельная работа
93,6
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,55
10,55
10,55
10,55
Сам. работа
93,6
93,6
93,6
93,6
Часы на контроль
3,85
3,85
3,85
3,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Культура речи и деловое общение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: повышение уровня коммуникативной компетенции бакалавра, что предполагает умение эффективно осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации в типичных для профессиональной деятельности ситуациях. 
1.2
Задачи: – помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях связанных с будущей профессией; – развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, выработать собственную систему речевого самосовершенствования; – способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура и межкультурное взаимодействие
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Владеет нормами русского литературного языка. Способен использовать знания по культуре русской речи и навыки общения в профессиональной деятельности для выражения собственных суждений и оценок, анализа мнений других участников коммуникации.
ИД-4.УК-1: Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Способен адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения в профессионально значимых жанрах устной и письменной речи, основываясь на принципах эффективного общения; участвовать в обмене информацией, выступать в определённой аудитории и представлять результаты работы. Соблюдает нормы речевого этикета в общении другими участниками коммуникации.
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Владеет стилями современного русского языка и основами культуры речи, принципами построения монологических текстов и диалогов. Зная принципы коммуникации, способен использовать речевые и невербальные средства общения для эффективного взаимодействия с партнерами.
ИД-1.УК-4: Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами. 
 
Владеет профессионально значимыми письменными жанрами и, в частности, умеет составлять официальные письма, служебные записки, решения собраний, протоколы, инструкции, редактировать собственные тексты. Способен грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей и т.д.
ИД-2.УК-4: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках. 
 
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.

Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к 

 
Ориентируется в различных речевых ситуациях, учитывает, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет); способен вести дискуссию и участвовать в ней, выступать публично на собраниях с отчётами, докладами, критическими замечаниями и предложениями, используя речевые средства и язык жестов, аргументировать свою точку зрения.
ситуациям взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в культуру речи и деловое общение
 
1.1
Культура речи и деловое общение: основные понятия и аспекты дисциплины /Лек/
4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
1.2
Выполнение заданий из практикума /Ср/
20
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
 
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
 
2.1
Грамматические нормы /Пр/
4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.2
Виды норм литературного языка (самостоятельное изучение темы, конспект-схема) /Ср/
7,4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
2.3
Орфоэпические нормы: произношение и ударение (самостоятельное изучение темы) /Ср/
4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.4
Выполнение упражнений практикума и работа со словарями /Ср/
31,8
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 3. Деловое общение
 
3.1
Принципы делового общения и этикет (самостоятельное изучение темы) /Ср/
6
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
3.2
Деловой стиль и письменное деловое общение (самостоятельное изучение темы) /Ср/
6,4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
3.3
Подготовка к вопросам коллоквиума /Ср/
8
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
 
Раздел 4. Публичная речь в деловом общении
 
4.1
Специфика, роды и виды ораторской речи /Ср/
2
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
4.2
Взаимодействие оратора и аудитории  /Ср/
2
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
4.3
Аргументация и культура дискуссионно-полемической речи  /Пр/
2
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
1
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
4.4
Подготовка доклада/выступления /Ср/
6
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.УК-1 ИД-4.УК-3 ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольные вопросы

 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 

1. Понятие культура речи. Три аспекта культуры речи.

2. Состав и структура национального языка (территориальные диалекты, социальные диалекты и др.).

3. Просторечие как нелитературная форма национального языка. Характерные черты просторечия.

4. Жаргоны как нелитературная форма национального языка.

5. Территориальные диалекты как нелитературная форма национального языка.

6. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.

7. Функциональные стили речи (общая характеристика).

8. Характерные черты научного стиля и его жанры.

9. Специфика официально-делового стиля. Виды документов.

10. Резюме как жанр делового стиля.

11. Виды деловых писем.

12. Публицистический стиль речи, основные черты и жанры.

13. Разговорный стиль и его специфика.

14. Специфика и виды делового общения.

15. Речевой этикет как непременное условие эффективного общения.

16. Типичные этикетные ситуации: знакомство, просьба, отказ и др.

17. Проблема обращения к незнакомому человеку в современной России.

18. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.

19. Эвфемизмы и их функция в деловой коммуникации.

20. Критика в деловом общении.

21. Телефонный этикет.

22. Принципы эффективной коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости и др.

23. Деловая беседа как жанр устной деловой речи.

24. Деловые переговоры. Речевая стратегия и тактика.

25. Комплименты в деловом общении.

26. Понятие нормы литературного языка. Признаки нормы.

27. Виды норм литературного языка.

28. Орфоэпические нормы.

29. Лексические нормы.

30. Морфологические нормы.

31. Синтаксические нормы.

32. Роды и виды публичной речи.

33. Основные этапы подготовки публичной речи.

34. Композиция речи.

35. Аргументация и её структура. Виды аргументов.

36. Коммуникативные качества речи.

37. Дискуссия и полемика как разновидности спора.

38. Корректные и некорректные приёмы спора.

39. Средства выразительности речи.

40. Приемы привлечения внимания аудитории.

41. Приемы поддержания внимания аудитории.

42. Типы словарей и справочников современного русского литературного языка.

Контрольный тест по дисциплине «Культура речи и деловое общение»

Вариант 1

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Литературный язык характеризуется основными свойствами… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) использованием всех средств языка (в т.ч. жаргона, просторечия, диалекта)

б) обработанностью и нормированностью

в) узкой сферой употребления

г) наличием функциональных стилей

2. Диалектизмы – это…

а) слова, используемые в местных говорах

б) слова и выражения характерные для газетно-публицистической речи

в) стилистически сниженные слова

г) слова, используемые определённым кругом лиц, объединенных общностью положения, интересами, профессией и т.д.

3. Чтобы выяснить происхождение слов лопата, глазурь нужно воспользоваться _______словарем.

а) этимологическим

б) орфоэпическим

в) словообразовательным

г) толковым

Модуль 2. Нормы литературного языка

 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 

1. Ударение падает на второй слог в словах, представленных в ряду…

а) досуг, зевота

б) экспертный, углубить

в) догмат, факсимиле

г) колосс, баловать

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

а) возбужденО

б) щАвель

в) свЕкла

г) агронОмия

3. Укажите слово, в котором на месте орфографического ЧН произносится ШН.

а)  Никитична

б)  молочный

в)  строчный

г) яичный

4. Существительное среднего рода…

а) коммюнике

б) кенгуру

в) кольраби

г) хинди

5. Правильно образована степень сравнения прилагательного…

а) краткий – самый наикратчайший

б) маленький – более меньше

в) прогрессивный – более прогрессивный

г) точный – самый наиточнейший

6. Какое  словосочетание  избыточно (плеоназм)?

а) суть дела

б) демобилизоваться осенью

в) период времени

г) отрезок времени

7.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка.

а) договора

б) доктора

в) редактора

г) бухгалтера

8.    В каком случае значение слова указано неверно?   

а) тормоза – устройство для торможения

б) тормозы – препятствия в развитии (в экономике)

в) корпусы – здания, войсковые соединения

г) соболя – шкуры, изделия из шкур соболя

9.    Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована правильно.

а) чулков

б) килограмм

в) апельсин

г) носков

10.    Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят  шестью рабочими завода.

б)  Фонд библиотеки пополнился пятьюстами восьмьюдесятью семью книгами.

в) В кассе нет трехсот шестидесяти девяти рублей.

г) Колосс сложен из двухсот сорока пяти камней.

11. Какая  фамилия склоняется?

а) Иван Седых

б) Наталья Бондарчук

в) Сергей Бондарчук

г) Александр Дюма

12. Какая пара слов является паронимами?

а) представить – предоставить;

б) кран – кран;

в) авария – катастрофа.

г) добро – зло

13. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильно определён род аббревиатуры).

а) ООН постановила

б) ФСБ задержало

в) НИИ получил

г) МИД заявил

14. Укажите, в каком ряду все слова в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
а) носки, сапоги

б) чулки, помидор

в) лимоны, ножницы

г) брюки, погоны

15. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

а) Благодаря Игорю они успели на автобус.

б) Благодаря постановлению мэра город стал чище.

в) Согласно приказу №5 курить на крыльце техникума запрещается.

г) Согласно распоряжения администрации города проезд на территорию парка запрещен.

Модуль 3. Стилистика

1. К жанрам официально-делового стиля относятся… (укажите не менее двух вариантов ответа)

а) беседа, репортаж

б) характеристика, устав

в) монография, тезисы                 

г) заявление, иск

2. К официально-деловому стилю не относится ...

a) доверенность                           

б) аннотация

в) заявление                                 

г) резюме

3. Конструкции действующие на основании договора, справка действительна в течение месяца используются в _________ стиле.

а) публицистическом

б) научном

в) официально-деловом

г) разговорном

4. Публицистический стиль характеризуется…

а) выразительностью и эмоциональностью

б) нейтральностью лексики

в) слабой индивидуализацией

г) стандартностью и стереотипностью

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

а) художественному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему называется…

а) докладом

б) сообщением

в) отчетом

г) беседой

2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это…

а) взаимодействие

б) ситуация

в) восприятие

г) событие

3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…

а)  если руководитель и подчиненный родственники

б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая

в)  если руководитель значительно старше по возрасту

г) уместно во всех перечисленных ситуациях

4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ личной сферы)?

а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима симпатии

г) максима скромности

5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по этикету?

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
а) «Мужчина, вы выходите?»

б) «Девушка, вы выходите?»

в) «Извините, вы выходите?»

г) «Мужик, ты выходишь?»

6. Цель дискуссии

а) победить, используя любые средства

б) победить, используя только корректные приемы

в) достичь истины, используя только корректные приемы

г) у дискуссии нет цели

7. К какому роду публичной речи относится поздравительная речь?

а) к социально-политическому красноречию

б) к социально-бытовому красноречию

в) к академическому красноречию

г) к судебному красноречию

Вариант 2

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Что характеризует просторечие?

а) наличие устной и письменной форм

б) нормированность и кодифицированность

в) набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка

г) наличие функциональных стилей

2. Жаргонизмы – это…

а) слова, используемые в местных говорах

б) слова и выражения характерные для газетно-публицистической речи

в) стилистически сниженные слова

г) слова, используемые определённым кругом лиц, объединенных общностью положения в обществе, интересами, профессией

3. Чтобы к слову вежливый  подобрать слово с противоположным значением, нужно воспользоваться словарем…

а) иностранных слов

б) паронимов

в) синонимов

г) антонимов

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на четвертый слог в словах, представленных в ряду…

а) ветеринария, еретики, ходатайство

б) украинский, подростковый, христианин

в) завсегдатай, флюорография, полиграфия

г) нефтепровод, трубопровод, газопровод

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

а) христианИн

б) плАто

в) квартАл

г) втрИдорога

3.  Укажите слово, в котором на месте орфографического ЧН произносится ШН.

а)  горчичник

б)  молочный

в)  игрушечный

г)  коричневый

4.   Какое  словосочетание  избыточно?

а) взрослый абориген

б) коллега по работе

в) суть дела

г)  виртуальная действительность

5.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка.

а) пристава

б) корректора

в) инструктора

г) паспорта

6.    В каком случае значение слова указано неверно?   

а) тормозы – препятствия в развитии (в экономике)

б) учители – идейные руководители, вдохновители

 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
в) меха – выделанные шкуры

г) ордены – медали, награды

7.    Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована неправильно.

а) грузин

б) монгол

в) болгар

г) англичан

8.    Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Депутат встретился с восьмисот семьдесят  тремя рабочими завода.

б) Фонд библиотеки пополнился семьюстами сорока семью книгами.

в) Выдал зарплату четыремстам пятидесяти шести шахтерам.

г) В выпуске «Новостей» сообщалось о трехстах семидесяти сотрудниках корпорации, оставшихся без работы.

9. Какая  фамилия склоняется?

а) Роберт Говард

б) Виктор Гюго

в) Елена Ремчук

г) Бернард Шоу

10. Существительное мужского рода …

а) шампунь

б) мозоль

в) вуаль

г) салями

11. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой, возникшей из-за неправильного определения рода аббревиатуры.

а) ЕС установил

б) МИД предупредило

в) МГУ открыл

г) МХАТ поставил

12. Укажите, в каком случае степень сравнения прилагательного образована неверно.

а) высочайший

б) величайший

в) гораздо более лучший

г) более глубокий

13. Норма употребления предлогов нарушена в словосочетании…

а) согласно правилам внутреннего распорядка

б) вопреки вашему совету

в) наперекор здравого смысла

г) сообразно интересам студентов

14. «Адресовать в адрес», « направляться в заданном направлении», «использовать все неиспользованные ресурсы» - это пример …

а) плеоназма

б) омонимии

в) тавтологии

г) эвфемизации

15. Речевой ошибки нет в предложении…

а) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

б) Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей.

в) Эта песня вызвала у меня большое удовольствие.

г)  В наше время женщина должна занять важную роль в поли¬тике.

Модуль 3. Стилистика

1. Книжные стили – это…

а) художественный, разговорный, публицистический

б) официально-деловой, художественный, разговорный

в) разговорный, официально-деловой, научный

г) научный, официально-деловой, публицистический

2. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения, представленные в ряду …

а)  вкусный торт, аутентичность данных

б) кошмарный сценарий, арена политической борьбы

в) метод аналогии, актуальность исследования

г) обоснование выбора темы, результаты эксперимента

3. К разговорному стилю относятся все слова, представленные в рядах… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) толстяк, крепыш

б) хвастун, прилипала

в) капризуля, динамик

г) днище, капитуляция

4. Жанрами собственно научного стиля, передающими новую научную информацию, являются… (укажите не менее 2 вариантов ответа)  

 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
а) реферат, аннотация

б) статья, тезисы

в) рецензия, отзыв

г) монография, диссертация

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

а) разговорному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Аргументом к авторитету является…

а) угроза неприятными последствиями

б) ссылка на мнения известных и уважаемых в обществе людей

в) приписывание оппоненту мнимых недостатков, бросающих тень на его умственные способности.

г) правильный ответ не указан

2. К какому роду публичной речи относится лекция?

а) к социально-политическому красноречию

б) к социально-бытовому красноречию

в) к академическому красноречию

г) к судебному

3. В профессиональном общении эвфемизм…

а) может использоваться

б) не используется

в) встречается только в речи необразованных людей

г) термин «эвфемизм» вообще не имеет отношения к речи, а связан с невербальным общением

4. Изложения материала в публичной речи от общего к частному – это…

а) индуктивный метод изложения;

б) дедуктивный метод изложения;

в) исторический метод изложения.

г) ступенчатый метод

5. Речь одного человека – это…

а) полилог

б) монолог

в) диалог

г) все, указанное выше

6. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует связывать партнера обещаниями, клятвами, обременять его»?

а) максима великодушия;

б) максима такта

в) максима симпатии.

г) максима скромности

7. Цель полемики

а) победить

б) достичь истины, используя только корректные приемы

в) важна не победа, а участие

г) в полемике не может быть цели

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту за комплексный тест, если  он дал правильные ответы на более чем 28 вопросов из 30, тем самым показав знание норм литературного языка, принципов общения, речевого этикета, умение применять эти знания, а также навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на 23-28 вопросов теста из 30, тем самым показав хорошее знание норм литературного языка, основных принципов общения, речевого этикета, умение применять эти знания, выявлять многие типичные ошибки в устной и письменной речи.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на 18-22 вопроса из 30, показав частичное знание норм литературного языка, отдельных принципов общения, речевого этикета, некоторые умения применять эти знания, а также навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи в частных случаях.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на менее18 вопросов из 30, показав фрагментарные знание норм литературного языка, отдельных принципов общения, речевого этикета, недостаточно сформированные навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи.

Вопросы к практическим занятиям (коллоквиумы)

 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Тема: Введение в культуру речи и деловое общение

1. Основные понятия культуры речи и делового общения.

2.Формы национального языка и деловая речь (территориальные диалекты, жаргоны и арго, просторечие и литературный язык).

3. Основные типы словарей русского языка, необходимые для совершенствования устной и письменной деловой речи.

Тема: Нормативный аспект культуры речи

Орфоэпические и акцентологические нормы

1. Понятие нормы литературного языка. Основные свойства нормы (относительная устойчивость, общеобязательность и др.)

2. Фонетические нормы в системе норм литературного языка.

3. Произношение сочетаний ЧН и ЧТ

4. Произношение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой Е.

5. Трудности произношения, связанные с использованием букв Е и Ё.

6. Ошибочное употребление лишних согласных или гласных звуков в словах.

7. Специфика русского ударения.

8. Норма, варианты нормы и ненормативные варианты ударения.

Лексические и фразеологические нормы

1. Понятие лексические нормы литературного языка.

2. Типичные нарушения лексических норм:

а) ошибки в употреблении паронимов;

б) речевая избыточность: плеоназм и тавтология;

в) неправильное употребление синонимов, омонимов и др. лексические ошибки.

3. Лексическая сочетаемость слов.

4. Фразеологические нормы и типичные ошибки.

Морфологические нормы

1. Морфологические нормы имени существительного:

а) типичные ошибки, связанные с неправильным определением рода (тюль, кофе, шампунь, рельс и т.д.);

б) окончания родительного падежа множественного числа имен существительных (носков, чулок, помидоров, монголов и т.д.);

г) окончания именительного падежа множественного числа имен существительных (инспекторы – инспектора, инструкторы – инструктора и т.п.);

д) склонение иноязычных фамилий.

2. Морфологические нормы имени числительного.

3. Морфологические нормы местоимений.

4. Морфологические нормы глагола.

Синтаксические нормы

1. Понятие синтаксической нормы

2. Ошибки в структуре словосочетаний: нарушения согласования и управления, неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге, пропуск предлога, употребление лишнего предлога и др.

3. Ошибки в строении и значении предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, синтаксическая двузначность (двусмысленность) и др.

Тема: Деловое общение

Принципы делового общения

1. Структура и виды делового общения.

3. Принцип делового общения (по Г. П. Грайсу, дж. Ягеру, Дж. Личу)

1. Понятие функциональный стиль.

2. Классификации функциональных стилей.

1.Научный стиль, сфера его функционирования и характерные черты.  

2.Первичные жанры научного стиля: а) статья, монография; б) курсовая и дипломная работы.

3. Вторичные научные жанры: а) реферат (характеристика, структура и виды); б) конспект (характеристика и виды);

в) тезисы,

г) аннотация и др.

Устное деловое общение: деловая беседа и деловые переговоры

1. Специфика и общая характеристика жанров устной деловой речи.

2. Деловая беседа как жанр устной деловой речи.

3. Классификация переговоров. Подготовка и этапы переговоров.

4. Речевые стратегии и тактики диалогических жанров делового общения.

Речевой этикет в деловом общении

1. Понятие речевого этикета, его функции и национальная специфика.

2. Типичные ситуации речевого этикета и соответствующие им формулы:

а) приветствие и прощание;

б) обращение, выбор местоимений ВЫ и ТЫ;

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
в) знакомство (представление);

г) просьба и отказ;

д) комплимент и др.

3. Телефонный речевой этикет.

4. Речевой этикет в деловых письмах.

Специфика и жанры письменной деловой речи

1. Сфера функционирования и языковые черты официально-делового стиля речи.

2. Виды документов и жанровая дифференциация письменной деловой речи:

а) организационно-распорядительные документы (закон, приказ, устав и др.);

б) информационно-справочные (докладная записка, протокол, справка и др.);

в) частные деловые бумаги (заявление, автобиография, резюме и др.)

3. Виды деловых писем.

Тема: Публичная речь в деловом общении

Специфика, роды и виды ораторской речи

1. Понятия публичная и ораторская речь. Специфика публичной (ораторской) речи.

2. Роды и виды публичной речи (академическое, судебное, социально-политическое, социально-бытовое, церковно-богословское красноречие).

3. Виды речи по их целевой установке (по П. Л. Соперу).

а) информационная речь, ее специфика и правила подготовки.

б) убеждающая речь, ее специфика и рекомендации по подготовке;

в) воодушевляющая и призывающая к действию речи, их специфика;

г) развлекательная речь.

Взаимодействие оратора и аудитории

1.Виды аудиторий и их характеристика.

2. Основные требования к речи, поведению, моральному и внешнему облику оратора.

3. Приемы привлечения внимания аудитории.

4. Приемы удержания внимания аудитории.

Композиция публичной речи

1. Структура публичной речи. Функции вступления, основной части и заключения.

2. Методы расположения материала в основной части выступления.

3. Типичные ошибки в композиции речи.

Аргументация и культура дискуссионно-полемической речи

1. Понятие и структура аргументации.

2. Основные классификации аргументов.

3. Спор и его виды.

4. Способы эффективной аргументации и приемы спора.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы докладов / рефератов

1. Стратегии и тактики в речевой коммуникации.

2. Роль жестов и мимики в деловом общении.

3. Основные закономерности проксемики в деловом общении

4. Деловые совещания и собрания

5. Национальная специфика речевого этикета.

6. Виды деловых писем.

7. Этапы и методы работы над публичной речью.

8. Признаки хорошего слушания.

9. Принципы ведения спора.

10. Основные типы речевых ошибок.

11. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.

12. Условия успешной коммуникации.

13. Принципы делового общения.

14. Методы и навыки ведения телефонных разговоров.

15. Защита от манипуляций в деловом общении.

16. Характеристика современного делового письма.

17. Организация делового завтра, обеда и ужина.

18. Методы и стратегии управления конфликтной ситуацией.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Является отдельным документом в соответствии с положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
- Тесты

- Рефераты

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
- Доклады

- Вопросы к коллоквиумам

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: учебное пособие для студ. нефилологических факультетов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
 
Л1.2
Баданова Т.А., Новикова О.В., Попов [и др.] А.В., Попов А.В.
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
 
Л1.3
Скибицкая И.Ю., Скибицкий Э.Г.
Деловые коммуникации: учебное пособие : электронный учебник
Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/85883.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Волкова Н.А., Камынина Н.Г., Новикова [и др.] О.В., Камынина Н.Г.
Справочник-практикум по культуре русской речи: для студентов и школьников Республики Алтай
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=607:spravochnik-praktikum-po-kulture-russkoj-rechi-dlya-studentov-i-shkolnikov-respubliki-altaj&catid=33:russkij-yazyk&Itemid=180
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна

 
стр. 16
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
224 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Общие географические карты, ученическая доска, система-картотека (система для хранения и демонстрации плакатного материала).

Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы

 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Конспектирование необходимо при подготовке вопросов коллоквиумов, на начальных этапах подготовки реферата.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении 

 
стр. 17
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по решению разноуровневых задач

Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение задач помогает лучшему 

 
стр. 18
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Решение каждой задачи студент должен изложить устно или письменно.

Задача представляет собой казус. Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий).

Необходимым условием успешного решения задач является предварительная подготовка студентов к занятиям. В первую очередь, студенты должны изучить конспект лекций и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу.

Решение задач должно быть развёрнутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач.

Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого понимания анализируемой ситуации.

Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность – 20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно.

Решение задач должно носить творческий характер. Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно.

Методические указания по подготовке к коллоквиумам

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к коллоквиуму на занятии (темы и вопросы к коллоквиумам дает преподаватель или можно посмотреть их самостоятельно в рабочей программе дисциплины). Коллоквиум – одна из форм учебных занятий  - беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения знаний.

Как правило, коллоквиумы проводятся в виде:

- опроса или развернутой беседы – обсуждение, основанное на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также задаются дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, можно обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения коллоквиума на занятии:

1. Вступительное слово преподавателя – 1-3 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 5-15 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 3-5 мин.

Домашнее задание (к каждому коллоквиуму).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если  на коллоквиуме (часть практического занятия) он показал глубокое знание вопроса (темы), смог дать четкий, логичный и развернутый ответ, изложенный грамотно; смог привести собственные примеры. Если использовал учебную и научную литературу, написал план ответа, тезисы, конспект или подготовил реферативное сообщение.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту: 1) если он показал знание вопроса (темы), но не достаточно раскрыл один из аспектов; 2) если смог дать достаточно четкий, логичный ответ, но допустил 1-2 неточности в формулировках; 3) привел недостаточно собственных примеров; 4) допустил  2-3 речевые ошибки.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту: 1) если он показал фрагментарное знание вопроса (темы) и не достаточно раскрыл его; 2) если ответ местами был не логичным, содержал неточности в формулировках; 3) если не смог 

 
стр. 19
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
привести собственные  примеры; 4) допустил  2-4 речевые ошибки.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту: 1) если он показал значительное незнание вопроса (темы) и не смог раскрыть его; 2) если ответ был не логичным, содержал ошибки в формулировках; 3) если не смог привести правильные примеры; 4) допустил  более 5 речевых ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к зачёту

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Он является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам студенту дается 20 минут.