(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
– о понятийном аппарате этнологии, научных школах и разнообразных подходах к решению важнейших научных проблем,
– этнической структуре человечества, этнокультурной ситуации в Горном Алтае в зависимости от их естественно-географической специфики и исторической динамики,
– основных элементах традиционной культуры алтайцев, механизмах ее воспроизводства;
– многообразии и противоречивости культурно-исторического взаимодействия народов Горного Алтая в прошлом и настоящем.
ции
ракт.
1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.
2.Роль этнографии и фольклора в современную эпоху.
3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.
4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.
5. Бурханизм: Исследования и концепции.
6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..
7. Исследователи коренных малочисленных народов Северного Алтая. Сатлаев Н.Ф., Кандаракова Е.П.
8. Исследования по этнической группе теленгитов (Дьяконова В.П., Чанчибаева Л.В.)
9. Исследования алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)
10. Исследования по фольклору народов Горного Алтая (Суразаков С.С.,Каташ С.С., Каташев С.М.).
11. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: таежные охотники и рыболовы.
12. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: охота и собирательство.
13. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: скотоводство.
14. Земледелие в Горном Алтае.
15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.
16. Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.
17. Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.
18. Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.
19. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.
20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).
21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.
22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Горного Алтая.
23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Горного Алтая.
24. Религиозные верования и календарные праздники.
25. Календарь 12-летнего животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.
Вопросы к зачету с оценкой
1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.
2.Роль этнографии и фольклора в современную эпоху.
3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.
4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.
5. Бурханизм: Исследования и концепции.
6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..
7. Исследователи коренных малочисленных народов Северного Алтая. Сатлаев Н.Ф., Кандаракова Е.П.
8. Исследования по этнической группе теленгитов (Дьяконова В.П., Чанчибаева Л.В.)
9. Исследования алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)
10. Исследования по фольклору народов Горного Алтая (Суразаков С.С.,Каташ С.С., Каташев С.М.).
11. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: таежные охотники и рыболовы.
12. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: охота и собирательство.
13. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: скотоводство.
14. Земледелие в Горном Алтае.
15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.
16. Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.
17. Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.
18. Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.
20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).
21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.
22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Горного Алтая.
23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Горного Алтая.
24. Религиозные верования и календарные праздники.
25. Календарь 12-летнего животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.
26. Основные религии в Горном Алтае.
27. Шаманизм и культ предков у алтайцев.
28. Бурханизм: верования и культы.
29. Ислам в Горном Алтае.
30. Христианство в Горном Алтае.
31. Обычное право алтайцев.
32. Изучение алтайского героического эпоса: Проблемы методологии и методики исследования (Суразаков С.С., Каташ С.С., Казагачева З.С., Ямаева Е.Е.) .
33. Современные исследования по этнической истории алтайцев (Екеев Н.В.,Самаев Г.П., Модоров Н.С.).
34. Современные исследования этносоциальных процессов (Тадина Н.А.,Екеева Н.М., Муйтуева В.А.).
35.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Горном Алтае. Работа агентства по сохранению культурного наследия при Правительстве РА.
36. Проблема сохранения нематериального наследия народов Горного Алтая.
37. Мифы о сотворении мира и мифологические былички народов Горного Алтая.
38. Генеалогические мифы и предания алтайцев.
39. Топонимические мифы.
40. Астральные мифы. Мифы о культурных предках и изобретении предметов культуры (Сартакпай и др.).
41. Исторические предания об ойратах и Ойрот-хане.
42. Исторические предания о борьбе с завоевателями.
43. Предания о Шуну: миф и реальность.
44. Сказки народов Горного Алтая.
45. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Пословицы. Поговорки.Загадки.
46. Песенный фольклор.
47. Спортивные состязания и воспитание подрастающего поколения.
48. Экологическая культура в Горном Алтае.
49. Эпические сказания алтайцев: Сказание «Очы-Бала» в контексте проблемы Укокской принцессы». Роль мифа в современном мире.
50.Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»
1. Проблемы коренных малочисленных народов Республики Алтай.
2. Основные хозяйственно-культурные типы (ХКТ) в Горном Алтае. Их характеристика.
3. Охота в традиционной культуре народов Алтая (северных алтайцев, южных алтайцев, казахов и старообрядцев)
4. Лошадь в традиционной культуре и в хозяйственной деятельности алтайцев (казахов, старообрядцев).
5. Народные промыслы в Горном Алтае.
6. Уклад и образ жизни, жилища северных алтайцев.
8. Жилища южных алтайцев.
9. Поселения старообрядцев.
10. Роль собирательства в традиционной культуре алтайцев (казахов, старообрядцев)
11. Традиционная пища алтайцев (северных и южных) и казахов.
12. Особенности национальной кухни старообрядцев.
13. Одежда народов Горного Алтая.
14. Социальные отношения и семейный быт алтайцев.
15. Ислам и семейный быт казахов.
16. Семья и быт старообрядцев.
17. Религия и верования народов Горного Алтая. Шаманизм. Бурханизм.
18. Религия и верования народов Горного Алтая. Христианство. Ислам.
19. Календарные праздники и обряды народов Горного Алтая.
20.Фольклор народов Горного Алтая. Песенный, детский фольклор. Малые жанры – пословицы, поговорки, загадки.
21. Фольклор и воспитание детей. Детский фольклор (алтайского и казахского народов, старообрядцев)
22. Песни народов Горного Алтая (исторические, трудовые, любовные, военные, сатирические и др.)
23. . Мифы и предания народов Горного Алтая.
24. Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая.
25. Топонимические предания и легенды Горного Алтая.
26. Исторические предания народов Горного Алтая.
27. Генеалогические предания.
29. 28. Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.
29. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»
30. Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокской принцессы».
31. Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.
32. Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.
33. Традиционные охотничьи представления и обряды. Петроглифы Горного Алтая как источник изучения охоты.
34. Архаическое наскальное искусство и астральные мифы. Мегалитические комплексы в Горном Алтая.
Темы для конспектирования
1. Л.П.Потаповтыҥ Очерки по истории алтайцев деп ижинде јанжыккан культура керегинде.
2.Ф.А. Сатлаевтин "Кочо-Каан – обряд испрашивания плодородия у кумандинцев" деп ижинде чeм-jаннын структуразы (одор аайы, тургузылганы) керегинде.
3. Л.П. Потаповтыҥ «Алтайский шаманизм» деп ижинде кам јаннын атрибуттары керегинде
4.Н.И. Шатинованын «Семья у алтайцев» деп ижинде бала чыкканыла, тойло, кижи божогоныла колболу чeм-jандардын анылузы керегинде.
5. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев.
6.Л.П. Потаповтын «Алтайский шаманизм» деп ижинде камнын чeм-jаныла колболу поэзиязы.
7.В.И. Вербицкийдин "Алтайские инородцы" деп ижинде алтай оос поэзиянын жанрлары. Онын эткен керегин В.А. Муйтуеванын шиндеген ижинде ширтегени.
8. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев XIX начале ХХ вв.
9.С.С. Суразаковты «Алтайский героический эпос» деп монографиязында кай чорчоктин озум этаптары керегинде.
10 В.П. Дьяконованыҥ «Алтайцы» (2001) деп ижинде алтай улустыҥ ижи-тоджы, айылдары, кеп-кийими, аш-курсагы керегинде.
11.Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (Х1Х – ХХ вв.) тӱӱки айалга ла культуразы керегинде.
12. История Республики Алтай (2002) деп иште административный болуниш керегинде.
13. Н.А. Майдурованыҥ «Горный Алтай в конце XIX-начале XX вв.» деп ижинде Алтайда культуранын ӧзуми керегинде.
14. В.А. Муйтуеваныҥ «Традиционно-религиозная мифологическая картина мира алтайцев» деп ижинде кудай јан керегинде.
Тест
Устный опрос
Конспект
Вопросы к зачету с оценкой
Вопросы к зачету
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по выполнению реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Методические указания по составлению конспекта
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны
Методические указания по выполнению теста
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.