(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.
2.Роль этнографии и фольклора в современную эпоху.
3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.
4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.
5. Бурханизм: Исследования и концепции.
6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..
7. Исследователи коренных малочисленных народов СИбири.
8. Исследования по этнической группе тоджинцев Тувы
9. Исследования тувинского, якутского, хакасского, алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)
10. Исследования по фольклору народов Сибири.
12. Культурно-хозяйственные типы у народов Сибири: охота и собирательство.
13. Культурно-хозяйственные типы у народов Сибири: скотоводство.
14. Земледелие в Сибири.
15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.
16. Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.
17. Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.
18. Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.
19. Традиционная одежда и прически народов Сибири.
20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).
21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.
22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Сибири.
23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Сибири.
24. Религиозные верования и календарные праздники.
25. Календарь 12-летнего животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.
Примерные вопросы к зачету с оценкой
26. Основные религии в Сибири.
27. Шаманизм и культ предков у тувинцев, якутов, хакассов, алтайцев.
28. Бурханизм: верования и культы.
29. Ислам в Горном Алтае.
30. Христианство в Сибири.
31. Обычное право алтайцев.
32. Изучение героического эпоса: Проблемы методологии и методики исследования.
33. Современные исследования по этнической истории алтайцев (Екеев Н.В.,Самаев Г.П., Модоров Н.С.).
34. Современные исследования этносоциальных процессов в Сибири.
35.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Сибири. Работа агентства по сохранению культурного наследия при Правительстве РА.
36. Проблема сохранения нематериального наследия народов Сибири.
37. Мифы о сотворении мира и мифологические былички народов Сибири.
38. Генеалогические мифы и предания народов Сибири.
39. Топонимические мифы.
40. Астральные мифы. Мифы о культурных предках и изобретении предметов культуры.
41. Исторические предания об ойратах и Ойрот-хане.
42. Исторические предания о борьбе с завоевателями.
43. Предания о Шуну: миф и реальность.
44. Сказки народов Сибири.
45. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Пословицы. Поговорки.Загадки.
46. Песенный фольклор.
47. Спортивные состязания и воспитание подрастающего поколения.
48. Экологическая культура в Сибири.
49. Эпические сказания народов Сибири. Роль мифа в современном мире.
50.Любовно-романтические сказания тюркоязычных народов Сибири.
1. Этническая история алтайцев Горного Алтая.
2. Современные этнические процессы в Горном Алтае.
3. Природные условия и хозяйственно-культурные типы (ХКТ) в Горном Алтае. Их характеристика.
4. Охота в традиционной культуре народов Алтая
5. Культура кочевников Центральной Азии и роль коневодства.
6. Народные промыслы в Горном Алтае.
7. Культура, уклад и образ жизни, жилища северных алтайцев.
8. Жилище как объект кочевой культуры.
9. Народные промыслы кочевников.
10. Роль собирательства в традиционной культуре алтайцев
11. Традиционная пища алтайцев.
12. Церемониал и этикет в традиционной культуре.
13. Одежда как объект материализованной культуры.
14. Социальные отношения и семейный быт алтайцев.
15. Народные праздники: Эл-Ойын
16. Религия и верования народов Горного Алтая. Шаманизм. Бурханизм.
17. Календарные праздники и обряды народов Горного Алтая.
19. Фольклор и воспитание детей.
20. Песни народов Горного Алтая (исторические, трудовые, любовные, военные, сатирические и др.)
21. Мифы и предания народов Горного Алтая.
22. Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая.
23. Топонимические предания и легенды Горного Алтая.
24. Исторические предания народов Горного Алтая.
25. Генеалогические предания.
26. Сказки и дидактические рассказы старообрядцев.
28. Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.
29. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»
30. Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокской принцессы».
31. Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.
32. Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.
33. Традиционные охотничьи представления и обряды. Петроглифы Горного Алтая как источник изучения охоты.
34. Архаическое наскальное искусство и астральные мифы. Мегалитические комплексы в Горном Алтая.
35. Археологические памятники брозового века. Погребальные обряды и культы (афанасьевцев, каракольцев, пазырыкцев).
36. Археологические памятники искусства позднего неолита и бронзы: наскальные рисунки и оленные камни Горного Алтая. Чашечные камни. Гипотезы происхождения и функционального назначения.
37. Пазырыкская культура в Горном Алтае.
38. Пазырыкские татуировки. Символы и их расшифровка. Техника татуировки. Татуировка принцессы Укока и пазырыкского вождя.
39. Мумификация и древняя медицина.
40. Охотники за скальпами (Пазырыкцы. Народы Сибири в XV-XVI вв. Индейцы Америки.) Техника скальпирования. Трепанация черепа.
41. Вооружение и военное искусство древних кочевников Азии. Чеканы – боевое оружие пазырыкцев. Вотивность в погребальной обрядности пазырыкцев. Тяжеловооруженная конница древнетюркских каганов.
42. Древняя металлургия: полезные ископаемые рудного Алтая и производство.
Грифы, стерегущие золото. «Золотые курганы» Тувы и Алтая. Символы и семантика золотых вещей пазырыкцев.
43. Роговые сосуды из пазырыкских курганов. Техника изготовления. Функционально-семантические аспекты.
44. Саркофаг или стол-ложе – историко-культурные аспекты; разновидности погребальной обрядности и «версии» этнического происхождения пазырыкцев. Художественно-эстетические и композиционные приемы.
45. Пазырыкские саркофаги. Интерпретация обряда «соумирания» с вождем.. Смерть вместе с господином – идеологические, морально-этические аспекты.Примеры «соумирания» в поздних погребальных традициях – у тюрков и монголов.
Темы курсовых работ (примерные)
1. Мифы и предания народов Горного Алтая.
2. Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая.
3. Топонимические предания и легенды Горного Алтая.
4. Исторические предания народов Горного Алтая.
5. Генеалогические предания.
6. Сказки и дидактические рассказы старообрядцев.
7. Жилище якутов.
8. Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.
9. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»
10. Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокской принцессы».
11. Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.
12. Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.
13. Традиционные охотничьи представления и обряды. Петроглифы Горного Алтая как источник изучения охоты.
14. Архаическое наскальное искусство и астральные мифы. Мегалитические комплексы в Горном Алтая.
15. Археологические памятники брозового века. Погребальные обряды и культы (афанасьевцев, каракольцев, пазырыкцев).
16. Археологические памятники искусства позднего неолита и бронзы: наскальные рисунки и оленные камни Горного Алтая. Чашечные камни. Гипотезы происхождения и функционального назначения.
17. Пазырыкская культура в Горном Алтае.
18. Пазырыкские татуировки. Символы и их расшифровка. Техника татуировки. Татуировка принцессы Укока и пазырыкского вождя.
19. Мумификация и древняя медицина.
20. Охотники за скальпами (Пазырыкцы. Народы Сибири в XV-XVI вв. Индейцы Америки.) Техника скальпирования. Трепанация черепа.
21. Вооружение и военное искусство древних кочевников Азии. Чеканы – боевое оружие пазырыкцев. Вотивность в погребальной обрядности пазырыкцев. Тяжеловооруженная конница древнетюркских каганов.
22. Древняя металлургия: полезные ископаемые рудного Алтая и производство.
Грифы, стерегущие золото. «Золотые курганы» Тувы и Алтая. Символы и семантика золотых вещей пазырыкцев.
23. Роговые сосуды из пазырыкских курганов. Техника изготовления. Функционально-семантические аспекты.
25. Пазырыкские саркофаги. Интерпретация обряда «соумирания» с вождем.. Смерть вместе с господином – идеологические, морально-этические аспекты.
26. Примеры «соумирания» в поздних погребальных традициях – у тюрков и монголов.
Вопросы к зачёту, зачету с оценкой
Курсовая работа
Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Методические рекомендации по подготовке курсовой работы
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение (я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), ФГБОУ ВО ГАГУ
Методические рекомендации по подготовке к зачету, зачету с оценкой
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.