(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
компоненту этнической культуры.
– обеспечить овладение студентами знаниями о сущности правил
– нравственное воспитание студентов, формирование чувства ответственности за
качество приобретаемых знаний в период обучения с целью успешного применения в
последующей профессиональной деятельности.
ции
ракт.
языке
/Ср/
черты характера (скромность, гордость,
толерантность др.)
/Ср/
противоположного пола
/Ср/
недопустимые в той или иной ситуации
/Ср/
«Приветствие»
/Ср/
русской и алтайской речи
/Ср/
к инновациям
/Ср/
степени родства, знакомства,
принадлежности к национальности
/Ср/
1. Общая характеристика этикета в алтайском языке
2. Моральные ценности. Социально-одобряемые черты характера (скромность, гордость,
толерантность др.)
3. Отношение к представителям противоположного пола
4. Отношение к представителям другого социального положения
5. Особенности общения в зависимости от степени родства, знакомства,
6. Принадлежности к национальности
8. Реакция на несоблюдение правил этикета
9. Степень устойчивости этикета по отношению к инновациям
10. Характеристика речевого этикета
11. Отношение к темпу речи, молчанию, паузам
12. Речевые формулы
13. Стандартные темы и способы поддержания беседы
14. Запретные темы
15. Отношение к запретной лексике. Использование эвфемизмов
16. Общепринятые метафоры
17. Характеристика мимики и жестов
18. Отношение к мимике и жестам. Их обязательность и факультативность
19. Соотношение мимики и жестов с речевыми высказываниями;
20. Репертуар жестов, принятых у алтайцев (жесты приветствия, прощания, согласия,
отрицания, указания, обращения, сомнения, удивления и др.)
21. Особенности мимики. Выражение с помощью мимики отношения к собеседнику и
теме разговора. Направление взгляда, лица при разговоре;
22. Диалектная мимика и жестикуляция
23. Особенности организации пространства в этикете
24. Ценностная характеристика пространства
25. Почетное место в доме, за столом и др.
26. Взаимное расположение участников общения в зависимости от характера ситуации,
степени знакомства и других признаков. Максимальная и минимальная дистанция
общения. Прикосновения и отношение к ним.
27. Характеристика поз. Позы допустимые и недопустимые в той или иной ситуации
28. Этикетная атрибутика
29. Этикетнозначимые предметы обстановки
30. Роль костюма в этикете
31. Использование в этикетных ситуациях предметов утвари
32. Собственно этикетные реалии
33. Описание этикетных ситуаций
34. Повседневный этикет
35. Повседневный застольный этикет, свадебный этикет
36. Окказиональный этикет
37. Праздничный этикет
Тема 1. Общая характеристика этикета в алтайском языке.
1. Моральные ценности. Социально одобряемые черты характера (скромность, гордость, толерантность др.).
2. Отношение к представителям противоположного пола.
3. Отношение к представителям другого социального положения.
4. Особенности общения в зависимости от степени родства, знакомства
принадлежности к национальности.
5. Различия в характере этикетности поведения в зависимости от места и времени.
6. Реакция на несоблюдение правил этикета.
7. Степень устойчивости этикета по отношению к инновациям.
Тема 2. Характеристика речевого этикета.
1. Отношение к темпу речи, молчанию, паузам.
2. Речевые формулы.
3. Стандартные темы и способы поддержания беседы.
4. Запретные темы;
5. Отношение к запретной лексике. Использование эвфемизмов;
6. Общепринятые метафоры.
Тема 3. Характеристика мимики и жестов.
1. Отношение к мимике и жестам. Их обязательность и факультативность.
2. Соотношение мимики и жестов с речевыми высказываниями.
3. Репертуар жестов, принятых у алтайцев (жесты приветствия, прощания, согласия,
отрицания, указания, обращения, сомнения, удивления и др.).
4. Особенности мимики. Выражение с помощью мимики отношения к собеседнику и
теме разговора. Направление взгляда, лица при разговоре.
5. Диалектная мимика и жестикуляция.
Тема 4. Особенности организации пространства в этикете.
1. Ценностная характеристика пространства.
2. Почетное место в доме, за столом и др.
степени знакомства и других признаков. Максимальная и минимальная дистанция
общения. Прикосновения и отношение к ним.
4. Характеристика поз. Позы допустимые и недопустивные в той или иной ситуации.
Тема 5. Этикетная атрибутика.
1. Этикетно значимые предметы обстановки;
2. Роль костюма в этикете;
3. Использование в этикетных ситуациях предметов утвари;
4. Собственно этикетные реалии.
Тема 6. Описание этикетных ситуаций.
1. Повседневный этикет.
2. Повседневный застольный этикет, свадебный этикет.
3. Окказиональный этикет.
4. Праздничный этикет.
1.Отношение к темпу речи, молчанию, паузам.
2. Стандартные темы и способы поддержания беседы.
3. Запретные темы.
4. Эвфемизмы.
5.Репертуар жестов, принятых в алтайском и русском этносах.
6. Особенности организации пространства в этикете.
7. Соотношение этикета и ритуала.
8. Семья принимает гостей.
9. Этикет вежливого общения.
10. Достижения взаимопонимания в поликультурном пространстве.
11. Толерантность и этикет.
Устный опрос
Вопросы к зачёту
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
3. Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из
4. Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.