2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_История культуры Горного Алтая
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История культуры Горного Алтая
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 5 зачеты с оценкой 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
11,6
самостоятельная работа
49,8
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,4
0,4
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
46,6
46,6
46,6
46,6
Сам. работа
49,8
49,8
49,8
49,8
Часы на контроль
11,6
11,6
11,6
11,6
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., зав.кафедрой, Чочкина М.П. _______________
 
 
История культуры Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование системы знаний об истории культуры Горного Алтая 
1.2
Задачи: – изучение региональных особенностей исторического развития Горного Алтая.

– рассмотрение основных закономерностей и тенденций социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития Горного Алтая

– формирование понимания многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса

– формировать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к современной художественной культуре Горного Алтая, его сохранению и развитию.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «История культуры Горного Алтая» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплины
2.1.2
Алтайский язык и культура
2.1.3
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
2.1.4
Культура и межкультурное взаимодействие
2.1.5
Методика сохранения и использования памятников истории и культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение дисциплины «История культуры Горного Алтая» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин
2.2.2
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает особенности этапов развития культуры Горного Алтая; Умеет использовать полученные знания для саморазвития и взаимодействия с другими социальными группами; Владеет навыками поиска и обора необходимой информации
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
Знает этнокультурные особенности региона,роль исторического наследия в развитии культуры; Умеет  анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи; Владеет историческими понятиями и терминами.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
 
ПК-2: Способен руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды
 
Знает: – основные закономерности общественного развития Горного Алтая в древнее, средневековое, Новое и Новейшее время; - специфику культуры,традиций Горного Алтая Умеет: – выявлять общие черты и различия сравниваемых культурно-исторических процессов и событий; Владеет: технологиями использования и обновления знаний по истории культуры Горного Алтая;
ИД-1.ПК-2: Знает специфику локальных этнокультурных традиций и особенности социокультурной среды; особенности управления организациями в этнокультурной сфере
 
 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание лекционных занятий
 
1.1
История культуры Горного Алтая в древний и средневековый период. Вхождение Горного Алтая в состав России. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
История культуры Горного Алтая во второй половине XVIII – второй половине  XIX  вв. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Культура Горного Алтая в конце XIX – начале ХХI вв. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Вхождение Горного Алтая в состав России в середине XVIII в. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Содержание самостоятельной работы
 
2.1
История Горного Алтая во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. /Ср/
4,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Горный Алтай в составе России (вторая половина XVIII в.). /Ср/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Горный Алтай в  XIX в. /Ср/
6,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Культура Горного Алтая в XX-XXI вв. /Ср/
30
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Культура Горного Алтая с палеолита по этнографическое время /Ср/
5
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Содержание практических занятий
 
3.1
Горный Алтай в конце XIX – начале ХХ вв. /Пр/
5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Горный Алтай в довоенное время. /Пр/
5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Горный Алтай в годы Великой отечественной войны. /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Горный Алтай в послевоенное время /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
История Горного Алтая с эпохи палеолита по этнографическое время  /Пр/
2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
4.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.ПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы теста к зачёту с оценкой

1 .Известный археолог и этнограф, исследователь первого Пазырыкского кургана на Алтае

а) С.И.Руденко

б) Г.Н. Потанин

в) Л.П. Потапов

г) М.П.Грязнов

2. Северные алтайские племена вошли в состав России

а) в конце XVII в.

б) в середине XVIII в.

в) во второй половине XVIII в.

г) в начале XIX в.

3. Титул главы государства у древних тюркских народов

а) хан

б) бек

в) каган

г) князь

д) вождь

4. С чьим именем, согласно легенде, связано происхождение древних тюрков:

а) Ашина

б) Кюль-тегин

в) Бумын

5. Известный археолог и этнограф, исследователь Пазырыкских курганов на Алтае

а) С.И.Руденко

б) Г.Н. Потанин

в) Л.П. Потапов

г) В.Д. Кубарев

6. До вхождения Горного Алтая в состав России картографы и историки не знали

действительных размеров Телецкого озера. Они ошибочно полагали, что озеро

а) такое же большое как Байкал

б) на самом деле река

в) не было никакого озера

7. Создание в предгорьях горной промышленности способствовало проникновению русских людей в Алтайские горы. Кто являлся создателем медеплавильной промышленности на Алтае?

а) Строгановы

б) Демидовы

в) М.П. Гагарин

г) Петр I

8. Казачий отряд Петра Собанского был послан к берегам Телецкого озера, где встретился с алтайским племенем телесов в

а) 1600г.

6)1633 г.

 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
в) 1625г.

г) 1615г.

9. Известный археолог и этнограф, исследователь первого Пазырыкского кургана на Алтае

а) С.И.Руденко

б) Г.Н. Потанин

в) Л.П. Потапов

г) М.П.Грязнов

10. Как называлась присяга по принятию российского подданства

а) шерть:

б) вервь:

в) талион  

г) договор

11. Второй Тюркский каганат существовал в

а) 840 – конец X в.

б) 552 – 630 гг.

в) 682 – 744 гг.

г) 745 – 840 гг.

12. Ойраты – это население

а) Джунгарии

б) всей Сибири в XVI  в.

в) так назвали себя тувинцы

г) это восточные монголы

13. Присваивающие формы хозяйства населения Горного Алтая

а) охота, собирательство, рыболовство

б) сенокошение

в) земледелие

г) скотоводство

14. Каганат – это

а) абсолютная монархия

б) раннефеодальная монархия

в) рабовладельческая аристократическая республика

г) сословно-представительная монархия

15. Кто открыл археологическую каракольскую культуру на территории Онгудайского района?

а) А. С. Суразаков

б) В.Д. Кубарев

в) С. И. Руденко

г) А.П.Окладников

16. В XIII в. Горный Алтай вошел в состав

а) империи Чингизидов

б) Китая

в) Джунгарии

г). на его территории было образовано самостоятельное государство

Задания:

1. С каким историческим деятелем связан процесс вхождения Сибири в состав России?

2. Кто такой Джучи, какую роль он сыграл в истории Горного Алтая?

3. Кто такой Тимур,  какую роль он сыграл в истории Горного Алтая?

4. Основатель обширной монгольской империи. Изменил ход истории в Евразии.  

5. Кто из археологов внес наибольший вклад в изучение пещер Горного Алтая?

6. Объясните понятие «неолитическая революция».

7. Выдающийся советский археолог, историк, этнограф, академик СО РАН СССР. Его основные работы посвящены исследованиям истории первобытной культуры, палеолитического и неолитического искусства, истории Сибири и Дальнего Востока.

Тесты и задания по темам модуля 2

Тесты

1. Основные предметы русско-китайско-монгольской торговли, ввозимые через территорию Горного Алтая - это

а) чай, шкурки сурка

в) скот, кедровый орех;

с) китайский фарфор и бумага

д) китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани

2. Основание Улалы относится к:

а) 20-м гг. XIX в.

в) 30-м гг. XIX в.

с) 40-м гг. XIX в.

д) 60-м гг. XIX в.

3. Самое большое озеро Горного Алтая

а) Телецкое

 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
б) Кучерлинское

в) Аккемское

г) Тайменье

4. Заселение русским населением Алтайских гор во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. происходило

а) заимками

б) крупными населенными пунктами

в) большими деревенскими общинами

г) промысловыми общинами

5. В досоветское время главным хозяйственным занятием тубаларов было(а)

а) земледелие

б) скотоводство

в) охота

г) рыболовство

6. Основные типы миссионерских поселений в Горном Алтае:

а) миссионерские поселки и станы

в) хутора и заимки;

с) миссионерские поселки и хутора

д) миссионерские станы и отруба

7. Кумандинцев Горного Алтая изучали исследователи

а) А.А. Бунге, Е.А. Луценко, А. Калачев,

б) Г.П. Гельмерсен, Н.Б. Шерр, Ф.А. Сатлаев, П.И. Каралькин

в) С.И. Руденко, М.В. Тронов, П.С. Паллас, П.Н. Крылов

г) Г.И. Спасский, К.Ф. Ледебур, Ф.В. Геблер

8. Наиболее развитой отраслью  хозяйства населения Горного Алтая до конца XIX в. было:

а) земледелие

б) скотоводство

в) охота и собирательство

г) рыболовство и бортничество

9. В досоветское время геологи в алтайских горах пытались открыть месторождения, преимущественно

а) драгоценных металлов

б) каменного и бурого угля

в) черных металлов

г) поделочных камней

10. Топшуур  – это

а) музыкальный инструмент

б) сосуд из кожи с тиснеными изображениями

в) берестяное ведро

г) детская колыбель

Задания:

1. Кого в досоветское время  в официальных документах и в исследовательской литературе именовали черневыми татарами и почему?

2. Специальное приспособление из двух плоских камней, которое использовалось алтайцами  для перетирания зерна в муку.

3. Кто из служилых людей первым добрался до Телецкого озера и составил первое достоверное его описание?

4. Известный дореволюционный ученый-ботаник. Положил начало археологическому изучению древних тюрков.

5. Кого называют первым ботаником Горного Алтая?

Тесты и задания по темам модуля 3

Тесты

1. Археолог, лауреат Государственной премии, открыл (а) захоронения мумифицированных людей на плато Укок

а) С.И. Руденко

б) Н. Полосьмак

в) М.П. Грязнов

г) А.П. Окладников

2. Дом-усадьба художника, просветителя Г.И Чорос-Гуркина находится в селе

а) Анос (Чемальский район)

б) Эликмонар (Чемальский район)

в) Эдиган (Чемальский район)

г) Чемал (Чемальский район)

3. В каком году в Горном Алтае был открыт Учительский институт

а)1949

б)1950

в)1952

г)1954

4. Какие районы Республики Алтай приравнены к районам Крайнего Севера

а) Усть-Коксинский, Кош-Агачкий

б) Улаганский, Усть-Коксинский

в) Улаганский Кош-Агачский

 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
г) Кош-Агачский, Онгудайский

5. В каком году произошло переименование Горно-Алтайской республики в Республику Алтай?

а) 1990

б) 1991

в) 1992

г) 1993.

6. В каком году Улала была переименована в Ойрот-Туру?

а) 1930

б) 1931

в) 1932

г) 1933

7. В каком году Горно-Алтайская автономная область была преобразована в Горно-Алтайскую республику

а) 1989

б) 1990

в) 1991

г) 1992

8. В каком году Улала получила статус города

а)1918

б)1920

в)1922

г)1928

9. На территории каких районов РА проживают компактные группы тубаларов?

а) Улаганского и Кош-Агачского

б) Усть-Коксинского Усть-Канского

в) Онгудайского Шебалинского

г)Турочакского Чойского

10. Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию

а) 1 августа 1939 г.

б) 1 мая 1936 г.

в) 1 января 1935 г.

г) 20 июня 1941 г.

11. Центральный орган самоуправления в Горном Алтае после Февральской революции:

а ) комиссар уполномоченный Временного правительства

б) Алтайская горная дума

в) Каракорумская дума

г) Совет рабочих, солдатских крестьянских депутатов

12. Самый «молодой» район Республики Алтай

а) Улаганский

б) Чемальский

в) Турочакский

г) Майминский

13. В каком году была принята Конституция Республики Алтай?

а) 1991

б) 1992

в) 1995

г) 1999

14. В каком году была создана Ойротская автономная область

а) 1921

б) 1922

в) 1923

г) 1925

15. На отделку московского метрополитена разрабатывался мрамор

а) Шебалинского района

б) Майминского района

в) Чемальского района

г) Чойского района

16. В каком году в Горном Алтае был открыт государственный педагогический институт

а) 1949

б) 1950

в) 1953

г) 1954

17. Какое высшее учебное учреждение находилось в эвакуации в Горно-Алтайске в годы Великой отечественной войны

а) Московский государственный университет

б) Московский педагогический институт им. К. Либнехта

в) Ленинградский государственный университет

г) Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена

18. В каком году в Горном Алтае была открыта первая библиотека

а) 1920

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
б) 1922

в) 1921

г) 1923

19. На территории какого района РА проживают компактные группы кумандинцев и челканцев

а) Майминского

б )Шебалинского

в )Чойского

г) Турочакского

20. Ороктойское месторождение мрамора расположено на территории

а) Шебалинского района

б) Майминского района

в) Чемальского района

г) Чойского района

21. Национальная библиотека Республики Алтай носит имя

а) М.И. Калинина

б) М.В. Чевалкова

в) Г.И. Чорос-Гуркина

г) В.В. Вербицкого

22. Продукция какой отрасли экономики Республики Алтай является основой экспорта и обеспечивает валютные поступления?

а) тонкорунногого овцеводства

б) пантоводства

в) горного пчеловодства

г) табунного коневодства

23. На территории Республики Алтай находится самое крупнейшее в России месторождение

а) золота

б) серебра

в) ртути

г) каменного угля

24. В каком году Ойротская область была переименована в Горно-Алтайскую?

а) 1946

б) 1948

в) 1950

г) 1951

Задания:

1. Годы жизни: 1925 – 1998 гг. Выдающийся алтайский кайчи. Его называют  «Гомер Алтая». С его исполнения впервые были записаны монументальные эпические полотна: «Маадай-Кара» и «Очы-Бала», которые признаны народнопоэтическими памятниками мирового значения. Своим учителем называл отца, хотя в молодости встречался с Н. Улагашевым.

2. Основная автодорога Республики Алтай

3. Годы жизни: 1874 – 1947 гг. – выдающийся русский художник, ученый, путешественник и общественный деятель. В 20-х гг. XX в. он совершил грандиозное путешествие по Центральной Азии. Его экспедиция в 1926 г. побывала в Горном Алтае, остановившись на несколько дней в Верхнем Уймоне.

Примерные вопросы к экзамену

1 Памятники эпохи палеолита в Горном Алтае.

2 Алтайский шаманизм: идеология, верования, культы.

3 Афанасьевская культура

4 Майэмирская культура

5 Пазырыкская культура: Идеология.религия. культы.

6 Политическая история хунну. Хунну и  их соседи.

7 I и II Тюркские каганаты

8 Культура древних тюрков. Памятники письменности и скульптуры.

9 Религия древних уйгуров. Манихейство.

10 Памятники древних кыргызов на территории Горного Алтая

11 Джунгарское ханство.

12 Буддизм – государственная религия ойротов.

13 Присоединение Горного Алтая к России.

14 Административное устройство и культура алтайцев в XIX в.

15 Деятельность Алтайской духовной миссии

16 Создание первых русских поселений в Горном Алтае.

17 Горный Алтай в первой четверти XX в.

18  Кара-Корумская Дума и Г.И.Чорос-Гуркин

19 Культура Горного Алтая в первой половине XX в.

20 Культура Горного Алтая в второй половине XX в.

21 Социально-экономическое развитие Горного Алтая в XX в.

22 Горный Алтая в годы ВОВ

 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
23 Республика Алтай. Гимн и государственные символы.

24 Республика Алтай. Актуальные вопросы современности.

25 Религиозный вопрос в Горном Алтае.

26 Этнический состав населения в Республике Алтай

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов

1. Происхождение алтайцев.

2. Алтай-кижи: хозяйственная культура и социокультурный облик

3. Северные алтайцы: хозяйственная культура и хозяйственная культура и социокультурный облик

4. Теленгиты: хозяйственная культура и социокультурный облик

5. Чуйские казахи: хозяйственная культура и социокультурный облик

6. Туратинские казахи: хозяйственная культура и социокультурный облик

7. Алтайский шаманизм как религия.

8. Пантеон алтайского шаманизма.

9. Заселение Горного Алтая русскими людьми (на выбор во второй половине XVIII в.. первой половине XIX в., второй половине XIX в.).

10. Староверы Горного Алтая (на выбор: заселение Горного Алтая, хозяйственно-практическая деятельность, хозяйственная культура).

11. Материальная и духовная культура (на выбор: староверов, русского населения, алтайского, теленгитского, северных алтайцев(кумандинцев, тубаларов, челканцев))

12. Налоговая политика российского правительства в Горном Алтае.

13. Земельная правительственная политика в Горном Алтае (во второй половине XVIII в., первой половине XIX , во второй половине XIX.)

14. Реформа Сперанского М.М. «Устав об инородцах».

15. Алтайская духовная миссия: возникновение, цели и задачи, отношение миссионеров к другим религиям.

16. Переселенческая правительственная политика российского правительства (во второй половине XVIII в., первой половине XIX , во второй половине XIX.).

17. Горно-Алтайск: история поселения.

18. Народные игры, спортивные состязания» (на выбор русского, алтайского населения, казахов, староверов).

19. Народный календарь русский земледельческий, северо-алтайский, южно-алтайский, казахский (на выбор).

20. Охотничий промысел народов Горного Алтая (на выбор)

21. Исследователи Алтая: Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов. (на выбор).

22. Школьное дело в Горном Алтае в XIX в.

23. История населенных пунктов Горного Алтая в XIX в.

24. Алтайское купечество в XIX в.

Примерные темы рефератов

1. Землеустройство в Горном Алтае в конце XIX – начале XX вв.

2. Административная и судебная реформы в Горном Алтае в начале XX вв.

3. Чуйский тракт (на выбор: история строительства, роль, современное состояние)

4. Исследователи Алтая: Г.Н. Потанин, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов, советские, современные (на выбор).

5. История республиканского музея.

6. Алтайское купечество в конце XIX – начале XX вв.

7. Горный Алтай в картинах художников.

8. Горный Алтай в художественных произведениях сибирских писателей»,

9. Горный Алтай в произведениях сибирских публицистов».

10. Тема Горного Алтая в изобразительном искусстве».

11. Горный Алтай в годы Первйо мировой войны

12. Февральская революция в горном Алтае

13. Октябрьская революция в горном Алтае

14 Алтайская Горная Дума.

15. Г.И. Чорос-Гуркин: художник, политик, общественный и государственный деятель

16. Г.И. Чорос-Гуркин в изгнании.

17. Национально-государственное строительство в Горном Алтае в конце ХХ -начале XXI вв.

18. Цена победы в Великой Отечественной войне в Горном Алтае.

19. Горно-алтайцы – участники войны

20. История моего села.

21. История предприятия (на выбор)

22. История Горно-Алтайска (на выбор: в конце XIX XX вв., в довоенное время, в годы Великой отечественной войны, в послевоенное время.

23. Жизнь замечательных людей Горного Алтая – Республики Алтай (на выбор)

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Реферат

Тестирование (к зачету с оценкой)

Устный опрос

Вопросы к экзамену

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Модоров Н.С., Дворников Э.П.
История и культура Горного Алтая: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=538:istoriya-i-kultura-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ильина О.П.
Истоки зодчества Горного Алтая: научное издание
Горно-Алтайск: ОАО Горно-Алтайская типография, 2012
 
Л2.2
Соенов В.И., Трифанова С.В.
История Алтая (с древнейших времен до 5 в. н.э.): учебное пособие
Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=271:istoriya-altaya-s-drevnejshikh-vremen-do-5-v-n-e&catid=18:history&Itemid=172
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
204 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся) шкаф, мольберты, краски, кисти.
 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя 

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и 

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.