(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
– рассмотрение основных закономерностей и тенденций социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития Горного Алтая
– формирование понимания многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса
– формировать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к современной художественной культуре Горного Алтая, его сохранению и развитию.
ции
ракт.
1 .Известный археолог и этнограф, исследователь первого Пазырыкского кургана на Алтае
а) С.И.Руденко
б) Г.Н. Потанин
в) Л.П. Потапов
г) М.П.Грязнов
2. Северные алтайские племена вошли в состав России
а) в конце XVII в.
б) в середине XVIII в.
в) во второй половине XVIII в.
г) в начале XIX в.
3. Титул главы государства у древних тюркских народов
а) хан
б) бек
в) каган
г) князь
д) вождь
4. С чьим именем, согласно легенде, связано происхождение древних тюрков:
а) Ашина
б) Кюль-тегин
в) Бумын
5. Известный археолог и этнограф, исследователь Пазырыкских курганов на Алтае
а) С.И.Руденко
б) Г.Н. Потанин
в) Л.П. Потапов
г) В.Д. Кубарев
6. До вхождения Горного Алтая в состав России картографы и историки не знали
действительных размеров Телецкого озера. Они ошибочно полагали, что озеро
а) такое же большое как Байкал
б) на самом деле река
в) не было никакого озера
7. Создание в предгорьях горной промышленности способствовало проникновению русских людей в Алтайские горы. Кто являлся создателем медеплавильной промышленности на Алтае?
а) Строгановы
б) Демидовы
в) М.П. Гагарин
г) Петр I
8. Казачий отряд Петра Собанского был послан к берегам Телецкого озера, где встретился с алтайским племенем телесов в
а) 1600г.
6)1633 г.
г) 1615г.
9. Известный археолог и этнограф, исследователь первого Пазырыкского кургана на Алтае
а) С.И.Руденко
б) Г.Н. Потанин
в) Л.П. Потапов
г) М.П.Грязнов
10. Как называлась присяга по принятию российского подданства
а) шерть:
б) вервь:
в) талион
г) договор
11. Второй Тюркский каганат существовал в
а) 840 – конец X в.
б) 552 – 630 гг.
в) 682 – 744 гг.
г) 745 – 840 гг.
12. Ойраты – это население
а) Джунгарии
б) всей Сибири в XVI в.
в) так назвали себя тувинцы
г) это восточные монголы
13. Присваивающие формы хозяйства населения Горного Алтая
а) охота, собирательство, рыболовство
б) сенокошение
в) земледелие
г) скотоводство
14. Каганат – это
а) абсолютная монархия
б) раннефеодальная монархия
в) рабовладельческая аристократическая республика
г) сословно-представительная монархия
15. Кто открыл археологическую каракольскую культуру на территории Онгудайского района?
а) А. С. Суразаков
б) В.Д. Кубарев
в) С. И. Руденко
г) А.П.Окладников
16. В XIII в. Горный Алтай вошел в состав
а) империи Чингизидов
б) Китая
в) Джунгарии
г). на его территории было образовано самостоятельное государство
Задания:
1. С каким историческим деятелем связан процесс вхождения Сибири в состав России?
2. Кто такой Джучи, какую роль он сыграл в истории Горного Алтая?
3. Кто такой Тимур, какую роль он сыграл в истории Горного Алтая?
4. Основатель обширной монгольской империи. Изменил ход истории в Евразии.
5. Кто из археологов внес наибольший вклад в изучение пещер Горного Алтая?
6. Объясните понятие «неолитическая революция».
7. Выдающийся советский археолог, историк, этнограф, академик СО РАН СССР. Его основные работы посвящены исследованиям истории первобытной культуры, палеолитического и неолитического искусства, истории Сибири и Дальнего Востока.
Тесты и задания по темам модуля 2
Тесты
1. Основные предметы русско-китайско-монгольской торговли, ввозимые через территорию Горного Алтая - это
а) чай, шкурки сурка
в) скот, кедровый орех;
с) китайский фарфор и бумага
д) китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани
2. Основание Улалы относится к:
а) 20-м гг. XIX в.
в) 30-м гг. XIX в.
с) 40-м гг. XIX в.
д) 60-м гг. XIX в.
3. Самое большое озеро Горного Алтая
а) Телецкое
в) Аккемское
г) Тайменье
4. Заселение русским населением Алтайских гор во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. происходило
а) заимками
б) крупными населенными пунктами
в) большими деревенскими общинами
г) промысловыми общинами
5. В досоветское время главным хозяйственным занятием тубаларов было(а)
а) земледелие
б) скотоводство
в) охота
г) рыболовство
6. Основные типы миссионерских поселений в Горном Алтае:
а) миссионерские поселки и станы
в) хутора и заимки;
с) миссионерские поселки и хутора
д) миссионерские станы и отруба
7. Кумандинцев Горного Алтая изучали исследователи
а) А.А. Бунге, Е.А. Луценко, А. Калачев,
б) Г.П. Гельмерсен, Н.Б. Шерр, Ф.А. Сатлаев, П.И. Каралькин
в) С.И. Руденко, М.В. Тронов, П.С. Паллас, П.Н. Крылов
г) Г.И. Спасский, К.Ф. Ледебур, Ф.В. Геблер
8. Наиболее развитой отраслью хозяйства населения Горного Алтая до конца XIX в. было:
а) земледелие
б) скотоводство
в) охота и собирательство
г) рыболовство и бортничество
9. В досоветское время геологи в алтайских горах пытались открыть месторождения, преимущественно
а) драгоценных металлов
б) каменного и бурого угля
в) черных металлов
г) поделочных камней
10. Топшуур – это
а) музыкальный инструмент
б) сосуд из кожи с тиснеными изображениями
в) берестяное ведро
г) детская колыбель
Задания:
1. Кого в досоветское время в официальных документах и в исследовательской литературе именовали черневыми татарами и почему?
2. Специальное приспособление из двух плоских камней, которое использовалось алтайцами для перетирания зерна в муку.
3. Кто из служилых людей первым добрался до Телецкого озера и составил первое достоверное его описание?
4. Известный дореволюционный ученый-ботаник. Положил начало археологическому изучению древних тюрков.
5. Кого называют первым ботаником Горного Алтая?
Тесты и задания по темам модуля 3
Тесты
1. Археолог, лауреат Государственной премии, открыл (а) захоронения мумифицированных людей на плато Укок
а) С.И. Руденко
б) Н. Полосьмак
в) М.П. Грязнов
г) А.П. Окладников
2. Дом-усадьба художника, просветителя Г.И Чорос-Гуркина находится в селе
а) Анос (Чемальский район)
б) Эликмонар (Чемальский район)
в) Эдиган (Чемальский район)
г) Чемал (Чемальский район)
3. В каком году в Горном Алтае был открыт Учительский институт
а)1949
б)1950
в)1952
г)1954
4. Какие районы Республики Алтай приравнены к районам Крайнего Севера
а) Усть-Коксинский, Кош-Агачкий
б) Улаганский, Усть-Коксинский
в) Улаганский Кош-Агачский
5. В каком году произошло переименование Горно-Алтайской республики в Республику Алтай?
а) 1990
б) 1991
в) 1992
г) 1993.
6. В каком году Улала была переименована в Ойрот-Туру?
а) 1930
б) 1931
в) 1932
г) 1933
7. В каком году Горно-Алтайская автономная область была преобразована в Горно-Алтайскую республику
а) 1989
б) 1990
в) 1991
г) 1992
8. В каком году Улала получила статус города
а)1918
б)1920
в)1922
г)1928
9. На территории каких районов РА проживают компактные группы тубаларов?
а) Улаганского и Кош-Агачского
б) Усть-Коксинского Усть-Канского
в) Онгудайского Шебалинского
г)Турочакского Чойского
10. Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию
а) 1 августа 1939 г.
б) 1 мая 1936 г.
в) 1 января 1935 г.
г) 20 июня 1941 г.
11. Центральный орган самоуправления в Горном Алтае после Февральской революции:
а ) комиссар уполномоченный Временного правительства
б) Алтайская горная дума
в) Каракорумская дума
г) Совет рабочих, солдатских крестьянских депутатов
12. Самый «молодой» район Республики Алтай
а) Улаганский
б) Чемальский
в) Турочакский
г) Майминский
13. В каком году была принята Конституция Республики Алтай?
а) 1991
б) 1992
в) 1995
г) 1999
14. В каком году была создана Ойротская автономная область
а) 1921
б) 1922
в) 1923
г) 1925
15. На отделку московского метрополитена разрабатывался мрамор
а) Шебалинского района
б) Майминского района
в) Чемальского района
г) Чойского района
16. В каком году в Горном Алтае был открыт государственный педагогический институт
а) 1949
б) 1950
в) 1953
г) 1954
17. Какое высшее учебное учреждение находилось в эвакуации в Горно-Алтайске в годы Великой отечественной войны
а) Московский государственный университет
б) Московский педагогический институт им. К. Либнехта
в) Ленинградский государственный университет
г) Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена
18. В каком году в Горном Алтае была открыта первая библиотека
а) 1920
в) 1921
г) 1923
19. На территории какого района РА проживают компактные группы кумандинцев и челканцев
а) Майминского
б )Шебалинского
в )Чойского
г) Турочакского
20. Ороктойское месторождение мрамора расположено на территории
а) Шебалинского района
б) Майминского района
в) Чемальского района
г) Чойского района
21. Национальная библиотека Республики Алтай носит имя
а) М.И. Калинина
б) М.В. Чевалкова
в) Г.И. Чорос-Гуркина
г) В.В. Вербицкого
22. Продукция какой отрасли экономики Республики Алтай является основой экспорта и обеспечивает валютные поступления?
а) тонкорунногого овцеводства
б) пантоводства
в) горного пчеловодства
г) табунного коневодства
23. На территории Республики Алтай находится самое крупнейшее в России месторождение
а) золота
б) серебра
в) ртути
г) каменного угля
24. В каком году Ойротская область была переименована в Горно-Алтайскую?
а) 1946
б) 1948
в) 1950
г) 1951
Задания:
1. Годы жизни: 1925 – 1998 гг. Выдающийся алтайский кайчи. Его называют «Гомер Алтая». С его исполнения впервые были записаны монументальные эпические полотна: «Маадай-Кара» и «Очы-Бала», которые признаны народнопоэтическими памятниками мирового значения. Своим учителем называл отца, хотя в молодости встречался с Н. Улагашевым.
2. Основная автодорога Республики Алтай
3. Годы жизни: 1874 – 1947 гг. – выдающийся русский художник, ученый, путешественник и общественный деятель. В 20-х гг. XX в. он совершил грандиозное путешествие по Центральной Азии. Его экспедиция в 1926 г. побывала в Горном Алтае, остановившись на несколько дней в Верхнем Уймоне.
Примерные вопросы к экзамену
1 Памятники эпохи палеолита в Горном Алтае.
2 Алтайский шаманизм: идеология, верования, культы.
3 Афанасьевская культура
4 Майэмирская культура
5 Пазырыкская культура: Идеология.религия. культы.
6 Политическая история хунну. Хунну и их соседи.
7 I и II Тюркские каганаты
8 Культура древних тюрков. Памятники письменности и скульптуры.
9 Религия древних уйгуров. Манихейство.
10 Памятники древних кыргызов на территории Горного Алтая
11 Джунгарское ханство.
12 Буддизм – государственная религия ойротов.
13 Присоединение Горного Алтая к России.
14 Административное устройство и культура алтайцев в XIX в.
15 Деятельность Алтайской духовной миссии
16 Создание первых русских поселений в Горном Алтае.
17 Горный Алтай в первой четверти XX в.
18 Кара-Корумская Дума и Г.И.Чорос-Гуркин
19 Культура Горного Алтая в первой половине XX в.
20 Культура Горного Алтая в второй половине XX в.
21 Социально-экономическое развитие Горного Алтая в XX в.
22 Горный Алтая в годы ВОВ
24 Республика Алтай. Актуальные вопросы современности.
25 Религиозный вопрос в Горном Алтае.
26 Этнический состав населения в Республике Алтай
1. Происхождение алтайцев.
2. Алтай-кижи: хозяйственная культура и социокультурный облик
3. Северные алтайцы: хозяйственная культура и хозяйственная культура и социокультурный облик
4. Теленгиты: хозяйственная культура и социокультурный облик
5. Чуйские казахи: хозяйственная культура и социокультурный облик
6. Туратинские казахи: хозяйственная культура и социокультурный облик
7. Алтайский шаманизм как религия.
8. Пантеон алтайского шаманизма.
9. Заселение Горного Алтая русскими людьми (на выбор во второй половине XVIII в.. первой половине XIX в., второй половине XIX в.).
10. Староверы Горного Алтая (на выбор: заселение Горного Алтая, хозяйственно-практическая деятельность, хозяйственная культура).
11. Материальная и духовная культура (на выбор: староверов, русского населения, алтайского, теленгитского, северных алтайцев(кумандинцев, тубаларов, челканцев))
12. Налоговая политика российского правительства в Горном Алтае.
13. Земельная правительственная политика в Горном Алтае (во второй половине XVIII в., первой половине XIX , во второй половине XIX.)
14. Реформа Сперанского М.М. «Устав об инородцах».
15. Алтайская духовная миссия: возникновение, цели и задачи, отношение миссионеров к другим религиям.
16. Переселенческая правительственная политика российского правительства (во второй половине XVIII в., первой половине XIX , во второй половине XIX.).
17. Горно-Алтайск: история поселения.
18. Народные игры, спортивные состязания» (на выбор русского, алтайского населения, казахов, староверов).
19. Народный календарь русский земледельческий, северо-алтайский, южно-алтайский, казахский (на выбор).
20. Охотничий промысел народов Горного Алтая (на выбор)
21. Исследователи Алтая: Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов. (на выбор).
22. Школьное дело в Горном Алтае в XIX в.
23. История населенных пунктов Горного Алтая в XIX в.
24. Алтайское купечество в XIX в.
Примерные темы рефератов
1. Землеустройство в Горном Алтае в конце XIX – начале XX вв.
2. Административная и судебная реформы в Горном Алтае в начале XX вв.
3. Чуйский тракт (на выбор: история строительства, роль, современное состояние)
4. Исследователи Алтая: Г.Н. Потанин, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов, советские, современные (на выбор).
5. История республиканского музея.
6. Алтайское купечество в конце XIX – начале XX вв.
7. Горный Алтай в картинах художников.
8. Горный Алтай в художественных произведениях сибирских писателей»,
9. Горный Алтай в произведениях сибирских публицистов».
10. Тема Горного Алтая в изобразительном искусстве».
11. Горный Алтай в годы Первйо мировой войны
12. Февральская революция в горном Алтае
13. Октябрьская революция в горном Алтае
14 Алтайская Горная Дума.
15. Г.И. Чорос-Гуркин: художник, политик, общественный и государственный деятель
16. Г.И. Чорос-Гуркин в изгнании.
17. Национально-государственное строительство в Горном Алтае в конце ХХ -начале XXI вв.
18. Цена победы в Великой Отечественной войне в Горном Алтае.
19. Горно-алтайцы – участники войны
20. История моего села.
21. История предприятия (на выбор)
22. История Горно-Алтайска (на выбор: в конце XIX XX вв., в довоенное время, в годы Великой отечественной войны, в послевоенное время.
23. Жизнь замечательных людей Горного Алтая – Республики Алтай (на выбор)
Тестирование (к зачету с оценкой)
Устный опрос
Вопросы к экзамену
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и