(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
других учреждений культуры
ции
ракт.
1. Кееркедим культураны шиндеген теориялар.
2. Зая Пандитанын алфавиди ле эмдиги алтай алфавит. «Ойрот бичик» ле jанайлиф (латиница).
3. Г.И. Чорос-Гуркиннин эл-jондык ижи ле jайаан jолы.
4. Скиф ле турк jуруктардын анылузы.
5. Пазырык ла Укок – эмдиги алтай кееркедим культурада учуры.
7. XIX ч. учында ХХ ч. бажында Алтайда христиан миссиянын эткен кереги ле эмдиги алтай тилдин грамматиказы.
8. Г.И. Чорос-Гуркиннин эмдиги алтай кееркедим культурада учуры.
9. XVIII ч. учында ХIХ ч. бажында алтай кееркедим культура.
10. Тил ле политика. Алтай тил турк тилдердин бирузи.
11. Алтайда кÿлер чактын искусствозы. Петроглифтердин анылузы.
12. Скиф искусство ло эмдиги алтай орнаментикада темдектери.
13. Jебрен тÿрктердин кеендиги ле эмдиги алтай литература.
14. Узанар кеендиктин бÿдÿмдери ле онын öзÿми.
15. Театрдын тазыл-тамыры. Бÿгÿнги öзÿм jолы.
16. Алтай скульптура: анылу кебедели ле jолы.
17. Алтай архитектуранын «будакту» jолдоры.
18. Алтай хореография кеендик ле текши тÿрк ле монгол калыктардын орнамент искусствозы.
19. Тÿрктердин монументальный искусствозы: кайаларда jуралганы, кезер таштар, балбалдар.
20.Тÿÿкиде культуранын энчизи.
21.Кижи ле ар-бÿткен – кÿнчыгыш калыктардын искусствозынын тöс темазы.
22.Искусстводо кудай jаннын темдектери.
23.Кам улустын кеп-кийиминин символиказы.
24.Алтайлардын jанжыккан культуразында символиканын системазы.
25.Алтайдын jурукчылары: И.И. Ортонулов, В.Чукуев, М. Чевалков, В. Торбоков ло о.ö.
26.Jебрен, орто чактарда ла эмдиги öйдö кижинин кемjÿзи. Агару улустын ла ат-нерелÿ керектер эткен баатырлардын сÿр-кебери.
Примерные вопросы к экзамену
1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.
2.Роль этнографии и фольклора в современную эпоху.
3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.
4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.
5. Бурханизм: Исследования и концепции.
6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..
7. Исследователи коренных малочисленных народов Северного Алтая. Сатлаев Н.Ф., Кандаракова Е.П.
8. Исследования по этнической группе теленгитов (Дьяконова В.П., Чанчибаева Л.В.)
9. Исследования алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)
10. Исследования по фольклору народов Горного Алтая (Суразаков С.С.,Каташ С.С., Каташев С.М.).
11. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: таежные охотники и рыболовы.
12. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: охота и собирательство.
13. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: скотоводство.
14. Земледелие в Горном Алтае.
15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.
16. Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.
17. Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.
18. Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.
19. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.
20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).
21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.
22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Горного Алтая.
23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Горного Алтая.
24. Религиозные верования и календарные праздники.
25. Календарь 12-летнего животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.
26. Основные религии в Горном Алтае.
27. Шаманизм и культ предков у алтайцев.
28. Бурханизм: верования и культы.
29. Ислам в Горном Алтае.
30. Христианство в Горном Алтае.
31. Обычное право алтайцев.
32. Изучение алтайского героического эпоса: Проблемы методологии и методики исследования (Суразаков С.С., Каташ С.С., Казагачева З.С., Ямаева Е.Е.) .
33. Современные исследования по этнической истории алтайцев (Екеев Н.В.,Самаев Г.П., Модоров Н.С.).
34. Современные исследования этносоциальных процессов (Тадина Н.А.,Екеева Н.М., Муйтуева В.А.).
35.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Горном Алтае. Работа агентства по сохранению культурного наследия при Правительстве РА.
36. Проблема сохранения нематериального наследия народов Горного Алтая.
37. Мифы о сотворении мира и мифологические былички народов Горного Алтая.
38. Генеалогические мифы и предания алтайцев.
39. Топонимические мифы.
41. Исторические предания об ойратах и Ойрот-хане.
42. Исторические предания о борьбе с завоевателями.
43. Предания о Шуну: миф и реальность.
44. Сказки народов Горного Алтая.
45. Малые жанры фольклора.
46. Песенный фольклор.
47. Спортивные состязания и воспитание подрастающего поколения.
48. Экологическая культура в Горном Алтае.
49. Эпические сказания алтайцев: Сказание «Очы-Бала» в контексте проблемы Укокской принцессы». Роль мифа в современном мире.
50.Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу».
51. История развития хореографии алтайцев.
52. История развития и становления театра алтайцев.
53. Живопись алтайцев: история и современность.
54. Г.И. Чорос-Гуркин – феномен в культуре алтайцев.
55. Музыкальная культура алтайцев: современность и традиции.
56.Декоративно-прикладное искусство алтайцев.
57. Современная архитектура и скульптура в искусстве Горного Алтая.
2. Скиф ле тeрк jуруктардыn аnылузы.
3. Пазырык ла Укок – эмдиги алтай кееркедим культурада учуры.
4. Хунн qй сооjындарда. Ашина ла Шуну алтай кееркедимде.
5. XIX ч. учында ХХ ч. бажында Алтайда христиан миссияны эткен кереги ле эмдиги алтай тилдин грамматиказы.
6. Г.И. Чорос-Гуркиннин эмдиги алтай кееркедим культурада учуры.
7. XVIII ч. учында ХIХ ч. бажында алтай кееркедим культура.
8. Тил ле политика. Алтай тил тeрк тилдердиn бирeзи.
9. Алтайда кÿлер чактын искусствозы. Петроглифтердин анылузы.
10. Скиф искусство ло эмдиги алтай орнаментикада темдектери.
11. Jебрен тÿрктердин кеендиги ле эмдиги алтай литература.
12. Узанар кеендиктин бÿдÿмдери ле онын öзÿми.
13. Театрдын тазыл-тамыры. Бÿгÿнги öзÿм jолы.
14. Алтай скульптура: анылу кебедели ле jолы.
15. Алтай архитектуранын «будакту» jолдоры.
16. Алтай хореография кеендик ле текши тÿрк ле монгол калыктардын орнамент искусствозы.
17. Тÿрктердин монументальный искусствозы: кайаларда jуралганы, кезер таштар, балбалдар.
18. Тÿÿкиде культуранын энчизи.
19. Кижи ле ар-бÿткен – кÿнчыгыш калыктардын искусствозынын тöс темазы.
20. Искусстводо кудай jаннын темдектери.
21. Кам улустын кеп-кийиминин символиказы.
22. Алтайлардын jанжыккан культуразында символиканын системазы.
23. Алтайдын jурукчылары: И.И. Ортонулов, В.Чукуев, М. Чевалков, В. Торбоков ло о.ö.
24. Jебрен, орто чактарда ла эмдиги öйдö кижинин кемjÿзи. Агару улустын ла ат-нерелÿ керектер эткен баатырлардын сÿр-кебери.
25. Зая Пандитаныn алфавиди ле эмдиги алтай алфавит.
26. «Ойрот бичик» ле jанайлиф (латиница).
реферат
вопросы к зачёту
вопросы к экзамену
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому)
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Суразаков С.С. Алтай фольклор. [Текст] / С.С. Суразаков. - Горно-Алтайск, 1975. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Факультет алтаистики и тюркологии
Кафедра алтайской филологии и востоковедения
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История художественной культуры алтайцев»
Г.И. Чорос-Гуркиннин эл-jондык ижи ле jайаан jолы
(название темы)
Выполнил: студент 552-ЗФ гр.
Научный руководитель:
Чочкина М.П., к.ф.н., доцент
Горно-Алтайск
2023
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену магистры вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка магистра к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им