(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- выявление основных закономерностей его эволюции, особенностях содержания и художественного языка, социальной роли в формировании ценностной
системы личности;
- освоении технологий изготовления алтайского народного костюма.
ции
ракт.
пропорций в истории архитектуры, изобразительных и декоративно-прикладных искусств. Пропорции как система выражения эстетических и социо-культурных предпочтений.
Пропорции и аксиологическая программа социума. Система пропорций в культуре Древнего Египта. Пропорции фигуры человека как выражением религиозно-мифологических представлений. Теория пропорций Поликлета. Пропорции в искусстве Средневековья. Теория пропорций в культуре Возрождения. Эволюция теории пропорций в эпоху Новой и Новейшей истории.
/Ср/
Симметрия и теория орнамента. Симметрия, диссиметрия и ассиметрия в истории пластических искусств. Симметрия в формах костюма. Симметрия в кроеном и драпирующемся
/Ср/
/Ср/
1. Народный костюм как предмет исторического исследования.
2. История костюма в системе искусствоведческих дисциплин.
3. Категория стиля в истории костюма.
4. Разновидности пропорций в истории костюма.
5. Симметрия, ассиметрия, диссиметрия в искусстве костюма.
6. Одежда и костюм.
7. Техника и технология в истории костюма.
8. Периодизация истории народного костюма.
9. Классификация истории народного костюма.
10. Гендерный аспект в истории костюма.
11. Источники по истории костюма.
12. История костюма в системе изучения пластических искусств.
13. Современные методы исследования ведущих тенденций эволюции костюма.
14. Костюм эпохи Возрождения.
15. Костюма в античности.
16. Византийский костюм.
17. Западноевропейский костюм Средних веков.
18. Европейский костюм XVIII века.
19. Европейский костюм XIX века.
20. Эволюция костюма в ХХ веке.
Экзамен проводится в форме просмотра итогового творческого проекта студента и устного опроса.
Творческий проект:
- Изготовление и пошив национального алтайского костюма: головного убора, плечевой одежды.
1. Костюм как элемент общечеловеческой и этнической культуры.
2. Одежда Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии
3. Идеал красоты Древней Греции.
4. Общая характеристика и составные части древнегреческого костюма.
5. Составные части и общая конструктивно-композиционная характеристика костюма Древнего Рима.
6. Композиция, объемная форма и пропорциональные решения костюма средневековья романского стиля.
7. Идеал красоты и стилевые особенности раннего и позднего средневековья.
8. Составные части костюма средневековья.
9. Отличительные черты костюма эпохи Возрождения.
10. Формообразующие элементы в костюме XVI- XVII веков.
11. Характерные приемы декора костюма XVI - XVII веков.
12. Функционально-декоративные элементы как средства образования модной формы в костюмах стиля рококо и барокко.
13. Отличительные черты композиционного решения костюма стиля классицизма.
14. Тенденции развития мужской и женской одежды XIX - начала ХХ веков.
15. Влияние социально-культурных и политических событий на формирование модных тенденций ХХ века.
16. Традиции декоративного оформления в русском народном костюме.
17. Костюм народов Волго-Уралья.
18. Костюм народов Кавказа
19. Костюм коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока
20. Использование народных традиций в советском костюме.
21. Народный костюм как творческий источник в моделировании одежды.
22. Реформаторское движение в костюме.
23. Использование элементов и мотивов исторического костюма в моде ХХ - нач. ХХΙ веков.
Устный опрос
Творческий проект к экзамену
Вопросы к зачёту и зачету с оценкой
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
расходные материалы:
лисьи камусы
мелушка
войлок
шерсть
кожа разноцветная
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Шерсть для валяния – в ассортименте
Пленка пупырчатая
Коврик бамбуковый, ф - А3
Мыло жидкое
Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора
Сетка москитная
Поролон листовой толстый
Губка хозяйственная, автомобильная
Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)
Ножницы
Нитки швейные
Иглы швейные с большим ушком
Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели
Рамка ткацкая
Бисер
Бусины
Ленточки
Пуговицы
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Методические указания по подготовке к экзамену
Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
По курсу "Народный костюм" экзамен проводится в форме просмотра итогового творческого проекта студента и устного опроса. При выполнении творческого проекта не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки. В ходе выполнения творческого проекта студенты используют все свои знания, умения и навыки накопленные в период обучения курса. При выполнении проекта оценивается творческий подход студента.
Творческий проект:
- Изготовление и пошив национального алтайского костюма
Методические рекомендации при изготовлении национального костюма
носят кос. Женщины не носят две косы. Девушки не заплетают нечетное количество косичек числом до семи. Частично изменилась конструкция накосных украшений. Локальные черты покроя и декора традиционного костюма северных алтайцев не нашли проявления в современном костюме. Сказалось русское влияние в конструкции и декоре одежды, головных уборов, обуви, аксессуарах как в мужском костюме, так и женском. Изменилась прическа у мужчин и женщин. Мужчины не носят косу, женщины две косы, девушки нечетное количество косичек числом до семи. Не носят накосные украшения. Общие черты в эстетических началах конструкции и декора национального костюма южных и северных алтайцев, которые сохранились на сегодняшний день. По сей день считается красивым у женщин южных и северных алтайцев носить длинные волосы. Сохранилась характерная особенность традиционной одежды южных алтайцев подпоясывать верхнюю, нижнюю плечевую одежду.
Полуприлегающий и прилегающий силуэт сохраняется в национальных костюмах, которые надеваются во время национальных праздников, театральных представлений и т. п. Особенности декоративного убранства в традиционном стиле сохранились в преобладающей степени только в национальном костюме, который надевается во время обрядовых церемоний, национальных праздников, театральных представлений. В современной одежде предпочтение отдается любимым цветам: красному, белому, черному, серому, коричневому, зеленому, синему и желтому. Перестройка общественной жизни южных и северных алтайцев привела к своеобразным изменениям в традиционном костюме. Изменился частично материал для изготовления и декоративного убранства традиционного костюма алтайцев, особенно это касается северных алтайцев. Однако сохранились в алтайской культуре многовековые традиции, эстетические представления, которые идут от глубокой древности и в наше время причудливо сочетаются с представлениями современными. Это касается эстетических начал в конструкции и декоре алтайской традиционной одежды» (Алексеева Т.П.)