2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Народный костюм
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Народный костюм
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 5 зачеты 4, 5 зачеты с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
19,3
самостоятельная работа
120,6
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
12
12
20
20
Практические
16
16
36
36
52
52
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
2,4
2,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,4
0,4
0,7
0,7
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
24
24
48
48
72
72
Кoнтактная рабoта
25,5
25,5
50,6
50,6
76,1
76,1
Сам. работа
74,8
74,8
45,8
45,8
120,6
120,6
Часы на контроль
7,7
7,7
11,6
11,6
19,3
19,3
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., зав.кафедрой, Чочкина М.П. _______________
 
 
Народный костюм
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование знаний и представлений об истории народного костюма, о технологиях его изготовления

1.2
Задачи: - изучение истории, основных этапов развития, видов, типологии народного костюма;

-  выявление основных закономерностей его эволюции, особенностях содержания и художественного языка, социальной роли в формировании ценностной

системы личности;

- освоении технологий изготовления алтайского народного костюма.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Народный костюм» студенты используют знания, умения, навыки, компетенции, сформированные у обучающегося до начала изучения дисциплины
2.1.2
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
2.1.3
Традиционная культура народов Сибири
2.1.4
Академический рисунок
2.1.5
Черчение и перспектива
2.1.6
Традиционная культура алтайцев
2.1.7
Материаловедение и технология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
2.2.2
Методика руководства студией декоративно-прикладного творчества
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать - историю костюма и его значение для изучения истории европейской цивилизации, художественной культуры, его основных этапах развития, стилистических особенностях, материалах и техниках; Уметь: - использовать получение профессиональные знания по данной дисциплине в практической деятельности и дальнейшем профессиональном образовании Владеть – навыками поиска и отбора необходимой информации.
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
Знать: - особенности материалов на различных этапах развития народного искусства костюма; - техники искусств на различных этапах развития народного искусства костюма; -роль изучения истории народного костюма в цивилизации, художественной культуры Уметь: использовать декоративно-прикладное искусство и материалы для производства национальной одежды в современных условиях; Владеть – профессиональной искусствоведческой терминологией по истории костюма.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
 
ОПК-4: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Знать • специфические направления развития народного костюма; - современные тенденции в сфере народного костюма. Уметь:
ИД-3.ОПК-4: Владеет способностью анализировать проблемы и динамику в области сохранения культурного наследия
 
•  применять традиционный костюм в художественных образах Владеть – навыками анализа проблемы, систематизации и обобщения информации.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины 
 
1.1
История костюма в свете современного научного знания. Историография истории костюма. История костюма как раздел истории материальной культуры. История костюма в контексте истории техники и технологии. Исторические этапы эволюции народного костюма: периодизация и классификация. История костюма в контексте современных социально-психологических и психофизиологических исследований. История костюма в истории живописи, скульптуры и графики.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Традиционная одежда алтайцев: сезонная, повседневная и праздничная. Взрослая и детская одежда. Мифоритуальный характер алтайского народного костюма. Технологии шитья головного убора, верхней и нижней одежды, обуви. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
История костюма: исследования, эволюция. Фигура человека и ее роль в формировании стилистики костюма Тело человека в истории мировой культуры. Тело человека как предмет культурологического анализа. Тело и власть: костюм как средство социальной идентификации и культурной маркировки. Тело и культура: этноконфессиональные, мифологические, социо-культурные составляющие. Историческая роль костюма в репрезентации тела человека в европейской культуры. Понятие стиля как кодированной культуроспецифической информации. Традиционные народные костюмы /Пр/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.4
Народный костюм алтайцев. Краткая характеристика истории костюма. Технологии изготовления головного убора алтайцев. /Пр/
12
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.5
Фигура человека и ее роль в формировании стилистики костюма Тело человека в истории мировой культуры. Тело человека как предмет культурологического анализа. Тело и власть: костюм как средство социальной идентификации и культурной маркировки. Тело и культура: этноконфессиональные, мифологические, социо-культурные составляющие. Историческая роль костюма в репрезентации тела человека в европейской культуры. Понятие стиля как кодированной культуроспецифической информации. Фигура человека и теория пропорций. /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.6
Средства выразительности искусства костюма Фигура человека и теория пропорций Определение понятия пропорций. Роль теории

пропорций в истории архитектуры, изобразительных и декоративно-прикладных искусств. Пропорции как система выражения эстетических и социо-культурных предпочтений.

Пропорции и аксиологическая программа социума. Система пропорций в культуре Древнего Египта. Пропорции фигуры человека как выражением религиозно-мифологических представлений. Теория пропорций Поликлета. Пропорции в искусстве Средневековья. Теория пропорций в культуре Возрождения. Эволюция теории пропорций в эпоху Новой и Новейшей истории.

/Ср/

7,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.7
Классификация элементов симметрии формы костюма Определение понятие симметрии. Симметрия как элемент самопознания человека. Виды симметрии.

Симметрия и теория орнамента. Симметрия, диссиметрия и ассиметрия в истории пластических искусств. Симметрия в формах костюма. Симметрия в кроеном и драпирующемся

/Ср/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.8
Геометрическая классификация формы аксессуаров в костюме. Репрезентативные функции симметрии в истории костюма. /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.9
Дизайн современного костюма алтайцев. Материалы и виды материалов. Материал и композиция костюма /Ср/
27,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.10
Алтайская традиционная одежда. Народный костюм, его функции, история исследования. История костюма как система модных инноваций. Одежда и костюм: пределы общности и порядок дефиниций. Социальные параметры в формировании моды как истории костюма. Социальная роль костюма как предпосылка статистических исследований в области моды и дизайна одежды.

/Ср/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.11
Плечевая одежда алтайцев и ее аксессуары. Эволюция аксессуаров в одежде костюме. Конструктивные основы костюма и аксессуаров. Геометрические и живописные составляющие в костюме и аксессуарах. /Лек/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.12
Обувь алтайцев. Технологии изготовления обуви алтайцев Материал и композиция обуви. Роль развития технологии и их историческая эволюция в истории костюма. /Лек/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.13
Изготовление плечевой одежды алтайского национального костюма: материалы, технологии /Пр/
18
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.14
Изготовление традиционной и стилизованной обуви алтайцев. Разнообразие современных и традиционных костюмов /Пр/
18
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.15
Сезонная верхняя плечевая одежда алтайцев, их разнообразие, материалы и аксессуары. /Ср/
25,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.16
Изготовление обуви:материалы и технологии. /Ср/
20,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
6.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы к зачёту и зачета с оценкой

1. Народный костюм как предмет исторического исследования.

2. История костюма в системе искусствоведческих дисциплин.

3. Категория стиля в истории костюма.

4. Разновидности пропорций в истории костюма.

5. Симметрия, ассиметрия, диссиметрия в искусстве костюма.

6. Одежда и костюм.

7. Техника и технология в истории костюма.

8. Периодизация истории народного костюма.

9. Классификация истории народного костюма.

10. Гендерный аспект в истории костюма.

11. Источники по истории костюма.

12. История костюма в системе изучения пластических искусств.

13. Современные методы исследования ведущих тенденций эволюции костюма.

14. Костюм эпохи Возрождения.

15. Костюма в античности.

16. Византийский костюм.

17. Западноевропейский костюм Средних веков.

18. Европейский костюм XVIII века.

19. Европейский костюм XIX века.

20. Эволюция костюма в ХХ веке.

Экзамен проводится в  форме просмотра итогового творческого проекта студента и устного опроса.

Творческий проект:

- Изготовление и пошив национального алтайского костюма: головного убора, плечевой одежды.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Примерные темы рефератов

1. Костюм как элемент общечеловеческой и этнической культуры.

2. Одежда Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии

3. Идеал красоты Древней Греции.

4. Общая характеристика и составные части древнегреческого костюма.

5. Составные части и общая конструктивно-композиционная характеристика костюма Древнего Рима.

6. Композиция, объемная форма и пропорциональные решения костюма средневековья романского стиля.

7. Идеал красоты и стилевые особенности раннего и позднего средневековья.

8. Составные части костюма средневековья.

9. Отличительные черты костюма эпохи Возрождения.

10. Формообразующие элементы в костюме XVI- XVII веков.

11. Характерные приемы декора костюма XVI - XVII веков.

12. Функционально-декоративные элементы как средства образования модной формы в костюмах стиля рококо и барокко.

13. Отличительные черты композиционного решения костюма стиля классицизма.

14. Тенденции развития мужской и женской одежды XIX - начала ХХ веков.

15. Влияние социально-культурных и политических событий на формирование модных тенденций ХХ века.

16. Традиции декоративного оформления в русском народном костюме.

17. Костюм народов Волго-Уралья.

18. Костюм народов Кавказа

19. Костюм коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока

20. Использование народных традиций в советском костюме.

21. Народный костюм как творческий источник в моделировании одежды.

22. Реформаторское движение в костюме.

23. Использование элементов и мотивов исторического костюма в моде ХХ - нач. ХХΙ веков.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Реферат

Устный опрос

Творческий проект к экзамену

Вопросы к зачёту и зачету с оценкой

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Трифанова С.В.
Народный костюм: учебное пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2017
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2162:narodnyj-kostyum&catid=18:history&Itemid=172
 
Л1.2
Жиров М.С., Жирова О.Я., Митрягина Т.А.
Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность: учебник
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86339
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Фот Ж.А., Шалмина И.И.
Дизайн-проектирование изделий сложных форм: учебное пособие
Омск: Омский государственный технический университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/78429.html
 
Л2.2
Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова [и др.] О.П.
Методика проектирования костюма: учебное пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/61375.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
208 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Доска на ножках, кафедра, шкаф с демонстрационным оборудованием, образцы национальных костюмов, машины швейные Brother LS 2325 (6 шт), швейная машинка «Чайка», швейная машинка COMFORT 15 (2 шт.), манекен пошивочный (4 шт.)
 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи 

 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.

Методические указания по подготовке к экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

По курсу "Народный костюм" экзамен проводится в  форме просмотра итогового творческого проекта студента и устного опроса. При выполнении творческого проекта не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки. В ходе выполнения творческого проекта студенты используют все свои знания, умения и навыки накопленные в период обучения курса. При выполнении проекта оценивается творческий подход студента.

Творческий проект:

- Изготовление и пошив национального алтайского костюма

Методические рекомендации при изготовлении национального костюма

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
«В системе покроя и декора национального костюма южных и северных алтайцев в XX в. обнаруживаются общие и локальные эстетические начала. Просматривается и определенная динамика покроя и декора национального костюма южных и северных алтайцев в XX в. Локальные черты в эстетической выразительности национального костюма южных алтайцев раскрываются в специфике покроя верхней плечевой одежды: длинных туникообразного покроя мужских и женских шуб, халатов, чегедека. К середине XX века характерные особенности покроя шуб – ступенчатый вырез на грудной части левой полы, копытообразные манжеты рукавов женских шуб не стали выполняться в повседневной одежде. Запах распашной верхней, нижней мужской и женской одежды стал на русский манер. Чегедек являясь повседневной, свадебной и погребальной одеждой женщин южных алтайцев, не исчез в XX веке из быта окончательно, он изменил свою функцию. Молодые женщины надевают его символически во время брачной церемонии. Особенность покроя национальной обуви – узкий заостренный поднятый носок в XX веке отмечена изменениями. В традиционной обуви исчез заостренный поднятый к верху носок, который стал закругленным. Специфика покроя нижней поясной одежды (штанов) – неширокие длинные штаны, которые заправлялись в обувь в XX веке остались прежними, но стали носиться на русский манер. Эстетическая традиция, предписывающая мужчинам и женщинам носить головные уборы, сохранилась только на национальных праздниках. На смену традиционным алтайским шапкам пришли русские головные уборы. Исключение составляет головной убор южных алтайцев алтай борук. Такую шапку носят мужчины и женщины, как в праздники, так и в будни. Такая шапка по сей день является модной, красивой. Изменилась традиционная прическа южных алтайцев. Мужчины не

носят кос. Женщины не носят две косы. Девушки не заплетают нечетное количество косичек числом до семи. Частично изменилась конструкция накосных украшений.  Локальные черты покроя и декора традиционного костюма северных алтайцев не нашли проявления в современном костюме. Сказалось русское влияние в конструкции и декоре одежды, головных уборов, обуви, аксессуарах как в мужском костюме, так и женском. Изменилась прическа у мужчин и женщин. Мужчины не носят косу, женщины две косы, девушки нечетное количество косичек числом до семи. Не носят накосные украшения. Общие черты в эстетических началах конструкции и декора национального костюма южных и северных алтайцев, которые сохранились на сегодняшний день. По сей день считается красивым у женщин южных и северных алтайцев носить длинные волосы. Сохранилась характерная особенность традиционной одежды южных алтайцев подпоясывать верхнюю, нижнюю плечевую одежду.

Полуприлегающий и прилегающий силуэт сохраняется в национальных костюмах, которые надеваются во время национальных праздников, театральных представлений и т. п. Особенности декоративного убранства в традиционном стиле сохранились в преобладающей степени только в национальном костюме, который надевается во время обрядовых церемоний, национальных праздников, театральных представлений. В современной одежде предпочтение отдается любимым цветам: красному, белому, черному, серому, коричневому, зеленому, синему и желтому. Перестройка общественной жизни южных и северных алтайцев привела к своеобразным изменениям в традиционном костюме. Изменился частично материал для изготовления и декоративного убранства традиционного костюма алтайцев, особенно это касается северных алтайцев. Однако сохранились в алтайской культуре многовековые традиции, эстетические представления, которые идут от глубокой древности и в наше время причудливо сочетаются с представлениями современными. Это касается эстетических начал в конструкции и декоре алтайской традиционной одежды» (Алексеева Т.П.)