2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Устное народное творчество (алт_)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Устное народное творчество (алт.)
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
зачеты 1 зачеты с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
7,7
самостоятельная работа
172,8
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
22
22
22
22
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,3
0,3
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
35,5
35,5
35,5
35,5
Сам. работа
172,8
172,8
172,8
172,8
Часы на контроль
7,7
7,7
7,7
7,7
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., зав.кафедрой, Чочкина М.П. _______________
 
 
Устное народное творчество (алт.)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование у студентов знаний устного народного поэтического творчества родного народа.
1.2
Задачи: - изучение основных понятий и представлений об устной поэзии, закономерностях ее развития, методах и принципах исследования; - освоение основами знаний о поэтических особенностях художественных форм   алтайской устной поэзии; - рассмотрение истории собирания и изучения алтайского фольклора; - изучение специфики каждого жанра, его эволюции; - - формирование умений и навыков анализа поэтического текста; - - воспитание нравственности, морали, толерантности; - - понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, особенности и универсальности фольклорного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания системы жанров фольклора, обрядовой культуры алтайцев, героического эпоса, сформированные на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Изучение дисциплины «Устное народное творчество (алтайское)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
2.2.2
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.3
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-3: Способен использовать в своей художественно-творческой деятельности материал и средства народной художественной культуры с целью развития духовно-нравственной культуры общества и национально- культурных отношений
 
знает: - общий процесс исторического развития родного фольклора; - методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся посредством устной поэзии; умеет использовать методы и средства духовно-нравственного воспитания обучающихся для развития национально-культурных отношений.
ИД-1.ПК-3: Знает материалы и средства народной художественной культуры; методы и средства развития духовно- нравственной культуры общества и национально-культурных отношений
 
знает устную поэзию фольклора как часть народной художественной культуры; умеет применять знания, полученные при изучении курса в профессиональной деятельности и социальной практике; способен использовать фольклорный материал для духовно-нравственного воспитания.
ИД-2.ПК-3: Умеет использовать в своей художественно-творческой и методической деятельности материал и средства народной художественной культуры с целью развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений
 
знает поэтическую особенность жанров алтайского фольклора; умеет использовать устную поэзию в духовно-нравственном воспитании обучающихся; владеет навыками работы с произведений устной поэзии и использования ее в своей художестевнно-творческой деятельности.
ИД-3.ПК-3: Владеет навыками работы в сфере народной художественной культуры; способностью использовать в своей художественно-творческой и методической деятельности материал и средства народной художественной культуры с целью развития духовно-нравственной культуры общества и национально- культурных отношений
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Введение. Специфика устного поэтического творчества. История изучения алтайского фольклора в XIX-XX вв. /Лек/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Магическая поэзия. Мифология алтайцев. /Лек/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Обряды. Ритуал и фольклор. Поэтические формы, связанные с обрядами. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Малые жанры алтайского фольклора. Детский фольклор. /Лек/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Песни. Специфика обрядовых песен. Тематика и поэтика песен. /Лек/
1
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Алтайская народная сказка. Тематическая классификация, связь с другими жанрами. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Героический эпос алтайцев. История изучения, поэтика. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.8
Алтайский фольклор и его историко-генетические связи с устной традицией  других тюркоязычных народов /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Спцифика фольклора. Академические школы, теории и методы исследования мифологии /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.10
Изучение и собирание алтайского фольклора с к. Х1Х-и до наших дней

/Пр/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.11
Мифы, предания, легенды. Несказочная проза. Магическая поэзия

/Пр/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.12
Мифологическая основа обрядов. Поэтическая символика обрядовой поэзии /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.13
Поэтическая особенность малых жанров алтайского фольклора /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.14
Поэтика и тематика алтайский песен

/Пр/

2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.15
Жанровая особенность и образный язык сказок /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.16
Поэтика и жанровая особенность героического эпоса. Сказители  /Пр/
4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.17
Алтайский фольклор и его историко-генетические связи с устной традицией  других тюркоязычных народов  /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.18
Специфика фольклора. Научные школы, теории, изучающие устную поэтическую традицию. Работы Э. Тайлора, К. Леви-Строса, А. Н. Веселовского, Е. Мелетинского, В. Я. Проппа, О. Фрейденберг, Б. Н. Путилова, Е. Новик /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.19
Проблемы собирания и изучения алтайского фольклора по работам исследователей /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.20
Магические жанры алтайского фольклора /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.21
Жанровое разнообразие, тематика и символика мифов  /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.22
Мифологическая основа семейно-бытовых обрядов по работе В.И. Ереминой «Ритуал и фольклор». /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.23
Календарные обряды алтайцев: исследования, структура, поэтическая символика фольклорных произведений /Ср/
17,4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.24
Производственные обряды: охотничьи, обряды скотоводов, ритуалы мастеров /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.25
Жанровое своеобразие сказок. Сюжетообразующие мотивы в сказках. Язык сказок. Система персонажей. /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.26
Изучение, собирание текстов героического сказания. Этапы развития героического эпоса: подходы и суждения. /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.27
Героический эпос алтайцев: сказительское мастерство, поэтика, этапы развития, варианты. По монографии С.С. Суразакова «Алтайский героический эпос». /Ср/
15,4
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.28
Поэтика эпоса. /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.29
Фольклор тюркоязычных народов /Ср/
14
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3 ИД-3.ПК-3
1
0
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы к зачёту 1.Сюжетообразующие мифологические мотивы в эпосе «Маадай-Кара" 2.Основные направления изучения алтайского фольклора в современный период (конец ХХ  в. – начало ХХ1 в.) 3.Особенность композиции и сюжета эпоса "Алтай-Буучай" 4. С.С. Суразаков о сходности стилей героического эпоса алтайцев и орхонских памятников. ("Алтайский героический эпос», 1985) 5. О тематике мифов в работе С. С. Каташа "Мифы, легенды Горного Алтая" 6. О различии и сходности фольклора и литературы 7. Поэтика героического эпоса "Jанар" 8. Изучение и собирание алтайского фольклора в Х1Х в. 9. Жанровое своеобразие песенных состязаний 10.О календарном обряде «Кочо-каан» в работе  Ф. Сатлаева "Кочо-Каан – старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев" 11.Поэтика скороговорок и небылиц 12.Мифологическая основа календарных обрядов 13.Поэтика и тематика загадок 14.Поэзия свадебного обряда в работах Н. И. Шатиновой и Н. А. Тадиной 15.Система персонажей в эпосе "Алтын-Тууjы" 16.Поэтические формы и мифология, связанные с погребальным обрядом 17.Обряды, связанные с рождением ребенка в работах Э. Каруновской, Н. И. Шатиновой, М. П.Чочкиной 18.Поэтическое своеобразие исторической песни "Кан-Алтай" 19.Жанровая специфика алтайских мифов в работе Т. Б. Шинжина "Сооjын ла оны айдаачылар" 20.Поэтическая особенность жанра jанар кожон - обрядовая песни 21.Миф и ритуал в работах О. Фрейденберг, В. Ереминой 22.Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в семейно-бытовых обрядах 23.Поэтическая особенность пословиц и поговорок 24.О поэтике и тематике загадок в работе К. Э. Укачиной "Алтайские народные загадки" 25. Поэтика сказки «Танзаган» Примерные вопросы к  зачету с оценкой 1.Тематика и поэтика исторических преданий 2.Собирание и изучение сказок 3.Социально-бытовые элементы в сказке "Сынару" 4.О значении работы Т. С. Тюхтенева "Алтайские народные песни" в алтайской культуре 5. Поэтика волшебных сказок "Ырысту", "Jарым-Кулак" 6.Поэтическая особенность жанра сказки в монографии М. А. Демчиновой 7.Хтонические мифы. Поэтика 8.Изучение исполнительской традиции сказителей 9.Поэтическая особенность эсхатологических мифов 10.Жанры алтайского фольклора в работе В. И. Вербицкого "Алтайские инородцы" 11.Поэтика и символика свадебных песен 12.Изучение колыбельных песен (С. С. Суразаков, Т. С.Тюхтенев, Н.М. Кондратьева) 13.Благопожеления - полифункциональный жанр 14.О шаманском ритуале в работе А. В. Анохина "Материалы по шаманству у алтайцев" 15.Жанровая особенность поэзии животных и птиц. 16.Сюжет и образный язык детских сказок, особенность композиции. 17.О мифологической символике в монографии В. П. Ойношева "Система мифологических символов в героическом эпосе алтайцев" (2006). 18.Проблемы изучения малых жанров алтайского фольклора 19.Мифологические признаки в сказках о животных и птицах 20.Поэтическая особенность героического сказания «Ак-Каан" (Н. У. Улагашев) 21.О мифологических персонажах в работе Е. Е. Ямаевой "Указатель персонажей алтайской мифологии" 22.Мифологические мотивы  и устойчивые формулы в сюжете эпоса «Кöзÿйке» 23.Текстологическое изучение эпоса в монографии З. С. Казагачевой (2003) 24.О поэтической функции мифологического мотива «муж на свадьбе своей жены» в героическом эпосе "Алып-Манаш" 25. Изучение мотивов в эпосе (по работе А.А. Конунова «Стилевое варьирование в героических сказаниях Н.У. Улагашева (на фоне алтайской эпической традиции)»)
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. Анализ принципов эволюционистической школы в работе Э. Тайлора «Первобытная культура». 2. Изучение работы Дж. Фрезера «Золотая ветвь»: взаимосвязь мифа и ритуала. 3. Структурно-семиотический метод и. работа К. Леви-Строса «Структурная антропология». 4. Историческая школа и работа А.И. Веселовского «Историческая поэтика». 5. Календарные обряды в работах Ф.А. Сатлаева, К.Э. Укачиной. 6. Об алтайской народной песне и поэтической символике в работах Т.С. Тюхтенева, Ю.И. Шейкина, Н.М. Кондратьевой. 7. Жанровая классификация алтайской устной поэзии в работе Н.А. Баскакова «Алтайский фольклор и литература» (1948). 8. Изучение алтайского фольклора в школе (по программе по алтайской литературе для общеобразовательных школ 5-9 классов). 9. Исполнительское мастерство сказителей (по работам С.С. Суразакова, И.Б. Шинжина, Е.Е. Ямаевой). 10. Анализ героического эпоса (на выбор). 11. Об этапах развития героического эпоса в работах С.С. Суразакова и Е.Е. Ямаевой. 12. Поэтическая функция мифологических форм в героическом эпосе. 13. Время и пространство в героическом эпосе алтайцев. 14. Символика календарных обрядов. 15. Мифологическая структура культовых обрядов. 16. Миф и ритуал в работе В.Ереминой «Ритуал и фольклор». 17. Анализ лирической песни. 18. Эстетика героического в эпосе алтайцев. 19. Поэтические формулы в сказках. 20. Персонажи алтайской мифологии (по указателю Е.Е. Ямаевой). 21. Метафора еды и одежды в обрядах алтайцев. 22. Элементы инициации в обрядах, связанных с детьми. 23. Мифология человека и ее символика в жанрах фольклора.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Реферат Вопросы к зачёту Вопросы к зачету с оценкой
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чочкина М.П., Ямаева Е.Е., Садалова [и др.] Т.М.
Устное народное творчество (алтайское)=Алтай элдин оос кееркедим чумделгези: курс лекций для бакалавров по напр. подг. 050100 Пед. образ., профиль Родной яз. и лит-ра; 44.03.05 Пед. обр., профили Родной язык и Иностр. яз.; Родной яз. и Китайский яз.; Родной яз. и Дошк. обр.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=344:ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-altajskoe&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
Л1.2
Суразаков С.С., Конунов А.А.
Алтай фольклор: учебное пособие на алтайском языке
Горно-Алтайск: БУ РА Литературно-издательский Дом "Алтын-Туу", 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Садалова Т. М., Гацак В.М.
Алтайские народные сказки=Алтай калыктыҥ чӧрчӧктӧри
Новосибирск: Наука СО РАН, 2002
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
Adobe Reader
6.3.1.3
CDBurnerXP
6.3.1.4
Far Manager
6.3.1.5
Firefox
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.3.1.6
Foxit Reader
6.3.1.7
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.9
MS Office
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
6.3.1.11
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
204 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся) шкаф, мольберты, краски, кисти.
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая 
 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем 

 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

4. Методические рекомендации по подготовке к  зачету и зачету с оценкой

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.