2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 3, 4, 5 зачеты 2, 3, 4, 5 зачеты с оценкой 2 курсовые работы 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
42,5
самостоятельная работа
468,2
аудиторные занятия
164
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
20 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
720
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
10
10
8
8
24
24
60
60
Практические
32
32
20
20
16
16
36
36
104
104
Контроль самостоятельной работы (для студента)
4
4
4
4
Консультации (для студента)
1,4
1,4
1
1
0,8
0,8
1,6
1,6
4,8
4,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,4
0,4
0,4
0,4
0,4
0,4
1,5
1,5
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
1
1
3
3
Итого ауд.
50
50
30
30
24
24
60
60
164
164
Кoнтактная рабoта
51,7
51,7
36,4
36,4
26,2
26,2
63
63
177,3
177,3
Сам. работа
156,6
156,6
136
136
142,2
142,2
33,4
33,4
468,2
468,2
Часы на контроль
7,7
7,7
11,6
11,6
11,6
11,6
11,6
11,6
42,5
42,5
Курсовое проектирование (для студента)
32
32
32
32
Итого
216
216
216
216
180
180
108
108
720
720
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., зав. кафедрой, Чочкина М.П. _______________
 
 
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Горного Алтая на основе знаний о промыслах и ремёслах народов России; знакомство  с производством ремёсел и их основными изделиями.
1.2
Задачи: • изучение теоретических положений об изготовлении вещи, производстве, изделия в народной культуре; • ознакомление студентов с широким кругом традиционных промыслов и ремесел Горного Алтая и других культур России; непосредственное знакомство с производством изделий народных промыслов; • ознакомление со значением традиционных промыслов и ремесел в народной культуре.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Народные хужожественные промыслы и ремесла Горного Алтая» студенты используют знания, умения, навыки, компетенции, сформированные у обучающегося до начала изучения дисциплины.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Полученные знания и умения будут использованы при изучении дисциплины "Народный костюм" и создании выпускной квалификационной работы и далее в профессиональной деятельности
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает: - об особенностях и культурных традициях различных народов Горного Алтая; Умеет: - находить и использовать информацию о традиционной и современной культуре алтайцев для саморазвития и взаимодействия с другими Владеет: - приемами поиска, сбора, переработкой и интерпретацией информации..
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
Знает: -предмет, понятийный аппарат культурологической, этнологической науки, историю культуры. Умеет: -оценивать и раскрывать роль этнического фактора в истории культуры, рассматривать этническую историю культуры как один из существенных аспектов общеисторического процесса; Владеет: -навыками работы с различными источниками истории и культуры Горного Алтая.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
Знает - понятийный аппарат культурологической, этнологической науки, - о традиционной и современной культуре народов Сибири. Умеет: - сотрудничать с людьми, учитывая их социокультурные особенности; Владеет: -навыками коммуникации.
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ОПК-4: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Знает:
ИД-3.ОПК-4: Владеет способностью анализировать проблемы и динамику в области сохранения культурного наследия
 
- научные концепции, гипотезы, историю развития культуры Горного Алтая; Умеет: - уделять внимание проблемам и динамике межэтнического сотрудничества и межэтнических конфликтов. Владеет: -навыками анализа проблем и тенденций развития в области развития сохранения культурного наследия.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины (2 курс)
 
1.1
Хозяйственная деятельность народов Горного Алтая и народные промыслы. История изучения народных ремесел Горного Алтая.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Орнаментальное искусство народов Горного Алтая: виды, особенность, цветовая и образная символика. Язык образов и знаков народных изделий. /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Войлоковаляние в Горном Алтае: исследования овцеводства, изготовления изделий. Технологии войлоковаляния и  техники изготовления изделий из шерсти. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.4
Традиционная культура алтайцев и народные промыслы и ремесла. Мифоритуальный комплекс как основа мировоззрения народа и ее отражение в вещном мире. /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.5
Изготовление изделий из шерсти. Обрядовый характер  войлочных изделий. Техники валяния войлока.  /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.6
Орнаментика алтайцев: формы, виды, этническое своеобразие. /Пр/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.7
Мифы и легенды народов Горного Алтая и народные промыслы. Войлок в культуре алтайцев. /Ср/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.8
Орнаментика в археологических памятниках Горного Алтая /Ср/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.9
Скотоводство и охота и народные промыслы алтайцев /Ср/
23,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.10
Войлок в современной культуре алтайцев /Ср/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.11
Изготовление изделий из шкур и меха животных. Шорно-седельные изделия. Техники обработки шкур и камусов животных /Лек/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.12
Изготовление головных уборов, одежды, обуви из шкур, камусов и меха животных. Шорно-седельные изделия в культуре алтайцев /Пр/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.13
Конское убранство и их символический характер. Семантика, табу, связанные с изделиями из шкур, камусов, меха животных /Ср/
73,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 5. Содержание дисциплины (3-5 курс)
 
5.1
Керамическое искусство в Горном Алтае. Основные технологические приемы. Изделия из керамики /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.2
Возникновение и развитие керамического искусства в Горном Алтае. Материалы для производства. Технологические приемы изготовление изделий из глины. /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5.3
Охота, скотоводство и виды народных промыслов, связанных с ними. Одежда, обувь и головные уборы из шкур и камусов животных. Изготовление шорно-седельных изделий. /Пр/
12
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.4
Традиции и многообразие уникального направления народного ДПТ  - художественной керамики. Возникновение, развитие и современное состояние керамики в Горном Алтае.  /Ср/
86,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.5
Содержание семантики, знаковости изделий ручного производства на основе народного мировоззрения и культуры в охотничьих и скотоводческих промыслах народов Горного Алтая. Табу, связанные с изготовлением изделий из шкур и камусов животных и их обрядовый характер. /Ср/
49,4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.6
Металообработка в Горном Алтае: исследования, традиция и современность. Мифо-ритуальная основа кузнечного дела. /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.7
История возникновения резьбы по камню в Горном Алтае. Камнерезное искусство в археологических памятниках Сибири. Технология изготовления изделий из камня.  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.8
Камнерезное искусство:  классификация камней. Технологии изготовления изделий из камня.  /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.9
Металообработка в Горном Алтае: исследования, традиция и современность. Мифо-ритуальная основа кузнечного дела. Современные художественные и ювелирные изделия.  /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.10
Каменные изваяния Горного Алтая. Изделия из камня. Драгоценные и полудрагоценные камни в украшениях и изделиях алтайцев. /Ср/
55,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.11
Развитие традиционных промыслов и ремесел по металлу. Кузнечное дело в культуре алтайцев.  /Ср/
86,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.12
Традиционные изделия алтайцев из дерева. Изделия народов Алтая из растительных материалов. Ткачество в традиционной культуре.   /Лек/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.13
Использование традиционных и нетрадиционных техник при изготовлении изделий из дерева и растительных материалов /Пр/
16
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.14
Ремесла и промыслы народов Горного Алтая: деревообрабатывающее искусство /Ср/
7,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5.15
Художественные промыслы Горного Алтая: косторезное искусство  /Лек/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.16
Ремесла и промыслы народов Горного Алтая в современности: изготовление сувенирной продукции /Лек/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.17
Традиционные промыслы и ремесла народов Алтая: косторезное искусство.  /Пр/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.18
Развитие народных промыслов алтайцев в 20-21 вв.: виды, отрасли, стили, традиции. Изготовление сувенирной продукции как одно из направлений туристической индустрии.  /Пр/
14
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.19
Косторезное дело в культуре алтайцев

Культурная экономика: продвижение изделий народных ремесел и промыслов.  /Ср/

26,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5.20
Изготовление изделий из шкуры животных и конского убранства в культуре алтайцев /Лек/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
7.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
7.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
7.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 9. Консультации
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 10. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
10.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
10.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
10.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 11. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
11.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
11.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 12. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
12.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
12.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 13. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
13.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
13.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
13.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 14. Выполнение и защита курсовой работы
 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
14.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
32
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
14.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 15. Консультации
 
15.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Зачеты и зачеты с оценкой проводятся в  форме просмотра выполненного творческого задания (изделия) студента и устного опроса.

Творческие задания:

1) Изготовление сувениров из дерева ;

2) Изготовление продукций из камня

3) Изготовление сувениров из войлока;

4) Изготовление ювелирных изделий;

5) Изготовление продукций из кожи и рога;

6) Пошив сувенирной продукции

7) Керамическое изделие.

Примерные вопросы к зачёту и зачету с оценкой

1. Археологические, этнографические, фольклористические  исследования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая.

2. Работа В.И. Эдокова об истоках декоративно-прикладного искусства алтайцев, об их орнаментальном искусстве.

3. Современные исследования о народных промыслах алтайцев.

4. Суть, специфика, место народных промыслов в изобразительном искусстве и декоре среды обитания, духовной сфере народов Горного Алтая.

5. Синкретизм декоративного изображения.

6. Невыделенность декора в произведениях древнейших мастеров.

7. Протохудожественные феномены в первобытной культуре.

8. Петроглифическое искусство – феномен историко-культурной эволюции.

9. Традиция, канонические установки и выделение мотивов в декоре произведений.

10. Особенность формирования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая эпохи бронзы.

11. Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока.

12. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа.

13. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры.

14. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.

15. Этнокультурные особенности декора средних веков в Центральной Азии в период господства тюркоязычных народов.

16. Архитектурный орнамент.

17. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей.

18. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.

19. Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.

Примерные вопросы к экзамену

1. Алтайские народные художественные промыслы в конце 19 вв.

2. Резьба по дереву, украшение утвари. Повседневный быт, образ жизни, окружающая действительность алтайцев и особенность декоративно-прикладного искусства

3. Кованое железо.

4. Художественные образы в металлических и железных деталях экстерьера жилища.

 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5. Тамги, знаки зайсан в железных деталях.

6. Конское убранство, оружие, доспехи из железа.

7. Истоки развития ювелирного дела.

8. Орнамент ювелирных изделий.

9.Виды декоративно-прикладного искусства: инкрустация драгоценными металлами и камнями.

10. Комплексы ювелирной орнаментики.

11. Традиции художественной обработки шерсти.

12. Многообразие технических форм, красота композиционного строя, праздничные композиции войлока.

13. Истоки войлоковаляния.

14. Орнаментика ковров из войлока.

15. Декорирование камня в народном искусстве тюркских народов с древнейших времен.

16. Резьба по камню древних тюрков.

17. Образы великих каганов, предводителей туменов в каменных изваяниях Евразийской степи.

18. Древнетюркские рунические памятники на Орхоне.

19. Оленные камни и их космогонические значение.

20. Петроглифы Горного Алтая – живописное искусство древних народов.

21. Преемственность традиций художественной обработки дерева в Горном Алтае.

22. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве алтайцев.

23. Взаимовлияния культурных традиций. Деревянный декор в архитектуре.

24. Орнаментика в изделиях из дерева: сундуках, кроватях и др.

25. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая.

26. Орнаментика в археологических памятниках Горного Алтая.

27. Растительная орнаментика, истоки, связи с мифологией.

28. Орнаментика, отражающая животный мир.

29. Применение различных мотивов в видах декоративно-прикладного искусства.

30. Вышивка, декорировка шорных изделий, домашней утвари и одежды, в резьбе по кости, аппликация войлока, народной керамике.

31. Декоративно-прикладное искусство в экстерьере и интерьере кочевого жилища.

32. Ковры и ковровые изделия.

33. Художественные изделия из кожи и меха.

34. Вышивка.

35. Декор кочевого типа жилища.

36. Связь времен через орнамент – устойчивые традиции в этнической эстетике.

Творческое задание к экзамену

- Изготовление изделий из природных материалов, пошив национальной одежды и сувенирной продукции (с использованием национального орнамента, узоров)

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы реферата

1. Исторические особенности возникновения народных промыслов.

2. Традиционные промыслы и ремесла в русской народной культуре.

3. Основные признаки изделий народного промысла. Образы, картины, знаки, идеи народных изделий.

4. Традиционные промыслы и ремесла в современной России

5. Традиционные промыслы и ремесла  Горного Алтая

6. Ремесла и промыслы народов России и мира

7. Направления мастерской художественных изделий "КЕЗЕР", школы ремесел «Адамант»

8. Деятельность "Центра развития народных художественных промыслов "Энчи" и мастерской "Ай-Тана"

9. Роль традиционных ремесел и промыслов в сохранении духовной культуры народов.

Примерные темы курсовых работ

1. Традиционные промыслы и ремесла в народной культуре: изготовление изделий для семейного потребления.

2. Цеховая и кустарная организация ремесла.

3. Развитие традиционных промыслов и ремесел в Горном Алтае  в 18 – начале 20 веков.

4. Особенности пошива национальной одежды и сувенирной продукции (национальный орнамент, узоры)

5. Камнерезное искусство как один из старинных художественных промыслов.

6. Лепка и декорирование керамических изделий.

7. Художественный войлок

8. Искусство резьбы по кости: общий обзор истории и современного состояния

9. Художественная резьба и роспись по дереву. Возникновение искусства.

10. Художественная вышивка. Классификация изделий.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом
 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
реферат

творческий проект

вопросы к экзамену

вопросы к зачёту, зачету с оценкой

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Миненко Л.В.
Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2006
http://www.iprbookshop.ru/21965.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ильина О.П.
Истоки зодчества Горного Алтая: научное издание
Горно-Алтайск: ОАО Горно-Алтайская типография, 2012
 
Л2.2
Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А.
Художественная керамика: Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения, направление подготовки 51.03.02 (071500.62) «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015
http://www.iprbookshop.ru/55827.html
 
Л2.3
Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А.
Художественная керамика: Практикум по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»; форма обучения – очная и заочная; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016
http://www.iprbookshop.ru/55826.html
 
Л2.4
Рудич Л.И.
Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013
http://www.iprbookshop.ru/22063.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
Moodle
6.3.1.9
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
101 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра. Муфельная печь SNOL 13/1100, печь экспресс для проб, гончарный круг Nides (Shimpo) RK-5T

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается 

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к 

 
стр. 16
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.

На занятиях по дисциплине «Народные художественные промыслы» формируется вкус, понимание и оценка произведений искусства, воспитывается уважение и любовь к труду, чувство национальной гордости и патриотизма. Это помогает приобрести определенные специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов по изготовлению изделий народных ремёсел.

Подготовка студентов осуществляется на базе широкого изучения различных видов народных ремёсел.

Студенту очень важно активно и систематически работать и в часы учебных занятий, и в часы самостоятельной работы: составлять конспекты лекций, выполнять лабораторные, творческие работы.

Важно обратить особое внимание на инструменты, приспособления и станочное оборудование по художественной обработке различных материалов.

Для лучшего понимания, применения специального инструмента в народных промыслах необходимо повторить назначение слесарного и столярного инструмента, технологию работы на станочном оборудовании, правила безопасности, основные приемы, применяемые в изобразительном искусстве: выполнение орнаментов, рисунков, композиций.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и 

 
стр. 17
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачеты проводятся в  форме просмотра готового творческого проекта студента и устного опроса. При выполнении творческого проекта не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.

Творческие проекты:

- Изготовление сувениров из дерева;

- Изготовление продукций из камня;

- Изготовление сувениров из войлока;

- Изготовление ювелирных изделий;

- Изготовление продукций из кожи и рога;

- Пошив национальной одежды

.Методические указания по подготовке к экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.

Творческий проект к экзамену

- Пошив национальной одежды и сувенирной продукции (национальный орнамент, узоры)