(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Культурная экономика: продвижение изделий народных ремесел и промыслов. /Ср/
Творческие задания:
1) Изготовление сувениров из дерева ;
2) Изготовление продукций из камня
3) Изготовление сувениров из войлока;
4) Изготовление ювелирных изделий;
5) Изготовление продукций из кожи и рога;
6) Пошив сувенирной продукции
7) Керамическое изделие.
Примерные вопросы к зачёту и зачету с оценкой
1. Археологические, этнографические, фольклористические исследования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая.
2. Работа В.И. Эдокова об истоках декоративно-прикладного искусства алтайцев, об их орнаментальном искусстве.
3. Современные исследования о народных промыслах алтайцев.
4. Суть, специфика, место народных промыслов в изобразительном искусстве и декоре среды обитания, духовной сфере народов Горного Алтая.
5. Синкретизм декоративного изображения.
6. Невыделенность декора в произведениях древнейших мастеров.
7. Протохудожественные феномены в первобытной культуре.
8. Петроглифическое искусство – феномен историко-культурной эволюции.
9. Традиция, канонические установки и выделение мотивов в декоре произведений.
10. Особенность формирования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая эпохи бронзы.
11. Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока.
12. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа.
13. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры.
14. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.
15. Этнокультурные особенности декора средних веков в Центральной Азии в период господства тюркоязычных народов.
16. Архитектурный орнамент.
17. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей.
18. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.
19. Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.
Примерные вопросы к экзамену
1. Алтайские народные художественные промыслы в конце 19 вв.
2. Резьба по дереву, украшение утвари. Повседневный быт, образ жизни, окружающая действительность алтайцев и особенность декоративно-прикладного искусства
3. Кованое железо.
4. Художественные образы в металлических и железных деталях экстерьера жилища.
6. Конское убранство, оружие, доспехи из железа.
7. Истоки развития ювелирного дела.
8. Орнамент ювелирных изделий.
9.Виды декоративно-прикладного искусства: инкрустация драгоценными металлами и камнями.
10. Комплексы ювелирной орнаментики.
11. Традиции художественной обработки шерсти.
12. Многообразие технических форм, красота композиционного строя, праздничные композиции войлока.
13. Истоки войлоковаляния.
14. Орнаментика ковров из войлока.
15. Декорирование камня в народном искусстве тюркских народов с древнейших времен.
16. Резьба по камню древних тюрков.
17. Образы великих каганов, предводителей туменов в каменных изваяниях Евразийской степи.
18. Древнетюркские рунические памятники на Орхоне.
19. Оленные камни и их космогонические значение.
20. Петроглифы Горного Алтая – живописное искусство древних народов.
21. Преемственность традиций художественной обработки дерева в Горном Алтае.
22. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве алтайцев.
23. Взаимовлияния культурных традиций. Деревянный декор в архитектуре.
24. Орнаментика в изделиях из дерева: сундуках, кроватях и др.
25. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая.
26. Орнаментика в археологических памятниках Горного Алтая.
27. Растительная орнаментика, истоки, связи с мифологией.
28. Орнаментика, отражающая животный мир.
29. Применение различных мотивов в видах декоративно-прикладного искусства.
30. Вышивка, декорировка шорных изделий, домашней утвари и одежды, в резьбе по кости, аппликация войлока, народной керамике.
31. Декоративно-прикладное искусство в экстерьере и интерьере кочевого жилища.
32. Ковры и ковровые изделия.
33. Художественные изделия из кожи и меха.
34. Вышивка.
35. Декор кочевого типа жилища.
36. Связь времен через орнамент – устойчивые традиции в этнической эстетике.
Творческое задание к экзамену
- Изготовление изделий из природных материалов, пошив национальной одежды и сувенирной продукции (с использованием национального орнамента, узоров)
1. Исторические особенности возникновения народных промыслов.
2. Традиционные промыслы и ремесла в русской народной культуре.
3. Основные признаки изделий народного промысла. Образы, картины, знаки, идеи народных изделий.
4. Традиционные промыслы и ремесла в современной России
5. Традиционные промыслы и ремесла Горного Алтая
6. Ремесла и промыслы народов России и мира
7. Направления мастерской художественных изделий "КЕЗЕР", школы ремесел «Адамант»
8. Деятельность "Центра развития народных художественных промыслов "Энчи" и мастерской "Ай-Тана"
9. Роль традиционных ремесел и промыслов в сохранении духовной культуры народов.
Примерные темы курсовых работ
1. Традиционные промыслы и ремесла в народной культуре: изготовление изделий для семейного потребления.
2. Цеховая и кустарная организация ремесла.
3. Развитие традиционных промыслов и ремесел в Горном Алтае в 18 – начале 20 веков.
4. Особенности пошива национальной одежды и сувенирной продукции (национальный орнамент, узоры)
5. Камнерезное искусство как один из старинных художественных промыслов.
6. Лепка и декорирование керамических изделий.
7. Художественный войлок
8. Искусство резьбы по кости: общий обзор истории и современного состояния
9. Художественная резьба и роспись по дереву. Возникновение искусства.
10. Художественная вышивка. Классификация изделий.
творческий проект
вопросы к экзамену
вопросы к зачёту, зачету с оценкой
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
расходные материалы:
лисьи камусы
мелушка
войлок
шерсть
кожа разноцветная
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Шерсть для валяния – в ассортименте
Пленка пупырчатая
Коврик бамбуковый, ф - А3
Мыло жидкое
Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора
Сетка москитная
Поролон листовой толстый
Губка хозяйственная, автомобильная
Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)
Ножницы
Нитки швейные
Иглы швейные с большим ушком
Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели
Рамка ткацкая
Бисер
Бусины
Ленточки
Пуговицы
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.
На занятиях по дисциплине «Народные художественные промыслы» формируется вкус, понимание и оценка произведений искусства, воспитывается уважение и любовь к труду, чувство национальной гордости и патриотизма. Это помогает приобрести определенные специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов по изготовлению изделий народных ремёсел.
Подготовка студентов осуществляется на базе широкого изучения различных видов народных ремёсел.
Студенту очень важно активно и систематически работать и в часы учебных занятий, и в часы самостоятельной работы: составлять конспекты лекций, выполнять лабораторные, творческие работы.
Важно обратить особое внимание на инструменты, приспособления и станочное оборудование по художественной обработке различных материалов.
Для лучшего понимания, применения специального инструмента в народных промыслах необходимо повторить назначение слесарного и столярного инструмента, технологию работы на станочном оборудовании, правила безопасности, основные приемы, применяемые в изобразительном искусстве: выполнение орнаментов, рисунков, композиций.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачеты проводятся в форме просмотра готового творческого проекта студента и устного опроса. При выполнении творческого проекта не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.
Творческие проекты:
- Изготовление сувениров из дерева;
- Изготовление продукций из камня;
- Изготовление сувениров из войлока;
- Изготовление ювелирных изделий;
- Изготовление продукций из кожи и рога;
- Пошив национальной одежды
.Методические указания по подготовке к экзамену
Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.
Творческий проект к экзамену
- Пошив национальной одежды и сувенирной продукции (национальный орнамент, узоры)