(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- изучение специфики видов декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая;
- формирование умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства;
- воспитание нравственности, морали, толерантности;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, особенности и универсальности декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая.
ции
ракт.
Археологические, этнографические, фольклористические исследования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая. Работа В.И. Эдокова об истоках декоративно-прикладного искусства алтайцев, об их орнаментальном искусстве. Работа А.В. Эдокова «Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая». Современные исследования о народных промыслах алтайцев. Суть, специфика, место народных промыслов в изобразительном искусстве и декоре среды обитания, духовной сфере народов Горного Алтая.
/Лек/
Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.
/Лек/
Традиция, канонические установки и выделение мотивов в декоре произведений. Особенность формирования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая эпохи бронзы.
/Пр/
Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.
/Пр/
Архитектурный орнамент. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.
Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.
/Ср/
Резьба по дереву, украшение утвари. Повседневный быт, образ жизни, окружающая действительность алтайцев и особенность декоративно-прикладного искусства.
/Ср/
Архитектурный орнамент. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.
Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.
/Лек/
Кованое железо. Художественные образы в металлических и железных деталях экстерьера жилища. Тамги, знаки зайсан в железных деталях. Конское убранство, оружие, доспехи из железа. Истоки развития ювелирного дела. Орнамент ювелирных изделий. Виды декоративно-прикладного искусства: инкрустация драгоценными металлами и камнями. Комплексы ювелирной орнаментики.
/Лек/
Резьба по камню древних тюрков. Образы великих каганов, предводителей туменов в каменных изваяниях Евразийской степи. Древнетюркские рунические памятники на Орхоне. Оленные камни и их космогонические значение. Петроглифы Горного Алтая – живописное искусство древних народов.
/Пр/
Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве алтайцев. Взаимовлияния культурных традиций. Деревянный декор в архитектуре. Орнаментика в изделиях из дерева: сундуках, кроватях и др.
/Пр/
Орнаментика в археологических памятниках Горного Алтая. Растительная орнаментика, истоки, связи с мифологией. Орнаментика, отражающая животный мир. Применение различных мотивов в видах декоративно-прикладного искусства. Вышивка, декорировка шорных изделий, домашней утвари и одежды, в резьбе по кости, аппликация войлока, народной керамике.
/Ср/
Ковры и ковровые изделия. Художественные изделия из кожи и меха. Вышивка. Орнамент мебели. Декор кочевого типа жилища. Связь времен через орнамент – устойчивые традиции в этнической эстетике.
/Ср/
для промежуточной аттестации (зачета)
ВАРИАНТ 1
1. Мумия женщины из Укока принадлежит культуре древних:
А. тюрков
Б. пазырыкцев
2. Автором книги «Из Сибири» является
А. В.В.Радлов
Б. С.И.Вайнштейн
3. Согласно родо-племенному устройству алтайцы делятся на
А. роды
Б. районы
4. Алтайцы-бурханисты проводят дни рождения
А. каждый год
Б. через 12 лет
5. Палеолитическую стоянку Улалинка обнаружил и исследовал
А. А.П.Окладников
Б. Л.П.Потапов
6. Многоугольное срубное жилище алтайцев называется
А. ураасы
Б. аил
7. Термином «юрт» обозначается
А. группа семей, принадлежащих одному роду
Б. группа семей (независимо от родовой принадлежности) живущих в одном месте
8. По хозяйственно-культурному типу северные алтайцы являются
А. таежными охотниками
Б. скотоводами
9. Г.И.Чорос-Гуркин был выдающимся алтайским
А. художником
Б. писателем
10. Порода лошади, созданная предками алтайцев, называется
А. аргымак
Б. турпан
ВАРИАНТ 2.
1. Слабоалкогольный напиток кумыс получают из молока
А. кобылы
Б. коровы
2. «Шаманский дар» (призвание, профессия) является у алтайцев
А. наследственным
Б. приобретенным
3. В социальной иерархии тюрков Алтая руководящее место занимает
А. зайсан
Б. шаман
А. ыйык
Б. тёс
5. Национальная игра «козлодрание» у алтайцев называется
А. кёк бёрю (синий волк)
Б. улак (козленок)
6. Праздник регионального уровня, проводимый в Республике Алтая
А. Надым
Б. Эл-Ойын
7. Исполнитель сказания «Маадай-Кара»
А. А.Г.Калкин
Б. О.Алексеев
8. Мифический культурный предок алтайцев
А Сартакпай
Б. Кашка-Буурыл
9. Изобретение аракы – алкогольного напитка у алтайцев принадлежит
А. подземному владыке Эрлику
Б. духу-покровителю дорог Йер-Йол
10. Национальная игра в шахматы у алтайцев называется
А. кажык
Б. шатра
Примерные вопросы к зачёту с оценкой
1. Исследования по декоративно-прикладному искусству народов Горного Алтая (Иванов С.В., Эдоков В.И., Эдоков А.В.)
2. Традиционные ремесла народов Горного Алтая.
3. Традиции художественной обработки металла, железа.
4. Традиции художественной обработки дерева.
5. Традиции художественной обработки шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.
6. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.
7.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Горном Алтае.
8. Проблема сохранения духовного наследия народов Горного Алтая.
9. Истоки, история и основные этапы становления и развития декоративного искусства алтайцев
10. Народное ремесленническое искусство – источник развития декоративного искусства
11. Влияние торговых отношений на развитие декоративного искусства
12. Виды декоративного искусства, классификация его по обрабатываемым материалам
13. Эстетическая сущность и специфика восприятия декоративного искусства. Основные понятия и термины в декоративном искусстве
14.Взаимосвязь декоративного, декоративно-прикладного, прикладного и ремесленного искусства на различных этапах развития общества
Примерные вопросы к экзамену
15. Декоративное искусство пазырыкцев, материалы, используемые в работе мастеров
16. Роль и место декоративного искусства в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов материальной культуры
17. Средства композиции произведений декоративного искусства. Элементы композиции. Изобразительные средства композиции.
18. Истоки орнаментации предметов. Органическая связь орнамента с предметом, его конструкцией, материалом, практическим назначением
19.Национальные традиции и современная символика в искусстве орнамента.
20. Творческий процесс обобщения и стилизации изображений реального мира. Законы архитектоники в построении орнамента
21. Изготовление и классификация изделий по способу их изготовления: кованые, литые, давленые, штампованные, чеканные, гальванопластические, просечные, гравированные, филигранные и т. п.
22. Камнерезное искусство народов Горного Алтая с древнейших времен
23. Традиции и современность в искусстве по выделыванию изделий из кожи
24. Художественная обработка ткани как вид декоративно-прикладного искусства.
25. Из истории ковроделия. Ковры как вид декоративного искусства. Назначение ковров, виды, особенность изобразительных средств. Ковровое, ремизное и переборное ткачество.
26. Плоскостные и объемные аппликации. Аппликация в алтайском народном искусстве. 27. Художественная обработка металла как вид декоративно-прикладного искусства.
28. Применение цветных, драгоценных и черных металлов в декоративном искусстве.
2.Художественные промыслы как одна из форм народного искусства
3.Ремесленники Горного Алтая
4.Художественная обработка металла - литье, ковка, чеканка, травировка, чернение
5.Современное состояние промысла по художественной обработке металла
6.Художественная обработка дерева - роспись по дереву
7.История развития керамики
8.Художественная обработка камня: резьба, аппликация, инкрустация
9.Художественная обработка кости и рога
10.Традиционные виды орнамента
11.Традиционная одежда народов Горного Алтая
12.Ковроткачество: история возникновения промысла
13.Художественная обработка кожи, замши, меха
14.Художественная обработка металла: художественная ковка, художественное литье, чеканка, гравировка, чернение, эмальерное дело, филигранное (сканое) производство.
15.Ювелирный промысел
16.Искусство скифов и тюрков: сходство и различие
17.Пазырык и Укок: традиция и современность
18. Искусство Алтая эпохи бронзы. Специфика петроглифов.
19 Скифский звериный стиль и ее мотивы в современном алтайском искусстве
20. Народные промыслы и ремесла Горного Алтая.
Тестирование (для зачета)
Устный опрос
Вопросы к зачёту с оценкой
Вопросы к экзамену
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
расходные материалы:
лисьи камусы
мелушка
войлок
шерсть
кожа разноцветная
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Шерсть для валяния – в ассортименте
Пленка пупырчатая
Коврик бамбуковый, ф - А3
Мыло жидкое
Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора
Сетка москитная
Поролон листовой толстый
Губка хозяйственная, автомобильная
Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)
Ножницы
Нитки швейные
Иглы швейные с большим ушком
Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели
Рамка ткацкая
Бисер
Бусины
Ленточки
Пуговицы
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Методические рекомендации по подготовке к зачету и зачету с оценкой
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Методические указания по подготовке к экзамену
Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.