2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 4 зачеты 3, 4 зачеты с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
19,3
самостоятельная работа
172,6
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
10
10
22
22
Практические
18
18
16
16
34
34
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
2,4
2,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,4
0,4
0,7
0,7
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
30
30
26
26
56
56
Кoнтактная рабoта
31,5
31,5
28,6
28,6
60,1
60,1
Сам. работа
68,8
68,8
103,8
103,8
172,6
172,6
Часы на контроль
7,7
7,7
11,6
11,6
19,3
19,3
Итого
108
108
144
144
252
252
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преподаватель, Семенюк С.В. _______________
 
 
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Ознакомление и освоение духовного и творческого потенциала, накопленном в совокупном художественно-эстетическом опыте декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая. 
1.2
Задачи: - рассмотрение истории изучения декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая;

- изучение специфики видов декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая;

- формирование умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, особенности и универсальности декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания основных видов декоративно-прикладного искусства, основные виды декоративно-прикладного искусства, сформированные в ходе изучения предметов:
2.1.2
Академический рисунок
2.1.3
Пленэрная практика
2.1.4
Черчение и перспектива
2.1.5
Теория и история народной художественной культуры
2.1.6
Устное народное творчество (алт.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Изучение дисциплины «Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
2.2.2
История художественной культуры алтайцев
2.2.3
Менеджмент и маркетинг в сфере народной художественной культуры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает: • исторические периоды формирования и развития декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая; • основные виды декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая; Умеет: • применять знания в области декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности; • находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; Владеет: – навыками использования информации о декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая в профессиональной деятельности; • навыками оценивания эстетического и художественного уровня изделий декоративно-прикладного искусства;
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
Знает: • традиционные направления, мотивы в области декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая; • этапы исторического развития декоративно-прикладных искусств в Горном Алтае; Умеет: • применять знания, полученные при изучении курса для разработки методической литературы по декоративно-прикладному искусству алтайцев; • фиксировать и распространять знания о декоративно-прикладном искусстве алтайцев; Владеет • навыками работы с различными источниками декоративно-прикладного искусства для научно-методического обеспечения студий декоративно-прикладного искусства;
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
• приемами распространения в обществе информации о декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Введение. История изучения декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая.

Археологические, этнографические, фольклористические  исследования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая. Работа В.И. Эдокова об истоках декоративно-прикладного искусства алтайцев, об их орнаментальном искусстве. Работа А.В. Эдокова «Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая». Современные исследования о народных промыслах алтайцев. Суть, специфика, место народных промыслов в изобразительном искусстве и декоре среды обитания, духовной сфере народов Горного Алтая.

/Лек/

6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.2
Декоративно-прикладное искусство народов Горного Алтая скифского периода.

Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.

/Лек/

6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.3
Декоративно-прикладное искусство в археологических памятниках Горного Алтая эпохи бронзы.

Традиция, канонические установки и выделение мотивов в декоре произведений. Особенность формирования декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая эпохи бронзы.

/Пр/

8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.4
Декоративно-прикладное искусство народов Горного Алтая скифского периода.

Самоопределение видов, мотивов в орнаментике в декоре одежды, домашней утвари и убранстве коней в памятниках Пазырыка, Укока. Звериный стиль в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая эпохи раннего железа. Скульптурная резьба по дереву Пазырыкской культуры. Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве якутов, тувинцев, монголов, казахов, алтайцев и др. Взаимовлияния культурных традиций.

/Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.5
Этнокультурные особенности декора средних веков в Центральной Азии в период господства тюркоязычных народов.

Архитектурный орнамент. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.

Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.

/Ср/

34
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.6
Алтайские народные художественные промыслы в конце 19 вв.

Резьба по дереву, украшение утвари. Повседневный быт, образ жизни, окружающая действительность алтайцев и особенность декоративно-прикладного искусства.

/Ср/

34,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.7
Этнокультурные особенности декора средних веков в Центральной Азии в период господства тюркоязычных народов.

Архитектурный орнамент. Орнаментальные формы в функциональном назначении деталей. Орнаменты в изделиях из кожи, дерева, железа, кости, шерсти.

Характерные особенности и черты тюркской культуры в декоративно-прикладном искусстве.

/Лек/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.8
Традиции художественной обработки металла, железа.

Кованое железо. Художественные образы в металлических и железных деталях экстерьера жилища. Тамги, знаки зайсан в железных деталях. Конское убранство, оружие, доспехи из железа. Истоки развития ювелирного дела. Орнамент ювелирных изделий. Виды декоративно-прикладного искусства: инкрустация драгоценными металлами и камнями. Комплексы ювелирной орнаментики.

/Лек/

6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.9
Декорирование камня в народном искусстве тюркских народов с древнейших времен.

Резьба по камню древних тюрков. Образы великих каганов, предводителей туменов в каменных изваяниях Евразийской степи. Древнетюркские рунические памятники на Орхоне. Оленные камни и их космогонические значение. Петроглифы Горного Алтая – живописное искусство древних народов.

/Пр/

8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.10
Преемственность традиций художественной обработки дерева в Горном Алтае.

Традиции «скифо-сибирского» звериного стиля в декоративно-прикладном искусстве алтайцев. Взаимовлияния культурных традиций. Деревянный декор в архитектуре. Орнаментика в изделиях из дерева: сундуках, кроватях и др.

/Пр/

8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.11
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве народов Горного Алтая.

Орнаментика в археологических памятниках Горного Алтая. Растительная орнаментика, истоки, связи с мифологией. Орнаментика, отражающая животный мир. Применение различных мотивов в видах декоративно-прикладного искусства. Вышивка, декорировка шорных изделий, домашней утвари и одежды, в резьбе по кости, аппликация войлока, народной керамике.

/Ср/

53,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.12
Декоративно-прикладное искусство в экстерьере и интерьере кочевого жилища.

Ковры и ковровые изделия. Художественные изделия из кожи и меха. Вышивка. Орнамент мебели. Декор кочевого типа жилища. Связь времен через орнамент – устойчивые традиции в этнической эстетике.

/Ср/

50
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
3
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные контрольные тесты

для промежуточной аттестации (зачета)

ВАРИАНТ 1

1. Мумия женщины из Укока принадлежит  культуре древних:

А. тюрков

Б.  пазырыкцев

2. Автором книги «Из Сибири» является

А. В.В.Радлов

Б. С.И.Вайнштейн

3. Согласно родо-племенному устройству алтайцы делятся на

А. роды

Б. районы

4. Алтайцы-бурханисты проводят дни рождения

А. каждый год

Б.  через  12 лет

5.  Палеолитическую стоянку Улалинка обнаружил и исследовал

А. А.П.Окладников

Б.  Л.П.Потапов

6. Многоугольное срубное жилище алтайцев называется

А. ураасы

Б.  аил

7.  Термином «юрт» обозначается  

А. группа семей, принадлежащих одному роду

Б.  группа семей (независимо от родовой принадлежности) живущих  в одном месте

8.  По хозяйственно-культурному типу северные алтайцы являются

А.  таежными охотниками

Б.  скотоводами

9.  Г.И.Чорос-Гуркин был выдающимся алтайским

А.  художником

Б.   писателем

10. Порода лошади, созданная предками алтайцев, называется

А.  аргымак

Б.  турпан

ВАРИАНТ 2.

1. Слабоалкогольный напиток кумыс получают из молока

А. кобылы

Б. коровы

2. «Шаманский дар» (призвание, профессия) является у алтайцев

А. наследственным

Б. приобретенным

3. В социальной иерархии тюрков Алтая руководящее место занимает

А. зайсан

Б.  шаман

 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
4.  Современному термину заповедник соответствует понятие

А.  ыйык

Б.  тёс

5.  Национальная игра «козлодрание» у алтайцев называется

А. кёк бёрю  (синий волк)

Б.  улак (козленок)

6.  Праздник регионального уровня, проводимый в Республике Алтая

А. Надым

Б. Эл-Ойын

7. Исполнитель сказания «Маадай-Кара»

А. А.Г.Калкин

Б. О.Алексеев

8. Мифический культурный предок алтайцев

А Сартакпай

Б. Кашка-Буурыл

9. Изобретение аракы – алкогольного напитка у алтайцев принадлежит

А. подземному владыке Эрлику

Б.  духу-покровителю дорог Йер-Йол

10. Национальная игра в шахматы у алтайцев называется

А. кажык

Б. шатра

Примерные вопросы к зачёту с оценкой

1. Исследования по декоративно-прикладному искусству народов Горного Алтая (Иванов С.В., Эдоков В.И., Эдоков А.В.)

2. Традиционные ремесла народов Горного Алтая.

3. Традиции художественной обработки металла, железа.

4. Традиции художественной обработки дерева.

5. Традиции художественной обработки шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.

6. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.

7.Проблема сохранения культурно-исторических памятников в Горном Алтае.

8. Проблема сохранения духовного наследия народов Горного Алтая.

9. Истоки, история и основные этапы становления и развития декоративного искусства алтайцев

10. Народное ремесленническое искусство – источник развития декоративного искусства

11. Влияние торговых отношений на развитие декоративного искусства

12. Виды декоративного искусства, классификация его по обрабатываемым материалам

13. Эстетическая сущность и специфика восприятия декоративного искусства. Основные понятия и термины в декоративном искусстве

14.Взаимосвязь декоративного, декоративно-прикладного, прикладного и ремесленного искусства на различных этапах развития общества

Примерные вопросы  к экзамену

15. Декоративное искусство пазырыкцев, материалы, используемые в работе мастеров

16. Роль и место декоративного искусства в процессе художественно-эстетической организации среды и в создании предметов материальной культуры

17. Средства композиции произведений декоративного искусства. Элементы композиции. Изобразительные средства композиции.

18. Истоки орнаментации предметов. Органическая связь орнамента с предметом, его конструкцией, материалом, практическим назначением

19.Национальные традиции и современная символика в искусстве орнамента.

20. Творческий процесс обобщения и стилизации изображений реального мира.  Законы архитектоники в построении орнамента

21. Изготовление и классификация изделий по способу их изготовления: кованые, литые, давленые, штампованные, чеканные, гальванопластические, просечные, гравированные, филигранные и т. п.

22. Камнерезное искусство народов Горного Алтая с древнейших времен

23. Традиции и современность в искусстве по выделыванию изделий из кожи

24. Художественная обработка ткани как вид декоративно-прикладного искусства.

25. Из истории ковроделия. Ковры как вид декоративного искусства. Назначение ковров, виды, особенность изобразительных средств. Ковровое, ремизное и переборное ткачество.

26. Плоскостные и объемные аппликации. Аппликация в алтайском народном искусстве. 27. Художественная обработка металла как вид декоративно-прикладного искусства.

28. Применение цветных, драгоценных и черных металлов в декоративном искусстве.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.Истоки народного декоративно-прикладного искусства народов Горного Алтая

2.Художественные промыслы как одна из форм народного искусства

3.Ремесленники Горного Алтая

4.Художественная обработка металла - литье, ковка, чеканка, травировка, чернение

5.Современное состояние промысла по художественной обработке металла

6.Художественная обработка дерева -  роспись по дереву

7.История развития керамики

8.Художественная обработка камня: резьба, аппликация, инкрустация

9.Художественная обработка кости и рога

10.Традиционные виды орнамента

11.Традиционная одежда народов Горного Алтая

12.Ковроткачество: история возникновения промысла

13.Художественная обработка кожи, замши, меха

14.Художественная обработка металла: художественная ковка, художественное литье, чеканка, гравировка, чернение, эмальерное дело, филигранное (сканое) производство.

15.Ювелирный промысел

16.Искусство скифов и тюрков: сходство и различие

17.Пазырык и Укок: традиция и современность

18. Искусство Алтая эпохи бронзы. Специфика петроглифов.

19 Скифский звериный стиль и ее мотивы в современном алтайском искусстве

20. Народные промыслы и ремесла Горного Алтая.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Реферат

Тестирование (для зачета)

Устный опрос

Вопросы к зачёту с оценкой

Вопросы к экзамену

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Соколов М.В., Соколова М.С.
Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71803.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ильина О.П.
Истоки зодчества Горного Алтая: научное издание
Горно-Алтайск: ОАО Горно-Алтайская типография, 2012
 
Л2.2
Миненко Л.В.
Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири.: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2006
http://www.iprbookshop.ru/21965.html
 
Л2.3
Кимеева Т.И.
История народного искусства Сибири: Учебное пособие по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» и направлению бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012
http://www.iprbookshop.ru/21987.html
 
Л2.4
Асланова Е.С., Леватаев В.В.
Основы декоративно-прикладного искусства: учебное пособие
Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86449.html
 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.5
Большакова С.В.
Практикум в декоративно-прикладном искусстве. Графические технологии: Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Практикум в декоративно-прикладном искусстве», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/60704.html
 
Л2.6
Орлов И.И.
Орнаментальное искусство: учебное пособие
Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/74409.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, стол под ТВ.

Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка), лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

расходные материалы:

лисьи камусы

мелушка

войлок

шерсть

кожа разноцветная

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

Шерсть для валяния  – в ассортименте

Пленка пупырчатая

Коврик бамбуковый, ф - А3

Мыло жидкое

Чаша пластмассовая, глубокая для мыльного раствора

Сетка москитная

Поролон листовой толстый

Губка хозяйственная, автомобильная

Иглы для фальцевания (грубая, средняя, тонкая)

Ножницы

Нитки швейные

Иглы швейные с большим ушком

Рамки, ф- А4 для шерстяной акварели

Рамка ткацкая

Бисер

Бусины

Ленточки

Пуговицы

 
101 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра. Муфельная печь SNOL 13/1100, печь экспресс для проб, гончарный круг Nides (Shimpo) RK-5T

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая 
 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по подготовке к тестам:

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету и зачету с оценкой

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях 

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.

Методические указания по подготовке к экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.