2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Академический рисунок_Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Академический рисунок
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 1, 2 зачеты с оценкой 1, 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
23,2
самостоятельная работа
314,4
аудиторные занятия
90
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
16
16
Практические
46
46
28
28
74
74
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
1,6
1,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,4
0,4
0,4
0,4
0,8
0,8
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
2
2
Итого ауд.
54
54
36
36
90
90
Кoнтактная рабoта
56,2
56,2
38,2
38,2
94,4
94,4
Сам. работа
184,2
184,2
130,2
130,2
314,4
314,4
Часы на контроль
11,6
11,6
11,6
11,6
23,2
23,2
Итого
252
252
180
180
432
432
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Семенюк С.В.
 
 
Академический рисунок
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов комплексное представление об основных принципах и приемах преподавания техники академического рисунка в вузе. 
1.2
Задачи: 1. Познакомить студентов с основными методами и приемами академического рисунка; 2. Совершенствование техники рисования и технологии рисовальных материалов; 3. Овладеть техникой рисунка
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Академический рисунок» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин по рисованию и черчению на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, будут необходимы для изучения таких дисциплин как «Эстетика»,
2.2.2
Народный костюм
2.2.3
Черчение и перспектива
2.2.4
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.5
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
знать: - законы перспективы; - теоретические основы академического рисунка уметь: - компоновать предметы на листе бумаги - правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов.; - использовать стратегию сотрудничества при выполнении творческого задания/проекта. Владеть - Способностями передавать конструктивное и пропорциональное построение
ИД-1.УК-3: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
знать: - законы перспективы; - теоретические основы академического рисунка уметь: - применять технику академического рисунка - компоновать предметы на листе бумаги - правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов.; Владеет - Способностями передавать конструктивное и пропорциональное построение
ИД-2.УК-3: Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п).
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.

Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

 
знать: - законы перспективы; - теоретические основы академического рисунка; - основные этапы работы по академическому рисунку; уметь: - применять технику академического рисунка - компоновать предметы на листе бумаги - правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов; - использовать теоретические основы академического рисунка в исследованиях, творческих проектах.
• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Представление о форме, объеме и конструкции

Основы правильного видения объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. /Лек/

4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.2
Основы конструирования объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Геометрическая сущность поверхности предмета, характеризующая его внешний вид. /Лек/
4
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.3
Организация рабочего места. Принципы академического рисунка. Принцип цельности. Принцип от общего к частному. Принцип работы отношениями /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.4
Воздушная перспектива. Основные законы и элементы линейной перспективы. Законы распределения светотени /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.5
Пропорции. Движение. Характер формы. Конструкция формы /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.6
Тон. Пространство. Конструктивный рисунок и живописный рисунок. Рисование геометрических тел. Способы перспективного изображения различных форм на основе куба /Лек/
2
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
Представление о принципах академического рисунка. Основные понятия. Основополагающие методические принципе выполнения академических рисунков, таких как принцип последовательности работы над рисунком, принцип конструктивного анализа формы в рисунке, принцип тонального решения рисунка и другие.

Принципы выполнения академического рисунка: от общего к частному, от частного к общему. Методы выполнения рисунка: натурный метод, метод визирования.  /Пр/

10
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.2
Основы правильного видения объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. /Пр/
8
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.3
Организация рабочего места. Принципы академического рисунка. Принцип цельности. Принцип от общего к частному. Принцип работы отношениями.

/Пр/

8
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.4
Последовательность выполнеия академического рисунка. Конструктивнеое построение натюрморта, передача пропорций предметов, их симмитричности, прорисовка невидемого контура.  /Пр/
10
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.5
Перспективное построение предметов, передача основной формы с незначительным включением тона. Особенности техники выполнения тонального рисунка. /Пр/
10
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.6
Линейная перспектива. Основные законы и элементы линейной перспективы /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.7
Воздушная перспектива. Законы распределения светотени /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.8
Пропорции. Движение /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.9
Характер и конструкция формы. Светотень. Тон. Пространство. /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.10
Конструктивный рисунок и живописный рисун /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.11
Рисование геометрических тел /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.12
Способы перспективного изображения различных форм на основе куба /Пр/
4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
3.1
Представление о форме, объеме и конструкции. Строение предметных форм при изображении. /Ср/
46
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.2
Основы правильного видения объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.Дать определение следующим понятиям.

Составить таблицу.

Найти достоверные факты

/Ср/

46
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.3
Основы конструирования объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.. Дать определение следующим понятиям.

Выполнить задание

/Ср/

46,6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.4
Геометрическая сущность поверхности предмета, характеризующая его внешний вид.Написать конспект /Ср/
45,6
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.5
Организация рабочего места. Обзор периодической печати и монографий. /Ср/
12
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.6
Линейная перспектива.Основные законы и элементы линейной перспективы. Обзор периодической печати и монографий.

Проделать сравнительную работу

/Ср/

18
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.7
Воздушная перспектива Законы распределения светотени.

Сбор архивных материалов.

Обзор периодики и СМИ 4 Исследовательская работа В конце семестра

/Ср/

16,7
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.8
Принципы академического рисунка. Составить таблицу.

Найти достоверные факты

Анализ статей и очерков. /Ср/

12
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.9
Пропорции

Движение,

Дать определение следующим понятиям

Написать конспект /Ср/

19
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.10
Характер и конструкция формы. Подготовка к сочинению.

Подготовка к тесту /Ср/

21
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.11
Светотень. Обзор монографических работ

Написать конспект

/Ср/

10,8
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.12
Тон. Пространство. Подготовка к семинару /Ср/
8
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.13
Рисование геометрических тел /Ср/
12,7
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
2
0
Л1.1Л2.5
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
8.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
9.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
9.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
9.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-3 ИД-2.УК-3 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Задание к зачёту с оценкой

Студент представляет выполненное творческое задание:

- Конструирование фигуры куба и изображение куба  на плоскости листа бумаги

- Выполнение эскиза натюрморта

Примерные вопросы к  экзамену (1 и 2 курсы)

1. Представление о форме, объеме и конструкции.

2. Строение предметных форм при изображении.

3. Основы правильного видения объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.

4. Основы конструирования объемных форм предмета и умения ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.

5. Геометрическая сущность поверхности предмета, характеризующая его внешний вид.

6. Организация рабочего места.

7. Линейная перспектива.

8. Основные законы и элементы линейной перспективы

9. Воздушная перспектива

 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
10.Законы распределения светотени.

11. Принципы академического рисунка

12. Принцип цельности

13. Принцип от общего к частному

14.Принцип работы отношениями

15. Пропорции

16. Движение,

17. Характер формы

18. Конструкция формы

19. Светотень

20. Тон

21. Пространство

22. Конструктивный рисунок и живописный рисунок

23. Рисование геометрических тел

24. Способы перспективного изображения различных форм на основе куба.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов

1. Форма, объем, конструкция

2. Основы перспективы

3. Пропорции и их значение в рисовании

4. Пропорции геометрических тел

5. Пропорции головы

6. Пропорции тела

7. Композиция

8. Рисование геометрических тел

9. Рисование куба

10. Рисование призмы

11. Рисование тел вращения

12. Рисование цилиндра

13. Рисование конуса

14. Рисование шара

15. Способы перспективного изображения различных форм на основе куба

16. Закон света и теней

17. Рисование группы геометрических тел

18. Рисование бытовых предметов

19. Рисование бидона

20. Рисование гипсовой вазы

21. Рисование натюрморта

22. Рисование архитектурных деталей (капителей и гипсовых орнаментов)

23. Рисование капители дорического ордера

24. Рисование ионической капители

25. Рисование орнамента

26. Рисование гипсовой розетки

27. Рисование интерьера

28. Построение композиции из геометрических форм по плану и фасаду

29. Рисование экстерьера

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы к экзамену

темы творческих заданий/ проектов к зачёту с оценкой

реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Казарин С.Н.
Академический рисунок: учебное наглядное пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили: «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017
https://www.iprbookshop.ru/76328.html
 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Казарин С.Н.
Академический рисунок: Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 54.03.01 (072500.62) «Дизайн», профили: «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015
http://www.iprbookshop.ru/55753
 
Л2.2
Неклюдова Т.П., Лесной Н.В.
Рисунок: учебное пособие
Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017
http://www.iprbookshop.ru/87490.html
 
Л2.3
Коробейников В.Н., Ткаченко А.В.
Академическая живопись: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66337.html
 
Л2.4
Финогенова С.А.
Пластическая анатомия: учебное пособие
Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/76499.html
 
Л2.5
Бадян В. Е., Денисенко В. И.
Основы композиции: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110058.html
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Foxit Reader
6.3.1.2
Paint.NET
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
6.3.1.6
Adobe Reader
6.3.1.7
CDBurnerXP
6.3.1.8
Far Manager
6.3.1.9
Firefox
6.3.1.10
Google Chrome
6.3.1.11
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.12
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.13
MS Office
6.3.1.14
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
творческий проект/задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается 

 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке к тестам:

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать 

 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Факультет алтаистики и тюркологии

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Академический рисунок

(название темы)

Выполнил: студент 552М гр.

Иванов И.И.

Научный руководитель:

Папина О.Н., к.ф.н., доцент

Горно-Алтайск – 2022

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Методические указания по подготовке к зачёту с оценкой

Зачёт  является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

По курсу "Академический рисунок" cтудент представляет на оценивание итоговый продукт творческого задания

- Конструкция фигуры куба и изображение куба  на плоскости листа бумаги.

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Методические указания по подготовке к экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.