(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
51.03.02 Народная художественная культура
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Что такое имприматура и ее использование в живописи маслом.
натюрморт из драпировок разных по тону и материальности /Лек/
Зачет проводится в форме просмотра творческих заданий. Задания в полном объеме сдаются во время сессии. При выполнении творческих заданий не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.
Задания должны быть выполнены с соблюдением методической последовательности:
1. Поиски формата листа (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник), соотношения размеров изображаемой группы объектов и фона, масштаба, характера предметов в серии форэскизов (примерный размер 7х9см). Общее количество форэскизов – не менее 5шт.
2. Анализ проделанной работы и выбор лучшего решения.
3. Поиски точного колористического решения в серии цветовых этюдов(3-4шт, примерный размер 9х13см).
4. Перенесение выбранной композиции на итоговый формат с сохранением масштабов и пропорций.
5. Решение поставленных в задании задач и работа в материале.
При подготовке к зачету студенту целесообразно использовать результаты самостоятельной подготовки по курсу, установочные рекомендации, а также дополнительную литературу из предлагаемого ниже списка. Преподаватель проверяет работы и оценивает их. Студент имеет право ознакомиться с оценкой и рецензией на его работу.
Творческий проект к зачету с оценкой
В рамках курса «Основы живописи» студентам дается задание по выполнению итогового творческого проекта: Тематический натюрморт.
Форма: композиционное равновесие масс, пластическая доминанта. Точное построение предметов на плоскости, пропорции. Световоздушная перспектива. Лепка формы тоном (свет, полутон, тень, рефлекс) и цветом (теплохолодность). Эстетика формы, гармония цвета (тонкая нюансировка оттенков).
Методические задачи: Применить знания, полученные в течение курса, используя уравновешенную композицию, нюансированное тональное и цветовое решение, найти цветовую гармонию.
Подача: формат 40х50см.
Материалы: гуашь, темпера, бумага.
1. Понятие «живопись». Задачи реалистической живописи. Натурализм и формализм.
2.Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг.
3.Понятие «контраст». Его разновидности.
4.Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
5.Несобственные качества цвета. Символика цвета.
6.Палитра художника. Её изобразительные возможности.
7.Предметный цвет.
8.Цветовые интервалы и цветовые ряды. Движение (развитие) цвета.
9.Понятие «живописность».
10.Колорит.
11.Тональные отношения в природе и в картине.
12.Значение тона в реалистической живописи. Понятие «общий тон». Камертон в живописи.
13.Оборудование и материалы масляной живописи. Краски, их состав и свойства Разбавители и лаки, их применение.
14.Грунты, их назначение. Виды грунтов и их свойства. Приготовление грунтовых составов.
15.Техника масляной живописи. Методы, последовательность и различные приемы работы маслом.
16.Материалы живописи: акварель, гуашь, темпера, масло, пастель. Их изобразительные возможности.
17.Этюд, эскиз, картон, картина.
18.Оборудование, технические и технологические особенности работы различными живописными материалами в помещении и на пленэре.
19.Предмет «композиция». Понятие «композиция» и понятие «компоновка».
21.Виды и жанры изобразительного искусства
Творческий проект к зачету с оценкой
Реферат
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
3.Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет проводится в форме просмотра заданий. Задания в полном объеме сдаются во время сессии. При выполнении самостоятельных заданий не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.
Задания должны быть выполнены с соблюдением методической последовательности:
1. Поиски формата листа (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник), соотношения размеров изображаемой группы объектов и фона, масштаба, характера предметов в серии форэскизов (примерный размер 7х9см). Общее количество форэскизов – не менее 5шт.
2. Анализ проделанной работы и выбор лучшего решения.
3. Поиски точного колористического решения в серии цветовых этюдов(3-4шт, примерный размер 9х13см).
4. Перенесение выбранной композиции на итоговый формат с сохранением масштабов и пропорций.
5. Решение поставленных в задании задач и работа в материале.
При подготовке к зачету (экзамену) студенту целесообразно использовать результаты самостоятельной подготовки по курсу, установочные рекомендации, а также дополнительную литературу из предлагаемого ниже списка. Преподаватель проверяет работы и оценивает их. Студент имеет право ознакомиться с оценкой и рецензией на его работу.
Методические указания по подготовке к зачету с оценкой
В рамках курса «Основы живописи» студентам дается задание по выполнению практической работы: Тематический натюрморт.
Форма: композиционное равновесие масс, пластическая доминанта. Точное построение предметов на плоскости, пропорции. Световоздушная перспектива. Лепка формы тоном (свет, полутон, тень, рефлекс) и цветом (теплохолодность). Эстетика формы, гармония цвета (тонкая нюансировка оттенков).
Методические задачи: Применить знания, полученные в течение курса, используя уравновешенную композицию, нюансированное тональное и цветовое решение, найти цветовую гармонию.
Подача: формат 40х50см.
Материалы: гуашь, темпера, бумага.