2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Основы живописи
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы живописи
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
зачеты 2 зачеты с оценкой 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
7,7
самостоятельная работа
107,2
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,3
0,3
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
29,1
29,1
29,1
29,1
Сам. работа
107,2
107,2
107,2
107,2
Часы на контроль
7,7
7,7
7,7
7,7
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Семенюк С.В. _______________
 
 
Основы живописи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование знаний и навыков по основам живописи 
1.2
Задачи: - дать профессиональные знания и навыки по основам живописи; - развить творческие способности в области живописи у обучающихся - подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы живописи» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования.
2.1.2
2.1.3
Академический рисунок
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.2
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает: -тенденции развития современного мирового искусства, направления и теории в истории искусств и дизайне; Умеет: - взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей; Владеет - методами изобразительного языка академической живописи, приемами колористики
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ОПК-4: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.
 
- Знает: -историю культуры и искусств, дизайна, науки и техники, тенденции развития современного мирового искусства,  школы современного искусства и дизайна; Умеет: - писать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению объекты реальной действительности акварельными, масляными и другими красками; Владеет: - навыками работы живописными материалами (акварель, масло, гуашь, темпера). - способностью анализировать проблемы и динамику развития искусств
ИД-3.ОПК-4: Владеет способностью анализировать проблемы и динамику в области сохранения культурного наследия
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.1
Понятие реалистическо й живописи. Понятие тона в живописи. Основы цветоведения.  /Лек/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Палитра художника, её изобразительные возможности. Натюрморт из минимального количества гипсовых фигур на нейтральном фоне. натюрморт из 2-3 предметов, разных по тону и материальности на нейтральном фоне /Лек/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Материалы живописи. Инструменты живописи. Оборудование мастерской живописца.

Что такое имприматура и ее использование в живописи маслом.

натюрморт из драпировок разных по тону и материальности /Лек/

2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Натюрморты и элементы натюрморта, 12 предмета, различных по форме, тону и материальности и, находящихся в различных световоздушны х условиях. Изобразительные средства живописных материалов. Живопись натюрмортов /Лек/
2
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
Натюрморт из минимального количества гипсовых фигур на нейтральном фоне. /Пр/
4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Натюрморт из 2-3 предметов, разных по тону и материальности на нейтральном фоне. /Пр/
4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Натюрморт из драпировок разных по тону и материальности.  /Пр/
4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Натюрморт 1-3 предметов на фоне драпировки. /Пр/
4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Натюрморт 1-3 предметов на фоне драпировки. Натюрморт, состоящий из нескольких предметов одной цветовой группы /Пр/
4
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Натюрморты и элементы натюрморта, 12 предмета, различных по форме, тону и материальности, находящихся в различных световоздушны х условиях.  /Ср/
53,6
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Живопись натюрмортов и их элементов /Ср/
53,6
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л2.1 Л2.2
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-4
2
0
Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Задание к зачету

Зачет проводится в  форме просмотра творческих заданий. Задания в полном объеме сдаются во время сессии. При выполнении творческих заданий не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.

Задания должны быть выполнены с соблюдением методической последовательности:

1. Поиски формата листа (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник), соотношения размеров изображаемой группы объектов и фона, масштаба, характера предметов в серии форэскизов (примерный размер 7х9см). Общее количество форэскизов – не менее 5шт.

2. Анализ проделанной работы и выбор лучшего решения.

3. Поиски точного колористического решения в серии цветовых этюдов(3-4шт, примерный размер 9х13см).

4. Перенесение выбранной композиции на итоговый формат с сохранением масштабов и пропорций.

5. Решение поставленных в задании задач и работа в материале.

При подготовке к зачету студенту целесообразно использовать результаты самостоятельной подготовки по курсу, установочные рекомендации, а также дополнительную литературу из предлагаемого ниже списка. Преподаватель проверяет работы и оценивает их. Студент имеет право ознакомиться с оценкой и рецензией на его работу.

Творческий проект к зачету с оценкой

В рамках курса «Основы живописи» студентам дается задание по выполнению итогового творческого проекта: Тематический натюрморт.

Форма: композиционное равновесие масс,  пластическая доминанта. Точное построение предметов на плоскости, пропорции. Световоздушная перспектива. Лепка формы тоном (свет, полутон, тень, рефлекс) и цветом (теплохолодность). Эстетика формы, гармония цвета (тонкая нюансировка оттенков).

Методические задачи: Применить знания, полученные в течение курса, используя уравновешенную композицию, нюансированное тональное и цветовое решение, найти цветовую гармонию.

Подача: формат 40х50см.

Материалы: гуашь, темпера, бумага.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов

1. Понятие «живопись». Задачи реалистической живописи.       Натурализм и формализм.

2.Ахроматические и хроматические цвета.       Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.      Цветовой круг.

3.Понятие «контраст». Его разновидности.

4.Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

5.Несобственные качества цвета. Символика цвета.

6.Палитра художника. Её изобразительные возможности.

7.Предметный цвет.

8.Цветовые интервалы и цветовые ряды. Движение (развитие) цвета.

9.Понятие «живописность».

10.Колорит.

11.Тональные отношения в природе и в картине.

12.Значение тона в реалистической живописи. Понятие «общий тон». Камертон в живописи.

13.Оборудование и материалы масляной живописи.       Краски, их состав и свойства Разбавители и лаки, их применение.

14.Грунты, их назначение. Виды грунтов и их свойства. Приготовление грунтовых составов.

15.Техника масляной живописи.  Методы, последовательность и различные приемы работы маслом.

16.Материалы живописи: акварель, гуашь, темпера, масло, пастель.       Их изобразительные возможности.

17.Этюд, эскиз, картон, картина.

18.Оборудование, технические и технологические особенности работы различными живописными материалами в помещении и на пленэре.

19.Предмет «композиция». Понятие «композиция» и понятие «компоновка».

 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
20.Основные законы композиции.       Средства выражения в изобразительном искусстве.

21.Виды и жанры изобразительного искусства 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Задания к зачету

Творческий проект к зачету с оценкой

Реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Коробейников В.Н., Ткаченко А.В.
Академическая живопись: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66337.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Штаничева Н. С., Денисенко В. И.
Живопись: учебное пособие для вузов
Москва: Академический проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110049.html
 
Л2.2
Шашков Ю. П.
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/94865.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
204 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся) шкаф, мольберты, краски, кисти.
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя 

 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и 

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет проводится в  форме просмотра заданий. Задания в полном объеме сдаются во время сессии. При выполнении самостоятельных заданий не допускается компилирование и плагиат. Плагиатные работы оцениваются как «неудовлетворительно» и возвращаются студенту для переделки.

Задания должны быть выполнены с соблюдением методической последовательности:

1. Поиски формата листа (квадрат, горизонтальный или вертикальный прямоугольник), соотношения размеров изображаемой группы объектов и фона, масштаба, характера предметов в серии форэскизов (примерный размер 7х9см). Общее количество форэскизов – не менее 5шт.

2. Анализ проделанной работы и выбор лучшего решения.

3. Поиски точного колористического решения в серии цветовых этюдов(3-4шт, примерный размер 9х13см).

4. Перенесение выбранной композиции на итоговый формат с сохранением масштабов и пропорций.

5. Решение поставленных в задании задач и работа в материале.

При подготовке к зачету (экзамену) студенту целесообразно использовать результаты самостоятельной подготовки по курсу, установочные рекомендации, а также дополнительную литературу из предлагаемого ниже списка. Преподаватель проверяет работы и оценивает их. Студент имеет право ознакомиться с оценкой и рецензией на его работу.

Методические указания по подготовке к зачету с оценкой

В рамках курса «Основы живописи» студентам дается задание по выполнению  практической работы: Тематический натюрморт.

Форма: композиционное равновесие масс,  пластическая доминанта. Точное построение предметов на плоскости, пропорции. Световоздушная перспектива. Лепка формы тоном (свет, полутон, тень, рефлекс) и цветом (теплохолодность). Эстетика формы, гармония цвета (тонкая нюансировка оттенков).

Методические задачи: Применить знания, полученные в течение курса, используя уравновешенную композицию, нюансированное тональное и цветовое решение, найти цветовую гармонию.

Подача: формат 40х50см.

Материалы: гуашь, темпера, бумага.