2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_История искусства_Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История искусства
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
зачеты 4 зачеты с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
7,7
самостоятельная работа
75
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,3
0,3
0,3
0,3
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
25,3
25,3
25,3
25,3
Сам. работа
75
75
75
75
Часы на контроль
7,7
17,7
7,7
17,7
Итого
108
118
108
118
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преп., Семенюк С.В.;к.филол.наук, зав.кафедрой, Чочкина М. П.
 
 
История искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цель  формирование знаний об истории искусства зарубежных стран и России 
1.2
Задачи: - формирование у студентов общих представлений о методах исторического изучения искусства зарубежных стран и России.

- формирование у студентов общих представлений об основных существовавших направлениях и стилях (включая знание их хронологических и географических рамок) искусства, художниках и произведениях от древности до наших дней.

- овладение студентами профессиональной терминологией истории и теории  искусств.

- воспитание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантности

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания и умения дисциплин:
2.1.2
Академический рисунок
2.1.3
Основы живописи
2.1.4
Философия
2.1.5
Культура и межкультурное взаимодействие
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Изучение дисциплины «История искусств» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
2.2.2
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.3
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает: - общий процесс исторического развития искусств; Умеет: - применять знания истории искусства в художественно-проектной практике и преподавательской деятельности; - применять полученные знания по культуре народов для саморазвития и взаимодействия. Владеет: навыками анализа и систематизации информации о современных  процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры;
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
 
ОПК-4: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.
 
Умеет - анализировать  конкретное произведение искусства с целью выявления в нем общечеловеческой ценности, доказать важность сохранения каждого памятника для сохранения культурного наследия. Владеет: – навыками анализа проблем и динамики развития в истории искусства
ИД-3.ОПК-4: Владеет способностью анализировать проблемы и динамику в области сохранения культурного наследия
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Искусство Древнего мира. Искусство античности и Средних веков /Лек/
4
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Искусство Возрождения и Нового времени /Лек/
4
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Искусство Древнего мира, античности /Пр/
4
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Искусство Нового времени /Пр/
6
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Модерн и русский авангард  /Ср/
26
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Современное отечественное искусство /Ср/
26
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
Искусство Востока от древности до современности /Пр/
4
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.8
Современное отечественное искусство /Пр/
2
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.9
Искусство Востока /Ср/
23
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-3.ОПК-4 ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

Примерные вопросы к зачёту

1. Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре.

2. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма

(татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.

3. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.

4. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

5. Особенности художественной культуры Месопотамии.

 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6. Культура Древнего Египта.

7. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя

8. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия,

натурализм: Пергамский алтарь).

9. Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая,

топографическая и временная символика).

10. Творчество Ф. Грека и А. Рублева.

Примерные вопросы к зачету с оценкой

1. Ансамбль московского Кремля.

2. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

3. Готический собор как образ мира.

4. Мусульманский образ рая в комплексе Древнего Самарканда.

5. Воплощение мифологических и религиозно - нравственных представлений Китая в

ансамбле храма Неба в Пекине.

6. Сплав философии и мифологии в садовом искусстве Японии.

7. Возрождение в Италии.

8. Северное Возрождение.

9. Архитектурные ансамбли Рима.

10. Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей.

11. Дворцы и парки Версаля.

12. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и

Петербурга.

13. Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О.

Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

14. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в

импрессионизме .  5

15. Постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван

Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна.

16. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди

17. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) П

18. Поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо).

19. Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века, виды и жанры телевидения.

20. Дизайн.

21. Компьютерная графика и анимация.

22. Массовое искусство.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов (эссе)

1. Понятие «живопись». Задачи реалистической живописи.       Натурализм и формализм.

2.Ахроматические и хроматические цвета.       Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.      Цветовой круг.

3.Понятие «контраст». Его разновидности.

4.Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

5.Несобственные качества цвета. Символика цвета.

6.Палитра художника. Её изобразительные возможности.

7.Предметный цвет.

8.Цветовые интервалы и цветовые ряды. Движение (развитие) цвета.

9.Понятие «живописность».

10.Колорит.

11.Тональные отношения в природе и в картине.

12.Значение тона в реалистической живописи. Понятие «общий тон». Камертон в живописи.

13.Оборудование и материалы масляной живописи.       Краски, их состав и свойства Разбавители и лаки, их применение.

14.Грунты, их назначение. Виды грунтов и их свойства. Приготовление грунтовых составов.

15.Техника масляной живописи.  Методы, последовательность и различные приемы работы маслом.

16.Материалы живописи: акварель, гуашь, темпера, масло, пастель.       Их изобразительные возможности.

17.Этюд, эскиз, картон, картина.

18.Оборудование, технические и технологические особенности работы различными живописными материалами в помещении и на пленэре.

19.Предмет «композиция». Понятие «композиция» и понятие «компоновка».

20.Основные законы композиции.       Средства выражения в изобразительном искусстве.

21.Виды и жанры изобразительного искусства.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
Формируется отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Реферат

Вопросы к зачету и зачету с оценкой

Темы индивидуальных творческих заданий к зачёту

Творческий проект к экзамену

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кинёва Л. А., Вожевой Л. Б.
История искусств: учебное пособие
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017
https://www.iprbookshop.ru/106385.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Акимова Л.И., Бусева-Давыдова И.Л., Виноградова [и др.] Н.А., Федотова Е.Д.
История искусства. Том I: научное издание
Москва: Белый город, 2012
http://www.iprbookshop.ru/50155.html
 
Л2.2
Бусева-Давыдова И.Л., Воронина Т.С., Золотова [и др.] Н.Ю., Федотова Е.Д.
История Искусства. Том II: научное издание
Москва: Белый город, 2013
http://www.iprbookshop.ru/51414.html
 
Л2.3
Лободанов А.П.
Семиотика искусства. История и онтология: учебное пособие
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013
http://www.iprbookshop.ru/54652.html
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
6.3.1.17
AIMP
6.3.1.18
Astra Linux
6.3.1.19
Free Pascal
6.3.1.20
GIMP
6.3.1.21
Inkscape
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
204 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся) шкаф, мольберты, краски, кисти.
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления 

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Методические указания по подготовке к тестам:

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При 

 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

4. Методические рекомендации по подготовке к  зачету и зачету с оценкой

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.