2022-2023_51_03_02_2022_552-ЗФ_plx_Теория и история народной художественной культуры
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и история народной художественной культуры
Учебный план
51.03.02_2022_552-ЗФ.plx

51.03.02 Народная художественная культура

Руководство студией декоративно-прикладного творчества
 
экзамены 1 зачеты с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
11,6
самостоятельная работа
153,6
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
34
34
34
34
Консультации (для студента)
1,4
1,4
1,4
1,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,4
0,4
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
50,8
50,8
50,8
50,8
Сам. работа
153,6
153,6
153,6
153,6
Часы на контроль
11,6
11,6
11,6
11,6
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., зав.кафедрой, Чочкина М.П. _______________
 
 
Теория и история народной художественной культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1178)
 
51.03.02 Народная художественная культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 16.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целями освоения дисциплины являются: формирование у студентов системы представлений о народной художественной культуре как совокупности знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности людей, появившихся и развивающихся под воздействием социально-исторических условий, умение разбираться в ценностях народного художественного наследия, в современной художественно-культурной ситуации.
1.2
Задачи: – cформировать представление о сущности, предмете, целях, задачах и основных понятиях данной дисциплины; – раскрыть роль и место теории и истории народного художественного творчества в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности; – познакомить студентов с основными источниками и каналами информации о теории и истории народной художественной культуры, теоретическими и научно-методическими материалами; – сформировать систему профессиональных знаний в области организации и развития духовно-нравственной культуры общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания основных понятий по теории культуры и искусстве на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Изучение дисциплины «Теория и история народной художественной культуры» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин  
2.2.2
Народные художественные промыслы и ремесла Горного Алтая
2.2.3
Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая
2.2.4
Методика руководства студией декоративно-прикладного творчества
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знает современное состояние и тенденции развития народной художественной культуры; Умеет: - находить информацию о  о региональных особенностях народной художественной культуры и использовать её для саморазвития и взаимодействия с другими. Владеет: -информацией  деятельности центров народного творчества, народных промыслов и ремесел Горного Алтая и Сибири.
ИД-1.УК-5: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. 
 
Владеет навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основы публичной речи;
ИД-3.УК-5: Умеет конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ОПК-1: Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
 
Умеет анализировать государственные проекты и программы содержания развития народной художественной культуры и НХТ; - разрабатывать проекты и программы деятельности различных социально-культурных и образовательных учреждений по сохранению и развитию традиций народного художественного творчества; Владеет навыками применения исследовательских и проектных методов в свере народной художественной культуры;
ИД-3.ОПК-1: Владеет навыками применения исследовательских и проектных методов в профессиональной сфере; навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях развития социокультурной сферы и отдельных отраслей культуры
 
 
 
 
стр. 5
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание
 
1.1
Сущность и функции народной художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Структура и типология культуры. Культурогенез народной художественной культуры. /Лек/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Влияние православного христианства на содержание и формы бытования народной художественной культур. Роль реформ Петра 1 в развитии НХК. Возникновение и развитие русской народной обрядности. Художественные традиции семейно-бытовых обрядов. Календарные земледельческие обряды и праздники. Художественное творчество народа в праздниках и обрядах /Лек/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Фольклорные традиции  инструментальной музыки /Лек/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Возникновение и развитие алтайской народной обрядности. Семейно-бытовые обряды и традиции. Календарные обряды и праздники. Творчество народа в обрядах. /Лек/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Народно-бытовая хореография /Лек/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Народные художественные промыслы и ремесла. Орнаментальное искусство /Лек/
4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
Народная художественная культура как предмет изучения. Понятие «культура», как феномена человеческого развития. Цели и задачи курса теории и истории народной художественной культуры. Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Адаптационная, регулятивная, познавательная, информационная, коммуникативная, ценностная, рекреативная и другие функции народной художественной культуры.

/Пр/

4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.8
Причины возникновения, генезис и развитие культуры (динамика, модернизация). Понятие «этногенез» (Л. Гумилёв), «этнос», «народ», «нация», «ценность», «этническая общность», «народная картина мира», «менталитет». Взаимодействие культуры с природой, личностью и обществом.

/Пр/

2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.9
Выявление институтов культуры (миф, религия, наука, искусство) и их взаимосвязь. Знакомство с духовной и материальной культурой. Культурные коды и типы культуры. Признаки разделения культуры на типы. Рассмотрение генезиса и основных черт, взаимодействия социальных типов культуры: массовая, элитарная, народная, профессиональная.

/Пр/

4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.10
Формирование материальной культуры. Функции материальной культуры в прошлом. Культурогенез духовной культуры. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Исторические и географические особенности формирования менталитета русского народа.

/Пр/

2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.11
Крещение Древней Руси и их последствия. Русская православная церковь как источник духовно-нравственной жизни общества. Синтез славянской языческой культуры с культурой византийского варианта христианства. Влияние церкви на развитие народной живописи, архитектуры, книжную культуру.

/Пр/

2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.12
Разграничение культуры народных масс и господствующего класса. Влияние Европы: Германии, Франции и т. п. Появление первой печатной газеты, военных и профессиональных школ, первых типографий, музеев, публичной библиотеки, публичных театров, организация Академии наук. Появление книг не религиозного содержания. Формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. Распространение практики обучения молодых людей за границей (в основном корабельному и морскому делу), зарождение частных общеобразовательных школ /Пр/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.13
Ритуально-магический смысл обряда. Древние обряды, связанные с культом животных. Обряды, посвященные богам и духам. Обряды, посвященные природе и силам природы. Языческие святилища (камище). Обряд жертвоприношения. Трудовые (земледельческие) обряды. /Пр/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.14
Поэзия, связанная с рождением ребенка. Русский народный свадебный обряд: сговор, сход, смотрины. Мифологические элементы в русской свадьбе. Обряд захоронения на Руси. Обереги. Традиционные элементы народных обычаев в современных семейно-бытовых обрядах. /Пр/
2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.15
Календарные обряды. Зимний цикл обрядов и праздников. Летний цикл. Славянский праздник летнего солнцеворота – Иван Купала. Осенний цикл. Семенов день – проводы лета. Осенины – встреча осени. Обряды, связанные с уборкой урожая. Масленица. Пасхальные народные гуляния. Троицкие народные гуляния.

/Пр/

2
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.16
Традиционные народные развлечения. Народные гуляния. Праздничная трапеза. Традиции алтайского гостеприимства. Катания на санях, шкурах животных. Народные поверья и обычаи. /Пр/
4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.17
Историческое развитие фольклора. Основное содержание тюркского эпоса. Былинный эпос. Былины мифологического содержания. Сказки. Алтайские и русские сказочники. Предания. Основные циклы преданий. Легенды. Демонологические рассказы (былички, бывальщины). Определение детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики. Основные функции детского фольклора. Классификация произведений детского фольклора. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки, приговорки, прибаутки, приметы, присловья, загадки и др. Рождение игрушки. Собственно детский фольклор: жеребьёвки, считалки, игровые приговорки и припевки, заклички, скороговорки. Детская сатира: дразнилки, поддёвки, уловки, мирилки, отговорки и др. /Пр/
4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.18
Народные промыслы как вид художественного творчества. Стилевые особенности, способы и приёмы изготовления, тематика изделий народных художественных промыслов. Условная классификация изделий: утилитарные, декоративные, сувениры. Художественная обработка дерева, резьба и роспись (богородская резьба, хохломская роспись, Городецкая роспись, хотьковская резьба и др.). Миниатюрная лаковая живопись (Федоскино, Жостово, Палех, Холуй, Мстёра и др.). Художественна обработка металла (великоустюжное черневое серебро, ростовская финифть, каслинское литьё из чугуна и др.). Художественный гончарный промысел (гжельская, скопинская, дымковская, каргопольская, филимоновская керамика и др.). Художественные текстильные промыслы. Особенности русского и алтайского народного костюма. Сибирские художественные народные промыслы.

/Пр/

4
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.19
Сущность и функции народной художественной культуры

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.20
Художественная культура личности и общества

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.21
Структура и типология культуры

/Ср/

9,6
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.22
Культурогенез народной художественной культуры

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.23
Влияние православного христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры

/Ср/

16
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.24
Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.25
Возникновение и развитие русской народной обрядности

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.26
Художественные традиции семейно-бытовых обрядов

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.27
Календарные земледельческие обряды и праздники

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 9
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
1.28
Художественное творчество народа в православных праздниках и обрядах

/Ср/

10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.29
Возникновение и развитие алтайской обрядности

/Ср/

18
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.30
Устное народное творчество. Детский фольклор /Ср/
10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.31
Художественное творчество народа в  праздниках и обрядах /Ср/
10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.32
Народные художественные промыслы /Ср/
10
ИД-3.ОПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
7,75
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,4
ИД-1.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-3.ОПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой

1. Причины возникновения, генезис и развитие культуры.

2. Понятие «культура».

3. Функции культуры.

4. Типология культуры.

5. Взаимосвязь сохранения и изучения народной художественной культуры.

6. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры

7. Мифологические истоки народного художественного творчества.

8. Этапы формирования материальной культуры.

9. Понятие «духовная культура», как феномена человеческого развития.

10. Устное народное творчество.

11. Понятие «фольклор»

12. Жанровое разнообразие фольклора.

13. Определение детского фольклора

14. Особенности русской народной драмы.

15. Русские народные песни и их жанровое разнообразие.

16. Рабочий фольклор.

17. Русские народные художественные промыслы.

 
стр. 10
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
18. Развитие музыкально-инструментального исполнительства.

19. Календарные обряды, праздники и их поэзия.

20. Древнейшие виды народных плясок и их магический смысл.

21. Былинный эпос и особенности отражения истории в былинах.

22. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси

23. Жанровое разнообразие народной хореографии.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Сущность и функции народной художественной культуры.

2. Социальные типы культуры (массовая, элитарная, народная, профессиональная).

3. Содержание духовной культуры. Ее основные формы и виды.

4. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.

5. Истоки русской культуры.

6. Истоки алтайской культуры.

7. Обычаи и обряды восточных славян.

8. Обычаи и обряды алтайцев.

9. Культура Киевской Руси.

10. Культура древних тюрков.

11. Крещение Киевской Руси и его последствия.

12. Влияние православного христианства на развитие народной художественной культуры.

13. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры.

14. Понятие «народный календарь» и «календарные аграрные праздники».

15. Праздники весеннего цикла.

16. Народные художественные традиции празднования Масленицы и Дьылгайак.

17. Народные художественные традиции празднования Пасхи.

18. Праздники летнего цикла.

19. Осенние календарные праздники.

20. Зимние календарные обряды в русском фольклоре.

21. Семейно-бытовой фольклор в русской традиционной культуре

22. Особенность свадебного обряда алтайцев.

23. Родильно- крестильные традиции алтайского народа.

24. Погребальный обряды и его этапы.

25. Детский фольклор и его жанровое разнообразие.

26. Особенности русского застолья.

27. Народные художественные промыслы.

28. Устное народное творчество. Эпический жанр алтайской народной художественной культуры.

29. Характеристика инструментального фольклорного творчества.

30. Песенное творчество в народной художественной культуре.

31. Принципы классификации народного костюма.

32. Жанры народной хореографии.

33. Русские народные игры.

34. Алтайские народные состязания и игры.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов 1. Сущность и функции народной художественной культуры. 2. Социальные типы культуры (массовая, элитарная, народная, профессиональная). 3. Содержание духовной культуры. Ее основные формы и виды. 4. Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры. 5. Истоки русской культуры. 6. Истоки алтайской культуры. 7. Обычаи и обряды восточных славян. 8. Обычаи и обряды алтайцев. 9. Культура Киевской Руси. 10. Культура древних тюрков. 11. Крещение Киевской Руси и его последствия. 12. Влияние православного христианства на развитие народной художественной культуры. 13. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры. 14. Понятие «народный календарь» и «календарные аграрные праздники». 15. Праздники весеннего цикла. 16. Народные художественные традиции празднования Масленицы и Дьылгайак. 17. Народные художественные традиции празднования Пасхи. 18. Праздники летнего цикла. 19. Осенние календарные праздники. 20. Зимние календарные обряды в русском фольклоре.
 
стр. 11
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
21. Семейно-бытовой фольклор в русской традиционной культуре 22. Особенность свадебного обряда алтайцев. 23. Родильно- крестильные традиции алтайского народа. 24. Погребальный обряды и его этапы. 25. Детский фольклор и его жанровое разнообразие. 26. Особенности русского застолья. 27. Народные художественные промыслы. 28. Устное народное творчество. Эпический жанр алтайской народной художественной культуры. 29. Характеристика инструментального фольклорного творчества. 30. Песенное творчество в народной художественной культуре. 31. Принципы классификации народного костюма. 32. Жанры народной хореографии. 33. Русские народные игры. 34. Алтайские народные состязания и игры.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Формируется отдельным документом

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Реферат

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Глушкова П.В., Кимеева Т.И.
История культуры народов Сибири в музейных коллекциях: учебное пособие по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017
http://www.iprbookshop.ru/76335.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ямаева Е.Е.
Алтайский героический эпос (связи с мифологией, представлениями, социально-бытовыми институтами): монография
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
 
Л2.2
Копцева Н.П., Резникова К.В.
Теория культуры: учебное пособие
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/84155.html
 
Л2.3
Баталова Н.Т., Бегунова Е.А., Букина [и др.] А.Л., Веселовская Е.В., Гук А.А., Сечина [и др.] И.А.
Традиционная культура и фольклорное наследие народов России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию КемГУКИ, Кемерово, 9-10 октября 2014 года
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014
http://www.iprbookshop.ru/55819.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
 
стр. 12
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать 

 
стр. 13
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

 
стр. 14
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Методические указания по подготовке к тестам:

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету с оценкой

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.

Методические указания по подготовке к экзамену

Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических 

 
стр. 15
УП: 51.03.02_2022_552-ЗФ.plx
 
занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им.