2022-2023_4_1_4__2022_А-414-22_plx_История и философия науки (кандидатский экзамен)_Лекарственные культуры
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и философия науки (кандидатский экзамен)
Учебный план
4.1.4._2022_А-414-22.plx

4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры

Лекарственные культуры
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
110
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
7 2/6
5 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
10
10
30
30
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
14
14
34
34
Кoнтактная рабoта
20
20
14
14
34
34
Сам. работа
52
52
58
58
110
110
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.филос.н, Профессор, Табакаев Ю.В.
 
 
История и философия науки (кандидатский экзамен)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: – расширение и углубление знаний поистории,  философии и методологии науки через обращение к таким её разделам, как эпистемология, методология науки и философия науки;

– создание философского образа современной науки и методологии;

– изложение проблематики оригинальных текстов современных эпистемологов;

– знакомство с основными западными концепциями науки;

– изучение природы науки, критериев научности, оснований и генезиса научного знания.

1.2
Задачи: – подготовка аспирантов к научно-исследовательской деятельности в своей профессио-нальной области знания;

– подготовка аспирантов к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»;

– повышение компетентности аспирантов в области методологии научного исследования;

– формирование представлений о природе научного знания, месте науки в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как концептуальной истории;

– формирование научно-исследовательских навыков аспирантов через изучение проблематики эпистемологии науки.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
2.1.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза
2.1.2
2.1.3
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методология научного исследования
2.2.2
Психология и педагогика высшей школы
2.2.3
 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Предмет и основные концепции современной философии науки
 
стр. 5
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
1.1
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся соци-окультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская тради-ция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивист-ской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

/Лек/

8
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 2. Предмет и основные концепции современной философии науки
 
2.1
Разработка тестового задания /Ср/
26
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 3. Наука в культуре современной цивилизации
 
3.1
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базис-ные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и со-циальная сила).

/Лек/

4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 4. Наука в культуре современной цивилизации
 
4.1
Создание  опорных  конспектов /Ср/
24
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 5. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
 
стр. 6
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
5.1
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечива-ющих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыден-ного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Ан-тичная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организа-ций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении со-зерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневеко-вая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Пред-посылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения эксперимен-тального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисци-плинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания со-циально-исторического исследования.

/Лек/

8
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 6. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
 
6.1
Подготовка материала к реферату /Ср/
2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 7. Структура научного знания
 
стр. 7
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
7.1
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систе-матические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в си-стематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль кон-структивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Про-блемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социо-культурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

/Лек/

4
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 8. Структура научного знания
 
8.1
Рецензия /Ср/
16
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 9. Динамика науки как процесс порождения нового знания
 
стр. 8
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
9.1
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодей-ствие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

/Лек/

1
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 10. Динамика науки как процесс порождения нового знания
 
10.1
Домашняя контрольная  работа /Ср/
2
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 11. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
 
стр. 9
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
11.1
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка основании пауки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

/Лек/

2
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 12. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
 
12.1
Подготовка  конспектов по истории философии /Ср/
10
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 13. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
 
стр. 10
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
13.1
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» си-стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциапизм Наука и иа-ранаука. Поиск нового типа нивилизациопного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

/Лек/

2
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 14. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
 
14.1
Реферативная работа /Ср/
10
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 15. Наука как социальный институт
 
стр. 11
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
15.1
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их ис-торические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз-витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. /Лек/
1
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 16. Наука как социальный институт
 
16.1
Разработка контрольных вопросов  по курсу /Ср/
20
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 17. Философские проблемы специальных областей научного знания
 
17.1
Занятии 1.

1. Предметная сфера физиологии как  области научного знания.

2. Методологические аспекты становления и развития физиологии как области научного знания.

3. Место физиологии в классификации наук и её внутренняя структура.

Занятии 2.

1. Философия и наука, их специфика и взаимосвязь.

2. Характер философских проблем физиологии, их особенности и пути решения.

3. Принципы, стиль мышления, картины мира, парадигмы, исследовательские программы как основания и предпосылки познания в физиологии

/Пр/

4
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к экзамену

А. Общие проблемы философии науки

1. Особенности древней преднауки (Вавилон, Шумеры, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

2. Этапы развития науки от античности до Нового времени.

3. Социально-культурные предпосылки возникновения классической науки в XVI-XIX вв. и ее фундаментальные идеи.

4. Формирование неклассической науки, ее основные характеристики.

5. Эпистемологические схемы постнеклассической науки и ее основные достижения.

6. Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение).

7. Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, теория).

 
стр. 12
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
8. Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного зна-ния.

9. Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.

10. Системный метод в науке.

11. Методы и формы эмпирического уровня исследования.

12. Методы и формы теоретического уровня научного знания.

13. Проблема истины в познании. Концепции истины.

14. Философские основания научного знания (идеалы, нормы, доказательства, аргумента-ция).

15. Научная картина мира как составляющая оснований науки.

16. Основные стороны бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социаль-ный институт, как сфера культуры.

17. Философия науки, характерные черты и типы научного знания.

18. Философия и история науки: ее роль в понимании сущности науки.

19. Позитивистская традиция в философии науки.

20. Неопозитивистская модель развития науки.

21. Концепции развития научного знания К. Поппера.

22. Концепция научных революций Т.Куна.

23. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

24. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.

25. Эволюционная модель развития науки.

26. Наука в культуре современной цивилизации.

27. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.

28. Становление развитой научной теории.

29. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

30. Научные революции как перестройка оснований науки.

31. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

32. Прогностическая роль философского знания.

33. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

34. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

35. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

36. Взаимосвязь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного раз-вития науки.

37. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

38. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

39. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

40. Компьтеризация науки и ее социальные последствия.

Б. Философские проблемы  специальных  наук

Философские проблемы биологии

1. Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

2. Становление идеи развития в биологии.

3. Современные теории эволюции.

4. Человек, биосфера и космос.

5. Концепция В.Вернадского о биосфере. Переход от биосферы к ноосфере.

6. Концепция ноосферы и устойчивого развития.

7. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.

8. Анализ проблемы клонирования.

9. Этика науки и проблемы генной инженерии.

10. Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса.

11. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцен-тризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.

12. Проблема эвтаназии в контексте биоэтики.

13. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук             о жизни в современном обществе

14. Проблема системной организации в биологии

15. Проблема детерминизма в биологии

16. Экологические основы хозяйственной деятельности.

17. Человек  и природа в социокультурном измерении

Философские проблемы математики

1. Образ математики как науки: философский аспект. Специфика математического знания.

2. Роль неевклидовых геометрий в современном понимании пространства.

3. Закономерности развития математики.

4. Философские концепции математики.

5. Проблема существования математических объектов.

6. Философия и проблема обоснования математики.

7. Специфика истины в математике.

8. Математическая гипотеза как метод развития физического знания.

 
стр. 13
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
9. Интуиция и логика в математическом познании.

10. Критериальные ориентиры математического поиска.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Социально-гуманитарное знание и его дисциплинарная структура.

2.  Социально-гуманитарные науки и их зависимость от социального контекста: доклассическая, классическая, неклассическая, постнеклассическая науки.

3.Социально-гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различие, эволюция и механизмы взаимодействия.

4. Специфика научной картины мира в социально-гуманитарных науках.

5. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

7. Специфика времени и пространства в социально-гуманитарном знании.

8. Хронотоп как конкретное единство пространственно-временных характеристик в социально-гуманитарном знании.

9. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

10. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

11. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.

12. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

13. Языковая и естественно-научная картины мира: сходство и различие.

14. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарных науках.

15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

16. Социально-гуманитарные науки и их дифференциация на социальные и гуманитарные.

17. Социально-гуманитарное знание современности: дисциплинарная структура и междисциплинарные исследования.

18.  Социально-гуманитарное знание и его роль в опережающих социальных исследованиях.

19. Современные парадигмы в социально-гуманитарном знании.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов (образец)

1. Биология: современные концепции.

2. Проблема жизни в потоке истории.

3. Борьба идей в истории биологии.

4. История и традиции советской генетики.

5. Исторические предпосылки формирования биоэтики.

6. Проблема информации и живых организмов в биологии.

7. Современные тенденции развития генетики.

8. Биология и генетика: уроки взаимодействия.

9. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее альтернативы.

10. Биологический уровень организации материи.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к экзамену

2.Реферат

3. Проблемная лекция

4. Дискуссия

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие для вузов
Москва: Юнити-Дана, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81665.html
 
Л1.2
Фокина З.Т., Ледяева О.М., Кривых [и др.] Е.Г., Мезенцев С.Д.
История и философия науки: учебное пособие для аспирантов технических и экономических специальностей
Москва: Московский государственный строительный университет; Ай Пи Эр Медиа; ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/63667.html
 
стр. 14
УП: 4.1.4._2022_А-414-22.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.3
Степин В.С.
Философия и методология науки
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110114.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Батурин В. К.
Философия науки: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81584.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
рецензия на научную статью
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа может выполняться аспирантом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных,  к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются  получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.

С целью оценки  уровня освоения дисциплины  на  кандидатском экзамене  используется  система  оценок:

Оценка «отлично»  выставляется аспиранту если он показал прочные знания основных  положений учебного курса, умение  использовать справочную  литературу и делать обос-нованные  выводы из  результатов собственного труда.

Оценка «хорошо» выставляется аспиранту если он показал прочные знания основных  положений учебного курса, умение  самостоятельно решать конкретные  практические задачи, использовать справочную  литературу, и умение правильно  оценивать полученные  результаты

Оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту если он показал знания основных  положений учебного курса, умение получить с помощью  преподавателя  правильное  ре-шение  конкретной  задачи,  знакомство  с рекомендованной  справочной  литературой.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту если  у него выявились  суще-ственные пробелы  в знаниях основных  положений  учебного курса и неумение  с помо-щью  преподавателя получить правильное  решение конкретной  задачи  из  числа преду-смотренной  рабочей программой  учебной  дисциплины