(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
(далее ‒ НД) аспиранта является формирование опыта проведения самостоятельного
научного исследования, результатом которого является написание и защита
диссертационного исследования, подготовка ее к защите.
обработки полученных экспериментальных и эмпирических данных, овладение
современными методами исследований, информационно-коммуникационными
технологиями;
развитие способов решения основных профессиональных задач, способности
самостоятельного проведения научных исследований, оценки научной информации,
использования научных знаний в практической деятельности;
профессиональное саморазвитие, самосовершенствование в научной деятельности; формирование способности создавать новое знание, соотносить это знание с
имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями, использовать
знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения
методов и теорий;
развитие способности к интеграции в рамках междисциплинарных научных
исследований;
обеспечение становления профессионального научно-исследовательского
мышления аспирантов, формирование у них четкого представления об основных
профессиональных задачах, способах их решения;
совместное участие аспирантов, научных руководителей и научных сотрудников в
выполнении различных видов НД;
самостоятельное решение поставленных в научной работе целей, оформление их в
виде научных публикаций и других продуктов научной деятельности (заявок на
патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные
достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для
электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных
микросхем);
участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т.п. для
апробации научных результатов НД;
написание диссертации, ее подготовка к защите
ции
ракт.
Составление рабочего плана.
/Ср/
кандидатской диссертации;Формулирование научной новизны, теоретической и практической значимости; /Ср/
анализ полученных в ходе исследования научных данных. Сбор и обработка материала
для публикации результатов научного исследования; /Ср/
Проведение теоретических, эмпирических исследований и обработка их результатов.
/Ср/
/Ср/
1. Диссертация как форма научной квалификационной работы.
2. Типологические характеристики кандидатской диссертации.
3. Отличие научной квалификационной работы от реферативных работ.
4. Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций и т.д.
5. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.
6. Составление рабочего плана.
7. Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников.
8. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов.
9. Отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках.
10. Биометрическая обработка материала.
11. ВНИИКИ (нормативно-техническая документация).
12. Структура диссертации. Титульный лист. Оглавление. Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, степень разработанности проблемы, цель, задачи, методологическая основа исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования). Основная часть (сжатое, логичное и аргументированное изложение содержания глав работы). Заключение. Рекомендации производству. Библиографический список. Приложения. Вспомогательные материалы.
13. Нормативные требования к оформлению диссертации.
14. Язык и стиль научной работы.
15. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.
16. Приёмы изложения научных материалов.
17. Грамматические особенности научной речи.
18. Синтаксис научной речи.
19. Роль цитат в научном исследовании.
20. Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию.
21. Представление табличного материала.
22. Общие правила представления формул, иллюстративного материала.
23. Оформление библиографического списка использованной литературы.
24. Предварительное рассмотрение диссертации по месту её выполнения.
25. Составление автореферата диссертации.
26. Представление диссертации в диссертационный совет, рассылка автореферата.
27. Подготовка презентации. Задачи презентации. Оформление презентации.
28. Публичная защита. Процедура защиты. Требования к докладу. Основные качества научной речи.
Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование
профессиональных и универсальных компетенций.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Практические занятия по «Методологии научного исследования» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.
Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.
В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.