(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
‒ определить способы и формы выявления необходимой информации;
‒ проинформировать о технологиях подготовки и экспертизы патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения,
‒ выявить требования к выдаче свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем и процедуры подачи заявок
ции
ракт.
Основные характеристики понятий «научное редактирование», «литературное редактирование» и «редактирование собственных научных трудов». Задачи и цель редактирования. Специфика научного редактирования. Условия редакторской подготовки научного издания. Знание и учёт жанровой специфики произведений научной литературы. Методика редактирования и её связь с жанровыми особенностями научной литературы. Критерии, применяемые в теории и практике редактирования. Оценка редактором актуальности темы, авторского оригинала, новизны, научности, достоверности, обоснованности фактического материала, его репрезентативности. Проверка логики построения и стилистического качества научных текстов. Корректность оформления чужой и собственной речи. Структуризация и систематизация научного текста. Учёт редактором справочно-ссылочного аппарата научного текста. Разработка проекта научного издания.
/Ср/
Понятие научного познания (исследования) и научной коммуникации. «Научная литература», «научное произведение», «научный текст» как элементы научного исследования и коммуникации. Предметная специфика научной литературы. Научная литература как совокупность научных текстов письменности и печати. Наука как предмет научной литературы. Отражение в научной литературе научного познания, деятельности, научной коммуникации, методологических и мировоззренческих проблем, возникающих в науке на протяжении её развития. Исторические формы науки. Отражение в научных текстах динамичности развития науки, в том числе междисциплинарного характера современной науки. Связь научных текстов с идеями, фактами, законами, категориями и с открытиями учёных. Отражение в научном тексте типов рациональности (мышления). Языковая дискурсивность, рефлексивность, научного текста и их обоснованность сменами научных парадигм, научной картиной мира, научно-исследовательскими программами, сменой языка.
Научный текст как выражение научно-познавательной и коммуникативной деятельности учёного. Научный текст в системе научного исследования. Научный текст как единство содержания, формы и средства выражения. Жанровые разновидности научных текстов. Монография. Научная статья. Тезисы. Диссертационное исследование. Структура и создание научного текста. Вводная часть (актуальность, новизна и практическая значимость научного исследования; цель, задачи и методы исследования; гипотеза; новизна, теоретическая и практическая значимость работы; апробация и реализация результатов). Основные положения (процесс исследования проблемы, разработка темы, пути получения результатов и сами результаты; объяснения, описание, доказательства и обоснования). Заключение (формулировка выводов, подведение итогов, рекомендации, определение перспектив). Типовые модели построения научного текста. Научное описание. Научное повествование. Научное рассуждение. Модели выражения коммуникативных задач. Определение предмета. Введение термина. Квалификация предмета. Принадлежность предмета к
/Ср/
Основные источники научной и технической информации: библиотечноинформационные ресурсы, базы данных, интернет-ресурсы.
Оформление заявочных материалов на патенты на изобретения, полезные
модели, промышленные образцы, селекционные достижения,свидетельства о государственной регистрации программ для электронных
вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
Экспертиза заявок и процедура выдачи охранного документа /Ср/
Алгоритм написания статей и других научных трудов для публикации в печати
/Ср/
/Ср/
1. Понятие научного познания (научного исследования) и научной коммуникации.
2. Наука как предмет научной литературы.
3. Связь научных текстов с идеями, фактами, законами, категориями и с открытиями учёных.
4. Динамичность развития науки и её отражение в научных текстах.
5. Языковая дискурсивность, рефлексивность, научного текста и их обоснованность сменами научных парадигм, научной картиной мира, научно-исследовательскими программами, сменой языка.
6. Научный текст в системе научного исследования .
7. Творческая индивидуальность автора и личные качества исследователя.
8. Приёмы целеполагания, целереализации и оценка результатов деятельности по решению профессиональных задач.
9 Знание и опыт автора, его методологические подходы, ценностные ориентации и их значение для создания научных текстов.
10. Жанровые разновидности научных текстов.
11. Структура и создание научного текста
12. Требования к вводной части научного текста.
14. Требования к основным положениям научного текста.
15. Заключение (формулировка выводов, подведение итогов, рекомендации, определение перспектив).
17.Оформление научной работы.
18. Понятие культуры речи. Взаимосвязь культуры речи с методологической и научной культурой.
19 Нормативный аспект культуры речи.
20. Коммуникативный аспект культуры речи.
21. Философский и этикетный аспект культуры речи.
22. Свойства культуры речи и её роль в формировании научного мировоззрения.
23. Основные характеристики понятий «научное редактирование», «литературное редактирование» и «редактирование собственных научных трудов».
24.Специфика научного редактирования.
25. Условия, критерии и методика редактирования научных текстов. ы
1. Специфика научного исследования.
2. Проблема определения содержания научного текста.
3. Использование методов в научном тексте.
4. Как сделать текст научным?
2. Монография как текст.
3. Научная статья как текст.
5.Диссертационное исследование как текст.
6. Применение логических законов и правил при оформлении научного текста.
7. Изучение литературы и отбор фактического материала.
8. Подготовка научного произведения к иданию.
9. Редактирование собственных научных текстов.
10. Образ автора научного текста.
11.Роль русского языка в создании научных текстов.
12. Роль современной философии науки как основы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в создании научных текстов.
Реферат
Рецензия на научную статью
Методические указания по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить обучающихся самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Практические занятия предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, познакомить с письменными источниками в области дисциплины, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источники курса. Практические занятия направлены на использование знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие семинары: выступления обучающихся с последующим обсуждением, обсуждение рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; написание рецензии по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением, комментирование актуальных научных проблем. Форма семинара призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы занятия; быть проблемными, побуждать обучающихся работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей.
Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в научной
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на семинаре, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо ответить на вопросы, не освещённые на занятии, заблаговременно вручить обучающимся план практического занятия, определить их роль, цель, задачи на следующем занятии, указать литературу.
Методические указания по подготовке конспектов
Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.
Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.
Первоисточники
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от аспиранта не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание аспирантом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если аспирант не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов.
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы аспиранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Подготовка и редактирование научных текстов»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Примерная тематика рефератов
1. Специфика научного исследования.
2. Проблема определения содержания научного текста.
3. Использование методов в научном тексте.
4. Как сделать текст научным?
2. Монография как текст.
3. Научная статья как текст.
5.Диссертационное исследование как текст.
6. Применение логических законов и правил при оформлении научного текста.
7. Изучение литературы и отбор фактического материала.
8. Подготовка научного произведения к изданию.
9. Редактирование собственных научных текстов.
10. Образ автора научного текста.
11.Роль русского языка в создании научных текстов.
12. Роль современной философии науки в создании научных текстов.
Критерии оценки:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя аспирант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODL, либо производится по формуле МРСт.
Методические указания по написанию рецензии на статью из научных по теме дисциплины и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.
Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или
взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
Требования к составлению рецензии:
1.Выявление актуальности работы
2.Обоснование автором методологии и методов исследования.
3.Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.
4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.
5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.
6.Определение теоретической и практической значимости работы.
При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.
Критерии оценки:
«отлично» (91-100%) выставляется, если соблюдены все требования, предъявляемые к заданию ( обоснована актуальность темы; указана обоснованность автором методологии и методов исследования, определена новизна, выделены моменты, связанные с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей, обозначены вопросы вызывающие полемику или недостаточно раскрытые в работе, определена теоретическая и практическая значимость работы );
«хорошо» (76-90%) выставляется, если соблюдены все требования, но в написании рецензии имеются недочеты (2-3).
«удовлетворительно» (61-75%) выставляется, если соблюдены все требования, но в написании рецензии имеются существенные недочёты (3 -4).
«неудовлетворительно» (не более 60%) выставляется, если требования нарушены, имеются существенные недочёты (4 и более).
Методические указания по подготовке к зачёту
Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой промежуточной аттестации знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту аспиранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка аспиранта к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в зачётно-экзаменационных материалах
Фонда оценочных средств по дисциплине.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту аспирантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать аспиранту дополнительные и уточняющие вопросы.