2022-2023_43_02_10_2022_Т22-ЗФ_plx_Учебная практика 01_01 Предоставление турагентских услуг
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная практика 01.01 Предоставление турагентских услуг
Учебный план
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx

43.02.10 ТУРИЗМ

 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Специалист по туризму
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_______________
 
 
Учебная практика 01.01 Предоставление турагентских услуг
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
 
43.02.10 ТУРИЗМ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 11  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля ПМ.01. «Предоставление турагентских услуг».
1.2
<i>Задачи:</i> 1. Формирование представления о  туристской инфраструктуре и роли оператора и агента в ней.

2. Применять на практике навыки различных способов коммуникации

3. Информировать потребителя о туристских продуктах

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
История
2.1.3
Организация туристской индустрии
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.5
Основы философии
2.1.6
Профессиональная этика
2.1.7
Русский язык и культура речи
2.1.8
Технология и организация турагентской деятельности
2.1.9
Технология продаж и продвижения турпродукта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика
2.2.2
Экзамен по профессиональному модулю
2.2.3
Подготовка к государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа и демонстрационный экзамен)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Знать:
область профессиональной деятельности - объекты профессиональной деятельности
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Уметь:
решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
методы и способы выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
выбирать методы и способы для выполнения профессиональных задач - оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
нестандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
стр. 5
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Знать:
нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности - нести ответственность за принятые решения
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность
 
 
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Знать:
поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Уметь:
осуществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного 
 
 
ПК 1.3.:Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Владеть:
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
 
 
ПК 1.4. :Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
 
Знать:
информационно - коммуникационные технологии
 
 
ПК 1.5.:Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
 
Уметь:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
 
Владеть:
знаниями о современных информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ПК 1.7.:Оформлять документы строгой отчетности.
 
Знать:
основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Уметь:
работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
стр. 6
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям
 
 
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Знать:
этапы командной работы
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Уметь:
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Владеть:
ответственностью за работу команды, за результат выполнения заданий
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Уметь:
определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации в соответствии с основными тенденциями развития современной науки и современного производства
 
 
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Уметь:
применять современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Владеть:
прогнозированием основных тенденций развития технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
инфраструктуру туризма; возможности информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме;
 
 
стр. 7
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
определять и анализировать потребности заказчика; выбирать оптимальный туристский продукт; осуществлять поиск актуальной информации о туристских ресурсах на русском и иностранном языках из разных источников (печатных, электронных); составлять и анализировать базы данных по туристским продуктам и их характеристикам,
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
выявления и анализа потребностей заказчиков и подбора оптимального туристского продукта; проведения сравнительного анализа предложений туроператоров, разработки рекламных материалов и презентации турпродукта;
 
 
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Знать:
иды рекламного продукта, технологии его разработки и проведения рекламных мероприятий; характеристики турпродукта и методики расчета его стоимости информационные технологии и профессиональные пакеты программ по бронированию.
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Уметь:
разрабатывать и формировать рекламные материалы, разрабатывать рекламные акции и представлять туристский продукт на выставках, ярмарках, форумах; представлять турпродукт индивидуальным и корпоративным потребителям; оперировать актуальными данными о туристских услугах, входящих в турпродукт, и рассчитывать различные его варианты; Свернуть Владеть
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Владеть:
выявления и анализа потребностей заказчиков и подбора оптимального туристского продукта; проведения сравнительного анализа предложений туроператоров, разработки рекламных материалов и презентации турпродукта;
 
 
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями; предоставлять информацию о туристскорекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения;
 
 
стр. 8
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
взаимодействовать с потребителями и туроператорами с соблюдением делового этикета и методов эффективного общения;
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
взаимодействия с туроператорами по реализации и продвижению турпродукта с использованием современной офисной техники;
 
 
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Знать:
характеристики турпродукта и методики расчета его стоимости
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Уметь:
оформлять документацию заказа на расчет тура, на реализацию турпродукта;
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Владеть:
оформления и расчета стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя;
 
 
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Знать:
информационные технологии и профессиональные пакеты программ по бронированию.
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Уметь:
оформлять документацию заказа на расчет тура, на реализацию турпродукта; составлять бланки, необходимые для проведения реализации турпродукта (договора, заявки);
 
 
ПК 1.3.:Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Владеть:
оформления и расчета стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя;
 
 
 
 
ПК 1.3.:Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.
 
Знать:
перечень стран, имеющих режим безвизового и визового въезда граждан Российской Федерации; перечень стран, входящих в Шенгенское соглашение, и правила пересечения границ этих стран гражданами Российской Федерации; требования консульств зарубежных стран к пакету документов, предоставляемых для оформления визы;
 
 
ПК 1.4. :Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
 
стр. 9
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Уметь:
предоставлять потребителю полную и актуальную информацию о требованиях консульств зарубежных стран к пакету документов, предоставляемых для оформления визы; консультировать потребителя об особенностях заполнения пакета необходимых документов на основании консультации туроператора по оформлению виз;
 
 
ПК 1.4. :Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.
 
Владеть:
оказания визовой поддержки потребителю
 
 
 
 
ПК 1.5.:Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
 
Знать:
оказания визовой поддержки потребителю
 
 
ПК 1.5.:Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).
 
Уметь:
составлять бланки, необходимые для проведения реализации турпродукта (договора, заявки); приобретать, оформлять, вести учет и обеспечивать хранение бланков строгой отчетности; принимать денежные средства в оплату туристической путевки на основании бланка строгой отчетности
 
 
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
 
Владеть:
оформления документации строгой отчетности;
 
 
 
 
ПК 1.6.:Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
 
Знать:
 
 
ПК 1.7.:Оформлять документы строгой отчетности.
 
Уметь:
 
 
ПК 1.7.:Оформлять документы строгой отчетности.
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Знать:
 
 
ЛР 19:Выполняющий трудовые функции в сфере туризма, способный анализировать производственную ситуацию, оперативно принимать решения
 
Уметь:
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 20:Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
 
Знать:
 
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Уметь:
 
 
стр. 10
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ЛР 21:Демонстрирующий профессиональные навыки в процессе обучения
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 
 
1.1
Технология продаж и продвижения турпродукта /Ср/
Л1.1Л2.1
12
2
0
 
1.2
Работа турагента с туроператором /Ср/
Л1.1Л2.1
12
2
0
 
1.3
Реализация турпродукта /Ср/
Л1.1Л2.1
12
2
0
 
1.4
Практика в агентстве /Ср/
Л1.1Л2.1
36
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольные вопросы:

1. Организационно-правовые основы турист¬ского предприятия.

2. Международные и российские тури¬стские организации.

3. Международное регулирование туристской деятельности.

4. Понятие и виды деятельности туроператора и турагента.

5. Формирование сбытовой сети. Агентское соглашение.

6. Реклама туристского продукта.

7. Стимулирование розничных агентов. Стимулирование потребителей.

8. Связи с общественностью в туризме.

9. Система работы с персоналом в туризме.

10. Заграничные паспорта, их виды.

11. Виза и визовый запрос. Виды виз.

12. Шенгенская виза.

13. Ваучеры и их применение в туристской деятельности.

14. Классификация страхования.

15. Виды страхования в туризме.

16. Неимущественное и имущественное страхование. Франшиза.

17. Правовое регулирование страхования в туризме. Страховые случаи

Контрольные вопросы:

1. Понятие туристской деятельности.

2. Регулирование туристской деятельности в России.

3. Организационно-правовые основы турист¬ского предприятия.

4. Международные и российские тури¬стские организации.

5. Международное регулирование туристской деятельности.

6. Понятие и виды деятельности туроператора и турагента.

7. Классы обслуживания.

8. Пакет услуг. Про¬грамма обслуживания.

9. Поставщики услуг. Договорный план.

10. Дого¬ворно-правовая документация: договор с поставщиками услуг

11. Договор между туроператорами.

12. Договор с клиентом. Обязательные условия.

13. Туристская технологическая документация.

14. Разработка туристского маршрута. Классификация туристских маршрутов.

15. Технология формирования тура.

16. Оценка экономической эффективности тура.

17. Технология доставки турпродукта потребителю туристских ус¬луг.

18. Паспорт маршрута.

19. Технологическая карта маршрута. Информационный листок маршрута.

20. Формирование сбытовой сети. Агентское соглашение.

21. Реклама туристского продукта.

22. Стимулирование розничных агентов. Стимулирование потребителей.

23. Связи с общественностью в туризме.

24. Заграничные паспорта, их виды.

25. Виза и визовый запрос. Виды виз.

26. Шенгенская виза.

 
стр. 11
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
27. Ваучеры и их применение в туристской деятельности.

28. Классификация страхования.

29. Виды страхования в туризме.

30. Неимущественное и имущественное страхование. Франшиза.

31. Правовое регулирование страхования в туризме. Страховые случаи.

32. Таможенное декларирование. Понятие «зелёного и «красного» коридоров.

33. Таможенная декларация, состав. Формы таможенного декларирования.

34. Таможенное оформление и тамо¬женный контроль. Формы таможенного контроля.

35. Формы и стили обслуживания туристов.

36. Стратегия и менеджмент обслуживания.

37. Программный туризм как основа обслуживания ту¬ристов. Анимация обслуживания.

38. Культура обслуживания туристов.

39. Качество обслуживания и способы его регулирования.

40. Подготовка инструктора-проводника.

41. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии.

42. Должностные обязанности работников первого и второго квалификационного уровня.

43. Должностные обязанности работников третьего квалификационного уровня.

44. Типы клиентов турфирмы.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Практические задания

1. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.

2. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).

Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю. Заполнить визовую анкету

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Лисевич А. В., Лунтова Е. В., Джалая М. А.
Маркетинговые технологии в туризме: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование; Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/86302.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Жданова Т.С., Корионова В.О.
Технология продаж и продвижения турпродукта: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/83347.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
метод проектов
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 12
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
510 В1
Кабинет истории и обществознания. Кабинет основ исследовательской деятельности. Кабинет правового регулирования землеустройства. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, учебно-наглядные средства обучения (тематические плакаты, таблицы, карты), мультимедиапроектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)