2022-2023_43_02_10_2022_Т22-ЗФ_plx_Экологические основы природопользования
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологические основы природопользования
Учебный план
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx

43.02.10 ТУРИЗМ

 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Специалист по туризму
54
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
46
46
46
46
Итого
54
54
54
54
 
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_______________
 
 
Экологические основы природопользования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
 
43.02.10 ТУРИЗМ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 20.11.2019 7:00:00 протокол №   

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> 
1.2
<i>Задачи:</i> 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Знать:
область профессиональной деятельности объекты профессиональной деятельности
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Уметь:
приобретать знания, умения, навыки по изучаемым дисциплинам
 
 
ОК 1.:Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

 
Владеть:
знаниями своей будущей профессии с другими профессиями и специальностями, может аргументировано обосновать свой профессиональный выбор
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
методы и способы выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Уметь:
выбирать методы и способы для выполнения профессиональных задач оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Владеть:
нестандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Уметь:
принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности - нести ответственность за принятые решения
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
стр. 5
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Владеть:
быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность
 
 
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Знать:
поисковые информационные системы - алгоритм поиска информации
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Уметь:
уществлять поиск необходимой информации - использовать информацию для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
 
 
ОК 4.:Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
Владеть:
быстрым и эффективным поиском и отбором информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
 
 
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:
информационно - коммуникационные технологии
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 5.:Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
знаниями о современных информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Знать:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Уметь:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Знать:
основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Уметь:
работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями
 
 
ОК 7.:Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
 
 
стр. 6
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Знать:
задачи профессионального и личностного развития - понятия самообразования и саморазвития - цели, задачи и систему повышения квалификации
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Уметь:
определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
ОК 8.:Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
Владеть:
определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, - осознанно планировать повышение квалификации
 
 
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Знать:
современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Уметь:
применять современные технологии в профессиональной деятельности
 
 
ОК 9.:Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
Владеть:
прогнозированием основных тенденций развития технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Знать:
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Уметь:
 
 
ПК 1.1. :Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
 
Владеть:
 
 
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Знать:
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Уметь:
 
 
ПК 1.2.:Информировать потребителя о туристских продуктах.
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Знать:
 
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Уметь:
 
 
стр. 7
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ЛР 10:Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 15:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
 
ЛР 15:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Уметь:
 
 
ЛР 15:Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в профессиональной деятельности
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 17:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Знать:
 
 
ЛР 17:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Уметь:
 
 
ЛР 17:Понимающий суть экологических проблем, осознающий ответственность за сохранение природы Республики Алтай
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение
 
1.1
Введение в дисциплину. Цель, задачи, особенности дисциплины /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
 
Раздел 2. Раздел 1 Окружающая среда как целостная система
 
2.1
Тема 1.1. Биосфера - глобальная экосистема

Границы биосферы. Строение и функции

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
стр. 8
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
2.2
Тема 1.2. Экосистемы

Биоценоз. Агроценоз.

Биогеоценоз.

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
2.3
Тема 1.3

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
 
Раздел 3. Раздел 2 Техногенное воздействие на окружающую среду
 
3.1
Тема 2.1 Особенности взаимодействия общества и природы.

Антропогенные воздействия на окружающую среду

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
3.2
Тема 2.2 Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
3.3
Тема 2.3 Воздействие отраслей экономики  на окружающую среду РА  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
3.4
Тема 2.4 Воздействие сельского хозяйства на состояние окружающей среды РА /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
3.5
Тема 2.5 Особые виды воздействия на окружающую среду РА /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
3.6
Тема 2.6 Воздействие на животный и растительный мир.

Особо охраняемые природные территории

/Ср/

Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
стр. 9
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
3.7
Тема 2.7  Основные группы отходов, их источники и масштабы образования в РА /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2. ЛР 10 ЛР 15 ЛР 17
2
0
Разработка листовки с рекомендациями по уменьшению количества бытовых отходов
 
 
Раздел 4. Раздел 3 Мониторинг и управление окружающей средой
 
4.1
Тема 3.1 Понятие и принципы мониторинга окружающей среды /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
4.2
Тема 3.2 Мониторинг и управление окружающей средой в РА /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
4.3
Тема 3.3  Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
4.4
Тема 3.4 Раздел 3 Мониторинг и управление окружающей средой /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
4.5
Тема 3.5 Международное сотрудничество в области охраны природы /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
4.6
Выполнение контрольной работы /Ср/
Л1.1Л2.1
22
ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6.  ОК 7. ОК 8. ОК 9. ПК 1.1.  ПК 1.2.
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к контрольной работе. 1. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?
 
стр. 10
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
2. Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах? 3. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли? 4. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума? 5. Каковы основные источники радиационного загрязнения? 6. Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти? 7. Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, то есть чередование периодов покоя и активности? 8. Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование. 9. Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным. 10. Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы. 11. Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца; приведите примеры. 12. Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры. 13. Дайте определение основных видов охраняемых территорий. 14. Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных 15. Проанализируйте роль Мирового океана в мировом хозяйстве 16. Охарактеризуйте значение лесов в природе и в жизни людей. 17. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг. 18. Назовите виды экологического мониторинга. 19. Охарактеризуйте методы экологического мониторинга. 20. Дайте определение экологического права. 21. Почему некоторые возобновляемые ресурсы возобновить стало невозможно? 22. Дайте определение понятия «энергосбережение» и приведите конкретные примеры. 23. Назовите альтернативные источники энергии. Какие из них возможно использовать в нашей местности? 24. Каково отрицательное воздействие на окружающую среду гидроэлектростанций? 25. Каково отрицательное воздействие на окружающую среду атомных электростанций? 26. В чем смысл главного вопроса – выживания человечества? 27. Как рационально использовать лесные ресурсы? 28. Как рационально использовать водные ресурсы? 29. Как рационально использовать земельные ресурсы? 30. Как рационально использовать воздушные ресурсы? 31. Дайте определение загрязнению и загрязнителям. 32. Каковы последствия загрязнения? 33. Как можно контролировать загрязнение? 34. Какие типы загрязнений окружающей среды вы знаете? 35. Как тепловое загрязнение отрицательно воздействует на окружающую среду? 36. Как бытовое загрязнение может стать причиной массовой заболеваемости людей? 37. Основные источники шума. В чем его вред для здоровья человека? 38. В чем опасность радиационного загрязнения? 39. В чем выражается химическое загрязнение и его опасность? 40. Каковы особенности биологического загрязнения окружающей среды? 41. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы? 42. Перечислите основные категории загрязнителей атмосферы. 43. Почему все загрязнители окружающей среды в конечном счете попадают в мировой океан? 44. Каковы последствия выброса в море отходов с целью их захоронения? 45. Какую роль играет почва в очищении окружающей среды? 46. Какие меры нужно принять для защиты почвы от вредного воздействия окружающей среды? 47. Что такое деградация земельных ресурсов? Чем она опасна? 48. Если эрозия – недуг ландшафта, то почему опустынивание – его смерть? 49. В чем заключается рекреационная ценность лесов? 50. На какие группы делятся леса в связи с назначением их насаждений? 51. Что такое Красная книга и для чего она служит? 52. Какие меры принимаются для восстановления численности редких и исчезающих животных? 53. Назовите перспективные методы переработки промышленных отходов. 54. Как нужно проводить захоронение опасных отходов? 55. Что такое малоотходная и безотходная технологии? 56. Какое влияние на здоровье людей оказывают пестициды? 57. Каково значение растений в биосфере и жизни человека и животных? 58. Почему гибель лесов – это одна из наиболее серьезных экологических проблем? 59. Что представляет собой комплекс охраны и защиты лесов? 60. В чем опасность антропогенного воздействия на леса планеты? 61. Виды и формы природопользования. 62. Характеристика актуальных проблем природопользования. 63. Основные принципы природопользования. 64. Что такое биотехнологии в охране природы и их роль? 65. Почему создание даже самых совершенных очистных сооружений не решает проблему загрязнения окружающей среды? 66. Каковы основные направления экологической политики России? 67. Каковы основные направления экологической политики нашей Республики?
 
стр. 11
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
68. Можно ли решить экологические проблемы силами одного государства и почему? 69. Что такое экологический риск? Какие регионы России относятся к зоне повышенного риска и почему? 70. Что такое экологический контроль и охарактеризуйте его систему. 71. С целью защиты  и охраны природной среды, растительного и животного мира создают… (обведите правильные ответы) 1. Национальные парки 2. Предприятия 3. Ботанические сады 4. Учреждения 72. Основным этапом, способствующим защите окружающей среды, является…(обведите правильные ответы) 1. Переработка отходов 2. Использование нефти 3. Загрязнение атмосферы 4. Рациональное природопользование 73. Деградация почв опасна снижением производства…(обведите правильные ответы) 1. Энергии 2. Минерального сырья 3. Продовольствия 4. Фосфорных удобрений 74. Для успешного развития экосистем полезно…(обведите правильные ответы) 1. Увеличивать площадь полей 2. Использовать вторичное сырье 3. Увеличивать территории городов 4. Внедрять безотходные технологии 75. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства неизбежно ведет к …(обведите правильные ответы) 1. Гибели цивилизации 2. Экологической катастрофе 3. Урбанизации 4. Процветанию человечества 76. Преднамеренным воздействием на окружающую среду являются…(обведите правильные ответы) 1. Изменения русла рек 2. Землетрясения 3. Пыльные бури 4. Осушения болот 77. Причиной начавшейся деградации земель является…(обведите правильные ответы) 1. Развитие информационных технологий 2. Истощение запасов ископаемого топлива 3. Перенаселение планеты 4. Глобальное климатическое потепление 78. Сокращение численности белок в Сибири было вызвано …(обведите правильные ответы) 1. Ростом перевозок по железной дороге 2. Уменьшением концентрации кислорода в воздухе 3. Увеличением концентрации углекислого газа в воздухе 4. Вырубкой спелых хвойных лесов 79. Отходы медеплавильных заводов, в том числе мышьяк и сурьма, выбрасываются в воздух, затем оседают на почву и вызывают…(обведите правильные ответы) 1. Усиление плодовитости животных 2. Усиленный рост травы 3. Гибель животных 4. Рост мышечной массы животных 80. С целью бережного отношения к земельным ресурсам…(обведите правильные ответы) 1. Происходит интенсивный выпас скота 2. Осуществляется рекультивация земель 3. Увеличиваются сельскохозяйственные угодья 4. Создаются новые пестициды
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Контрольная работа
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 12
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Клименко И. С.
Экологические основы природопользования: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование; Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/77009.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Скопичев В.Г.
Экологические основы природопользования: учебное пособие
Санкт-Петербург: Квадро, 2021
http://www.iprbookshop.ru/103157.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
212 В1
Кабинет агрономии. Кабинет экологических основ природопользования. Лаборатория семеноводства с основами селекции. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); ученическая доска, телевизор «Samsung», стенды, комплект тематических плакатов по защите растений, плакаты по плодоводству, муляжи овощей, фруктов, плоды зерновых культур, муляжи болезней с/х культур, семенной и сноповой материал, коллекции вредителей и болезней
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Контрольная работа высылается для проверки в колледж согласно графику. По всем неясным вопросам, встречающимся при изучении программы предмета, а также при выполнении контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию в колледже. Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Вариант задания соответствует последней цифре шифра студента. Работы, выполненные не по своему варианту, на проверку не принимаются. Контроль правильности выбора варианта осуществляется преподавателем цикловой комиссии. Работа выполняется в ученической тетради или с помощью средств  автоматизации на стандартном листе форматом А4. Текст печатается на одной стороне листов белой бумаги. Основной текст работы при наборе на  компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом TimesNewRoman, размер шрифта 12, межстрочный интервал – одинарный. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: верхнее-20 мм; нижнее-20 мм; правое-10 мм; левое- 30мм. Страницы контрольной  работы нумеруются арабскими цифрами по центру внизу. Отсчет нумерации  страниц контрольной работы начинается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы  заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором  работы ставится дата написания работы и подпись без расшифровки  фамилии. Список литературы должен начинаться с новой страницы. Готовый  текстовой вариант представляется в прошитом виде. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе  написания и проверки работы, допускается исправлять подчисткой или  закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного  текста машинописным или рукописным способами. Работа с большим  количеством исправленных опечаток (более чем 10% от общего количества  листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не принимается. При необходимости в текст вводятся таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста работы. Номер таблицы следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Знак № при указании номера таблицы не указывается. Шрифт в таблицах должен быть равен 11 мм. Библиографические ссылки приводятся в тексте после упоминания статьи, учебника, и другого источника информации в квадратных скобках [5. c.244]. Первая цифра – это порядковый номер источника информации в списке литературы, составленный в конце контрольной работы. Рекомендуемый список литературы приведен после описания заданий в контрольной работе. Он состоит из основной и 
 
стр. 13
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. При выполнении контрольной работы следует максимально изучить материал источников. Условия заданий переписываются, обязательно должны быть поля. В конце работы следует указать список литературы. Титульный лист следует оформить на отдельном листе (или на первой странице тетради) в соответствии с установленными требованиями (приложение 1). Структура контрольной работы содержит следующие элементы: - Титульный лист. - Основная часть - Список литературы. В основной части работы приводятся ответы на задания. По первым шести заданиям следует дать ответы на теоретические вопросы. Они должны раскрыть в полной мере заданные вопросы. Возможна дополнительная информация при раскрытии теоретических вопросов. Выполнение тестового задания предполагает указание правильного ответа из предложенных вариантов ответов. В списке литературы студент показывает информационные источники данных, используемые им при написании контрольной работы, выполнении заданий. Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить материал учебной литературы, осмыслить его и кратко, логично, по существу дать ответ на теоретический вопрос и выполнить тестовое задание. При возникновении трудностей по работе следует обратиться за консультацией к преподавателю цикловой комиссии Аграрного колледжа. Выполненная контрольная работа должна быть выслана на проверку согласно графику. Выполненные контрольные работы оцениваются по традиционной шкале «зачтено», «незачтено». Оценка «зачтено» показывает достаточный уровень освоенных теоретических знаний по дисциплине.