2022-2023_43_02_10_2022_Т22-ЗФ_plx_Физическая культура
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура
Учебный план
43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx

43.02.10 ТУРИЗМ

 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
210
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Специалист по туризму
212
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
10 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
210
210
210
210
Итого
212
212
212
212
 
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Препод., Лутцев Руслан Николаевич _______________
 
 
Физическая культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)
 
43.02.10 ТУРИЗМ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 5.
 
Протокол от 13.05.2021 протокол № 10  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна

цикловая комиссия ветеринарии и кинологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
<i>Цели:</i> Формирование способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
1.2
<i>Задачи:</i> Знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

Знать основы здорового образа жизни;

Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
методы и способы выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Уметь:
выбирать методы и способы длдя выполнения профессиональных задач - оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
естандартными методами и способами выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
Знать:
нестандартные методы и способы выполнения профессиональных задач, способствующие повышению эффективности и качества их выполнения
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Уметь:
принимать решения для разных ситуаций в профессиональной деятельности - нести ответственность за принятые решения
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
Владеть:
быстрыми и наиболее эффективными решениями в стандартных и нестандартных ситуациях с использованием новейших научных методов и подходов и несет за них ответственность
 
 
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Знать:
основные понятия и признаки коллектива и команды - деловое общение - процессы межличностного взаимодействия в коллективе и команде - этапы командной работы
 
 
стр. 5
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Уметь:
работать в коллективе и команде - эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Владеть:
организацией работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
 
 
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Знать:
 
 
ОК 2.:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
Уметь:
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Владеть:
 
 
 
 
ОК 3.:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
Знать:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Уметь:
 
 
ОК 6. :Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
Знать:
 
 
ЛР 1:Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
 
Уметь:
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 3:Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
 
Знать:
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
Уметь:
 
 
ЛР 5:Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
 
Владеть:
 
 
стр. 6
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Знать:
 
 
ЛР 6:Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
 
Уметь:
 
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Владеть:
 
 
 
 
ЛР 8:Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
 
Знать:
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Уметь:
 
 
ЛР 9:Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 
 
1.1
Тема 1.1 Основы знаний /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.2
Тема 1.2 Бег на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетный и челночный бег /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.3
Тема 1.3 Бег 100 метров. Изучение техники эстафетного бега 4*100 метров /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.4
Тема 1.4 Выполнение контрольного норматива челночный бег 3*10 метров /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.5
Тема 1.5 Техника выполнения прыжков в длину /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.6
Тема 1.6 Метание копья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.7
Тема 2.1 Волейбол. Техника безопасности игры волейбол. Стойка и перемещение волейболиста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.8
Тема 2.2 Волейбол. Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху в парах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.9
Тема 2.5 Техника безопасности при игре в мини-футбол. Исходные положения (стойки), перемещения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
стр. 7
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1.10
Тема 2.3 Волейбол. Совершенствование техники приема мяча /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.11
Тема 2.4 Изучение техники нападающего удара, способы блокирования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.12
Тема 2.6 Выполнение ударов головой на месте и в прыжке, ударов по воротам /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.13
Тема 2.7 Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.14
Тема 3.1 Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Попеременный лыжный ход /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.15
Тема 3.2 Одновременные лыжные ходы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.16
Тема 3.3 Свободный стиль /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.17
Тема 4.1 Гимнастика. Техника безопасности на занятиях гимнастикой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
1
0
 
1.18
Тема 1.1 Бег 100 м. на результат. Техника эстафетного бега 4*100, 4*400 м. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.19
Техника бега на средние и длинные дистанции, бега с препятствиями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.20
Выполнение упражнений с отбором мяча, обманных движений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.21
Прохождение дистанции до 3 км. Изученными коньковыми ходами /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.22
Выполнение строевых упражнений на месте и в движении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.23
Тема 1.2

Челночный бег 3*10м.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.24
Тема 1.3

Бег на длинные дистанции

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.25
Тема 1.4

Техника выполнения прыжков в длину

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.26
Тема 1.5

Выполнение прыжков в высоту

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.27
Тема 2.1 Волейбол. Техника передачи мяча /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.28
Выполнение атакующих ударов (боковые, прямые, обманные) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.29
Тема 2.2 Волейбол. Совершенствование техники приема мяча /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.30
Тема 2.3 Волейбол

Совершенствование подачи мяча

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.31
Тема 3.1

Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.

Попеременные лыжные ходы

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.32
Тема 3.2 Одновременные лыжные ходы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
стр. 8
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1.33
Тема 3.3 Свободный стиль /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.34
Тема 4.1

Гимнастика

Техника безопасности на занятиях гимнастикой

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.35
Прохождение дистанции до 3 км изученными одновременными ходами /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.36
Прохождение дистанции до 3 км. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.37
Выполнение подачи мяча в прыжке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.38
Выполнение атакующих ударов (боковые, прямые, обманные) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.39
Прыжки в длину с разбега /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.40
Тема 4.1

Гимнастика

Техника безопасности на занятиях гимнастикой

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.41
Тема  4.2. Общеразвивающие упражнения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.42
Тема 1.1.

Бег 100 м. на результат. Техника эстафетного бега 4*100, 4*400 м.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.43
Тема 1.2

Бег на длинные дистанции

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.44
Тема 2.1 Волейбол.

Совершенствование техники передачи мяча

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.45
Тема 2.2 Волейбол.

Подача мяча по зонам.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.46
Тема 2.3 Мини-футбол.

Техника безопасности при игре в мини-футбол. Исходное положение (стойки), перемещения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.47
Техника бега на короткие и средние  дистанции /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.48
Выполнение ОРУ для развития прыгучести.  Подача мяча по зонам /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.49
Прохождение дистанции до 3 км. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.50
Прохождение дистанции до 3 км изученными одновременными ходами /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.51
Прохождение дистанции до 3 км. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.52
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.

Попеременный лыжный ход

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.53
Тема 3.2. Одновременные лыжные ходы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.54
Тема 3.3. Свободный стиль /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
стр. 9
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
1.55
Тема 4.1

Техника безопасности на занятиях гимнастикой.

Строевые упражнения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
1
0
 
1.56
Тема 4.1

Техника безопасности на занятиях гимнастикой.

Строевые упражнения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2
8
1
0
 
1.57
Прохождение дистанции до 2 км. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.58
Прохождение дистанции до 3 км изученными одновременными ходами /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.59
Прохождение дистанции до 3 км. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
1.60
Составление и выполнение комплекса УГГ и ОРУ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Сдача контрольных нормативов:

1)Бег 100 метров

2)Челночный бег 3*10 метров

3)Прыжки в длину с места толчком двумя ногами

4) Прыжек в длину с разбега

5)Бег на 3000/2000 метров

6)Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

7)Подтягивание из виса на высокой перекладине

8)Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Примерный перечень вопросов

1. Под физической культурой понимается:

А) часть культуры общества и человека;

Б) процесс развития физических способностей;

В) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;

Г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.

2. Результатом физической подготовки является:

А) физическое развитие;

Б) физическое совершенство;

В) физическая подготовленность;

Г) способность правильно выполнять двигательные действия.

3. Когда Россия впервые приняла участие в Олимпийских играх?

А) 1908 год в Лондоне;

Б) 1912 год в Стокгольме;

В) 1952 год в Хельсинки;

Г) 1928 год в Амстердаме.

4. Бег с остановками и изменению направления по сигналу преимущественно способствует формированию:

А) координации движений;

Б) техники движений;

В) быстроты реакции;

Г) скоростной силы.

5. Солнечные ванны лучше всего принимать:

A) с 12 до 16 часов дня;

Б) до 12 и после 16 часов дня;

B) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;

Г) с 10 до 14 часов.

 
стр. 10
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
6. К циклическим видам спорта относятся :

A) борьба, бокс, фехтование;

Б) баскетбол, волейбол, футбол;

B) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание;

Г) метание мяча, диска, молота.

7. Где и когда были проведены первые Олимпийские игры современности?

А) 1516 год в Германии;

Б) 1850 год в Англии;

В) 1896 год в Греции;

Г) 1869 год во Франции.

8. Главной причиной нарушения осанки является:

А) малоподвижный образ жизни;

Б) слабость мышц спины;

В) привычка носить сумку на одном плече;

Г) долгое пребывание в положении сидя за партой.

9. Назовите имя первого Российского олимпийского чемпиона:

А) Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание);

Б) Иван Поддубный (борьба);

В) Сергей Елисеев (тяжелая атлетика);

Г) Анатолий Решетников (легкая атлетика)

10. Документом, представляющим все аспекты организации соревнований, является:

А) календарь соревнований;

Б) положение о соревнованиях;

В) правила соревнований;

Г) программа соревнований.

11. Профилактика нарушений осанки осуществляется при:

A) скоростных упражнениях;

Б) упражнениях «на гибкость»;

B) силовых упражнениях;

Г) упражнениях на «выносливость».

12. Какая организация занимается подготовкой и проведением Олимпийских игр?

A) НХЛ;

Б) НБА;

B) МОК;

Г) УЕФА.

13. В каком виде спорта завоевала золотую медаль дальневосточница Юлия Чепалова на ХVII Олимпийских играх?

А) скоростной спуск;

Б) конькобежный спринт;

В) фристайл;

Г) лыжные гонки.

14. Что определяет техника безопасности?

А) навыки знаний физических упражнений без травм;

Б) комплекс мер направленных на обучение правилам поведения, правилам страховки и самостраховки, оказания доврачебной помощи;

В) правильное выполнение упражнений;

Г) организацию и проведение учебных и внеурочных занятий в соответствии с гигиеническими требованиями.

15. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при обмороке:

А) положить пострадавшего в прохладное место, обмахивать полотенцем, дать обильное теплое питье;

Б) холодный компресс на голову, покой, ногам придают возвышенное положение;

В) теплый компресс на голову, расстегнуть стесняющую дыхание одежду неглубокий массаж области шеи, холодное питье;

Г) придать пострадавшему горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха, обтереть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырь.

16.Какое определение не относится к основным свойствам мышц?

А) растяжение;

Б) сокращение;

В) эластичность;

Г) постоянность состояния

 
стр. 11
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
17. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

А) укрепление здоровья и воспитание физических качеств людей;

Б) обучением двигательным действиям и повышении работоспособности;

В) в совершенствовании природных, физических свойств людей;

Г) определенным образом организованная двигательная активность.

18. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

А) 6- ти минутный бег;

Б) бег на 100 метров;

В) лыжная гонка на 3 километров;

Г) плавание 800 метров.

19. Какова протяженность марафонской дистанции на Олимпийских играх?

42 км 195 м;

Б) 32 км 195 м;

50 км 195 м;

Г) 45 км 195 м. 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности

1. Двигательная активность.

2. Профессиональная направленность физического воспитания.

3. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.

4. Социальные функции физической культуры и спорта.

5. Современное состояние физической культуры и спорта.

6. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.

7. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.

8. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт.

9. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания

1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

2. Функциональные системы организма.

3. Природные и социально-экологические факторы.

4. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

5. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.

6. Биологические ритмы и работоспособность.

7.Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.

8.Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

9.Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

10.Обмен веществ и энергии.

 
стр. 12
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 

11.Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная.

12.Особенности функционирования центральной нервной системы.

13.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2.Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

3.Влияние образа жизни на здоровье.

4.Влияние условий окружающей среды на здоровье.

5.Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье.

6.Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.

7.Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

8.Система знаний о здоровье.

9.Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

10.Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.

11.Способы регуляции образа жизни.

12.Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.

13.Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

14.Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.

15. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.

16.Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе

1.Методические принципы физического воспитания.

2.Основы обучения движениям (техническая подготовка).

3.Этапы обучения движениям.

4.Воспитание физических качеств.

5.Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.

6.Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

7.Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП.

8.Специальная физическая подготовка.

9.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

10.Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.

11. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

12.Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

 
стр. 13
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 

13.Значение мышечной релаксации.

14.Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

15.Формы занятий физическими упражнениями.

16.Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

17.Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия.

Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий

1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

3.Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4.Особенности самостоятельных занятий по физической культуре для женщин.

5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.

6.Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.

7.Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

8.Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.

9.Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.

10. Гигиена самостоятельных занятий по физической культуре: питание, питьевой режим, уход за кожей.

11.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.

12.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

13.Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом: виды диагностики, цели и задачи.

14.Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.

15.Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля.

16. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Методы самоконтроля при занятиях по физической культуре.

17.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП)

1.Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

2.Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду.

3.Определение понятия ППФП: ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.

4.Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

5.Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП.

6.Методика подбора средств ППФП.

7.Организация, формы и средства ППФП в вузе.

 
стр. 14
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
8.ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

9.Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

10.Виды и формы профессионального труда бакалавра и специалиста.

11.Основные и дополнительные факторы, определяющие ППФП будущих специалистов - выпускников факультета: условия их труда.

12.Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона.

13.Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников.

14.Содержание ППФП специалистов, относящихся к различным группам ИТР.

15. Прикладные виды спорта.

16.Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения для студентов данного факультета.

17.ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура». 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1) Контрольные задания (нормативы)

2) Реферат

3) Тест

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Быченков С.В., Везеницын О.В.
Физическая культура: учебное пособие для СПО
Саратов: Профобразование; Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/77006.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Карась Т.Ю.
Методика обучения предмету «Физическая культура»: учебно-практическое пособие для СПО
Москва: Профобразование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/86140.html
 
Л2.2
Бомин В. А., Ракоца А. И., Трегуб А. И.
Организация занятий физической культурой и спортом студентов: учебное пособие
Иркутск: Иркутский ГАУ, 2019
https://e.lanbook.com/book/133353
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
03 В1
Тренажерный зал. Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Бицепс «тренажер ноги», велотренажер, гак-машина, тренажер «грудь - сидя», тренажер «Комби», тренажер 1400, тренажер 406, штанга, штанга обр 130 кг, штанга тренировочная- , тренажер «скамья для пресса», тренажер «WELDER 8525»
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебный материал раздела направлен на повышение функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на 

 
стр. 15
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и  занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

- в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

- преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

- студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

- студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные тесты и зачетные нормативы студенты сдают с учетом особенностей обучения в учебном отделении (основное, специальное отделение).

В каждом семестре студентам планируется не более пяти контрольных тестов, которые выполняются  в соответствии с правилами данного вида спорта.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска занятий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных тестов. Студенты, освобожденные на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат.

Студенты специального учебного отделения выполняют контрольные тесты с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья.

Для студентов всех учебных отделений 1-3 курсов основным критерием положительной оценки при получении зачета должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ «Б» ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Оптимально организованная двигательная деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом – становлению социальной личности студента. Физическое воспитание данного контингента учащихся ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых студентов. На практических занятиях по физической культуре в СМГ студентам необходимо использовать:

- Гимнастические упражнения (общеукрепляющие и специальные). Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Задача специальных упражнений – избирательное действие на различные системы, затронутые патологическим процессом;

-  Дыхательные упражнения (статистические и динамические).

Статистические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях в состоянии покоя, т.е. без движения ног, рук и туловища, динамические – выполняются в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.;

- Порядковые и строевые упражнения организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и другие упражнения). Подготовительные или вводные упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке;

- Корригирующие упражнения уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела;

- Упражнения на координацию движения и в равновесие применяются для тренировки вестибулярного аппарата. Выполняются они в основных исходных положениях, обычной стойки на узкой площади опоры – стоя на одной ноге, на носках, с открытыми или закрытыми глазами, с предметами или без них;

- Упражнения в сопротивлении – способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ;

- Ритмопластические упражнения.

Начинаются и заканчиваются занятия по физической культуре у студентов подсчетом пульса, частоты дыхания. Оздоровительный эффект занятий достигается также широким использованием студентами закаливающих факторов. В СМГ «Б» студенты выполняют физические упражнения при частоте пульса не более 120 уд./мин в течение всего учебного года, так как по данным физиологов при данной частоте  они способствуют гармонической деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно - двигательного аппарата и других органов  и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат одна из основных научно-исследовательских работ студентов.

Реферат (лат.) - 1) доклад на установленную тему, содержащий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

В учебной практике реферат рассматривается, как правило, в первом значении.

 
стр. 16
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

При написании реферата от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основное содержание.

5. Заключение (выводы).

6. Список литературы.

7. Приложения (если имеются).

1. Титульный лист.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (реферат), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы и т.п.).

3. Введение. Обоснование выбора темы:

- актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- цель и значимость темы.

4. Основное содержание

- сущность проблемы или изложение объективных научных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные версии, сведения, оценки

5. Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

6. Список использованной литературы:

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой они цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

7. Приложения.

В приложения включается второстепенный материал, например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Требования к оформлению текстового материала

Реферат должен быть отпечатан на пишущей машинке через два или принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 210x297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, правое - 10, левое - 30 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая межсловные интервалы, шрифт – 14. Объем реферата не должен превышать 30 и быть не менее 12 страниц машинописного текста.

Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист (нумерация на ней не ставится), второй – оглавление. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ 5 печатных знаков.

Оформление ссылок на источники.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются выходные данные источника.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указывается номер источника по общему библиографическому списку и номер (а) использованной (ых) страниц.

Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются следующие группы источников: словари, справочники; монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.; газетные и журнальные статьи, в которых приводятся новые данные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, понятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они 

 
стр. 17
УП: 43.02.10_2022_Т22-ЗФ.plx
 
распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Оформление реферата целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Библиографическое описание научно-методической литературы в списке

В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Ниже приведены некоторые примеры.

1) Описание книг, монографий, учебников и учебных пособий:

1. Веретенникова, Л.К. Подготовка будущего учителя  к  формированию творческого потенциала школьника: Монография / Л.К. Веретенникова.– Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 134 с.

2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М., 1982. – 280 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С.Лукин. – М.: Прсвещение, 1995. – 316 .

4. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск, 1996. – 460с.

2) Описание статей из журналов:

1. Столяров, В.И. Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодежи / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 13-20.

2. Столяров, В.И. философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. - № 4. – С. 78-91.

3) Описание статей из сборников научных трудов и тезисов докладов:

1. Иванов, И.И. Педагогическая деятельность и контроль за физическим состоянием / И.И. Иванов // Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. – Ижевск, 1996. – С. 23-39.

2. Жданов, Ю. Д. Требования к специалистам физической культуры и спорта / Ю.Д. Жданов // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования факультета физической культуры (ФФК). – Ижевск, 1999. – С. 13-46.

4) Описание авторефератов диссертаций:

1. Холодов, Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Ж.К.Холодов; Моск.гос.ун-т – М., 1996. – 40 с.

2. Райзих, А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф. дисс... канд. пед. наук / А.А.Райзих; Омск.гос.ун-т ФК – Омск., 1997. – 24 с.

Не позже чем за две недели до намеченного срока, реферат представляется на рецензию научному руководителю.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научится работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.