высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
43.02.10 ТУРИЗМ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Коновалова Софья Валерьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
устойчивый интерес.
устойчивый интерес.
устойчивый интерес.
ции
ракт.
ЧС природного, техногенного, социального и военного характера
/Ср/
Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени
/Лек/
Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени
/Ср/
Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
/Ср/
Основы военной службы и военно-патриотического воспитания
/Ср/
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
/Пр/
дифференцированного зачета
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
1.Категорирование помещений по пожароопасности.
2.Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Типы огнетушителей, правила их применения.
4. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, её связь с историей и становлением Российского государства.
5.Действия при пожаре. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях.
6. Военно-морской Флот, история его создания, состав и предназначение.
7. Организация единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и её задачи.
8. Военно-воздушные силы, история их создания, состав и предназначение.
9. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени.
10. Ракетные войска стратегического назначения, история создания, состав и предназначение.
11. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
12. Сухопутные войска, история создания, состав и предназначение.
13. Основные положения Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
14. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации, её этапы и содержание.
15. Обеспечение устойчивости функционирования объекта экономики.
16. Другие войска, их состав и предназначение.
17. Порядок организации эвакуационных мероприятий.
18.Дни воинской славы России, их значение для патриотического воспитания молодежи.
19. Боевое Знамя части, его значение в воспитании высоких моральных качеств у военнослужащих.
20. Основные ритуалы, установленные в Вооруженных Силах Российской Федерации. Характеристика ритуала приведения к военной присяге.
21. Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Воинская дисциплина, ее сущность и значение в современных условиях.
23. Организация защиты населения при угрозе и возникновении ЧС.
24. Характеристика поощрений, применяемых к солдатам, матросам, сержантам, старшинам при прохождении военной службы.
25.Планирование, организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС на объекте экономики.
26. Характеристика дисциплинарных взысканий , налагаемых на солдат, матросов, сержантов и старшин при прохождении воинской службы.
27. Средства коллективной защиты.
28. Характеристика наиболее типичных преступлений против военной службы. Уголовная ответственность за преступления против воинской службы.
29. Основные задачи, уровни и режимы функционирования РС ЧС (МЧС).
31. Организация и функционирование гражданской обороны на предприятиях.
32. Общая характеристика статуса военнослужащего – права и свободы.
33.Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения.
34. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (названия, общая характеристика). Краткая характеристика Устава внутренней службы.
35. Сущность международного гуманитарного права и основные его источники. Основные положения Женевской конвенции.
36. Характеристика Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
37. Классификация и основные закономерности природных ЧС.
38. Характеристика Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Строевого устава.
39. Средства индивидуальной защиты.
40. Характеристика особенностей призыва на военную службу.
41. Характеристика особенностей прохождения военной службы по призыву.
42. Действия при пожаре. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
43. Виды обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу. Краткая характеристика общих обязанностей.
44. Классификация чрезвычайных ситуаций военно-политического характера.
45. Характеристика особенностей прохождения военной службы по контракту.
46. Основные понятия и определения по чрезвычайным ситуациям.
47. Характеристика специальных обязанностей.
48. Требования воинской деятельности, предъявляемые к гражданам.
49. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Основные угрозы национальной безопасности России.
50. Классификация ЧС техногенного характера и их основные закономерности.
51. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы.
52. Обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
53. Воинская обязанность ( понятия, содержание).
54. Прогнозирование ЧС и экспертиза безопасности предприятия.
55. Особенности воинского коллектива, воинской дружбы и войскового товарищества. Роль войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни военнослужащих.
56. Экологическая экспертиза и прогнозирование безопасности предприятия.
57. Характеристика требований к гражданам, проходящим военную службу по контракту.
58. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
59. Химическое оружие и его характеристика.
60. Биологическое оружие и его характеристика.
1. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
2. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Профилактика вредных привычек.
6. Здоровый образ жизни и его составляющие.
7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
8. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
9. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
10. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
11. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
12. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
13. Первая медицинская помощь при бытовых и спортивных травмах.
14. Средства индивидуальной защиты.
15. Пожарная безопасность.
16. Виды стихийных бедствий и методы борьбы с ними.
17. Авария на Чернобыльской атомной электростанции.
18. Причины катастроф.
19. Атомные электростанции и их опасность.
20. Автономное выживание.
21. Питание: основные понятия и его роль в жизни человека.
22. Вредные привычки и их социальные последствия.
1. Рана это:
а) повреждение какой-либо части тела;
б) нарушение кожи, сопровождающееся болью, кровотечением;
в) нарушение кожи, слизистых оболочек более глубоких тканей, сопровождающиеся болью, кровотечением;
г) нарушение кожи, сопровождающиеся кровотечением;
2. На сколько лет меньше живут курильщики, выкуривающие свыше 25 сигарет в день, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)?
а) в среднем 4 года;
б) в среднем 8 лет;
в) в среднем 10 лет;
г) в среднем 16 лет.
3. Что понимают под ликвидацией чрезвычайных ситуаций?
а) аварийно–спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при возникновении ЧС;
б) заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
в) создание материально-технических и финансовых резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации;
г) неотложные работы по ремонту неисправного оборудования.
4.Приборы радиационной разведки предназначены для измерения:
а) биологического заражения;
б) уровня отравляющих веществ;
в) заражения различных предметов;
г) уровня радиации на зараженной местности.
5. Кого называют пассивным курильщиком.
а) люди, которые курят мало;
б) люди, которые видят табачный дым;
в) люди, которым приходится дышать табачным дымом;
г) люди, которые часто курят.
6. Укажите признаки внезапной смерти:
а) отсутствие сознания;
б) отсутствие дыхания;
в)отсутствие сознания, нет реакции зрачков на свет, нет пульса на сонной артерии;
г) отсутствие реакции зрачков на свет.
7. В каком возрасте призываются мужчины на военную службу в Российскую армию?
а) от 16 до 18 лет;
б) от 18 до 27 лет;
в) от 18 до 32 лет;
г) от 33 до 35 лет.
8. Назовите последовательность действий при оказании помощи при артериальном кровотечении предплечья.
а) прижать артерию пальцами, наложить жгут (закрутку), наложить повязку, провести иммобилизацию конечности;
б) прижать пальцами артерию выше раны, затем наложить тугую повязку;
в) наложить тугую повязку, дождаться службы спасения;
г) наложить жгут (закрутку), наложить повязку.
9. Укажите правильную последовательность комплекса реанимации, при внезапной смерти:
а) убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии, освободить грудную клетку от одежды и расстегнуть поясной ремень, прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток, нанести удар кулаком по грудине, начать непрямой массаж сердца, сделать вдох искусственного дыхания, выполнять комплекс реанимаций;
б) убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии, прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток, нанести удар кулаком по грудине, начать непрямой массаж сердца, выполнять комплекс реанимаций;
в) освободить грудную клетку от одежды, прикрыть рукой мечевидный отросток, нанести удар по грудине, начать непрямой массаж сердца, сделать вход искусственного дыхания;
г) прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток, нанести два удара кулаком по грудине, начать непрямой массаж сердца.
10.Предназначение Вооружённых сил РФ
Вариант 2
1. Какие факторы пожара являются опасными?
а) полузакрытый огонь и искры;
б) закрытый огонь и искры, пониженная температура окружающей среды;
в) открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные электрические сети;
г) закрытый огонь, искры.
2. Укажите признаки переохлаждения:
а) озноб и дрожь;
б) нарушение сознания, озноб и дрожь, посинение или побледнение губ, снижение температуры тела;
в) высокое понижение температуры тела;
г) посинение губ, снижение температуры.
3 Профилактикой травматического шока являются:
а) желательно не трогать пострадавшего, обеспечить покой, тишину;
б) дать выпить воды, молочных продуктов;
в) дать анальгин 12 таблетки, дать тёплое питье, обеспечить покой;
г) обеспечить покой пострадавшему.
4. При термических ожогах необходимо:
б) промыть холодной водой;
в) вскрыть пузыри и наложить стерильную повязку;
г) наложить стерильную повязку, дать обезболивающее, доставить в специализированное лечебное учреждение
5. Каковы главные органы, на которые воздействуют алкоголь
а) головной мозг, сердце, печень;
б) выделительная система;
в) сердце;
г) печень, желудок
6. Какие условия рекомендуется соблюдать для сохранения здоровья человека?
а) регулярная физическая разгрузка и длительный сон;
б) регулярная физическая нагрузка, ограничение в питании, закаливание и умение отдыхать;
в) закаливание и умение отдыхать;
г) каждодневные, длительные пробежки.
7. Какие известны причины нарушения здоровья человека?
а) избыточный производственный и бытовой шум, умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых;
б) чрезвычайно комфортная обстановка дома и на работе;
в) потребление витаминов и микроэлементов;
г) электрические, магнитные поля.
8.Назовите правильную последовательность оказания первой помощи, при открытым переломе:
а) наложить шину, закрепить как минимум 2 сустава;
б) закрыть рану стерильной повязкой, наложить шину, закрепив 2 сустава;
в) остановить кровотечение, закрыть рану, дать обезболивающее, наложить шину, доставить в лечебное учреждение или вызвать скорую;
г) вызвать скорую, наложить шину, закрепить, как минимум 2 сустава, дать обезболивающее.
9. Назовите правильный порядок реанимации.
а) нанести удар кулаком по грудине, проверить пульс, провести искусственную вентиляцию лёгких;
б) проверить пульс на лучезапястной артерии, если пульса нет нанести удар кулаком по грудине в районе мечевидного отростка, затем провести вентиляцию лёгких;
в) проверить пульс на сонной артерии, состояние зрачков. Если пульса нет, зрачки расширены приступить к реанимации, для чего:
1 ослабить ремень
2 освободить грудину
3 по возможности положить холод на голову
4 приподнять ноги
5 нанести удар в нижнюю треть грудины выше на 2 пальца мечевидного отростка
6 проверить пульс, если пульса нет на сонной артерии, приступить к внешнему массажу сердца и вентиляции лёгких;
г) положить на спину пострадавшего, провести искусственную вентиляцию лёгких, нанести удар кулаком по грудине в районе мечевидного отростка, приступить к внешнему массажу сердца
10Структура Вооружённых сил РФ
Вариант 3
1.Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города:
а) «Скорая помощь», служба спасения, милиция;
б) служба городского пассажирского транспорта, служба газа;
в) пожарная охрана, служба связи, городская справочная служба;
г) спасательная служба.
2. При артериальном кровотечении в верхней части плеча необходимо:
а) вложить валик в локтевой сгиб и закрепить предплечье к плечу;
б) прижать подключичную артерию пальцем и наложить тугую повязку на рану;
в) прижать подключичную артерию пальцем, и вложить тугой валик в подмышку и связать руки сзади выше локтевого сгиба;
г)прижать подключичную артерию пальцем и наложить тугую повязку на рану, приложить холод.
3Асептика - это:
а) мероприятие по предотвращению попадания болезнетворных микроорганизмов в рану;
б) меры по борьбе с болезнетворными микроорганизмами в ране;
в) способы остановки кровотечения из ран;
г) мероприятие по уничтожению болезнетворных микроорганизмов в ране.
4. Укажите признаки состояния комы:
а) потеря сознания более чем на 4 минуты, есть пульс на сонной артерии;
б) потеря сознания более чем на 10 минут, нет пульса на сонной артерии;
в) потеря сознания более чем на 3 минуты, нет пульса на сонной артерии, слегка приоткрыты глаза;
г) потеря дыхания, сознания.
5 Что является единственным контролирующим фактором человека
б) потребности человека;
в) разум;
г) чувства.
6. Во сколько раз чаще заболевают курильщики, в отличие от некурящих, раком?
а) в 3 раза чаще;
б) в 5 раз чаще;
в) в 7 раз чаще;
г) в 2 раза.
7. Какое количество веществ, содержащихся в табаке, разрушается и сгорает при курении?
а) примерно 15 %;
б) примерно 25%;
в) примерно 35%;
г) примерно 50%
8. При закрытом переломе предплечья необходимо:
а) провести иммобилизация локтевого сустава и доставить пострадавшего в травмпункт;
б) провести обследование пострадавшего по внешним признакам определить перелом и отправить пострадавшего домой;
в) наложить шину, закрепить 2 сустава, кистевой и локтевой, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
г) закрепить 2 сустава, кистевой и локтевой, приложить холод доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
9. Укажите порядок схемы действий при переохлаждении (появлении озноба и мышечной дрожи):
а) необходимо укрыть, предложить тёплое сладкое питьё или пищу с большим содержанием сахара, при возможности дать 50 мл алкоголя и доставить в течении 1 часа в тёплое помещение или укрытие, в тёплом помещении немедленно снять одежду и поместить в ванну с температурой воды 3540С(терпит локоть) или обложить большим количеством тёплых грелок, после согревающей ванны обязательно укрыть тёплым одеялом или надеть тёплую сухую одежду, продолжать давать тёплое сладкое питьё до прибытия врачей;
б) необходимо укрыть, доставить в течении 30 минут в тёплое помещение или укрытие, в тёплом помещении немедленно снять одежду и поместить в ванну с температурой воды 3540С(терпит локоть) или обложить большим количеством тёплых грелок, после согревающей ванны обязательно укрыть тёплым одеялом или надеть тёплую сухую одежду,
в) как можно быстрее доставить пострадавшего в тёплое помещение, немедленно укрыть повреждённые конечности от внешнего тепла теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялами и теплой одеждой, обязательно дать 12 таблетки анальгина, обязательно вызвать «Скорую помощь»;
г) как можно быстрее доставить пострадавшего в тёплое помещение, обязательно дать 12 таблетки анальгина, вызвать «Скорую помощь»
10. Для чего созданы Вооружённые силы РФ?
Вариант 4
1. Причиной землетрясений может стать:
а) волновые колебания в скальных породах;
б) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой;
в) строительство очистных сооружений в зонах тектонических разломов.
2. Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начала падать посуда и книги. Вы срочно:
а) закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.
б) позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договорится, о месте встречи;
в) займете место в дверном проеме;
3. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) тучи пепла и газов («палящая туча»); б) взрывная волна и разброс обломков;
в) водяные грязекаменные потоки; г) резкие колебания температуры.
4. Одна из причин образования оползней:
а) вода, просочившаяся по трещинам и порам в глубь пород и ведущая там разрушительную работу;
б) вулканическая деятельность;
в) сдвиг горных пород.
5. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в
котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.:
а) циклон; б) ураган; в) буря; г) смерч.
6. Одним из последствий наводнения является:
а) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;
б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;
в) возникновение местных пожаров, изменение климата.
7. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:
а) природный пожар; б) стихийный пожар; в) лесной пожар.
8. К поражающим факторам пожара относятся:
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) открытый огонь, токсичные продукты горения
г) образование облака зараженного воздуха.
9. Взрыв всегда сопровождается:
а) большим количеством выделяемой энергии;
б) резким повышением температуры;
в) резким повышением давления.
10. В каком из перечисленных примеров могут создаваться условия для возникновения
процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.
11. Гидродинамические аварии - это:
а) аварии на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;
б) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;
в) аварии на пожаро-, взрывоопасных объектах, в результате которых может произойти взрыв.
12. Антропогенные изменения в природе - это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного
характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека;
в) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии.
13. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате
действий ударной волны;
в) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными ядовитыми веществами;
14. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий
будет:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район опасности;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
Вариант 5
1. Что такое землетрясение:
а) подземные удары и колебания поверхности земли;
б) область возникновения подземного удара;
в) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) занять безопасное место в проеме дверей;
б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
3. «Палящая туча» - это:
а) тучи раскаленного газа и пепла, удерживающиеся у самой поверхности земли;
б) тучи пепла, поднимающиеся на большую высоту;
в) тучи раскаленного газа под большим давлением, исходящие из жерла вулкана;
г) тучи раскаленного газа и пепла, поднимающиеся на высоту до 75 км.
4. Причины образования селей:
а) нарушение почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, отсутствие растительности на горных склонах, массовая миграция животных в осеннее – зимний период.
б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях, лесные и торфяные пожары, прямое воздействие солнечных лучей на ледники;
в) подвижки земной коры или землетрясения, естественный процесс разрушения гор, извержение вулканов, хозяйственная деятельность человека;
5. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого
превышает 32 м/с.
а) шторм; б) ураган; в) торнадо.
6. Лучшая защита от смерча:
а) мосты, большие деревья;
в) будки на автобусных остановках.
7. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом подавать сигналы,
позволяющие вас обнаружить;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом
подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.
8. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;
б) оставаться на месте до приезда пожарных;
в) определить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.
9. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера могут быть:
а) областными; б) районными; в) местными
10. К поражающим факторам взрыва относятся:
а) высокая температура и волна прорыва;
б) осколочные поля и ударная волна;
в) сильная загазованность местности.
11. Если на вас загорелась одежда, то вы:
а) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
б) побежите и постараетесь сорвать одежду;
в) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
12. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий
будет:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район опасности;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или
покинуть район аварии.
13. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства
защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии, последовательность ваших
действий будет:
а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;
б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери закрыть плотной тканью и загерметизировать жилище;
в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы о помощи.
14. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, - это:
а) гидродинамически опасный объект; б) пожароопасный объект; в) химически опасный объект;
Вариант 6
1. При объявлении эвакуации граждане обязаны взять с собой:
а) личные вещи, документы, продукты питания, туалетные при¬надлежности, средства индивидуальной защиты;
б) личные вещи, документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;
в) документы, продукты питания, спальные и туалетные при¬надлежности, средства индивидуальной защиты;
г) только документы.
2. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
а) ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;
б) гражданские и промышленные противогазы;
в) фильтрующие детские и изолирующие противогазы и респираторы;
г) х/б ткань.
3. В зависимости от характера повреждения, кровотечение бывает:
а) внезапное;
б) венозное;
в) повторное;
г) прямое.
4. К зонам повышенной опасности на железнодорожном транспорте относятся:
а) залы ожиданий;
б) привокзальная площадь;
в) железнодорожные пути;
г) автовокзал.
5. Антисептика - это:
а) мероприятие по предотвращению попадания болезнетворных микроорганизмов в рану;
в) способы остановки кровотечения из раны;
г) мероприятие, направленное на уничтожение микробов в ране.
6.Наиболее опасным кровотечением, при котором за короткий срок из организма может излиться значительное количество крови, считается:
а) венозное;
б) артериальное;
в) капиллярное;
г) паренхиматозное.
7. Симптомами обморожения I степени являются:
а) появление на коже пузырей;
б) болезненность кожи, снижение ее чувствительности;
в) отмирание кожи, подкожных клеток;
г) отмирание тканей костей, суставов.
8. Укажите правила обработки ожога без нарушений целостности ожоговых пузырей:
а) накрыть сухой чистой тканью, поверх сухой чистой ткани приложить холод;
б) поставить под струю холодной воды на 2030 минут и (или) приложить холод на 2030 минут, накрыть сухой чистой тканью;
в) поставить под струю холодной воды на 1015 минут и (или) приложить холод на 2030 минут, вызвать «Скорую помощь»;
г) поставить под струю холодной воды на 5 минут и приложить холод на 20 минут.
9. Укажите правильную последовательность действий при кровотечении:
а) отметить время, наложить жгут, закрыть рану стерильной повязкой, прижать артерию пальцами выше раны, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
б) прижать артерию пальцами выше раны, наложить жгут, отметить время, закрыть рану стерильной повязкой, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
в) прижать артерию пальцами выше раны, отметить время, наложить жгут, закрыть рану стерильной повязкой, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
г) закрыть рану стерильной повязкой, прижать артерию пальцами выше раны, отметить время, наложить жгут, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
10. Предназначение пограничных войск
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Аграрный колледж
Методические указания
Для обучающихся по освоению дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
для студентов, обучающихся по специальности 36.02.01 Ветеринария
35.02.15 Кинология
Методические указания утверждены на заседании цикловой комиссии ветеринарии и кинологии 13 мая 2021 года, протокол № 10.
.
Рекомендации по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем, сообщений и т.п.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят их того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятным вопросам можно своевременно получить информацию на консультациях.
Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.
Для подготовки к семинарским, лабораторно-практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом или экзаменом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.
При подготовке теоретических вопросов необходимо знать, какие требования предъявляются к студентам при проверке знаний по изучаемому курсу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. Часы, выделенные для самостоятельной работы студентов, внесены в календарно-тематический план. При выполнении этого плана студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях и сети Интернет.
Методические рекомендации по написанию реферата
Правила написания реферата
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат — письменная работа объемом до 15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.
Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
- вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
- основной – работа над содержанием и заключением реферата;
- заключительный – оформление реферата;
- защита реферата (на экзамене, на уроке и т. д.)
1. Содержание реферата
Структура реферата включает в себя следующие элементы: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников, приложения.
Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа – дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной вами темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.
Основная часть. В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.
Заключение. Заключение подводит итог работы. Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса. Оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1-2 страницы).
Список литературы и источников. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.
Приложения. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.
2. Требования к оформлению реферата
Реферат обязательно включает в себя:
титульный лист (Приложение 1);
содержание (Приложение 2);
введение;
содержание (главы и параграфы);
заключение;
список литературы и источников (Приложение3);
приложения.
По объему реферат может быть до 15 страниц печатного текста. Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210x297). Выполнение работы осуществляется на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 межстрочных интервала, с использованием шрифта Times New Roman размер шрифта - 14 пт., красная строка - 1,25 см.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине листа шрифтом № 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое —30 мм, правое —10 мм, верхнее —20 мм, нижнее —20 мм.
Реферат начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с приложением (см. Приложение 1).
За титульным листом должно следовать содержание, в котором указаны названия глав, разделов с указанием соответствующих страниц (Приложение 2). Приложения в содержание не вносятся.
После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. Ссылки на литературу, помещаемые в тексте работы, должны содержать фамилию автора и год издания работы, на которую следует ссылка (Оформление списка литературы см. в Приложении 3).
После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в
В приложения выносятся: объемные таблицы, графики, рисунки, фотографии и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.
Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, глав, пунктов и подпунктов. Они нумеруются (кроме введения, заключения, списка литературы, приложений) арабскими цифрами.
Пример:
Раздел 1.; Подраздел 1.1; пункт 1.1.1; подпункт 1.1.1.1.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово "раздел" не пишется.
Заголовки разделов, Введение, Заключение, Оглавление, Список литературы, Приложения располагают в середине строчки без точки в конце сроки, отделяя от текста одним межстрочным интервалам. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.
Иллюстрации (графики, схемы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4).
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова “Рисунок”.
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
Приложение 1
Образец титульного листа.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Аграрный колледж
Реферат
По дисциплине «название»
Тема: «Полное название темы»
Выполнил: студент курса, группы
фамилия, имя, отчество
Проверил: должность, фамилия,
инициалы.
Составитель: Лутцев Р.Н. преподаватель
Председатель ЦК
ветеринарии и кинологии С.В. Коновалова
Методические указания к самостоятельной работе
конспектирование учебного материала.
Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.
Конспект – это систематическая, логически связная, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов:
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составить конспект:
• прочитайте текст учебника;
• определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
• выделите взаимосвязи;
• основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
• прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
• сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
• каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
• внимательно прочитайте материал;
• определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
• определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
• Определите цель составления конспекта.
• Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
• Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-
• Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
• В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
• Составляя конспект, можнои целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
• Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
• Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
• Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:
• текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
• Конспект-схема
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
6. Заполните схему данными.
• Опорный конспект
Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
• Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
• При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"
3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.