(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
в результате освоения теоретических курсов, научных исследований подготовить научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата сельскохозяйственных наук согласно предъявляемым требованиям
по направлению подготовки и применять их в ходе решения соответствующих профессиональных задач;
- развивать навыки самостоятельной аналитической работы при решении задач
профессионального характера;
- развить умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;
- стимулировать навыки самостоятельной аналитической работы;
- формировать и оценивать творческие возможности аспиранта, уровень его научной, теоретической и специальной подготовки, способности к самостоятельному мышлению;
- формировать навыки публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений
и рекомендаций;
- выявлять соответствия подготовленности выпускника к выполнению требований,
предъявляемых ФГОС ВО по направлению подготовки Сельское хозяйство к решению типовых задач профессиональной деятельности;
- систематизировать, закрепить и расширить знания, умения, навыки для подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук согласно
ции
ракт.
Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.
Составление рабочего плана.
/Ср/
Нормативные требования к оформлению диссертации. Язык и стиль научной работы. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.Приёмы изложения научных материалов. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Роль цитат в научном исследовании.
Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию. Представление табличного материала. Общие правила представления формул, иллюстративного материала. Оформление библиографического списка использованной литературы.
/Ср/
1. Диссертация как форма научной квалификационной работы.
2. Типологические характеристики кандидатской диссертации.
3. Отличие научной квалификационной работы от реферативных работ.
4. Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций и т.д.
5. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.
6. Составление рабочего плана.
7. Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников.
8. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов.
9. ВИНИТИ (обработка отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам), ИНИОН ( по
10. ВНТИЦ (отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках (НИР и ОКР), кандидатcких и докторских диссертаций).
11. ВНИИКИ (нормативно-техническая документация).
12. Структура диссертации. Титульный лист. Оглавление. Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, степень разработанности проблемы, цель, задачи, методологическая основа исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования). Основная часть (сжатое, логичное и аргументированное изложение содержания глав работы). Заключение. Рекомендации производству. Библиографический список. Приложения. Вспомогательные материалы.
13. Нормативные требования к оформлению диссертации.
14. Язык и стиль научной работы.
15. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.
16. Приёмы изложения научных материалов.
17. Грамматические особенности научной речи.
18. Синтаксис научной речи.
19. Роль цитат в научном исследовании.
20. Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию.
21. Представление табличного материала.
22. Общие правила представления формул, иллюстративного материала.
23. Оформление библиографического списка использованной литературы.
24. Предварительное рассмотрение диссертации по месту её выполнения.
25. Составление автореферата диссертации.
26. Представление диссертации в диссертационный совет, рассылка автореферата.
27. Подготовка презентации. Задачи презентации. Оформление презентации.
28. Публичная защита. Процедура защиты. Требования к докладу. Основные качества научной речи.
Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование
профессиональных и универсальных компетенций.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.
По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по
направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.
Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.