(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Понятие методологии (в широком и узком смыслах). Методология науки.
1.1. Философские аспекты методологии науки. Философия как основание методологии. Методология науки как философское знание. Категориальный аппарат философии и его значение для естественного и социально-гуманитарного познания. Философский подход к познанию. Конструктивная полезность философии для профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Систематизация и классификация эмпирического материала. Критичность и всеобщность как априорные составляющие философского мышления. Выявление фундаментальных оснований природных и общественных явлений, процессов. Выстраивание философией теоретического дискурса. Работа философии в контексте ценностного отношения к миру, поиска смыслообразующих ориентиров, нравственной свободы и ответственности выбора. Формирование философией общетеоретических подходов научного познания и исследования. Формирование научных методологических программ. Роль основных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, философии науки, этики, логики, методологии для научного развития и профессиональной деятельности. Методологическое значение и роль философии в научном познании. Методология, философия науки и история науки. Методология науки и её взаимодействие с формальной логикой и этикой.
1.2. Науковедческие аспекты методологии науки. Наука и научное знание как основание методологии. Определение содержания понятия «наука». Исторические формы науки. Общие закономерности развития науки. Наука как система знаний, наука как сфера деятельности, наука как социальный институт, как особая сфера культуры и как инновационная система современного общества. Наука как когнитивное творчество. Интуиция и логика в научном творчестве. Критерии отграничения научного знания ( рациональность, верификация, фальсификация). Формы и уровни организации научного знания. Идеалы и нормы науки, «стиль мышления», «философские основания», «картина мира». Методология науки как учение о методах, средствах и процедурах
/Лек/
Методология науки в контексте интеллектуального развития. Эпистемологические схемы, методические приёмы, методологические идеи, исследовательские процедуры. Методология античной науки (созерцательность, логическая доказательность, системность, открытость к критике, рефлексивность). Особенности методологии средневековой науки ( теологизм, телеологизм, герменевтика, схоластика). Методология науки эпохи Возрождения ( натурализм, практическая применимость, экспериментально-математический характер). Методология классической науки. Ориентация на идеалы научности, выработанные в естествознании. Методологический кластер. Методы получения объективного, истинного, проверенного, доказательного знания. Методология неклассической науки. Плюрализм научных методов. Методы достижения относительного, вероятностного знания.
Современная постнеклассическая методология и её междисциплинарный характер. Соотношение методов научного исследования различных областей научного знания, критерии и границы их применения. Системность, коммуникативность, консенсуальность и контекстуальность современного научного знания. Математизация научных исследований. Роль информатики в научном исследовании. Наука и инновационная деятельность. Категории полезности, эффективности, потребительских свойств товаров, их методологическое значение. Актуальные проблемы науки 21-го века. Явление пассионарности. Процессы коэволюции. Феномен виртуальной реальности. Методологические новации современной методологии науки. Понятия «контекста», «дискурса» и «нарратива» в современной методологии. Ситуационные исследования (case sties). Текстуальные и полевые ситуационные исследования. Метод абдукции. Понятия «нестрогое мышление» «мозговой штурм». Методологические парадигмы «целостности», «интегративности», «синергетики» и «эвристики». Усиление конвенциализма. Телеономность современной методологии науки. Роль современной философии науки как основы дисциплинарных и
/Лек/
Понятие научного исследования. Исследование как инструмент познания научных проблем. Виды научных исследований. Научный доклад. Научная статья. Диссертационная работа. Научная монография и т. д. Формы и структура научно -исследовательских работ. Отличие исследовательских работ от компилятивных и реферативных работ. Академическая культура и академический этикет. Структура квалификационного научного исследования. Введение ( актуальность, цели, конкретные задачи, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования ), основная часть, выводы, библиография. Формально-логическая составляющая научного исследования. Формы логического мышления. Законы формальной логики. Логико-теоретические методы. Философские методы в сфере подготовки научного исследования. Язык и стиль научной работы. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора. Точность, ясность, краткость, последовательность - основные качества научной речи. Приёмы изложения научных материалов. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Роль цитат в научном исследовании. Понятие научной новизны и практической значимости научного исследования
Работа с литературой, с библиотечными фондами, в том числе и электронными ресурсами. Изучение литературы и отбор фактического материала. Оформление библиографического списка. Критерии качества научно-исследовательских работ.
/Лек/
Роль личности исследователя в научной деятельности: личностное знание, его структура; разум, воля, целеполагание; мировоззрение, гражданская позиция, профессиональная культура, приверженность высоким нравственно-этическим установкам и ценностям; умение ориентироваться в условиях методологического и идеологического плюрализма, способность к нестандартным решениям, эрудиция, социальная ответственность, устойчивость и инициативность. Владение навыками самостоятельного обучения, научного обобщения и рефлексии, навыками формирования и аргументации собственных суждений и научной позиции на основе анализа материала; навыками публичного выступления, участия в дискуссиях и полемиках.
/Лек/
Методология и методы науки: философские и науковедческие аспекты
1. Методология науки как философское знание.
2. Методология как учение о методах.
3. Понятие метода, его базовые характеристики и функции.
4. Типология метода. Парадигмальный метод и метод открытой рациональности.
5.Основные методологические программы.
6.Методология как организация научно-исследовательской работы.
/Пр/
1.Методология науки в контексте интеллектуального развития: от античности до эпохи Возрождения.
2.Методологические стандарты классической формы методологии.
3.Неклассическая форма методологии, её черты.
4.Современная постнеклассическая методология и её междисциплинарный характер.
5.Методологические новации современной методологии науки.
/Пр/
1. Понятие научного исследования и его виды.
2.Структура квалификационного научного исследования.
3.Информационное обеспечение научного исследования.
4.Технологические аспекты научно-исследовательской работы.
5.Формально-логическая составляющая научного исследования.
6.Язык и стиль научной работы.
7.Академическая культура и академический этикет.
/Пр/
1.Понятие личностного знания, его структура: разум, воля, целеполагание, гражданская позиция, профессиональная культура и др.
2. Выработка способности самостоятельного обучения, научного обобщения и рефлексии.
3. Формирование и аргументация собственных суждений и научной позиции на основе анализа материала.
4.Публичное выступление, участие в дискуссиях и полемиках.
5.Методологическая культура и вопросы её совершенствования.
/Пр/
Тема 1.
Методология и методы науки: философские и науковедческие аспекты.
Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к написанию рефератов.
Подготовка к тестированию.
Устный опрос.
Проверка рефератов.
Оценка тестирования.
Практическое занятие
№1.
Зачёт.
Тема 2.
Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии
Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к тестированию.
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Практическое занятие №1.
Зачёт.
Тема 3.
Общая методология и методика научного исследования
Подготовка к занятию.
Подготовка к тестированию.
Устный опрос.
Оценка тестирования.
Практическое занятие №2.
Зачёт.
Тема 4.
Роль личностного фактора в научном исследовании
Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к рецензированию научной статьи.
Подготовка к тестированию.
Устный опрос.
Проверка рецензии на научную статью.
Оценка тестирования.
Практические занятия №2.
Зачёт.
/Ср/
1. Философские основания методологии.
2.Соотношение методологии, философии науки и истории науки.
3.Методология науки и её взаимодействие с формальной логикой и этикой.
4.Методологическое значение и роль философии в научной деятельности.
5.Науковедческие основания методологии науки.
6.Наука и её исторические формы.
7.Общие закономерности развития научного знания.
8.Гносеологический стандарт научного знания.
9.Методология науки как учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности.
10.Понятие метода и его функции.
11.Теория и метод.
12. Специфика методологии организации научного творчества.
13. Научно-исследовательский тип организации научной деятельности.
14.Проектно-технологический тип организации научной деятельности.
15.Интуиция и логика в методологии научного творчества.
№
п/п Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Представление оценочного средства в фонде
1. Реферат Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной ( учебно-исследовательской ) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Темы рефератов
3. Устный опрос Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор аспиранта, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Опрос – важнейшее средство развития мышления и речи. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмыленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену Вопросы по разделам/темам дисциплины
4. Рецензия на статью Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
Темы дисциплины
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Лекция – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить обучающихся самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Практические занятия предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, познакомить с письменными источниками в области дисциплины, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источники курса. Практические занятия направлены на использование знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие семинары: выступления обучающихся с последующим обсуждением, обсуждение рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; написание рецензии по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением, комментирование актуальных научных проблем. Форма семинара призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы занятия; быть проблемными, побуждать обучающихся работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей.
Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в научной области знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на семинаре, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо ответить на вопросы, не освещённые на занятии, заблаговременно вручить обучающимся план практического занятия, определить их роль, цель, задачи на следующем занятии, указать литературу.
Методические указания по подготовке конспектов
Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.
Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.
Первоисточники
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от аспиранта не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание аспирантом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если аспирант не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов.
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы аспиранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Методология научного исследования»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODL, либо производится по формуле МРСт.
Методические указания по написанию рецензии на статью из научных журналов по теме дисциплины и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.
Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
Требования к составлению рецензии:
1.Выявление актуальности работы
2.Обоснование автором методологии и методов исследования.
3.Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.
4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.
5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.
6.Определение теоретической и практической значимости работы.
При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.
Методические указания по подготовке к зачёту
Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой промежуточной аттестации знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту аспиранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка аспиранта к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в зачётно-экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту аспирантам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать аспиранту дополнительные и уточняющие вопросы.