2022-2023_4_2_1__2022_А-421-22_plx_Информационные технологии в науке и образовании_Патология животных_ физиология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в науке и образовании
Учебный план
4.2.1._2022_А-421-22.plx

4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология

Патология животных, физиология
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
4 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., завкафедрой, Богданова Р.А. _______________
 
 
Информационные технологии в науке и образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 4.2.1.  Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Раенко Елена Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование представлений о современных тенденциях развития информационных технологий, которые используются в научных исследованиях и образовании, в связи с развитием процесса информатизации общества.
1.2
Задачи: 1) формирование представлений об информатизации общества, о современных долгосрочных стратегиях развития информационного общества в России;

2) формирование представлений о современном развитии технологий дистанционного образования;

3) знакомство с информационными библиотечными системами.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
знания по информатике и информационным технологиям в объеме программы высшего образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Современные тенденции информатизации общества
 
1.1
Информатизация и информационное общество /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Информатизация и информационное общество /Ср/
24
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Ср/
24
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Технологии дистанционного обучения
 
2.1
Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение /Ср/
24
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Современные технологии дистанционного обучения  /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Подготовка к итоговому тестированию /Ср/
24
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 5
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств  формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы и задания к практическим занятиям

Практическое занятие № 1. Информатизация и информационное общество (2 часа).

Вопросы

1. Информатизация общества

2. Информацио́нное о́бщество

3. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину:

4. Технико-технологические составляющие процесса информатизации

5. Положительные стороны информатизации.

6. Отрицательные стороны информатизации.

7. Международные программы информатизации.

8. Программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

Практическое занятие № 2. Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации (2 часа)

Вопросы

1. Массовая и научная коммуникация.

2. Неформальные и формальные каналы коммуникации.

3. Оценка значимости ученых и журналов.

4. Индексы цитирования.

5. Показатель значимости научных журналов.

6. Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

9. Понятие информационного поиска.

10. Индекс документа.

11. Информационно-поисковая система и ее состав.

12. Принцип координатного индексирования.

13. Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

14. Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

Задание

1. По данным elibrary привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований с указанием их импакт-фактора РИНЦ.

2. По данным сайта Scopus [http://elsevierscience.ru/products/scopus/], Web of Scince Web of Knowledge  [https://apps.webofknowledge.com/] привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований.

3. По данным elibrary оценить публикационную активность своего научного руководителя. Указать индекс Хирша, число публикаций в российских и зарубежных журналах.

4. По данным Академия Google [https://scholar.google.ru/] и elibrary сформировать подборку 4-5 российских и иностранных публикаций по своей теме исследования.

Практическое занятие № 3. Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение (2 часа)

Вопросы

1. Понятие дистанционного образования (ДО).

2. Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Виды дистанционного обучения.

3. Типы технологий дистанционного обучения.

4. Организационные модели ДО.

5. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

6. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения.

7. Системы дистанционного обучения. Технологические компоненты систем дистанционного обучения.

8. Программные продукты СДО.

9. Электронное облачное образование.

Практическое занятие № 4-6. Современные технологии дистанционного обучения (6 часов)

Задания.

1. Ознакомится с возможностями для создания учебных курсов с помощью сервисов:

 
стр. 6
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
a. Google Класс;

b. Moodlecloud.com;

c. Stepik.org;

d. https://ru.coursera.org.

2. Дать сравнительную характеристику указанным сервисам. Отметить преимущества и недостатки.

3. Создать в любых двух сервисах учебный курс, в котором теоретическая часть представлена текстовым файлом и есть ссылка на него, практическая часть тестом из 4-5 вопросов.

Вопросы к зачету

1. Информатизация общества. Информацио́нное о́бщество. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину

2. Технико-технологические составляющие процесса информатизации. Положительные стороны информатизации. Отрицательные стороны информатизации.

3. Перечислите международные программы информатизации. Перечислите программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

4. Основные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и программы развития цифровой экономики до 2035 года.

5. Массовая и научная коммуникация. Неформальные и формальные каналы коммуникации.

6. Оценка значимости ученых и журналов. Индексы цитирования. Показатель значимости научных журналов. Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

7. Понятие информационного поиска. Индекс документа. Информационно-поисковая система и ее состав.

8. Принцип координатного индексирования. Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

9. Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

10. Понятие дистанционного образования (ДО). Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения. Виды дистанционного обучения. Организационные модели ДО.

11. Типы технологий дистанционного обучения. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

12. Системы дистанционного обучения (СДО). Технологические компоненты СДО. Программные продукты СДО. Способы использования компьютерных данных в обучении.

По вопросам к зачету сформирован тест.

Зачтено выставляется в случае, если аспирант выполнил более 60% вопросов и заданий по практическим занятиям и выполнил тест на 60 и более баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Катков К.А., Хвостова И.П., Лебедев [и др.] В.И.
Информационные технологии: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/63092.html
 
Л1.2
Минин А.Я.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/72493.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Назаренко А.Л.
Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике. Дистанционное обучение: учебник
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013
http://www.iprbookshop.ru/54628.html
 
Л2.2
Павлов С.Н.
Системы искусственного интеллекта. Часть 1: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2011
http://www.iprbookshop.ru/13974.html
 
стр. 7
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Назаров С.В., Белоусова С.Н., Бессонова [и др.] И.А.
Основы информационных технологий: учебное пособие
Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020
http://www.iprbookshop.ru/89454.html
 
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Общие положения

Все материалы для изучения дисциплины представлены электронных курсах ГАГУ в системе MOODLE по адресу http://moodle.gasu.ru/

Рекомендуется:

1) ознакомиться с содержанием курса по рабочей программе дисциплины, в частности со списком рекомендованной литературы;

2) в соответствии с расписанием практических занятий по данной дисциплине запланировать дни недели и часы для самостоятельной работы, которая бу-дет включать в себя подготовку конспектов с ответами на вопросы для практических занятий.

2. Подготовка к выполнению практических занятий

Практические занятия нацелены на формирование представления о о современных процессах информатизации общества в целом, тенденциях развития информацион-ных технологий представления научной информации, а также тенденциях развития дистанционного образования.

Рекомендации:

1)перед каждым практическим занятием необходимо подготовить конспект ответов на вопросы, перечень которых находиться как в рабочей программе, так и вынесен в отдельный документ «перечень вопросов и заданий к практическим занятиям»;

2)конспект ответов на вопросы должен быть выполнен в электронном виде и пред-ставлять собой текстовый файл;

3) на занятии, при выполнении заданий, показать результаты преподавателю;

4)при обсуждении вопросов проверять правильность выполнения своего конспекта, в случае необходимости внести в него коррективы.

3. Самостоятельная работа студентов и подготовка к зачету

Самостоятельная работа ориентирована на подготовку конспектов ответов на вопросы к практическим занятиям.