2022-2023_4_2_1__2022_А-421-22_plx_Научная деятельность_ направленная на подготовку диссертации к защите_Патология животных_ физиология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
Учебный план
4.2.1._2022_А-421-22.plx

4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология

Патология животных, физиология
 
зачеты с оценкой 1, 2, 3, 4, 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
4752
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
132 ЗЕТ
Форма обучения
очная
4752
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Сам. работа
756
756
756
756
972
972
540
540
1080
1080
648
648
4752
4752
Итого
756
756
756
756
972
972
540
540
1080
1080
648
648
4752
4752
 
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.с-х.н., профессор, Шевченко С.А. _______________
 
 
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 4.2.1.  Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целью научной деятельности, направленной на подготовку диссертации к защите

(далее ‒ НД) аспиранта является формирование опыта проведения самостоятельного

научного исследования, результатом которого является написание и защита

диссертационного исследования, подготовка ее к защите.

1.2
Задачи: формирование умений использовать современные технологии сбора информации,

обработки полученных экспериментальных и эмпирических данных, овладение

современными методами исследований, информационно-коммуникационными

технологиями;

развитие способов решения основных профессиональных задач, способности

самостоятельного проведения научных исследований, оценки научной информации,

использования научных знаний в практической деятельности;

профессиональное саморазвитие, самосовершенствование в научной деятельности; формирование способности создавать новое знание, соотносить это знание с

имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями, использовать

знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения

методов и теорий;

развитие способности к интеграции в рамках междисциплинарных научных

исследований;

обеспечение становления профессионального научно-исследовательского

мышления аспирантов, формирование у них четкого представления об основных

профессиональных задачах, способах их решения;

совместное участие аспирантов, научных руководителей и научных сотрудников в

выполнении различных видов НД;

самостоятельное решение поставленных в научной работе целей, оформление их в

виде научных публикаций и других продуктов научной деятельности (заявок на

патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные

достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для

электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных

микросхем);

участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т.п. для

апробации научных результатов НД;

написание диссертации, ее подготовка к защите

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология  (кандидатский экзамен)
2.1.2
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.3
Психология и педагогика высшей школы
2.1.4
Иностранный язык (кандидатский экзамен)
2.1.5
История и философия науки (кандидатский экзамен)
2.1.6
Методология научных исследований в ветеринарии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
2.2.2
Методология научного исследования
2.2.3
Производственная (педагогическая) практика
2.2.4
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
2.2.5
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология  (кандидатский экзамен)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
стр. 5
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. План научной деятельности
 
1.1
Выбор темы диссертации. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.

Составление рабочего плана.

/Ср/

756
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Составление библиографического списка и изучение теоретических источников по теме

кандидатской диссертации;Формулирование научной новизны, теоретической и практической значимости; /Ср/

756
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Теоретический этап научных исследований
 
2.1
Сбор источников по теме научного исследования. Качественный и количественный

анализ полученных в ходе исследования научных данных. Сбор и обработка материала

для публикации результатов научного исследования; /Ср/

972
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Подготовка публикаций и других научных продуктов, выступления на конференциях. Завершение работы над 1 главой диссертации.

Проведение теоретических, эмпирических исследований и обработка их результатов.

/Ср/

1080
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Экспериментальный этап научных исследований
 
3.1
Проведение теоретических, эмпирических исследований и обработка их результатов.

/Ср/

540
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Заключительный этап научных исследований
 
4.1
Написание 3 главы диссертации, введения и заключения; Завершение исследований. Оформление и подготовка диссертации к защите. /Ср/
648
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

 
стр. 6
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1. Диссертация как форма научной квалификационной работы.

2. Типологические характеристики кандидатской диссертации.

3. Отличие научной квалификационной работы от реферативных работ.

4. Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций и т.д.

5. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.

6. Составление рабочего плана.

7. Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников.

8. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов.

9. Отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках.

10. Биометрическая обработка материала.

11. ВНИИКИ (нормативно-техническая документация).

12. Структура диссертации. Титульный лист. Оглавление. Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, степень разработанности проблемы, цель, задачи, методологическая основа исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования). Основная часть (сжатое, логичное и аргументированное изложение содержания глав работы). Заключение. Рекомендации производству. Библиографический список. Приложения. Вспомогательные материалы.

13. Нормативные требования к оформлению диссертации.

14. Язык и стиль научной работы.

15. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.

16. Приёмы изложения научных материалов.

17. Грамматические особенности научной речи.

18. Синтаксис научной речи.

19. Роль цитат в научном исследовании.

20. Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию.

21. Представление табличного материала.

22. Общие правила представления формул, иллюстративного материала.

23. Оформление библиографического списка использованной литературы.

24. Предварительное рассмотрение диссертации по месту её выполнения.

25. Составление автореферата диссертации.

26. Представление диссертации в диссертационный совет, рассылка автореферата.

27. Подготовка презентации. Задачи презентации. Оформление презентации.

28. Публичная защита. Процедура защиты. Требования к докладу. Основные качества научной речи.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
не предусмотрены учебным планом
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом согласно положению о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Собеседование
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пивоварова О.П.
Основы научных исследований: учебное пособие
Челябинск, Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81487.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Синченко Г.Ч.
Логика диссертации: учебное пособие
Омск: Омская академия МВД России, 2006
http://www.iprbookshop.ru/36009.html
 
стр. 7
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Баймишев Х. Б.
Методические указания по написанию научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации): методические указания
Самара: СамГАУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/143457
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование

профессиональных и универсальных компетенций.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.

Практические занятия по «Методологии научного исследования» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.

Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.

По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.

Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.

Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.

В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.

В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.

По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.