2022-2023_4_2_1__2022_А-421-22_plx_Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка_Патология животных_ физиология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
Учебный план
4.2.1._2022_А-421-22.plx

4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология

Патология животных, физиология
 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
324
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Сам. работа
324
324
324
324
Итого
324
324
324
324
 
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.с-х.н., профессор, Шевченко С.А.
 
 
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 4.2.1.  Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Шатрубова Екатерина Владимировна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: на основании приобретенных аспирантами знаний и умений

в результате освоения теоретических курсов, научных исследований подготовить научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата сельскохозяйственных наук согласно предъявляемым требованиям

1.2
Задачи: - систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания

по направлению подготовки и применять их в ходе решения соответствующих профессиональных задач;

- развивать навыки самостоятельной аналитической работы при решении задач

профессионального характера;

- развить умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;

- стимулировать навыки самостоятельной аналитической работы;

- формировать и оценивать творческие возможности аспиранта, уровень его научной, теоретической и специальной подготовки, способности к самостоятельному мышлению;

- формировать навыки публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений

и рекомендаций;

- выявлять соответствия подготовленности выпускника к выполнению требований,

предъявляемых ФГОС ВО по направлению подготовки Сельское хозяйство к решению типовых задач профессиональной деятельности;

- систематизировать, закрепить и расширить знания, умения, навыки для подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук согласно предъявляемым требованиям.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
3
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методология научного исследования
2.1.2
Подготовка и редактирование научных текстов
2.1.3
Методология научных исследований в ветеринарии
2.1.4
Производственная (педагогическая) практика
2.1.5
Информационные технологии в науке и образовании
2.1.6
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология  (кандидатский экзамен)
2.1.7
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
2.1.8
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская  деятельность и подготовка научно-исследовательской работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.4
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
2.2.5
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Понятие о диссертации и  подготовка к написанию диссертации 
 
1.1
Диссертация как форма научной квалификационной работы. Типологические характеристики кандидатской диссертации. Отличие научной квалификационной работы от реферативных работ.

Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.

Составление рабочего плана.

/Ср/

80
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Понятие о диссертации и  подготовка к написанию диссертации. Составление рабочего плана Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов. ВИНИТИ (обработка отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам), ИНИОН ( по общественным наукам). НПО «Поиск» (по патентной документации). ВНТИЦ (отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках (НИР и ОКР), кандидатcких и докторских диссертаций). ВНИИКИ (нормативно-техническая документация). /Ср/
74
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1.3
Работа над диссертацией и требования к её оформлению. Составление рабочего плана Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов. ВИНИТИ (обработка отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам), ИНИОН ( по общественным наукам). НПО «Поиск» (по патентной документации). ВНТИЦ (отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках (НИР и ОКР), кандидатcких и докторских диссертаций). ВНИИКИ (нормативно-техническая документация).

Нормативные требования к оформлению диссертации. Язык и стиль научной работы. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.Приёмы изложения научных материалов. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Роль цитат в научном исследовании.

Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию. Представление табличного материала. Общие правила представления формул, иллюстративного материала. Оформление библиографического списка использованной литературы.

/Ср/

100
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Порядок защиты диссертации. Представление диссертации в диссертационный совет, рассылка автореферата.  Публичная защита. Процедура защиты. Требования к докладу. Основные качества научной речи.  /Ср/
70
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Диссертация как форма научной квалификационной работы.

2. Типологические характеристики кандидатской диссертации.

3. Отличие научной квалификационной работы от реферативных работ.

4. Выбор темы диссертации. Факторы и приёмы выбора темы: знакомство с научными статьями в специальной периодике, аналитическими обзорами, просмотр каталогов защищённых диссертаций и т.д.

5. Формулирование актуальности избранной темы, степени ее разработанности, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, методологии и методов диссертационного исследования, положений, выносимых на защиту, степени достоверности и апробации результатов.

6. Составление рабочего плана.

7. Библиографический поиск литературных источников. Роль институтов, центров и служб научно- технической информации (НТИ) в поиске библиографических источников.

8. Государственная система научно- технической информации (ГСНТИ): централизованный сбор и обработка основных видов документов.

 
стр. 7
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
9. ВИНИТИ (обработка отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам), ИНИОН ( по общественным наукам). НПО «Поиск» (по патентной документации).

10. ВНТИЦ (отчеты о научно-иccледовательcких работах и опытно-конcтрукторcких разработках (НИР и ОКР), кандидатcких и докторских диссертаций).

11. ВНИИКИ (нормативно-техническая документация).

12. Структура диссертации. Титульный лист. Оглавление. Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, степень разработанности проблемы, цель, задачи, методологическая основа исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования). Основная часть (сжатое, логичное и аргументированное изложение содержания глав работы). Заключение. Рекомендации производству. Библиографический список. Приложения. Вспомогательные материалы.

13. Нормативные требования к оформлению диссертации.

14. Язык и стиль научной работы.

15. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора.

16. Приёмы изложения научных материалов.

17. Грамматические особенности научной речи.

18. Синтаксис научной речи.

19. Роль цитат в научном исследовании.

20. Общие требования к отдельным видам текста, к цитированию.

21. Представление табличного материала.

22. Общие правила представления формул, иллюстративного материала.

23. Оформление библиографического списка использованной литературы.

24. Предварительное рассмотрение диссертации по месту её выполнения.

25. Составление автореферата диссертации.

26. Представление диссертации в диссертационный совет, рассылка автореферата.  

27. Подготовка презентации. Задачи презентации. Оформление презентации.

28. Публичная защита. Процедура защиты. Требования к докладу. Основные качества научной речи.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Не предусмотрены учебным планом.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документов в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пивоварова О.П.
Основы научных исследований: учебное пособие
Челябинск, Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81487.html
 
Л1.2
Баймишев Х. Б.
Методические указания по написанию научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации): методические указания
Самара: СамГАУ, 2020
https://e.lanbook.com/book/143457
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Скибицкий Э.Г., Китова Е.Т.
Методы исследования в процессе научного творчества: монография
Новосибирск: Новосибирс. гос. ун-т, 2018
http://www.iprbookshop.ru/91400.html
 
Л2.2
Ковалёв А. Н.
Аргументация как фактор методологической культуры: учебное пособие
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2015
http://www.iprbookshop.ru/65429.html
 
стр. 8
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Синченко Г.Ч.
Логика диссертации: учебное пособие
Омск: Омская академия МВД России, 2006
http://www.iprbookshop.ru/36009.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
513 В1
Кабинет анатомии и физиологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска. Схемы, скелеты животных и птицы, муляжи органов, мыщц и связок
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование

профессиональных и универсальных компетенций.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.

Практические занятия по «Методологии научного исследования» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.

Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.

По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по 

 
стр. 9
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.

Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.

Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.

В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.

В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.

По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.