2022-2023_4_2_1__2022_А-421-22_plx_Методология научных исследований в ветеринарии_Патология животных_ физиология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология научных исследований в ветеринарии
Учебный план
4.2.1._2022_А-421-22.plx

4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология

Патология животных, физиология
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
134
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
5 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
134
134
134
134
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.с-х.н., профессор, Шевченко С.А. _______________
 
 
Методология научных исследований в ветеринарии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 4.2.1.  Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 12.05.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна

кафедра агротехнологий и ветеринарной медицины
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: приобретение навыков организации, проведения и интерпретации результатов научно-хозяйственных опытов в области ветеринарии
1.2
Задачи: дать аспиранту теоретические знания с последующим практическим их применением в следующих направлениях:

- методы постановки опытов;

- основные методические приемы проведения опытов;

- условия, обеспечивающие достоверность результатов опыта.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Корма и кормовые добавки
2.1.2
Методология научного исследования
2.1.3
Научные основы нормированного кормления животных
2.1.4
Кормопроизводство, кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
2.1.5
Комплексная оценка питательности кормов
2.1.6
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология  (кандидатский экзамен)
2.1.7
Иностранный язык (кандидатский экзамен)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.2
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
2.2.3
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
2.2.4
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
2.2.5
Представление диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и ее оценка
2.2.6
Производственная (педагогическая) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Методология исследований
 
1.1
Методология в системе научного знания. Понятие, генезис

и уровни познания.Содержание и задачи предмета. Связь с другими науками. Краткие сведения из истории опытного дела в животноводстве.  /Лек/

2
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
1.2
Наблюдение, обследование, историческое сравнение, экспериментальный метод. Научно-хозяйственный, физиологический и производственный эксперименты. Структура научного исследования. Выбор темы и постановка задачи. Сбор информации. Выработка перво-начальной гипотезы. Разработка и утверждение методики эксперимента. Эксперимент. Обработка экспериментальных данных. Выводы. /Пр/
2
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Методы исследований /Ср/
30
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Методы постановки  опытов
 
2.1
Методика проведения опыта. Принципы аналогичных групп и групп-периодов. Метод обособленных групп. Методы однояйцовых двоен, пар-аналогов, сбалансированных групп, миниатюрного стада. Метод интегральных групп – двухфакторного и много-факторного комплекса. Правила формирования групп-аналогов. Метод периодов: параллельных групп-периодов, групп-периодов с обратным замещением, метод повторного замещения, метод латинского квадрата /Пр/
2
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Методика проведения опыта.  /Лек/
2
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
Методы постановки зоотехнических опытов /Ср/
40
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Основные методические приемы проведения опытов
 
3.1
Определение и обоснование темы эксперимента. Сбор материала по теме эксперимента. Разработка методики и схемы проведения опыта. Производственная проверка результатов опытов. Сопоставимость условий кормления и содержания подопытных животных. Количество животных в группах. Повторность опытов. Продолжительность эксперимента. Точность измерения показателей. Периоды  опыта: уравнительный, переходный, основной, заключительный. Понятие балансового опыта. /Пр/
2
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
Условия, обеспечивающие достоверность результатов опыта /Ср/
64
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Наблюдение, обследование, историческое сравнение, экспериментальный метод.

2. Научно-хозяйственный, физиологический и производственный эксперименты.

3. Структура научного исследования.

 
стр. 6
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
4. Выбор темы и постановка задачи.

5. Сбор информации. Выработка первоначальной гипотезы.

6. Разработка и утверждение методики эксперимента.

7. Эксперимент. Обработка экспериментальных данных. Выводы.

8. Методика проведения опыта.

9. Принципы аналогичных групп и групп-периодов.

10. Метод обособленных групп.

11. Методы однояйцовых двоен, пар-аналогов, сбалансированных групп, миниа-тюрного стада.

12. Метод интегральных групп – двухфакторного и многофакторного комплекса.

13. Правила формирования групп-аналогов.

14. Метод периодов.

15. Метод параллельных групп-периодов.

16. Метод групп-периодов с обратным замещением.

17. Метод повторного замещения.

18. Метод латинского квадрата.

19. Определение и обоснование темы эксперимента.

20. Сбор материала по теме эксперимента.

21. Разработка методики и схемы проведения опыта.

22. Производственная проверка результатов зоотехнических опытов.

23. Сопоставимость условий кормления и содержания подопытных животных.

24. Количество животных в группах.

25. Повторность опытов.

26. Продолжительность эксперимента.

27. Точность измерения показателей.

28. Периоды зоотехнического опыта: уравнительный, переходный, основной, заключительный.

29. Понятие балансового опыта.

30.   Анатомические методы исследования

31.   Гистологические методы исследования

32.   Поляризационная микроскопия

33.   Микроскопическая морфометрия

34.  Подготовка материала к исследованию

35.  Планирование, организация и проведение клинического исследования

36.  Гематологические исследования

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Не предусмотрены учебным планом
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебное пособие
Москва: Книжный дом Либроком, 2010
http://www.iprbookshop.ru/8500.html
 
Л1.2
Абылкасымов Д., Абрампальская О. В.
Методология научных исследований: учебное пособие
Тверь: Тверская ГСХА, 2016
https://e.lanbook.com/book/134143
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебно-методическое пособие
Москва: Книжный дом Либроком, 2013
 
Л2.2
Крюков А. М., Шишкина Т. В.
Методы биометрических исследований: учебное пособие аспирантов
Пенза: ПГАУ, 2015
https://e.lanbook.com/book/142136
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
стр. 7
УП: 4.2.1._2022_А-421-22.plx
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
513 В1
Кабинет анатомии и физиологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска. Схемы, скелеты животных и птицы, муляжи органов, мыщц и связок
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Текущий контроль знаний осуществляется во время лабораторных занятий путем устного опроса. Самостоятельная работа проходит в виде подготовке к зачету.

Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование

профессиональных и универсальных компетенций.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.

Практические занятия по «Методологии научного исследования» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.

Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.

По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.

Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.

Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.

В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.

В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.

По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.