(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна
Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попеляева Наталья Николаевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- методы постановки опытов;
- основные методические приемы проведения опытов;
- условия, обеспечивающие достоверность результатов опыта.
ции
ракт.
и уровни познания.Содержание и задачи предмета. Связь с другими науками. Краткие сведения из истории опытного дела в животноводстве. /Лек/
1. Наблюдение, обследование, историческое сравнение, экспериментальный метод.
2. Научно-хозяйственный, физиологический и производственный эксперименты.
3. Структура научного исследования.
5. Сбор информации. Выработка первоначальной гипотезы.
6. Разработка и утверждение методики эксперимента.
7. Эксперимент. Обработка экспериментальных данных. Выводы.
8. Методика проведения опыта.
9. Принципы аналогичных групп и групп-периодов.
10. Метод обособленных групп.
11. Методы однояйцовых двоен, пар-аналогов, сбалансированных групп, миниа-тюрного стада.
12. Метод интегральных групп – двухфакторного и многофакторного комплекса.
13. Правила формирования групп-аналогов.
14. Метод периодов.
15. Метод параллельных групп-периодов.
16. Метод групп-периодов с обратным замещением.
17. Метод повторного замещения.
18. Метод латинского квадрата.
19. Определение и обоснование темы эксперимента.
20. Сбор материала по теме эксперимента.
21. Разработка методики и схемы проведения опыта.
22. Производственная проверка результатов зоотехнических опытов.
23. Сопоставимость условий кормления и содержания подопытных животных.
24. Количество животных в группах.
25. Повторность опытов.
26. Продолжительность эксперимента.
27. Точность измерения показателей.
28. Периоды зоотехнического опыта: уравнительный, переходный, основной, заключительный.
29. Понятие балансового опыта.
30. Анатомические методы исследования
31. Гистологические методы исследования
32. Поляризационная микроскопия
33. Микроскопическая морфометрия
34. Подготовка материала к исследованию
35. Планирование, организация и проведение клинического исследования
36. Гематологические исследования
Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у аспирантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.
Настоящие методические указания позволят аспиранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование
профессиональных и универсальных компетенций.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить аспирантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Практические занятия по «Методологии научного исследования» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку аспирантов, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской и педагогической деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Занятия направлены на использование аспирантами знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа аспирантов начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.
По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления аспирантов с последующим обсуждением, развернутая беседа, составление рецензии на научную статью, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по направлению подготовки основной образовательной программы кадров высшей квалификации.
Форма практического занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность аспирантов, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать аспирантов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления.
В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить аспирантам план занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.