2022-2023_5_2_3__2022_А-523-22_plx_Информационные технологии в науке и образовании_Региональная экономика
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в науке и образовании
Учебный план
5.2.3._2022_А-523-22.plx

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Региональная экономика 
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
4 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Темербекова А.А.
 
 
Информационные технологии в науке и образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по научной специальности 5.2.3.  Региональная и отраслевая экономика (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.03.2022 протокол № 3.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 12  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование представлений о современных тенденциях развития информационных технологий, которые используются в научных исследованиях и образовании, в связи с развитием процесса информатизации общества.
1.2
Задачи: 1) формирование представлений об информатизации общества, о современных долгосрочных стратегиях развития информационного общества в России;

2) формирование представлений о современном развитии технологий дистанционного образования;

3) знакомство с информационными библиотечными системами.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Современные тенденции развития образования в цифровом обществе
 
1.1
Цифровизация и информационное общество /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Цифровизация и информационное общество /Ср/
26
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации /Ср/
25
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Технологии дистанционного обучения
 
2.1
Дистанционное образование и обучение. Электронное обучение /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Дистанционное образование и обучение. /Ср/
20
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Современные технологии дистанционного обучения  /Лек/
1
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.4
Подготовка к итоговому тестированию /Ср/
25
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Контроль
 
3.1
Контроль /Зачёт/
8
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 5
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств  формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Практическое занятие № 1.

Информатизация и информационное общество (2 часа).

План занятия:

1.Информатизация общества

2.Информацио́нное о́бщество

3.Положительные и отрицательные стороны информатизации.

4.Международные программы информатизации.

5.Программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

Практическое занятие № 2. Документальные потоки и коммуникация. Информационный поиск научной информации (2 часа)

План занятия:

1.Массовая и научная коммуникация.

2.Оценка значимости ученых и журналов.

3.Индексы цитирования.

4.Показатель значимости научных журналов.

5.Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

6.Информационно-поисковая система.

7.Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

8. Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

Практическое занятие № 3.

Дистанционное образование и обучение  (2 часа)

План занятия:

1.Понятие дистанционного образования (ДО).  Виды дистанционного обучения.

2.Типы технологий дистанционного обучения.

3.Организационные модели ДО.

4.Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения.

Практическое занятие № 4. Современные технологии дистанционного обучения (2 часа)

План занятия:

1.Ознакомится с возможностями для создания учебных курсов с помощью сервисов: Google Класс; Moodlecloud.com; Stepik.org

2.Дать сравнительную характеристику указанным сервисам. Отметить преимущества и недостатки.

3.Создать в любом сервисе учебный курс, в котором теоретическая часть представлена текстовым файлом и есть ссылка на него, практическая часть тестом из 4-5 вопросов.

Практическое занятие № 5.

Работа по материалам собственного исследования аспиранта (2 часа)

План занятия:

1. По данным elibrary привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований с указанием их импакт-фактора РИНЦ.

2. По данным elibrary оценить публикационную активность своего научного руководителя. Указать индекс Хирша, число публикаций в российских и зарубежных журналах.

Практическое занятие № 6.

Работа по материалам собственного исследования аспиранта (2 часа)

План занятия:

1.По данным сайта Scopus [http://elsevierscience.ru/products/scopus/], Web of Scince Web of Knowledge  [https://apps.webofknowledge.com/] привести 3 журнала по тематике собственных научных исследований.

3.По данным Академия Google [https://scholar.google.ru/] и elibrary сформировать подборку 4-5 российских и иностранных публикаций по своей теме исследования.

Вопросы к зачету

1.Информатизация общества. Информацио́нное о́бщество. Основные характеристики информационного общества по Джеймсу Мартину

 
стр. 6
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
 
2.Технико-технологические составляющие процесса информатизации. Положительные стороны информатизации. Отрицательные стороны информатизации.

3.Перечислите международные программы информатизации. Перечислите программы информатизации в России (с 1995 года до 2017 года).

4.Основные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и программы развития цифровой экономики до 2035 года.

5.Массовая и научная коммуникация. Неформальные и формальные каналы коммуникации.

6.Оценка значимости ученых и журналов. Индексы цитирования. Показатель значимости научных журналов. Реферативные базы данных Scopus, Web of  Science, Google Scholar, РИНЦ.

7.Понятие информационного поиска. Индекс документа. Информационно-поисковая система и ее состав.

8.Принцип координатного индексирования. Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование.

9.Рубрикаторы информационных изданий, примеры (ГРНТИ, УДК, Рубрикатор отраслей знаний ВИНИТИ РАН).

10.Понятие дистанционного образования (ДО). Соотношение понятий дистанционного образования и обучения. Понятие электронного обучения и его отличие от дистанционного обучения. Виды дистанционного обучения. Организационные модели ДО.

11.Типы технологий дистанционного обучения. Наиболее широко применяемые средства дистанционного обучения.

12.Системы дистанционного обучения (СДО). Технологические компоненты СДО. Программные продукты СДО. Способы использования компьютерных данных в обучении.

По вопросам к зачету сформирован тест.

Зачтено выставляется в случае, если аспирант выполнил более 60% вопросов и заданий по практическим занятиям и выполнил тест на 60 и более баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Катков К.А., Хвостова И.П., Лебедев [и др.] В.И.
Информационные технологии: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/63092.html
 
Л1.2
Минин А.Я.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/72493.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Назаренко А.Л.
Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике. Дистанционное обучение: учебник
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013
http://www.iprbookshop.ru/54628.html
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Windows
6.3.1.4
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
стр. 7
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.

Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.

Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.

Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.

По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.

Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.

Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:

- инструкцию;

- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);

- варианты ответов;

- эталон.

Формы тестовых заданий:

1. Задания с одним правильным вариантом ответа.

Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.

2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.

Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа  осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.

3. Задания на установление соответствия.

В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.

Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.

5. Задания на логическое сравнение.

Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);

- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);

 
стр. 8
УП: 5.2.3._2022_А-523-22.plx
 
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);

- эталоны ответов.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность предметного содержания задания;

- логичность высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда студенты получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности студентов, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в вузе.

Тематические зачеты могут быть дифференцированными. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания.