(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Понятие рынка, отрасли, структуры отраслевых рынков. Рыночная концентрация и монопольная власть, барьеры входа на рынок. Региональная экономика как отрасль знания - составная часть регионоведения -комплексной, интегральной социально-экономической науки. Теории и методы региональной экономики. Предмет региональной науки. Определение понятий «территория», «район», «регион». Содержание понятия «регион» и его функции. Экономический и социальный подходы к региону. Различные взгляды ученых на определение региона. Раскрытие сущности понятия «регион» и рассмотрение его в качестве предмета научного исследования. Целостная функциональная система региона. Общие и частные функции региональной экономики. Место региональной экономики в современной науке: региональная экономика в системе наук о регионах; региональная экономика в системе экономических наук. /Лек/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий
/Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, итоговая контрольная работа
/Ср/
Экономика отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития
региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственная структура, социальная сфера и условия
жизни; систему расселения и размещения предприятий, отраслей, комплексов; механизм
функционирования и управления экономикой.
Современные направления развития теорий региональной экономики: новые парадигмы
и концепции региона; размещение деятельности; пространственная организация экономики;
межрегиональные экономические взаимодействия.
Принципы размещения организаций, отраслей, предприятий потребительской кооперации в регионах /Лек/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
2. Подготовка реферата
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, итоговая контрольная работа, реферат /Ср/
Территориальная организация национальной экономики, формы организации хозяйства,
территориально-производственные комплексы, промышленные и транспортные узлы и их
влияние на расселение и формирование населенных пунктов.
Экономические связи региона. Формирование системы взаимодействующих регионов.
Региональные экономические системы. Национальная экономика как система взаимодействующих регионов.
Территориальная организация регионального экономического развития. Типы и особенности развития регионов с участием потребительской кооперации.
/Лек/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
2. Подготовка реферата
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, итоговая контрольная работа, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
2. Подготовка реферата
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, итоговая контрольная работа, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий, обсуждение их результатов /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Самостоятельное изучение следующих вопросов темы: Определение понятия «региональный рынок». Экономическая сущность регионального рынка. Роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Основные характеристики регионального рынка. Основы существования развитого регионального рынка. Виды региональных рынков (городские, областные, межобластные, межреспубликанские, межрегиональные и т.д.). Система региональных рынков. Подготовка опорного конспекта.
2. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
3. Подготовка реферата
4. Выполнение практических заданий
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, письменная работа, итоговая контрольная работа, конспект, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий, обсуждение их результатов /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Самостоятельное изучение следующих вопросов темы: Схема функционирования экономики региона. Регион как подсистема национальной экономики. Статистическая база регионального анализа. Система региональных счетов (СРС) и система национальных счетов (СНС). Валовой региональный продукт (ВРП). Разработка важнейших региональных социально-экономических показателей (индикаторов). Разработка региональных межотраслевых балансов. Общие вопросы моделирования региональной экономики. Основные направления применения математических моделей в экономике. Подготовка опорного конспекта.
2. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
3. Подготовка реферата
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, итоговая контрольная работа, конспект, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий, обсуждение их результатов /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Самостоятельное изучение следующих вопросов темы: Управление экономикой отраслей, регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления Подготовка опорного конспекта.
2. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
3. Подготовка реферата
4. Выполнение практических заданий
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, письменная работа, итоговая контрольная работа, конспект, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий, обсуждение их результатов /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Самостоятельное изучение следующих вопросов темы: Понятие региональной политики. Цели и задачи региональной политики. Обоснование необходимости выработки определенной региональной политики: неравномерность регионального развития. Характеристика регионов-лидеров по социально-экономическому развитию. Объекты и субъекты региональной политики. Законодательная база региональной политики. Методы государственного регулирования регионального развития. Прогнозирование социально-экономического развития регионов. Подготовка опорного конспекта.
2. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
3. Подготовка реферата
4. Выполнение практических заданий
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, письменная работа, итоговая контрольная работа, конспект, реферат /Ср/
Образовательные технологий: дискуссия
План занятия:
1. Обсуждение вопросов по теме
2. Выполнение практических заданий, обсуждение их результатов /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1. Самостоятельное изучение следующих вопросов темы: Стратегия развития отдельных отраслей, их влияние на национальную экономику. Государственное регулирование развития отраслей. Стратегия развития отраслевой структуры промышленности. строительства и транспортного комплекса. Стратегия развития сельского хозяйства с учетом отраслевых особенностей. Стратегия развития услуг связи, торговли и общественного питания. Стратегия развития многофункциональной деятельности
потребительской кооперации. Процесс стратегического планирования территорий. Подготовка опорного конспекта.
2. Подготовка к практическому занятию и итоговой контрольной работе (проработка и повторение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы)
3. Подготовка реферата
4. Выполнение практических заданий
Формы отчетности: выполнение плана практического занятия, письменная работа, итоговая контрольная работа, конспект, реферат /Ср/
1. Структура и закономерности развития экономических отношений, способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность, факторы
его трансформации.
2. Способы и критерии типологизации экономических систем, смешанные экономические системы.
3. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем.
4. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества: состав, структура и динамика.
5. Общие экономические теории: теории общего экономического равновесия, экономического воспроизводства и др.
6. Теория фирмы и организации отраслевых рынков.
7. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования.
8. Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов.
9. Теория экономического роста. характеристика моделей.
10. Теория макроэкономической нестабильности: инфляция и безработица.
11. Теория трансформации социально-экономических процессов.
12. Формирование экономики отраслевых рынков как науки, понятие рынка, отрасли, структуры отраслевых рынков.
13. Рыночная концентрация и монопольная власть, барьеры входа на рынок.
14. Региональная экономика как отрасль знаний, теории и методы региональной экономики: теории развития региона; теории межрегиональных экономических отношений;
теории размещения.
15. Региональные структуры потребительской кооперации, формирование и функционирование региональных кооперативных организаций и предприятий.
16. Социально-экономическое районирование и административно-территориальное деление.
17. Социально – экономические функции потребительской кооперации.
18. Содержание понятия «регион» и его функции, экономический и социальный подходы к региону.
19. Дифференциация продукта на отраслевых рынках, государственная отраслевая экономика.
20. Пространственное распределение экономических ресурсов: теоретические, методические и прикладные аспекты
21. Экономика отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственная структура, социальная сфера и условия жизни; систему расселения и размещения предприятий, отраслей, комплексов; механизм
функционирования и управления экономикой.
22. Современные направления развития теорий региональной экономики: новые парадигмы и концепции региона; размещение деятельности; пространственная организация экономики; межрегиональные экономические взаимодействия.
23. Принципы размещения организаций, отраслей, предприятий потребительской кооперации в регионах.
24. Территориальная организация национальной экономики; формирование, функционирование и развитие территориально-производственных комплексов, промышленных
узлов и других форм территориально-организационных экономических систем, взаимодействие организаций различных отраслей
25. Экономические связи региона, формирование системы взаимодействующих регионов, региональные экономические системы, национальная экономика как система
взаимодействующих регионов.
26. Территориальная организация регионального экономического развития, типы и особенности развития регионов с участием потребительской кооперации.
27. Пространственные экономические трансформации; проблемы формирования единого экономического пространства в России.
28. Региональная социально-экономическая дифференциация; интеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте.
29. Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие; межрегиональная торговля, роль промышленности в создании и функционировании локальных
рынков
30. Основы существования развитого регионального рынка, виды региональных рынков, система региональных рынков.
31. Региональный потребительский рынок: экономическая сущность потребительского рынка, структура потребительского рынка, взаимосвязи потребительского рынка, методы воздействия на потребительский рынок.
32. Региональный рынок труда: региональные особенности занятости и функционирования рынка труда, структура рынка труда, региональные проблемы в сфере труда и занятости, факторы, влияющие на состояние рынка труда.
33. Региональный рынок средств производства: субъекты регионального рынка средств производства, спрос и предложение на рынке средств производства, функции регионального рынка средств производства, структура рынка средств производства, методы государственного регулирования рынка средств производства.
34. Региональный финансовый рынок: особенности финансового рынка, спрос и предложение на региональном финансовом рынке, коммерческие банки как главный элемент
финансового рынка, региональный рынок ценных бумаг в структуре финансового рынка.
35. Региональный рынок недвижимости: объекты и субъекты регионального рынка недвижимости, функции рынка недвижимости, структура регионального рынка недвижимости,
регулирование рынка недвижимости.
36. Региональный информационный рынок: субъекты регионального информационного рынка, спрос и предложение на региональном информационном рынке, функции информационного рынка, структура информационного рынка.
37. Региональный аграрный рынок: сегменты регионального аграрного рынка, факторы, влияющие на состояние аграрного рынка, спрос и предложение на аграрном рынке.
38. Разработка направлений решения проблем местного функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах; рационального использования
природно-ресурсной базы.
39. Принципы общественного разделения труда, противоречия между территориальным разделением труда и отраслевым.
40. Эффективность экономического потенциала региона, направления его повышения.
41. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня; мониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня.
42. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов.
43. Регион как подсистема национальной экономики, система региональных счетов и система национальных счетов, валовой региональный продукт, разработка региональных
межотраслевых балансов.
44. Теоретико-аналитические и прикладные модели функционирования экономики региона: производство товаров и рыночных услуг, производство нерыночных услуг, население,
государственные доходы и расходы.
45. Управление экономикой отраслей, регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления.
46. Принципы исследования развития системы управления, методологические основы построения новой системы управления, отличия объектов муниципального управления от
объектов регионального менеджмента.
47. Разработка управленческих решений и их информационное обеспечение, этапы разработки управленческого решения; требования, предъявляемые к выбору управленческого
решения в регионе.
48. Разработка перспектив развития региональных социально-экономических систем; прогнозирование в региональных социально-экономических системах.
49. Программа развития региона, планирование инфраструктуры, региональное планирования, бюджетная политика, методы прогнозирования, опыт зарубежных стран.
51. Экономические проблемы федерализма; экономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерации; проблемы разграничения полномочий и предметов ведения
и эффективность государственного управления в территориальном аспекте; экономические проблемы местного самоуправления.
52. Стратегия развития отдельных отраслей, их влияние на национальную экономику, государственное регулирование развития отраслей.
53. Стратегия развития отраслевой структуры промышленности. строительства и транспортного комплекса.
54. Стратегия развития сельского хозяйства с учетом отраслевых особенностей.
55. Стратегия развития услуг связи, торговли и общественного питания.
56. Стратегия развития многофункциональной деятельности потребительской кооперации.
57. Процесс стратегического планирования территорий, дифференциация уровней экономического развития и уровней доходов населения регионов, перспективы сближения
регионов.
58. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, этапы и проблемы развития федерализма в стране, необходимость новой стратегии территориального
развития страны.
59. Территориальное регулирование, приоритетные направления развития регионального предпринимательства, влияние на социально-экономическую ситуацию в
регионах и стране в целом.
60. Особенности регионального регулирования отраслей материальной сферы и сферы услуг.
1. Основные проблемы экономики, технологический выбор, альтернативные издержки.
2. Эластичность спроса и предложения.
3. Совершенная конкуренция: выбор объема производства и цены.
4. Чистая монополия: определение цены и объема производства.
5. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства.
6. Олигополия: модели, особенности поведения относительно цены и объема производства.
7. Рынок труда: сущность, модели, понятие и виды заработной платы.
8. Национальная экономика, ее цели, элементы и структура.
9. Инвестиции: сущность, функции, виды, источники.
10. Налоговая система, ее элементы, принципы налогообложения.
11. Государственный бюджет, его структура, проблемы функционирования: бюджетный
дефицит и государственный долг.
12. Социальная политика государства.
13. Сущность, причины, формы и социально-экономические последствия безработицы.
14. Инфляция, ее причины, виды и социально-экономические последствия.
15. Экономические циклы: сущность, виды, характеристика фаз.
16. Экономический рост, его факторы и типы.
17. Антиинфляционная политика государства.
18. Региональная структура управления.
19. Информационное обеспечение управления регионом.
20. Типологизация регионов в стране.
21. Экономическое районирование.
22. Региональный хозяйственный комплекс,
23. Теории регионального роста Хенгерстранда, Гирша и их применение в России
24. Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.
25. Межрегиональное экономическое взаимодействие.
Лекция – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить обучающихся самостоятельно анализировать учебную и научную литературу, вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам дисциплины.
Практические занятия предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку, позволяют сформировать профессиональные и универсальные компетенции, навыки научно-исследовательской работы, познакомить с письменными источниками в области дисциплины, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источники курса. Практические занятия направлены на использование знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа начинается с изучения плана практических занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие семинары: выступления обучающихся с последующим обсуждением, обсуждение рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы занятия; быть проблемными, побуждать обучающихся работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей.
Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в рабочей программе дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений.
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в научной области знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на семинаре, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо ответить на вопросы, не освещённые на занятии, заблаговременно вручить обучающимся план практического занятия, определить их роль, цель, задачи на следующем занятии, указать литературу.
Методические указания по подготовке конспектов
Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.
Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями
Первоисточники
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от аспиранта не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание аспирантом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если аспирант не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов.
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы аспиранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Оценка результатов выполнения задания выставляется автоматически в системе MOODL, либо производится по формуле МРСт.
Методические указания по написанию рецензии на статью из научных журналов по теме дисциплины и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.
Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
Требования к составлению рецензии:
1.Выявление актуальности работы
2.Обоснование автором методологии и методов исследования.
3.Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.
4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.
5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.
6.Определение теоретической и практической значимости работы.
При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.