(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
2. правовые, нормативно-технические, организационные основы безопасности жизнедеятельности;
3. защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
5. создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.
ции
ракт.
Чрезвычайная ситуация. Признаки классификации ЧС.
Характеристика и классификация ЧС природного характера.
Алгоритм поведения населения при геологических ЧС.
Алгоритм поведения населения при гидрологических ЧС.
Алгоритм поведения населения при атмосферных ЧС.
Алгоритм поведения населения при природных пожарах.
Общая характеристика и классификация ЧС техногенного характера.
Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.
Характеристика и классификация ЧС экологического характера.
Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.
Характеристика и классификация ЧС социального характера.
Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.
Безопасное поведение человека в социальной среде.
Опасности повседневной жизни.
Терроризм. Понятие, причины возникновения.
Основные источники, угроза и методы террора.
Основные способы противодействия террористическим актам.
Алгоритм поведения при угрозе теракта.
Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.
Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.
Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.
Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.
Дать понятие о первой помощи. Оказание первой помощи при обмороке.
Оказание первой помощи при тепловом ударе.
Оказание первой помощи при солнечном ударе.
Оказание первой помощи при боли в сердце.
Дать понятие об отравлении. Оказание первой медицинской помощи при острых отравлениях.
Дать понятие об источниках и факторах заражения.
Эпидемический процесс, его звенья. Основные формы эпидемического процесса, эпидемический очаг.
Дезинфекция, ее виды и способы.
Дезинсекция, дератизация, их виды и способы.
Иммунитет, его виды.
Факторы, снижающие иммунитет.
Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины.
Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и стихийных бедствиях.
Вывихи. Признаки. Первая помощь.
Ушибы. Признаки. Первая помощь.
Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.
Переломы, их виды. Основные признаки переломов.
Действия при различных видах переломов.
Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.
Раны. Классификация ран. Характеристика ран.
Предупреждение раневой инфекции. Первая помощь при ранениях.
Кровотечение. Классификация кровотечений.
Характеристика различных видов кровотечений. Виды остановки кровотечений.
Тематика научных сообщений:
1. Характеристика и классификация ЧС природного характера.
2. Характеристика и классификация ЧС техногенного характера.
4. Характеристика и классификация ЧС социального характера.
5. Экологическая безопасность.
6. Безопасное поведение человека в социальной среде.
7. Опасности повседневной жизни.
8. Терроризм. Понятие, причины возникновения.
9. Основные источники, угроза и методы террора.
10. Террористическая международная деятельность.
11. Основные способы противодействия террористическим актам.
12. Алгоритм поведения при угрозе теракта.
13. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.
14. Правовая ответственность и терроризм.
15. Международное сотрудничество государств по предупреждению терроризма.
16. Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.
17. Правовое обеспечение национальной безопасности России.
18. Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.
19. Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.
20. Алгоритм поведения населения при ЧС природного характера.
21. Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.
22. Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.
23. Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.
24. Алгоритм поведения населения при пожаре.
25. Оказание первой помощи при обмороке.
26. Оказание первой помощи при тепловом ударе.
27. Оказание первой помощи при солнечном ударе.
28. Оказание первой помощи при боли в сердце.
29. Оказание первой помощи при различных отравлениях.
30. Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и стихийных бедствиях.
31. Вывихи. Признаки. Первая помощь.
32. Ушибы. Признаки. Первая помощь.
33. Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.
34. Переломы, их виды. Основные признаки переломов.
35. Действия при различных видах переломов.
36. Особенности переломов у детей.
37. Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.
38. Раны. Классификация ран. Характеристика ран.
39. Предупреждение раневой инфекции.
40. Первая помощь при ранениях.
41. Кровотечение. Классификация кровотечений.
42. Характеристика различных видов кровотечений.
43. Виды остановки кровотечений.
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Практические занятия могут проходить в различных формах:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы занятия. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до занятия, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Домашнее задание (к каждому занятию).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к практическим занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа должна начинаться с ознакомления с планом практического занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:
1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;
3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.
В ходе практического занятия необходимо выполнить работу, а затем защитить ее.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже.
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом с оценкой за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.