2022-2023_40_03_01_2021_1031-ОЗФ_plx_Безопасность жизнедеятельности_Уголовно-правовой
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Учебный план
40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx

40.03.01 Юриспруденция

Уголовно-правовой
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,9
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Консультации (для студента)
0,1
0,1
0,1
0,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,25
8,25
8,25
8,25
Сам. работа
54,9
54,9
54,9
54,9
Часы на контроль
8,85
3,85
8,85
3,85
Итого
72
67
72
67
 
 
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Шамсутдинова Жанна Геннадьевна
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)
 
40.03.01 Юриспруденция
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование у студентов мышления и поведения безопасного типа. 
1.2
Задачи: 1. теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания» в современных условиях;

2. правовые, нормативно-технические, организационные основы безопасности жизнедеятельности;

3. защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
2.1.2
Человек, общество, культура
2.1.3
Общепрофессиональный модуль
2.1.4
Общая физическая подготовка
2.1.5
Здоровьесбережение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Правоприменительный модуль
2.2.2
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Государственная итоговая аттестация
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
знает теоретические основы безопасности жизнедеятельности; правила безопасного поведения в условиях современной жизни; умеет оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. владеет навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; необходимыми мерами безопасности в быту, повседневной жизни и трудовой деятельности.
ИД-1.УК-7: Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
знает теоретические основы безопасности жизнедеятельности; - правила безопасного поведения в условиях современной жизни; - правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
ИД-1.УК-8: Знаком с общей характеристикой обеспечения безопасности и устойчивого развития общества; классификацией чрезвычайных ситуаций, принципами и способами организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при веде-нии военных действий.
 
умеет идентифицировать негативные воздействия среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; - оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и про-фессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обес-печения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
владеет навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий; - необходимыми мерами безопасности в быту, повседневной жизни и трудовой деятельности.
ИД-3.УК-8: Готов применить основные методы защиты при угрозе возникновения и возникновении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
 
 
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. ЧС природного характера и защита населения от их последствий
 
1.1
Введение. ЧС природного характера и защита населения от их последствий /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
Введение. ЧС природного характера и защита населения от их последствий /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Защита практической работы, научного сообщения
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.3
Введение. ЧС природного характера и защита населения от их последствий /Ср/
13,725
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий
 
2.1
ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий /Ср/
13,725
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. ЧС социального характера и защита населения от их последствий
 
3.1
ЧС социального характера и защита населения от их последствий /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
защита практической работы, научного сообщения
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.2
ЧС социального характера и защита населения от их последствий /Ср/
13,725
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 4. Оказание первой помощи в различных экстремальных ситуациях
 
4.1
Оказание первой помощи в различных экстремальных ситуациях /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
решение ситуационных задач
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
4.2
Оказание первой помощи в различных экстремальных ситуациях /Ср/
13,725
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
3,85
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,1
ИД-1.УК-7 ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Фундаментальные понятия курса БЖ и их характеристика.

Чрезвычайная ситуация. Признаки классификации ЧС.

Характеристика и классификация ЧС природного характера.

Алгоритм поведения населения при геологических ЧС.

Алгоритм поведения населения при гидрологических ЧС.

Алгоритм поведения населения при атмосферных ЧС.

Алгоритм поведения населения при природных пожарах.

Общая характеристика и классификация ЧС техногенного характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.

Характеристика и классификация ЧС экологического характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.

Характеристика и классификация ЧС социального характера.

Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.

Безопасное поведение человека в социальной среде.

Опасности повседневной жизни.

Терроризм. Понятие, причины возникновения.

Основные источники, угроза и методы террора.

Основные способы противодействия террористическим актам.

Алгоритм поведения при угрозе теракта.

Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.

Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.

Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.

Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.

Дать понятие о первой помощи. Оказание первой помощи при обмороке.

Оказание первой помощи при тепловом ударе.

Оказание первой помощи при солнечном ударе.

Оказание первой помощи при боли в сердце.

Дать понятие об отравлении. Оказание первой медицинской помощи при острых отравлениях.

Дать понятие об источниках и факторах заражения.

Эпидемический процесс, его звенья. Основные формы эпидемического процесса, эпидемический очаг.

Дезинфекция, ее виды и способы.

Дезинсекция, дератизация, их виды и способы.

Иммунитет, его виды.

Факторы, снижающие иммунитет.

Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины.

Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и  стихийных бедствиях.

Вывихи. Признаки. Первая помощь.

Ушибы. Признаки. Первая помощь.

Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.

Переломы, их виды. Основные признаки переломов.

Действия при различных видах переломов.

Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.

Раны. Классификация ран. Характеристика ран.

Предупреждение раневой инфекции. Первая помощь при ранениях.

Кровотечение. Классификация кровотечений.

Характеристика различных видов кровотечений. Виды остановки кровотечений.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Научное сообщение готовится в виде презентации.

Тематика научных сообщений:

1. Характеристика и классификация ЧС природного характера.

2. Характеристика и классификация ЧС техногенного характера.

 
стр. 7
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
3. Характеристика и классификация ЧС экологического характера.

4. Характеристика и классификация ЧС социального характера.

5. Экологическая безопасность.

6. Безопасное поведение человека в социальной среде.

7. Опасности повседневной жизни.

8. Терроризм. Понятие, причины возникновения.

9. Основные источники, угроза и методы террора.

10. Террористическая международная деятельность.

11. Основные способы противодействия террористическим актам.

12. Алгоритм поведения при угрозе теракта.

13. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.

14. Правовая ответственность и терроризм.

15. Международное сотрудничество государств по предупреждению терроризма.

16. Современный комплекс проблем безопасности, национальные интересы России.

17. Правовое обеспечение национальной безопасности России.

18. Экономическая, информационная и экологическая безопасность России.

19. Социальная безопасность и национальные интересы России в сфере духовной жизни и культуры.

20. Алгоритм поведения населения при ЧС природного характера.

21. Алгоритм поведения населения при ЧС техногенного характера.

22. Алгоритм поведения населения при ЧС экологического характера.

23. Алгоритм поведения населения при ЧС социального характера.

24. Алгоритм поведения населения при пожаре.

25. Оказание первой помощи при обмороке.

26. Оказание первой помощи при тепловом ударе.

27. Оказание первой помощи при солнечном ударе.

28. Оказание первой помощи при боли в сердце.

29. Оказание первой помощи при различных отравлениях.

30. Основные виды травм, встречающиеся при катастрофах и  стихийных бедствиях.

31. Вывихи. Признаки. Первая помощь.

32. Ушибы. Признаки. Первая помощь.

33. Растяжения и разрывы связок. Признаки. Первая помощь.

34. Переломы, их виды. Основные признаки переломов.

35. Действия при различных видах переломов.

36. Особенности переломов у детей.

37. Ожоги. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики.

38. Раны. Классификация ран. Характеристика ран.

39. Предупреждение раневой инфекции.

40. Первая помощь при ранениях.

41. Кровотечение. Классификация кровотечений.

42. Характеристика различных видов кровотечений.

43. Виды остановки кровотечений.

       Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Устный опрос на практическом занятии, решение и анализ ситуационных задач, отработка алгоритма действий при ЧС, защита научного сообщения с презентацией. 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Михайлов Л.А., Губанов В.П., Соломин [и др.] В.П., Михайлов Л.А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов
Москва: Академия, 2012
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Михайлова С.А., Романенко Р.П., Шамсутдинова [и др.] Ж.Г.
Здоровье, профилактика заболеваний, неотложная помощь: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=197:zdorove-profilaktika-zabolevanij-neotlozhnaya-pomoshch&catid=14:medicine&Itemid=156
 
Л1.3
Гладышев Ю.В.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2014
http://www.iprbookshop.ru/87193.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Михайлова С.А., Романенко Р.П., Шестернина [и др.] Ж.Г.
Основы медицинских знаний: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006
 
Л2.2
Михайлова С.А., Шестернина Ж.Г.
Практические и лабораторные работы по дисциплине "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни": учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010
 
Л2.3
Тягунов Г.В., Волкова А.А., Шишкунов [и др.] В.Г., Цепелев В.С.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/68224.html
 
Л2.4
Волкова А. А., Галембо Э. П., Шишкунов [и др.] В. Г.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017
https://www.iprbookshop.ru/106346.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
решение ситуационных задач
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
307 А1
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Тренажер Максим 1-01, шина медицинская, тренажер «Степа» для отработки действий при оказании помощи в воде, фантом-система дыхания и наруж. массажа сердца, Тренажер - манекен взрослого пострадавшего «Александр», ученическая доска, столы, стулья, стенд «Приборы радиационной и химической разведки», стенд «Средства индивидуальной и групповой защиты», аптечка медицинская, шина медицинская. Интерактивная доска, проектор, ноутбук
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                   Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Практические занятия могут проходить в различных формах:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы занятия. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до занятия, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Домашнее задание (к каждому занятию).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к практическим занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа должна начинаться с ознакомления с планом практического занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

В ходе практического занятия необходимо выполнить работу, а затем защитить ее.

                                                    Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего 

 
стр. 10
УП: 40.03.01_2021_1031-ОЗФ.plx
 
демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

                                                                       

                                                        Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом с оценкой за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.