2022-2023_01_04_01_2022_662М_plx_Методика организации дистанционного обучения математике в средней школе и в вузе_Математическое образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика организации дистанционного обучения математике в средней школе и в вузе
Учебный план
01.04.01_2022_662М.plx

01.04.01 Математика

Математическое образование
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
64,2
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
11 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34,95
34,95
34,95
34,95
Сам. работа
64,2
64,2
64,2
64,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Соловкина Ирина Владимировна
 
 
Методика организации дистанционного обучения математике в средней школе и в вузе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 12)
 
01.04.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 12  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой И. о. зав. кафедрой: Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: ознакомление магистрантов с особенностями использования дистанционных образовательных технологий при обучении математике в средней школе и вузе, с ключевыми аспектами организации дистанционного обучения математике.
1.2
Задачи: 1. Формирование у магистров системы знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях, в том чисел дистанционных технологиях и технологиях электронного обучения. 2. Создание условий для овладения магистрами системой умений построения процесса обучения математике с использованием дистанционных образовательных технологий. 3. Разработка организационной составляющей (в том числе модели урока) процесса обучения, реализуемого в среде дистанционного обучения. 4. Ознакомление со способами выявления образовательных результатов с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Методика организации дистанционного обучения математике в средней школе и в вузе» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин, являющихся основой для данной дисциплины на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Методика преподавания математических дисциплин на разных уровнях образования
2.2.3
Педагогическое проектирование в математическом образовании
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-3: способностью решать общенаучные и прикладные задачи, анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ, публично представлять собственные новые научные результаты
 
Применять знания об отличительных особенностях использования дистанционных образовательных технологий при организации процесса обучения математике в средней школе и вузе. Моделировать процесс дистанционного обучения математике.
ИД-1.ПК-3: знать методы математического и алгоритмического моделирования
 
Применять современные методики и технологии обучения математике с использованием дистанционных технологий. Реализовывать элементы процесса дистанционного обучения математике. Использовать дистанционные технологии для организации исследовательской и проектной деятельности при обучении математике средней школе и вузе.
ИД-2.ПК-3: уметь анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ в области математики
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Разделы дисциплины и виды занятий
 
1.1
1. Сущность и особенности дистанционного обучения. Дистанционное обучение в системе образования. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
2. Принципы дистанционного обучения. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
1.3
3. Информационно-образовательная среда учебного заведения. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
4. Методическое и информационное обеспечение дистанционного обучения. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
5. Требования к педагогам, применяющим электронное дистанционное обучение. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
6. Открытые образовательные ресурсы и их использование в образовании. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
7. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении математике. /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
8. Образовательные интернет ресурсы, используемые для дистанционного обучения предмета «математика». /Лек/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
1. Школьная социальная сеть – Дневник.ру. /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
2. Сайт – Открытый Колледж. Математика. /Пр/
2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
3-5. Обзор и знакомство с интернет-ресурсами для учителя математики. Разработка урока с использованием дистанционных форм обучения. /Пр/
6
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
6-9. Методика разработки и создание персонального мини-сайта учителя математики на портале nsportal.ru. Наполнение сайта материалами дистанционной формы обучения. /Пр/
8
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
1. Школьная социальная сеть – Дневник.ру. Выполнение заданий. /Ср/
7
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
2. Сайт – Открытый Колледж. Математика. Выполнение заданий. /Ср/
7
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.15
3-5. Обзор и знакомство с интернет-ресурсами для учителя математики. Разработка урока с использованием дистанционных форм обучения. Выполнение заданий. /Ср/
22
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.16
6-9. Методика разработки и создание персонального мини-сайта учителя математики на портале nsportal.ru. Наполнение сайта материалами дистанционной формы обучения. Выполнение заданий. /Ср/
28,2
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-3 ИД-2.ПК-3
3
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в Горно-Алтайском государственном университете.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
стр. 6
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство «Вопросы и задания для практических занятий»

Задания и требования к выставлению зачета

Вопросы коллоквиума по темам/разделам дисциплины

1. Дайте понятие дистанционного обучения.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные свойства дистанционного обучения.

3. Какие этапы включает в себя предварительное проектирование образовательного процесса?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные достоинства дистанционного обучения.

5. С какими факторами связано дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные направления использования дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях.

7. Охарактеризуйте следующие основные принципы дистанционного обучения:

– принцип научности;  

– принцип наглядности;

– принцип доступности;

– принцип сознательности и активности студентов;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

– принцип связи теории с практикой;

– принцип рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности.

8. Дайте понятие образовательной среды, перечислите и охарактеризуйте ос-новные направления информационно-образовательной среды учебного заведения.

9. Перечислите и охарактеризуйте основные задачи методической работы преподавателя.

10. Дайте характеристику учебно-методического комплекса.

11. Какие основные структурные части входят в электронный учебно-методический комплекс, охарактеризуйте их.

12. Перечислите и охарактеризуйте основные формы методической работы.

13. Какие основные направления информационной среды образовательного учреждения обеспечивает информационная система дистанционного обучения, дайте их характеристику?

14. Дайте понятие термину «ресурс».

15. На какие виды делятся электронные издания и ресурсы, охарактеризуйте данные виды?

16. Что такое мультимедиа и для чего они предназначены?

17. Информационная система дистанционного обучения должна обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, охарактеризуйте его.

18. Обучение с использованием дистанционных технологий могут осуществлять только те учителя, которые обладают необходимыми знаниями, перечислите, какими именно?

19. Какими знаниями при работе с компьютером учитель должен обладать?

20. Какими знаниями при работе с текстом в любом доступном на рабочем компьютере приложении преподаватель должен обладать?

21. Какими знаниями при работе в среде дистанционного обучения учитель должен обладать?

22. Какие основные элементы дистанционного курса должен использовать в своей работе преподаватель?

23. Какими знаниями при работе с электронной отчетностью в информационной среде преподаватель должен обладать?

24. Преподаватель, проводящий электронное дистанционное обучение дол-жен уметь организовывать и проводить дистанционные уроки, проявляя при этом определенные знания и умения, какие именно, перечислите и охарактеризуйте их.

25. Дайте понятие открытого образовательного ресурса.

26. Можно выделить самые популярные образовательные порталы и сайты, которые широко используются в дистанционном обучении педагогическим сооб-ществом, перечислите и охарактеризуйте основные из них.

27. Перечислите основные инициативные проекты, связанные с распространением образовательных ресурсов для общеобразовательной школы и охарактеризуйте их.

28. Охарактеризуйте школьную социальную сеть – Дневник.ру.

29. Перечислите основные образовательные интернет-ресурсы, используемые для дистанционного обучения предмета «математика» и охарактеризуйте их.

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, если он подтверждает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, уме-ние свободно выполнять задания, предусмотренные программой;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он показывает полные знания учебно-программного материала, успешно выполняет предусмотренные в про-грамме задания, но допускает некоторые неточности;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он обнаружил знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустил значительные неточности и ошибки;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он обнаружил существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, до-пустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой за-даний.

 
стр. 7
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шарипов Ф.В., Ушаков В.Д.
Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие
Москва: Университетская книга, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66326.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л.
Облачные и дистанционные технологии в обучении математике: учебно-методическое пособие
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
https://www.iprbookshop.ru/86371.html
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 8
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Организация самостоятельной работы студента Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а 
 
стр. 9
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня. Этот вид работы предусматривает следующие виды учебной деятельности. 1. Составление конспекта Методические рекомендации по составлению конспекта: 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Выделите главное, составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. 2. Информационное сообщение Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин. Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1 час. Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Требования к выполнению: - собрать и изучить литературу по теме; - составить план или графическую структуру сообщения; - выделить основные понятия; - ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения; - оформить текст письменно; - сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок. Критерии оценки:
 
стр. 10
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
- актуальность темы; - соответствие содержания теме; - глубина проработки материала; - грамотность и полнота использования источников; - наличие элементов наглядности. 3. Консультации Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. 4. Методические указания по подготовке к зачету Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.