2022-2023_09_04_03_2022_872М_plx_Архитектура предприятий и информационных систем_Управление информационными системами в бизнесе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Архитектура предприятий и информационных систем
Учебный план
09.04.03_2022_872М.plx

09.04.03 Прикладная информатика

Управление информационными системами в бизнесе
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
95,2
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
50,05
50,05
50,05
50,05
Сам. работа
95,2
95,2
95,2
95,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., декан ЭЮФ, Газукина Юлия Геннадьевна
 
 
Архитектура предприятий и информационных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)
 
09.04.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 11/1  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть и строить архитектуру предприятия: от бизнес-уровня до технологической архитектуры.
1.2
Задачи: -сформировать целостное представление о принципах и методах построения архитектуры предприятия; -помочь овладеть практическим опытом проектирования разных уровней архитектуры с применением современных программных продуктов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Менеджмент в профессиональной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методология и технология проектирования информационных систем
2.2.2
Современные технологии разработки программного обеспечения
2.2.3
Управление ИТ-проектами
2.2.4
Проектирование и создание баз данных
2.2.5
Проектирование мобильных приложений
2.2.6
Экономическое обоснование проектных решений
2.2.7
Преддипломная практика
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Современные модели бизнеса и стратегии управления
2.2.12
Управление внедрением информационных систем
2.2.13
Управление сопровождением и адаптацией информационных систем
2.2.14
Экономические информационные системы малого и среднего бизнеса
2.2.15
Управление разработкой информационных систем электронного бизнеса
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
-знает современные подходы, методы и средства, позволяющие получать эффективные архитектурные решения при проектировании компонентов информационных систем; -умет разрабатывать и анализировать альтернативные варианты проектов для достижения намеченных результатов;
ИД-1.УК-2: Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения. 
 
-знает основы проектирования и моделирования бизнеса; -знает основы проектирования и моделирования информационных процессов; -знает основы проектирования программной инфраструктуры; -знает распространённые методики анализа архитектуры предприятия; -умеет проектировать предприятие; -умеет моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия; -умеет проектировать информационные модели предприятия; -умеет моделировать информационные потоки предприятия; -владеет навыками построения полной модели компании; -владеет навыками проектирования и моделирования бизнеса; -владеет навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов; -владеет навыками проектирования программной инфраструктуры.
ИД-2.УК-2: Способен видеть образ результата деятельности и планировать последовательность шагов для достижения данного результата. 
 
-знает основы проектирования и моделирования бизнеса; -знает основы проектирования и моделирования информационных процессов; -знает основы проектирования программной инфраструктуры; -умеет обосновывать способы совершенствования архитектуры предприятия и развития ИТ-инфраструктуры предприятия;
ИД-3.УК-2: Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения
 
стр. 5
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
-умеет применять автоматизированные средства разработки архитектур информационных систем различного назначения; -умеет моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия; -умеет проектировать информационные модели предприятия; -умеет моделировать информационные потоки предприятия; -владеет навыками использования современного программного обеспечения для организации и управления бизнесом; -владеет навыками построения полной модели компании; -владеет навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов; -владеет навыками проектирования программной инфраструктуры.
 
-знает основы управления проектами; -знает основы управления активами; -умеет управлять проектами и активами компании; -владеет навыками управления проектами и активами предприятия.
ИД-4.УК-2: Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
 
-знает состав архитектуры предприятия; -знает основы проектирования и моделирования бизнеса; -знает основы проектирования и моделирования информационных процессов; -знает основы проектирования программной инфраструктуры; -знает принципы и методологии описания архитектуры предприятия; -знает основы управления активами; -знает распространённые методики анализа архитектуры предприятия; -умеет применять методы управления разработкой проектов предприятия, программной инфраструктуры и моделированием бизнес-процессов.
ИД-1.ОПК-8: Определяет методы и формы участия в управлении разработкой программных средств и проектов
 
-умеет проектировать предприятие; -умеет моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия; -умеет проектировать информационные модели предприятия; -умеет моделировать информационные потоки предприятия; -умеет управлять активами компании; -умеет применять стандарты ITIL, CobIT и методологии ITSM; -владеет навыками построения полной модели компании; -владеет навыками проектирования и моделирования бизнеса; -владеет навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов; -владеет навыками проектирования программной инфраструктуры; -владеет навыками управления активами компании.
ИД-2.ОПК-8: Реализует методы и формы управления разработкой программных средств и проектов.
 
 
ПК-2: Способен проектировать архитектуру и сервисы ИС в бизнесе
 
-знает основы проектирования и моделирования информационных процессов на предприятии в области экономики; -знает основы проектирования программной инфраструктуры в области экономики; -умеет обосновывать способы совершенствования архитектуры предприятия и развития ИТ-инфраструктуры предприятия в области экономики; -умеет применять автоматизированные средства разработки архитектур информационных систем в области экономики; -умеет моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия; -умеет проектировать информационные модели предприятия; -умеет моделировать экономические информационные потоки предприятия; -владеет навыками использования современного программного обеспечения для организации и управления бизнесом; -владеет навыками построения полной экономической модели компании; -владеет навыками проектирования баз данных и моделирования экономических информационных процессов; -владеет навыками проектирования архитектуры и сервисов ЭИС предприятий и организаций.
ИД-2.ПК-2: Проектирует архитектуру и сервисы ИС предприятий и организаций в области экономики с применением эффективных информационных технологий.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1.  Концептуальные основы архитектуры предприятия
 
1.1
Образовательная технология: проблемная лекция

Понятие архитектуры предприятия (корпоративной архитектуры).  Основные понятия и определения. Актуальность проблемы разработки ИТ-стратегии и ИТ архитектуры. Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия. /Лек/

2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Образовательная технология: сравнительный анализ. Изучение и сравнительный анализ архитектур предприятий. Архитектура и управление ИТ-портфелем. Архитектура типовых предприятий в России. Российские разработки в области построения архитектуры предприятия. Опыт применения /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
1. Изучение теоретического материала

2. Подготовка к практическому занятию /Ср/

4
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Бизнес-архитектура
 
2.1
Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. /Лек/
4
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Образовательная технология: ситуационное задание. Анализ факторов, влияющих на архитектуру предприятия. Связь между потребностями бизнеса и преимуществами от использования ИТ. Качественный анализ ключевых факторов, влияющих на архитектуру предприятия. Методика построения сетевой модели задачи факторного анализа бизнес-структуры на основе нечётких когнитивных карт. Когнитивный анализ эффективности архитектуры предприятия.

/Пр/

2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Образовательная технология: ситуационное задание. Построение бизнес-архитектуры компании. /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
2.4
Образовательная технология: ситуационное задание. Построение бизнес-архитектуры компании с использованием программного обеспечения /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Стандарт моделирования процессов BPMN. /Лек/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Построение бизнес-процессов с использованием программного обеспечения /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Моделирование и анализ бизнес-процессов с использованием программного обеспечения /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
1. Изучение теоретического материала

2. Сбор материала для практических занятий

3. Доработка лабораторных работ /Ср/

30,2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Информационная архитектура
 
3.1
Основные элементы информационной архитектуры. Основные модели информационной архитектуры. Декомпозиция информационной системы предприятия (ИС) на слои, уровни и подсистемы. Понятие архитектуры ИС. Архитектурные уровни ИС. Структура взаимодействий между подсистемами различных уровней. Архитектура «файлсервер», многозвенная архитектура «клиентсервер», распределенные архитектура, сервис–ориентированная архитектура.  Архитектуры web-приложений. Особенности web-приложений, необходимые компоненты web-ориентированных информационных систем. Сервис-ориентированная архитектура (SOA). Облачные информационные системы и сервисы. GRID- системы. HPC – системы /Лек/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 8
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
3.2
Методы анализа архитектуры информационных систем. Требования к архитектуре информационных систем. Показатели технико-экономической эффективности. Связь архитектуры информационных систем с ИТ-стратегией организации. Информационная поддержка и сопровождение бизнес-процессов. Задачи анализа характеристик информационных систем. Методы визуального моделирования и анализа бизнес-процессов. Особенности

анализа архитектуры экономических информационных систем. /Лек/

2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Образовательная технология: ситуационное задание. Анализ архитектуры информационной системы предприятия. Качественный анализ функциональных задач информационной системы. /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Образовательная технология: ситуационное задание. Анализ функционала информационной системы предприятия на основе построения модели с использованием UML-диаграмм. Основные понятия UML. Диаграммы классов, состояний и переходов, объектов и взаимодействий, диаграммы модулей и процессов. Конструирование и документирование классов. /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.5
Образовательная технология: ситуационное задание. Построение UMLдиаграмм в MS Visio. Объектно-ориентированное моделирование информационных систем. /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
Образовательная технология: ситуационное задание. Анализ и проектирование информационной инфраструктуры предприятия /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.7
1. Изучение теоретического материала

2. Сбор материала для практических занятий

3. Доработка лабораторных работ /Ср/

19
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 9
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
3.8
Многозвенные информационные системы. Многозвенные информационные системы. «Толстый» и «тонкий» клиенты. Сервера приложений. Специализированные подсистемы (СУБД, SAN и т.д.). Задачи и функции специализированных систем – компонент современных информационных систем (СУБД, БД авторизации, SAN и т.д.) /Ср/
4
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.9
Распределенные информационные системы. Архитектура, характеристики и компоненты распределенных информационных систем. Примеры распределенных информационных систем.

/Ср/

4
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Программная архитектура
 
4.1
Содержание и основные элементы программной архитектуры. Модели и инструменты управления портфелем программной архитектуры. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру. Национальная программная платформа. /Лек/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Образовательная технология: ситуационное задание. Портфель прикладных систем /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
1. Изучение теоретического материала

2. Сбор материала для практических работ /Ср/

15
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.4
Архитектурные стили. Понятие архитектурного стиля. Классификация архитектурных стилей. Потоки данных, вызов

с возвратом. Независимые компоненты, централизованные данные. Виртуальные машины. Использование архитектурных стилей.

/Ср/

4
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Технологическая архитектура
 
5.1
Основные элементы технологической архитектуры. Виртуализация. Организация хранения данных. Центры обработки данных. /Лек/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 10
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
5.2
Образовательная технология: ситуационное задание. Корпоративная сеть /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.3
Образовательная технология: ситуационное задание.  Виртуализация инфраструктуры. /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.4
Образовательная технология: ситуационное задание.  Инфраструктура хранилища данных. Управление СХД EMC VNXe. /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.5
Образовательная технология: ситуационное задание.  Облачная инфраструктура. /Пр/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.6
Образовательная технология: ситуационное задание. Проектирование ИТ инфраструктуры с использованием UML /Лаб/
2
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.7
1. Изучение теоретического материала

2. Сбор материала для практических работ

3. Доработка лабораторных работ /Ср/

15
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 11
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
7.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-3.УК-2 ИД-4.УК-2 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8 ИД-2.ПК-2
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Архитектура предприятия: основные определения

2. Эволюция представлений об архитектуре предприятия

3. Контекст архитектуры предприятия

4. Интегрированная концепция архитектуры предприятия

5. Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия

6. Архитектура и управление ИТ-портфелем

7. Домены (предметные области) описания архитектуры предприятия. Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия.

8. Бизнес-архитектура. Основные элементы, модели и инструменты описания бизнес-архитектуры.

9. Архитектура информации. Основные элементы, модели и инструменты описания архитектуры информации.

10. Архитектура приложений. Основные элементы архитектуры приложений. Модели и инструменты управления портфелем приложений.

11. Технологическая архитектура (архитектура инфраструктуры). Основные элементы технологической архитектуры.

12. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование архитектурных шаблонов.

13. Сервис-ориентированная архитектура (SOA) и архитектура, управляемая моделями (MDA).

14. Модель Захмана. Структура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner.

15. Модель "4+1" представления архитектуры. Стратегическая модель архитектуры SAM.

16. Архитектурные концепции и методики Microsoft.

17. Цели и задачи процесса разработки архитектуры предприятия.

18. Понятие архитектуры и архитектурные уровни информационной системы

19. Содержание и основные элементы программной архитектуры.

20. Модели и инструменты управления портфелем программной архитектуры.

21. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру.

22. Национальная программная платформа.

23. Основные элементы технологической архитектуры.

24. Виртуализация.

25. Организация хранения данных.

26. Центры обработки данных.

27. Многозвенная архитектура «клиент-сервер»

28. Сервис–ориентированная архитектура.

29. Архитектуры web-приложений. Сервис–ориентированная архитектура (SOA).

30. Облачные информационные системы и сервисы.

31. Распределенные информационные системы. Цели, задачи и функции распределенных информационных систем.

32. GRID- системы.

33. Компонентные технологии реализации информационных систем

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Роль ИТ в бизнесе и обществе.

2. Эволюция представлений об архитектуре предприятия.

 
стр. 12
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
3. Уровни абстракции в описании архитектуры предприятия.

4. Понятие «архитектура предприятия».

5. Миссия, стратегические цели и основные задачи предприятия.

6. Характеристика целевой и текущей архитектуры предприятия.

7. Архитектура «как есть».

8. Архитектура будущего («как должно быть»).

9. Элементы архитектуры предприятия: домены (предметные области) архитектуры.

10. Бизнес-архитектура: элементы, модели, инструменты описания.

11. Архитектура информации: элементы, модели, инструменты описания.

12. Архитектура приложений: элементы, модели, инструменты управления.

13. Техническая архитектура предприятия.

14. Технологическая архитектура: элементы, оценка состояния и требований.

15. Роль, специфика и использование стандартов.

16. Использование архитектуры шаблонов. SOA. MDA.

17. Пример онтологического подхода к моделированию предприятий.

18. Эволюция платформенных архитектур информационных систем.

19. Суперкомпьютерные архитектуры.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств представлен в отдельном документе.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Замотайлова Д. А., Попова Е. В.
Архитектура предприятий и информационных систем: учебное пособие
Краснодар: КубГАУ, 2021
https://e.lanbook.com/book/254270
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Журавлева Т.Ю.
Практикум по дисциплине «Архитектура предприятия»: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2016
http://www.iprbookshop.ru/45236.html
 
Л2.2
Данилин А.В., Слюсаренко А.И.
Архитектура предприятия: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2022
http://www.iprbookshop.ru/120471.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
Business Studio
6.3.1.8
Dia
6.3.1.9
Visual Studio
6.3.1.10
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
Гарант
6.3.2.3
КонсультантПлюс
 
стр. 13
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
проблемная лекция
 
сравнительный анализ
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
317 А2
Компьютерный класс, класс деловых игр, центр (класс) деловых игр, класс имитации деятельности предприятия, лаборатория имитации деятельности предприятия, учебно-тренинговый центр (лаборатория), лаборатория информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к практическим и лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на практических лабораторных занятиях навыков.

Практические задания по темам выполняются на практических и лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через ЭУК в системе Moodle.

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим и лабораторным занятиям в соответствии с заданиями для СРС, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Выполненные задания проверяются преподавателем и оцениваются в баллах.

Формы самостоятельной работы:

1. Подготовка доклада.

2. Подготовка к промежуточному тестированию.

Доклад – устное выступление студента на семинарском занятии по предложенной тематике на основе изучения дополнительной литературы.

Подготовка доклада включает в себя следующие этапы: подготовка списка литературы (если несколько источников), изучение источников (монографии, статьи, материалы круглых столов и др.), выписки из содержания работ (конспект). Полезно составлять письменный план доклада, позволяющий сохранить логику, последовательность в выступлении. При подготовке доклада следует подумать о возможных вопросах со стороны слушателей и быть готовым на них ответить.

Доклад – устное выступление, поэтому не допустимо заменять его чтением текста. Можно пользоваться составленным планом, сделанными выписками (цитатами) в том случае, если требуется точная мысль автора или воспроизведения в памяти рассуждения автора.

Для доклада предоставляется время, обычно 10-15 минут. Иногда больше, иногда меньше, это зависит от темы и заинтересованности слушателей. В некоторых случаях (например, дискуссионный вопрос) планируется содокладчик. В конце доклада рекомендуется сделать краткие выводы, которые могли бы быть записаны всей группой.

Докладчик оценивается преподавателем по тому, как донесен до слушателей материал, объяснены сложные положения, каковы ответы на вопросы. Неподготовленный доклад оценивается как неподготовленность к практическому занятию.