2022-2023_09_04_03_2022_872М_plx_Современные модели бизнеса и стратегии управления_Управление информационными системами в бизнесе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные модели бизнеса и стратегии управления
Учебный план
09.04.03_2022_872М.plx

09.04.03 Прикладная информатика

Управление информационными системами в бизнесе
 
зачеты с оценкой 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
66,6
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,55
32,55
32,55
32,55
Сам. работа
66,6
66,6
66,6
66,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Поп Екатерина Николаевна
 
 
Современные модели бизнеса и стратегии управления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)
 
09.04.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 11/1  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: – овладение выпускниками магистерской  программы современными управленческими подходами, инструментами бизнесмоделирования,  организации использования финансовых, материальных и иных ресурсов в процессе формирования и реализации стратегий управления предпринимательскими структурами в  российской экономики.
1.2
Задачи: - овладение знаниями и пониманием основных принципов и методов бизнесмоделирования в стратегическом процессе; - построение оригинальных бизнес-моделей как главного фактора коммерческого успеха; - овладение способами практической апробации инструментов проектирования, изменения и применения бизнес-моделей; - овладение приемами анализа специфики корпоративных и коммерческих образований при разработке управленческих стратегий их функционирования и развития; - изучение способов оценки стратегического, экономического, инновационного, информационного, организационного потенциалов предприятий и организаций ; - овладение инструментами диагностики корпоративных и коммерческих организаций; - раскрытие специфики процессов принятия стратегических решений
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.1.2
Ознакомительная практика
2.1.3
Системный анализ (продвинутый уровень)
2.1.4
Цифровое общество и проблемы прикладной информатики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектный модуль
2.2.2
Организационно-управленческий  модуль
2.2.3
Маркетинг информационных продуктов и услуг
2.2.4
Экономический анализ в отраслях
2.2.5
Экономическое обоснование проектных решений
2.2.6
Управление внедрением информационных систем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-6: Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
 
Знать: - принципы построения, характерные признаки, факторы выбора и трансформации бизнес-моделей компаний в стратегиях управления; -знать основы эволюции бизнес-моделей, критерии классификации, типологию; - модели взаимоотношений менеджмента и собственников, критерии выбора рациональных стратегий и тактик, их взаимодействия. Уметь: - устанавливать связь бизнес-модели со стратегией компании; - применять различные инструменты и процедуры идентификации используемой бизнес-модели; - разбираться в особенностях формирования бизнесмоделей в российских коммерческих структурах;
ИД-1.ПК-6: Знает методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
 
Знать: - инструменты разработки и реализации проектов государственно-корпоративного партнерства в коммерческой сфере; - основные подходы к разработке стратегии и тактики деятельности коммерческих организаций, роль корпоративного центра в этих процессах Уметь: - принимать стратегические решения, касающиеся развития корпоративных образований, включая участие в проектах государственно-корпоративного партнерства, в том числе применительно к коммерческой сфере;
ИД-2.ПК-6: Применяет методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
 
стр. 5
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
- выявлять источники и способы разрешения внутри и межкорпоративных конфликтов. Владеть: - технологиями и алгоритмами проектирования инновационной бизнес-модели в системе корпоративного менеджмента; - практическими навыками разработки и реализации эффективных бизнес-моделей с учетом российской специфики; - приемами проведения аналитической работы по функциональным подсистемам коммерческих организаций;
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Ключевые компетенции организации как фактор устойчивости ее конкурентных преимуществ
 
1.1
Понятие и сущность организационных компетенций организации.  Стратегия устойчивого развития организации. Модели ключевых компетенций в трудах Кулеш В.А., Р. Гранта и др.. Теория заинтересованных сторон. Влияние стадии жизненного цикла организации на содержание стратегии /Лек/
1
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Подготовка к лабораторной работе.

Подготовка к текущей и промежуточной аттестации.

1. Характеристика подходов к понятию компетенций организации.

2. Охарактерезуйте  иерархию компетенций организаций

3. целевые установки бизнес-стратегий

/Ср/

4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Бизнес модель и ее взаимосвязь со стратегией организации
 
2.1
Сущностная характеристика бизнес-модели. Подходы к определению бизнес-модели. Системное представление концепции бизнес-модели. Бизнес-модель ориентированная на внутреннюю среду организации. Куб изменений Г. Минцберга.  /Лек/
0,5
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Задание практическое:

1. Проведите сравнительный анализ любых двух подходов к описанию бизнес-модели оргнаизации.

2. Проведите сравниетльный анализ моделей организационного развития Л.Е. Грейнера и И. Адизеса.

3. Распишите и определите целевые установки бизнес-стратегий и функциональных стратегий. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
2.3
Подготовка к лабораторной работе 1.

Вопросы для самоподготовки:

1.Сущностная характеристика бизнес-модели.

2. Подходы к определению бизнес-модели.

3.  Системное представление концепции бизнес-модели.

4. Бизнес-модель ориентированная на внутреннюю среду организации. Куб изменений Г. Минцберга.

/Ср/

14
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Стратегический анализ внешней среды в условиях нестабильности
 
3.1
Уровни стратегического анализа внешней среды организации. Ключевые факторы успеха компании.

Оценка уровня нестабильности внешней среды. Метод сравнения прямых конкурентов. /Лек/

2
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Лабораторная работа

Выполнить следующее задания:

1. охарактерезуйте внешнюю среду организации.

2. Какие показатели характерезуют состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.

3. Какие конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера являются наиболее важными.

4. Как соотносятся ключевые факторы успеха и движущие силы развития?

5. Оцените уровень неопределенности внешней среды.

Указанные задания выполняются на примере: ВУЗа; предприятия по производству компьютерной техники; частной стоматологической клиники, театр, гипермаркет. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3

Вопросы для самоподготовки:

1. Характеристика внешней среды организации.

2. Показатели,  характерезующие состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.

3. Какие конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера являются наиболее важными.

4. Как соотносятся ключевые факторы успеха и движущие силы развития?

5. Оценка уровня неопределенности внешней среды.

/Ср/

14
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4.  Внутрення среда в бизнес модели и диагностика разрывов
 
стр. 7
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
4.1
Бенчмаркетинг как основа анализа внутрееней среды бизнес-модели. Место бенчмаркетинга в стратегическом менеджменте. Стратегический и оперативный бенчмаркетинг. Модель идентификации значимости заинтересованных сторон Р. Митчела, Б. Агла, Д. Вуда.

Диагностика стратегических проблем  бизнес-модели. /Лек/

0,5
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Вопросы для самопоодготовки к лабораторной работе:

1. Сущность методологии бенчмаркетинга.

2. Стратегический анализ издержек на основе цепочки ценностей М. Портера

3. Методика SNW- анализа для предприятия

4. Возможности системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.

5. Методика GAP анализа

6. Построение конкурентного профиля

7. Виды конкурентных преимуществ организации высокого порядка и их характеристика

/Ср/

14
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Задания для лабораторной работы:

1. Адаптируйте методику SNW- анализа для конкретного предприя: для научно-исследовательского института, предприятия розничной торговли продуктами питания.

2. Критически проанализируйте возможность внедрения системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.

3.Рассмотрите методику GAP анализа на примере деятельности любой организации.

4. Постройте для ранее выбранной организации конкурентный профиль и ее основных 2-3 конкурентов. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Разработка стратегических альтернатив для бизнес-моделей
 
5.1
основные методы генерирования стратегических альтернатив для бизнес-моделей. Модифицированные матрицы И. Ансоффа.  Матрица Д. Абеля и А.Дж. Стейнера. Модифицированная матрица "привлекательность бизнес - области - сила бизнеса".

Инструменты анализа стратегического соответсвия. Оценка стратегических альтернатив.

Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента. /Лек/

2
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
5.2
Задания для лабораторной работы:

1. на примере конкретной организации разработать стратегическую карту

2. Подготовка презентации:

- Развитие корпоративной культуры в соответсвии со стартегией на основе модели "культурной сети"

3. Описание на примере предприятия рациональной структуры продуктового ассортимента. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Вопросы для самоподготовки к лабораторной работе, текущей и промежуточной аттестациям:

1. Основные методы генерирования стратегических альтернатив для бизнес-моделей.

2. Модифицированные матрицы И. Ансоффа.  Матрица Д. Абеля и А.Дж. Стейнера.

3. Модифицированная матрица "привлекательность бизнес - области - сила бизнеса".

4. Инструменты анализа стратегического соответсвия.

5. Оценка стратегических альтернатив.

6. Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента. /Ср/

12
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6.  Портфельный анализ
 
6.1
Хараткристика бизнес -портфеля. Портфельный анализ как управление совокупностью бизнес-едениц.  Методическая основа портфельного анализа.

Деловой комплексный анализ (PIMS - анализ). Процедура портфельного анализа. "Подрывная" модель вытеснения конкурентов с рынка. Развитие матрицы "экран бизнеса". Модель стратегий бизнес-едениц Д.Д. Мониесона. Матрица направленной политики

Модель Ч.Хофера и Д.Шэндела. Матрица корпоративного центра /Лек/

2
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Задания для лабораторной работы:

1. Составить различия изменчивых и плодотворных технологий.

2. Провести сравнительный анализ матрицы Г.С. Дэйа и матрицы Шелл.

3. используя матрицы портфельного анализа (не менее трех) разработайте бизнес стратегию для организации.  /Лаб/

8
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.3
Вопросы для самоподготовки:

1. Концепции и теории, которые составляют основу портфельного анализа.

2. Характеристика этапов портфельного анализа.

3. Роль технологий при проведении портфельного анализа.

Состав различий изменчивых и плодотворных технологий.

4. Мартица корпоративного центра, примеры ее реализации

5. Матрица портфельного анализа. /Ср/

8,6
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 9
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.ПК-6 ИД-2.ПК-6
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Сущностная характеристика бизнес-модели.

2. Подходы к определению бизнес-модели.

3.  Системное представление концепции бизнес-модели.

4. Бизнес-модель ориентированная на внутреннюю среду организации. Куб изменений Г. Минцберга.

5. Классификация бизнес-моделей

6. Технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели организации

7. Методика проведения ранжирования бизнес-процессов

8. Проведите сравниетльный анализ моделей организационного развития Л.Е. Грейнера и И. Адизеса.

9. Характеристика целевых установок бизнес-стратегий и функциональных стратегий.

10. Характеристика подходов к понятию компетенций организации.

11. Охарактерезуйте  иерархию компетенций организаций

12. Целевые установки бизнес-стратегий

13. Стратегия устойчивого развития организации.

14. Модели ключевых компетенций в трудах Кулеш В.А., Р. Гранта и др..

15. Теория заинтересованных сторон.

16. Влияние стадии жизненного цикла организации на содержание стратегии

17. Характеристика внешней среды организации.

18.. Показатели,  характерезующие состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.

19. Конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера.

20. Соотношение ключевых факторов успеха и движущих сил развития

21. Оценка уровня неопределенности внешней среды.

22. Оценка уровня нестабильности внешней среды. Метод сравнения прямых конкурентов.

23. Сущность методологии бенчмаркетинга.

24. Стратегический анализ издержек на основе цепочки ценностей М. Портера

25. Методика SNW- анализа для предприятия

26. Возможности системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.

27. Методика GAP анализа

28. Построение конкурентного профиля

29. Виды конкурентных преимуществ организации высокого порядка и их характеристика

30. Основные методы генерирования стратегических альтернатив для бизнес-моделей.

31. Модифицированные матрицы И. Ансоффа.  Матрица Д. Абеля и А.Дж. Стейнера.

32. Модифицированная матрица "привлекательность бизнес - области - сила бизнеса".

33. Инструменты анализа стратегического соответсвия.

34. Оценка стратегических альтернатив.

35. Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента.

36. Хараткристика бизнес -портфеля.

37. Портфельный анализ как управление совокупностью бизнес-едениц.  Методическая основа портфельного анализа.

38. Деловой комплексный анализ (PIMS - анализ).

39. Процедура портфельного анализа.

40 "Подрывная" модель вытеснения конкурентов с рынка. Развитие матрицы "экран бизнеса".

41. Модель стратегий бизнес-едениц Д.Д. Мониесона.

42. Матрица направленной политики Модель Ч.Хофера и Д.Шэндела. Матрица корпоративного центра

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные темы рефератов

1. Современные методы управления бизнесом

2. Обзор разных подходов к управлению бизнесом

3. Бизнес-модели в зависимости от менталитета

4. Виды управления бизнесом с точки зрения подхода к экономическим процессам

5. Модели бизнеса с точки зрения  управления коллективом и психологии

6. Бизнес-модель как инструмент реализации стратегии предприятий малого бизнеса

 
стр. 10
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
7. Бизнес-модель организации как основа анализа современного предприятия

8. Роль и предпосылки систематического стратегического менеджмента

9. Технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели организации

10. Реинжениринг бизнес-процессов

11. Экспрес-тест качества управления компанией

12. Стратегии слияния и поглощения в бизнесе

13. Стратегический анализ в компании

14. Примеры бизнес-моделирования

15. Кризисные явления в стратегическом менеджменте, самодиагностика, решения.

16. Модели стратегического управления крупным транснациональным информационно-коммуникационным бизнесом.

17. Бизнес-модели и стратегии Интернет-экономики

18. Бизнес-модели передовых энергетических компаний

19. Бизнес-модели страховых компаний

20. Формирование бизнес-модели устойчивой производственной компании

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
реферат, вопросы к зачету 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Никифорова Л. Е., Цуриков С. В., Разомасова Е. А.
Современный стратегический анализ: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021
https://www.iprbookshop.ru/108247.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Никифорова Л.Е., Цуриков С.В., Разомасова Е.А.
Современный стратегический анализ: концепции, модели, инструменты: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017
http://www.iprbookshop.ru/87162.html
 
Л2.2
Сафьянова М. Г., Шапиро Л. Д.
Основы организации и проектирования бизнеса: учебное пособие
Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021
https://www.iprbookshop.ru/116870.html
 
Л2.3
Гришина С. А.
Современные концепции менеджмента: стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие
Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021
https://www.iprbookshop.ru/119707.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
стр. 11
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
221 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, телевизор, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, стенды демонстрационные,  стулья, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

 
стр. 12
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

 
стр. 13
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
- степенью подготовленности обучающихся.