(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
09.04.03 Прикладная информатика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Подготовка к текущей и промежуточной аттестации.
1. Характеристика подходов к понятию компетенций организации.
2. Охарактерезуйте иерархию компетенций организаций
3. целевые установки бизнес-стратегий
/Ср/
1. Проведите сравнительный анализ любых двух подходов к описанию бизнес-модели оргнаизации.
2. Проведите сравниетльный анализ моделей организационного развития Л.Е. Грейнера и И. Адизеса.
3. Распишите и определите целевые установки бизнес-стратегий и функциональных стратегий. /Лаб/
Вопросы для самоподготовки:
1.Сущностная характеристика бизнес-модели.
2. Подходы к определению бизнес-модели.
3. Системное представление концепции бизнес-модели.
4. Бизнес-модель ориентированная на внутреннюю среду организации. Куб изменений Г. Минцберга.
/Ср/
Оценка уровня нестабильности внешней среды. Метод сравнения прямых конкурентов. /Лек/
Выполнить следующее задания:
1. охарактерезуйте внешнюю среду организации.
2. Какие показатели характерезуют состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.
3. Какие конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера являются наиболее важными.
4. Как соотносятся ключевые факторы успеха и движущие силы развития?
5. Оцените уровень неопределенности внешней среды.
Указанные задания выполняются на примере: ВУЗа; предприятия по производству компьютерной техники; частной стоматологической клиники, театр, гипермаркет. /Лаб/
Вопросы для самоподготовки:
1. Характеристика внешней среды организации.
2. Показатели, характерезующие состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.
3. Какие конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера являются наиболее важными.
4. Как соотносятся ключевые факторы успеха и движущие силы развития?
5. Оценка уровня неопределенности внешней среды.
/Ср/
Диагностика стратегических проблем бизнес-модели. /Лек/
1. Сущность методологии бенчмаркетинга.
2. Стратегический анализ издержек на основе цепочки ценностей М. Портера
3. Методика SNW- анализа для предприятия
4. Возможности системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.
5. Методика GAP анализа
6. Построение конкурентного профиля
7. Виды конкурентных преимуществ организации высокого порядка и их характеристика
/Ср/
1. Адаптируйте методику SNW- анализа для конкретного предприя: для научно-исследовательского института, предприятия розничной торговли продуктами питания.
2. Критически проанализируйте возможность внедрения системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.
3.Рассмотрите методику GAP анализа на примере деятельности любой организации.
4. Постройте для ранее выбранной организации конкурентный профиль и ее основных 2-3 конкурентов. /Лаб/
Инструменты анализа стратегического соответсвия. Оценка стратегических альтернатив.
Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента. /Лек/
1. на примере конкретной организации разработать стратегическую карту
2. Подготовка презентации:
- Развитие корпоративной культуры в соответсвии со стартегией на основе модели "культурной сети"
3. Описание на примере предприятия рациональной структуры продуктового ассортимента. /Лаб/
1. Основные методы генерирования стратегических альтернатив для бизнес-моделей.
2. Модифицированные матрицы И. Ансоффа. Матрица Д. Абеля и А.Дж. Стейнера.
3. Модифицированная матрица "привлекательность бизнес - области - сила бизнеса".
4. Инструменты анализа стратегического соответсвия.
5. Оценка стратегических альтернатив.
6. Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента. /Ср/
Деловой комплексный анализ (PIMS - анализ). Процедура портфельного анализа. "Подрывная" модель вытеснения конкурентов с рынка. Развитие матрицы "экран бизнеса". Модель стратегий бизнес-едениц Д.Д. Мониесона. Матрица направленной политики
Модель Ч.Хофера и Д.Шэндела. Матрица корпоративного центра /Лек/
1. Составить различия изменчивых и плодотворных технологий.
2. Провести сравнительный анализ матрицы Г.С. Дэйа и матрицы Шелл.
3. используя матрицы портфельного анализа (не менее трех) разработайте бизнес стратегию для организации. /Лаб/
1. Концепции и теории, которые составляют основу портфельного анализа.
2. Характеристика этапов портфельного анализа.
3. Роль технологий при проведении портфельного анализа.
Состав различий изменчивых и плодотворных технологий.
4. Мартица корпоративного центра, примеры ее реализации
5. Матрица портфельного анализа. /Ср/
2. Подходы к определению бизнес-модели.
3. Системное представление концепции бизнес-модели.
4. Бизнес-модель ориентированная на внутреннюю среду организации. Куб изменений Г. Минцберга.
5. Классификация бизнес-моделей
6. Технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели организации
7. Методика проведения ранжирования бизнес-процессов
8. Проведите сравниетльный анализ моделей организационного развития Л.Е. Грейнера и И. Адизеса.
9. Характеристика целевых установок бизнес-стратегий и функциональных стратегий.
10. Характеристика подходов к понятию компетенций организации.
11. Охарактерезуйте иерархию компетенций организаций
12. Целевые установки бизнес-стратегий
13. Стратегия устойчивого развития организации.
14. Модели ключевых компетенций в трудах Кулеш В.А., Р. Гранта и др..
15. Теория заинтересованных сторон.
16. Влияние стадии жизненного цикла организации на содержание стратегии
17. Характеристика внешней среды организации.
18.. Показатели, характерезующие состояние и перспективы развития отрасли, в которой функциорнирует предприятие.
19. Конкурентные силы в соответсвии с моделью М. Портера.
20. Соотношение ключевых факторов успеха и движущих сил развития
21. Оценка уровня неопределенности внешней среды.
22. Оценка уровня нестабильности внешней среды. Метод сравнения прямых конкурентов.
23. Сущность методологии бенчмаркетинга.
24. Стратегический анализ издержек на основе цепочки ценностей М. Портера
25. Методика SNW- анализа для предприятия
26. Возможности системы хошинг-планирования в практике управления российскими организациями.
27. Методика GAP анализа
28. Построение конкурентного профиля
29. Виды конкурентных преимуществ организации высокого порядка и их характеристика
30. Основные методы генерирования стратегических альтернатив для бизнес-моделей.
31. Модифицированные матрицы И. Ансоффа. Матрица Д. Абеля и А.Дж. Стейнера.
32. Модифицированная матрица "привлекательность бизнес - области - сила бизнеса".
33. Инструменты анализа стратегического соответсвия.
34. Оценка стратегических альтернатив.
35. Формирование рациональной структуры продуктового ассортимента.
36. Хараткристика бизнес -портфеля.
37. Портфельный анализ как управление совокупностью бизнес-едениц. Методическая основа портфельного анализа.
38. Деловой комплексный анализ (PIMS - анализ).
39. Процедура портфельного анализа.
40 "Подрывная" модель вытеснения конкурентов с рынка. Развитие матрицы "экран бизнеса".
41. Модель стратегий бизнес-едениц Д.Д. Мониесона.
42. Матрица направленной политики Модель Ч.Хофера и Д.Шэндела. Матрица корпоративного центра
1. Современные методы управления бизнесом
2. Обзор разных подходов к управлению бизнесом
3. Бизнес-модели в зависимости от менталитета
4. Виды управления бизнесом с точки зрения подхода к экономическим процессам
5. Модели бизнеса с точки зрения управления коллективом и психологии
6. Бизнес-модель как инструмент реализации стратегии предприятий малого бизнеса
8. Роль и предпосылки систематического стратегического менеджмента
9. Технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели организации
10. Реинжениринг бизнес-процессов
11. Экспрес-тест качества управления компанией
12. Стратегии слияния и поглощения в бизнесе
13. Стратегический анализ в компании
14. Примеры бизнес-моделирования
15. Кризисные явления в стратегическом менеджменте, самодиагностика, решения.
16. Модели стратегического управления крупным транснациональным информационно-коммуникационным бизнесом.
17. Бизнес-модели и стратегии Интернет-экономики
18. Бизнес-модели передовых энергетических компаний
19. Бизнес-модели страховых компаний
20. Формирование бизнес-модели устойчивой производственной компании
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;