2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Антропология русской литературы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Антропология русской литературы
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,65
44,65
44,65
44,65
Сам. работа
54,5
54,5
54,5
54,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.ф.н., доцент, Линьков В.Д. _______________
 
 
Антропология русской литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Познакомить студентов с актуальными проблемами изучения русской литературы XIX в. в аспекте антропологии
1.2
Задачи: - дать целостное и системное представление о логике и закономерностях развития литературного процесса ХIХ в., а также о специфике истории русской литературы данного этапа с точки зрения системы персонажей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социология литературы
2.1.2
Русская классическая литература в контексте культуры
2.1.3
Русская классическая литература в контексте культуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы литературы русского зарубежья
2.2.2
Актуальные проблемы литературы ХХ в.
2.2.3
Научно-исследовательский семинар
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
Объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей.  
ИД-1.УК-5: Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей. 
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, имагологии, компаративистики в контексте культур Запада и Востока.
 
Знает основные закономерности русского литературного процесса в XIX в.
ИД-1.ПК-1: Знает современные научные парадигмы изучения русской литератуы в компаративистской и имагологической перспективе.
 
Владеет навыками проведения научных исследований в области русской литературы
ИД-2.ПК-1: Владеет навыками проведения научных исследований в области имагологии и компаративистики и представления результатов в научной и научно-популярной форме.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
1.1
Персонажи в литературном процессе первой половины XIX в.   /Лек/
8
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Персонажи в русской литературе 2-й половины XIХ века /Лек/
8
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Действующие лица в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» /Пр/
2
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Автор и герои в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» /Пр/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Система персонажей в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя /Пр/
8
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.6
Роман И.А. Гончарова «Обломов» /Пр/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» /Пр/
4
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Герои в мире романа  «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского  

/Пр/

6
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Подготовка глоссария /Ср/
26
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Подготовка докладов  /Ср/
24
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Написание рефератов /Ср/
4,5
ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Проблематика, система действующих лиц, конфликт, жанровое своеобразие.

2. Новаторский характер трагедии «Борис Годунов». Проблематика, художественное своеобразие. Историзм как художественный принцип.

3 Евгений Онегин» А.С. Пушкина как социально-бытовой роман. Замысел и его реализация. Проблема героя и смысл заглавия. Эволюция Онегина и авторское отношение к герою. Система образов. Сюжет, логика его развития.

4. Композиция романа «Герой нашего времени», смысл хронологических смещений в сюжете. Глава «Фаталист», ее роль в раскрытии авторского замысла. Авторская позиция. Споры о художественном методе романа.

5. Смысл названия поэмы «Мертвые души». Концепция человека. Концепция характера и принципы построения характера. Образ Чичикова, его роль в поэме. Психологизм Гоголя.

6. Главный герой в персонажной системе романа Гончарова «Обломов». Роль второстепенных персонажей.

7. Герой-идеолог в романе Тургенева «Отцы и дети», другие персонажи романа.

8. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр, герои, сатирический психологизм.

9. Образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Герой-идеолог и его теория. Система персонажей.

10. Роман «Братья Карамазовы» как художественно-философский синтез исканий Ф.М. Достоевского. Проблематика и построение романа.

11. Образы Мити, Ивана и Алеши в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Тема «карамазовщины» и «братства» в романе.

12. Анна Каренина» Л.Н. Толстого как роман о современности. «Мысль семейная» в романе. Главные герои романа.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. 2. Проблематика романов И.А. Гончарова. 3. И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Идейно-художественное своеобразие. 4. Н.А.Некрасов. Основные этапы жизни и творчества. Лирика. 5. Н.А.Некрасов. Поэмы. Образы «народных заступников». 6. Н.А.Некрасов. Поэмы. Образы русских женщин 7. Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Бедные люди». 8. Тема «маленького» человека в творчестве Ф.М. Достоевского. 9. Социально-психологическая и общефилософская проблематика романов Ф.М. Достоевского (на выбор). 10. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» как идеологический роман. 11. Л.Н.Толстой. Роль времени и окружающей среды в формировании личности писателя (трилогия «Детство. Отрочество. Юность»). 12. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» как историческое, героико-патриотическое, философское и психологическое произведение. 13. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Социально-психологическая проблематика. 14. Творчество Н. С. Лескова. 15. Сказ Н. С. Лескова "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)", его романтический характер и фольклорные корни. Особенности сатиры.
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
16. Н.А. Некрасов. Тема социальной трагедии в «городской» и «крестьянской» лирике поэта. 17. Гражданские идеалы поэзии Н.А. Некрасова. Поэмы («Кому на Руси жить хорошо»; «Мороз, Красный нос»). 18. Творчество Ф. М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание»: идейное содержание, система образов, архитектоника сюжета. 19. А.Н. Островский-драматург. Драма «Гроза»: психологический, социальный и исторический смысл конфликта. 20. Фольклорные мотивы в пьесах А.Н. Островского (пьеса-сказка «Снегурочка»). 21. «Мысль семейная» в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»). 22. Роман «Воскресение» Л.Н.Толстого. Социальная и нравственно-этическая проблематика. Проблема художественного метода и стиля Толстого. 23. Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего А.П.Чехова. 24. Жанр короткого рассказа в творчестве А.П.Чехова: специфика содержания и формы. 25. Тема «футлярного существования» в трилогии А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Конфликт обыденного и идеального в произведениях Чехова. 26. Драматургия А.П.Чехова. Образ прошлого, настоящего и будущего России в пьесах Чехова.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кулешов В. И.
История русской литературы 19 века: учебное пособие для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
http://www.iprbookshop.ru/110052.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Минералов Ю.И.
История русской литературы 19 века (40-60-е годы): учебное пособие для вузов
Москва: Высшая школа, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Foxit Reader
6.3.1.5
Google Chrome
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
MS Office
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
404 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на 

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.