(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Интерактивная лекция (эвристическая беседа)
Содержание лекции:
Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями. Рыночная экономика и менеджмент. Менеджмент и предпринимательство. Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, механизм управления, процесс управления, уровень управления, звено и элемент управления. Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Дискуссия по заданной теме
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение
задания.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Составление и обсуждение схемы деятельности образовательной организации
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Эволюция менеджмента. Опыт менеджмента в России и за рубежом. Школа научного управления и ее современные модели. Административная (классическая) школа менеджмента. Школа человеческих отношений и ее развитие. Новые школы в управлении (управление с позиции организационного поведения, количественный подход в управлении). Современные научные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.
/Лек/
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Понятие организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов. Признаки организации. Стадии жизненного цикла организации. Внутренняя среда организации и ее переменные элементы. Организационная культура фирмы: понятие, элементы, функции, виды. Имидж организации, имидж менеджера. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Дискуссия по заданной теме
3 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Сущность и классификация функций управления. Общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, - их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость. Цикл управления. Принципы менеджмента: общие и частные.
Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.
/Лек/
Образовательные технологии:
Выполнение практических заданий, работа в малых группах.
План занятия:
1 Выполнение практических зааний
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Сущность, виды, методы и принципы планирования. Формы организации планирования. Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.
Классификация целей образовательной организации. Миссия, генеральная, общеорганизационные и специфические цели. Дерево целей.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка к проверочной работе
Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка Блейка-Моутона. Требования к современному менеджеру. Источники власти. Формы власти и воздействия на подчиненных. Влияние и способы воздействия на подчиненных. Источники авторитета менеджера. Понятие лидерства. Власть и лидерство. Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Новые концепции лидерства.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии.
План занятия:
1 Дискуссия по заданной теме
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
/Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии. /Ср/
Интерактивная лекция (демонстрация наглядных пособий)
Содержание лекции:
Понятие и принципы организации как функции менеджмента. Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления. Характеристика уровней управления. Управленческие полномочия. Ответственность. Делегирование организационных полномочий: принципы, масштабы, требования, выгоды, сопротивление со стороны руководителей и подчиненных. Централизация и децентрализация управленческих полномочий.
Организационная структура управления предприятия и ее типы: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная. Современные организационные структуры. Проектирование организационных структур.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка доклада
Форма отчетности: конспект, презентация, доклад,
опрос на занятии.
/Ср/
Содержание лекции:
Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении образовательной организацией. Мотивационная структура. Мотивационный процесс.
Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторая теория Ф.Герцберга, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума, теория справедливости или теория равенства С.Адамса, модель Портера-Лоулера. Применимость теорий мотивации в практике управления образовательной организацией. Стимулирование и его виды.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
/Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Проблемы, связанные с управлением персоналом. Категории персонала на предприятии. Должностные инструкции сотрудников. Основные аспекты управления персоналом. Наем, оценка и отбор персонала на предприятиях. Оплата труда персонала в организациях. Развитие персонала в организациях. Формирование кадрового резерва. Повышение квалификации персонала. Управление процессом обучения персонала. Деловая оценка персонала. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. /Лек/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание лекции:
Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Этапы подготовки, принятия и организации выполнения решений.
Методы принятия и оптимизации управленческих решений: математическое моделирование; метод экспертных оценок; метод мозгового штурма; теория игр, метод дерева решений, метод сценариев и др. Человеческий фактор в процессе принятия и реализации управленческого решения. Организация и контроль за исполнением принятых решений. Риск в управленческих решениях.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Способы коммуникации. Коммуникационные барьеры.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, тренинга.
План занятия:
1 Проведение тренинга
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы. /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
Форма отчетности: конспект, опрос на занятии. /Ср/
Содержание лекции:
Понятие и виды контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
Системы контроля. Требования к системе контроля. Этапы организации контроля. Установление стандартов контроля. Сопоставление достигнутых результатов со стандартами. Принятие необходимых корректирующих мероприятий. Эффективность контроля.
/Лек/
Образовательные технологии:
Метод дискуссии, работа в малых группах, выполнение практических
заданий.
План занятия:
1 Выполнение практических заданий
2 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
3 Выполнение проверочной работы (тест). /Пр/
Содержание самостоятельной работы:
1 Подготовка к практическому занятию (изучение основной и
дополнительной литературы).
2 Подготовка конспекта
3 Подготовка к проверочной работе
Форма отчетности: конспект, тест, опрос на занятии. /Ср/
1) Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями.
2) Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, процесс управления, уровни управления.
3) Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров.
4) Эволюция менеджмента. Школы менеджмента, их содержание и отличительные особенности.
5) Современные научные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный, их содержание и отличительные особенности.
6) Системный подход в управлении: его содержание и значение для организации.
7) Понятие и признаки организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов.
8) Внутренняя среда организации и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, люди.
9) Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
10) Внешняя среда организации: её виды и характеристики.
11) Необходимость исследования внешней и внутренней среды для построения модели управления современной организацией
12) Сущность и классификация функций менеджмента в организации.
13) Понятие и классификация методов менеджмента.
14) Сущность, виды, методы планирования.
15) Цели и целеполагание управленческой деятельности. Требования, предъявляемые к целям.
16) Понятие цели. Классификация целей организации.
17) Понятие миссии. Дерево целей организации.
18) Понятие и этапы стратегического планирования. Миссия.
19) Сущность SWOT-анализа. Матрица БКГ.
20) Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.
21) Жизненный цикл организации: понятие, этапы.
22) Вертикальное и горизонтальное разделение труда работников аппарата управления.
23) Делегирование организационных полномочий: принципы, требования, проблемы.
24) Современные подходы к формированию организационной структуры: механистический и органический.
25) Характеристика линейно-функциональной организационной структуры управления.
26) Особенности и характеристика современных организационных структур.
27) Понятия «мотивация», «потребность». Значение мотивации в управлении организации.
28) Характеристика содержательных теорий мотивации.
29) Характеристика процессуальных теорий мотивации.
31) Понятие и виды управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческого решения.
32) Виды управленческих решений.
33) Этапы подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.
34) Процесс моделирования в менеджменте. Виды моделей.
35) Понятие и функции коммуникации. Элементы коммуникационного процесса.
36) Классификация коммуникаций. Виды коммуникаций в современной организации.
37) Особенности и требования к организации коммуникационного процесса современной организации.
38) Понятие и виды контроля. Требования к системе контроля.
39) Этапы организации процесса контроля в современной организации.
40) Понятие и типология конфликтных ситуаций.
41) Характеристика последствий и методов разрешения конфликтов в организации.
42) Понятие и виды имиджа. Формирование имиджа делового человека.
43) Основы лидерства: природа, понятие, стили лидерства.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в ходе учебного процесса. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах занятий тем, решение тестов и др.
Примерные тестовые задания:
1. Системный подход к управлению рассматривает менеджмент как…
a) сложную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем
b) реализацию совокупности общих и специальных функций управления
c) использование различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации
d) систему, основанную на разработке и реализации комплекса стратегических, тактических и оперативных целей управления
2. Какая из предложенных характеристик нетипична для бюрократического типа управления?
a) Ясная и чёткая мотивация инициативы персонала;
b) Жесткое распределение функций и обязанностей в системе управления;
c) Ориентация персонала на решение проблем;
d) Высокая исполнительская дисциплина;
e) Чрезмерное внимание документации.
3. Какие содержательные элементы наиболее полно и объективно выражают понимание цели?
a) Цель включает методологию разработки решений, информацию и человеческий фактор;
b) Цель – это результат, к достижению которого стремится менеджер;
c) Цель включает потребности и пути их реализации;
d) Цель – это модель факторов достижения эффективности управления;
e) Цель включает возможное, желательное и необходимое состояние системы.
4. Выберите наиболее полное определение понятия жизненного цикла организации:
a) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация, взаимодействуя с окружающей средой, при изменении жизненного цикла продукции;
b) ЖЦО – историческая эволюция, которую претерпевает организация при взаимодействии с окружающей средой, включающая предсказуемую последовательность качественно различающихся стадий;
c) ЖЦО – определённый временной интервал, включающий последовательность качественно различающихся стадий и этапов;
d) ЖЦО – необратимое, направленное, закономерное изменение организации и её подразделений от стадии формирования до этапа ликвидации, которое руководитель должен изменить.
5. Что представляют собой полномочия?
a) Должностной статус руководителя;
b) Авторитет менеджера в среде его коллег;
c) Право на принятие управленческих решений;
d) Право воздействовать на деятельность людей;
e) Наличие знаний и опыта для осуществления управления.
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и конспектирование. Для того чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо изучить теоретический материал, представленный в рекомендуемой литературе, творчески его переработать и представить его для отчета в рекомендованной форме.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания. Выполненные задания проверяются преподавателем.