(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
09.04.03 Прикладная информатика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
рисками организации, приемами их управления и типовыми методами и моделями, используемых в анализе и оптимизации экономических операций с учетом факторов риска;
- научить использовать в сфере ИС современные специальные экономико-математические инструментарии анализа и оценки риска;
- научить технологии выработки решения в условиях риска и неопределенности и решению типовых задач по управлению экономическими рисками организации.
ции
ракт.
2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации
Вопросы для подготовки:
1. Что такое РОП. Основная задача, преимущества. Правовая основа регулирования
2. Что такое КАОР, как они составляются. Процесс организации и создания групп по оценке рисков. Какие категории источников опасности приняты в этой методике.
3. Построение иерархии мер управления по исключению или минимизации рисков
/Ср/
Расчет основных показателей индивидуального риска предприятия
Обсуждение вопросов дискуссии /Лаб/
2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации /Ср/
1. Классификация методик оценки риска на основе вероятностно-эвристического подхода.
2. Расчет вероятности различных аварийных сценариев
/Ср/
2. Защита презентаций по реферативным темам
Обсуждение вопросов дискуссии
/Лаб/
/Лаб/
2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации /Ср/
Сущность причинных и следственных факторов. /Лек/
Задать количество ИС в организации. Составить список угроз и уязвимостей для различных семейств контролей. Составить исходную матрицу прямого влияния А, найти матрицы Х и Т. задать пороговое значение, проанализировать орграф. /Лаб/
Уровни зрелости управления рисками /Лек/
учебное пособие Нестерова С.А.
2) стандартов в области информационной безопастности, использующие концепции управления рисками. ISO/IEC 15408 Критерии оценки безопастности /Ср/
1. Сущность и классификация рисков.
2. Сущность рис-ориентированного подхода (РОП).
3. Характеристика процесса управления риском.
4. Что такое РОП. Основная задача, преимущества. Правовая основа регулирования
5. Что такое КАОР, как они составляются. Процесс организации и создания групп по оценке рисков. Какие категории источников опасности приняты в этой методике.
6. Построение иерархии мер управления по исключению или минимизации рисков
7. Характеристика и расчет индивидуального, коллективного и социального рисков.
8. Методика расчета индивидуальных и коллективных рисков
9. Построение модели социотехнической системы
10. Классификация методик риска на основе вероятностно-эвристического подхода.
11. Оценка нанесения материального ущерба
12. Важность оценки прямых и косвенных материальныхзатрат
13. Оценка профессионального риска
14. Основные термины и определения ы управлении рисками с ИС
15. Группы контролей безопастности
16. Метод DEMATEL
17. Построение матрицы полного отношения
18. Причинные и следственные факторы
19. Построение орграфа
20. Применение метода аналитической сети для вычисления вероятностей реализации угроз в семействах контролей безопастности
21. Как расчитать вектор приоритетов
22. Современные стандарты в области информационной безопастности, использующие концепцию управления рисками
23. Характеристика подхода к управлению рисками, предложенная компанией Microsoft.
24. Характеристика этапов управления рисками ИС: оценка; поддержка принятия решений; реализация контроля;
25. Оценка эффективности программы. Уровни зрелости управления рисками
26. Типы шкал для измерения рисков и их последствий
2. Принципы концепции приемлемого риска и системного подхода
3. Стратегические риски предприятия
4. Риски Информационных систем
5. Сбалансированная система показателей оценки экономических рисков
6. Методы управления рисками
7. Построение и возможности применения карты риска
8. Содержание стандартов управления рисками
9. Сущность точечной оценки показателей риска
10. Сущность концепции рисковой стоимости
11.Описание рисков с помощью концепции дерева целей
13. Распространенные типы шкал для измерения рисков и их последвий
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.