2022-2023_09_04_03_2022_872М_plx_Экономическая оценка и управление рисками_Управление информационными системами в бизнесе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономическая оценка и управление рисками
Учебный план
09.04.03_2022_872М.plx

09.04.03 Прикладная информатика

Управление информационными системами в бизнесе
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
66,6
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,55
32,55
32,55
32,55
Сам. работа
66,6
66,6
66,6
66,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Поп екатерина Николаевна
 
 
Экономическая оценка и управление рисками
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)
 
09.04.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 11/1  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование у студентов устойчивых знаний о методах экономической оценки, анализа и управления рисками, а также умений и навыковиспользования этих инструментов в процессе управления организацией и информационными системами организации

1.2
Задачи: - познакомить с основными элементами системы управления экономическими

рисками организации, приемами их управления и типовыми методами и моделями, используемых в анализе и оптимизации экономических операций с учетом факторов риска;

- научить использовать в сфере ИС современные специальные экономико-математические инструментарии анализа и оценки риска;

- научить технологии выработки решения в условиях риска и неопределенности и решению типовых задач по управлению экономическими рисками организации.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Цифровое общество и проблемы прикладной информатики
2.1.2
Ознакомительная практика
2.1.3
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.1.4
Управление ИТ-проектами
2.1.5
Эксплуатационная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организационно-управленческий  модуль
2.2.2
Маркетинг информационных продуктов и услуг
2.2.3
Проектный модуль
2.2.4
Современные модели бизнеса и стратегии управления
2.2.5
Управление внедрением информационных систем
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-5: Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию информационных систем предприятий и организаций
 
Знает: - классификацию и сущность рисков - методики оценки рисков и их последствий - стратегии управления рисками - понятийный аппарат профессиональных терминов - стандарты, имеющие отношения  к управлению рисками Умеет: - методики оценки рисков переносить и использовать в отношении ИС предприятия - описывать ИС предприятия: содержание ее каждого элемента, внутреннии и внешнии взаимосвязанные процессы - определять рискованные аспекты в ИС, в предприятиях; видит ситуации альтернативных прияний решений
ИД-1.ПК-5: Знает методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
 
Знает: - вероятностно=эвристические методы оценки рисков - метод Dematel/ Умеет: - определять причино-следственные факторы - применять метод анализа сети для вычисления вероятностей реализации угроз Владеет: - методами расчета материального ущерба рисков и их последствий - методиками оценки рисков - методами управления рисками
ИД-2.ПК-5: Применяет современные методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
 
 
 
стр. 5
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Риск-ориентированный подход
 
1.1
Сущность и основные задачи риск-ориентированного подхода (РОП). Критерии рисков и классы опастности. Организация и создание группы по оценке рисков. Карта анализа и оценки риска. Оценка вероятности наступления нежелательного события. Оценка степени тяжести последствий. /Лек/
2
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
расчет риска по методике "Матрица оценки риска" /Лаб/
4
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
1. Подготовка к практическому заданию

2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации

Вопросы для подготовки:

1. Что такое РОП. Основная задача, преимущества. Правовая основа регулирования

2. Что такое КАОР, как они составляются. Процесс организации и создания групп по оценке рисков. Какие категории источников опасности приняты в этой методике.

3. Построение иерархии мер управления по  исключению или минимизации рисков

/Ср/

10,6
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Оценка приемлемого, индивидуального,  коллективного и социального риска 
 
2.1
цель проведения приемлемого, индивидуального, коллективного и социального риска. Этапы количественной оценки. Оценка индивидуального и коллективного риска.  /Лек/
2
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Расчет рисков на примере  конкретного предприятия

Расчет основных показателей индивидуального риска предприятия

Обсуждение вопросов дискуссии /Лаб/

6
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.3
1. Подготовка к практическому заданию, изучение литературы

2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации /Ср/

14
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
стр. 6
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
Раздел 3. Раздел 3. Вероятностно-эвристический метод оценки риска
 
3.1
вопросы для самоконтроля:

1. Классификация методик оценки риска на основе вероятностно-эвристического подхода.

2. Расчет вероятности различных аварийных сценариев

/Ср/

14
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
3.2
1.Защита глоссария по курсу.

2. Защита презентаций по реферативным темам

Обсуждение вопросов дискуссии

/Лаб/

4
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Оценка нанесения материального ущерба
 
4.1
Прямой и косвенный ущерб.  /Лек/
0,5
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.2
Решение задачи на расчет материального ущерба.

/Лаб/

6
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
4.3
1. Подготовка к практическому заданию, изучение литературы

2. Подготовка к промежуточной и текущей аттестации /Ср/

14
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Применение метода DEMATEL  в информационных системах
 
5.1
Суть метода DEMATEL (лаборатория оценивания и испытания принятия решений) - комплексный подход для построения и анализа сетевой модели, использующей причино-следственные связи между факторами.

Сущность причинных и следственных факторов. /Лек/

1,5
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.2
Выполнение индивидуального задания:

Задать количество ИС в организации. Составить список угроз и уязвимостей для различных семейств контролей. Составить исходную матрицу прямого влияния А, найти матрицы Х и Т. задать пороговое значение, проанализировать орграф. /Лаб/

4
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5.3
Составить описание элементов ИС. /Ср/
6
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Методика управления рисками
 
6.1
Характеристика подхода к управлению рисками, предложенная компанией Microsoft. Характеристика этапов управления рисками ИС: оценка; поддержка принятия решений; реализация контроля; Оценка эффективности программы.

Уровни зрелости управления рисками /Лек/

2
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
6.2
Изучение 1)материала по вявление уязвимостей с помощью Microsoft Baselin Security Analyser.

учебное пособие Нестерова С.А.

2) стандартов в области информационной безопастности, использующие концепции управления рисками. ISO/IEC 15408 Критерии оценки безопастности /Ср/

8
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень примерных вопросов:

1. Сущность и классификация рисков.

2. Сущность рис-ориентированного подхода (РОП).

3. Характеристика процесса управления риском.

4. Что такое РОП. Основная задача, преимущества. Правовая основа регулирования

5. Что такое КАОР, как они составляются. Процесс организации и создания групп по оценке рисков. Какие категории источников опасности приняты в этой методике.

6. Построение иерархии мер управления по  исключению или минимизации рисков

7. Характеристика и расчет индивидуального, коллективного и социального рисков.

8. Методика расчета индивидуальных и коллективных рисков

9. Построение модели социотехнической системы

10. Классификация методик риска на основе вероятностно-эвристического подхода.

11. Оценка нанесения материального ущерба

12. Важность оценки прямых и косвенных материальныхзатрат

13. Оценка профессионального риска

14. Основные термины и определения ы управлении рисками с ИС

15. Группы контролей безопастности

16. Метод DEMATEL

17. Построение матрицы полного отношения

18. Причинные и следственные факторы

19. Построение орграфа

20. Применение метода аналитической сети для вычисления вероятностей реализации угроз в семействах контролей безопастности

21. Как расчитать вектор приоритетов

22. Современные стандарты в области информационной безопастности, использующие концепцию управления рисками

23. Характеристика подхода к управлению рисками, предложенная компанией Microsoft.

24. Характеристика этапов управления рисками ИС: оценка; поддержка принятия решений; реализация контроля;

25. Оценка эффективности программы. Уровни зрелости управления рисками

26. Типы шкал для измерения рисков и их последствий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Современная система риск-менеджмента

2. Принципы концепции приемлемого риска и системного подхода

3. Стратегические риски предприятия

4. Риски Информационных систем

5. Сбалансированная система показателей оценки экономических рисков

6. Методы управления рисками

7. Построение и возможности применения карты риска

8. Содержание стандартов управления рисками

9. Сущность точечной оценки показателей риска

10. Сущность концепции рисковой стоимости

11.Описание рисков с помощью концепции дерева целей

 
стр. 8
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
12. Роль информации в выборе методов оценки экономических рисков и их последствий

13. Распространенные типы шкал для измерения рисков и их последвий

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
реферат, вопросы к зачету, опрос, задания для лабораторных работ, защита глоссария
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Герасименко Н. С., Любимов А. А.
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/96557.html
 
Л1.2
Монахова З. Н., Монахов М. С., Барбаков Г. О., Скипин Л. Н.
Прогнозирование и оценка производственных рисков: учебник
Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019
https://www.iprbookshop.ru/101448.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Нестеров С. А.
Анализ и управление рисками в информационных системах на базе операционных систем Microsoft: учебное пособие
Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/89416.html
 
Л2.2
Абденов А. Ж., Белкин С. А., Заркумова-Райхель Р. Н.
Методика оценки риска для информационных систем на основе экспертных оценок: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014
https://www.iprbookshop.ru/44957.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
322 А2
Компьютерный класс. Лаборатория информатики и информационно-коммуникативных технологий. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

 
стр. 10
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.