2022-2023_09_04_03_2022_872М_plx_Педагогика и психология_Управление информационными системами в бизнесе
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология
Учебный план
09.04.03_2022_872М.plx

09.04.03 Прикладная информатика

Управление информационными системами в бизнесе
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
80,7
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,45
18,45
18,45
18,45
Сам. работа
80,7
80,7
80,7
80,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пс. н., доцент, Гонохова Т.А.
 
 
Педагогика и психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)
 
09.04.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 11  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: способствовать повышению общей и психолого-педагогической культуры, компетентности и уровню ответственности за принимаемые решения.
1.2
Задачи: - ознакомить с основными направлениями развития и категориями психологической и педагогической науки; - создать у студентов мотивацию к овладению психолого-педагогическими знаниями не только в рамках курса, но и самостоятельной организации своего психолого-педагогического образования; - ознакомить с методами развития профессионального мышления специалистов; - усвоить методы воспитательной работы с кадрами, персоналом; приобрести опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности специалиста в области социально-экономической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коммуникативные технологии общения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
знает теоретические основы саморазвития; умеет использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития; владеет навыками поиска и  использования имеющегося опыта в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни
ИД-1.УК-6: Находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития и образования в течение всей жизни.
 
знает теоретические основы выделения мотивов и стимулов для саморазвития и образования в течение всей жизни; умеет самостоятельно выявлять мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни, определяя реалистические цели профессионального роста; владеет навыками самостоятельного выявления мотивов и стимулов для саморазвития и образования в течение всей жизни, определения реалистических целей профессионального роста
ИД-2.УК-6: Самостоятельно выявляет мотивы и стимулы для саморазвития и образования в течение всей жизни, определяя реалистические цели профессионального роста. 
 
знает основы профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности; умеет планировать профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда; владеет навыками планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
ИД-3.УК-6: Планирует профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда. 
 
знает характеристику условий неопределенности; умеет действовать в условиях неопределенности, корректируя планы и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов; владеет навыками поведения в условиях неопределенности, коррекции планов по их реализации
ИД-4.УК-6: Действует в условиях неопределенности, корректируя планы и шаги по их реализации с учетом, имеющихся ресурсов.
 
 
 
 
стр. 5
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Педагогика и психология
 
1.1
Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции, педагогики. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

/Лек/

1
ИД-1.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Тема 2. Сущностные характеристики образовательного процесса. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Формы, методы и средства образовательного процесса /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Тема 3. Предмет, объект, задачи и основные направления современной психологии. Методы психологии. Место психологии в системе наук. Психика, поведение и деятельность

/Лек/

1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.4
Тема 4. Психология личности. Индивидуально-психологические свойства личности /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.5
Тема 5. Познавательные процессы /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.6
Тема 6. Психология общения и речи. Межличностные отношения /Лек/
1
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.7
Тема 1. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

2. Соотношение процессов развития, воспитания и обучения.

3. Целостность учебно-воспитательного процесса как единство процессов обучения, воспитания, развития, образования и формирования личности.

4.  Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

5. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1.8
Тема 2. Основы педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание в педагогическом процессе.

2. Формы, методы и средства образовательного процесса.

3. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

5. Общая характеристика и специфика педагогической профессии.

6. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и обучающихся.

7. Культура и мастерство педагогического общения.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.9
Тема 3. Психика и организм. Сознание как высшая форма человеческой психики

Вопросы для обсуждения:

1. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции.

2. Сравнительная характеристика основных этапов развития психики и поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.

3. Мозг и психика.

4. Психика, поведение и деятельность.

5. Сознание и труд, сознание и деятельность.

5. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.10
Тема 4. Познавательные процессы. Ощущение, восприятие, представление. Память, мышление, воображение.

Вопросы для обсуждения:

1. Психология сенсорных и перцептивных процессов.

2. Многозначность определения внимания. Особое место внимания среди других психических процессов и явлений.

3. Виды, свойства и развитие внимания.

4. Виды и процессы  памяти.

5. Социальная природа мышления. Свойства мышления. Виды мышления.

6. Воображение, его природа. Виды воображения. Воображение и творчество.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 7
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1.11
Тема 5. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности. Психология индивидуальных различий.

Вопросы для обсуждения:

1. Многозначность понятия личность в современной психологии.

2. Факторы и движущие силы развития личности.

3. Темперамент и его психологические особенности.

4. Черты характера и его целостность.

5. Способности как форма интеграции личности.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.12
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности. Психическая регуляция поведения и

деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, функции эмоций и чувств. Связи эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика человека.

2. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств.

3. Высшие чувства как результат общественного развития личности.

4. Воля как сознательная регуляция деятельности и поведения. Функции воли.

5. Волевые качества личности. Воля и проблемы самовоспитания.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.13
Тема 1. Общие формы организации учебной деятельности.         

Задание 1. Подготовить сообщение с использованием практико-ориентированных образовательных технологий на выбор по темам:

1. «Использование компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов».

2. «Деловые игры по экономическим дисциплинам как одна из форм активных методов обучения».

3. «Роль предметных декад в освоении экономических знаний».

4. «Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов посредством развития творческого потенциала».

/Ср/

14,7
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.14
Тема 2. Цели, средства, методы воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

/Ср/

15,4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 8
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
1.15
Тема 3. Психология как наука, предмет, задачи и методы психологии Психика и организм. Сознание как высшая форма человеческой психики.  

Задание 1. Расклассифицируйте методики следующего списка по основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора; действенные тесты; тесты достижения; социометрические методики; групповые тесты; тесты профпригодности; вербальные тесты; графические тесты; тесты межличностных отношений; тесты интересов; тесты установок; тесты способностей; личностные тесты; тесты эмоциональной регуляции; аппаратурные методики; проективные тесты; диагностика готовности к школе; клинические тесты; индивидуальные тесты; тесты конформности; тесты психологической совместимости; опросники; тесты «карандаш – бумага»; интеллектуальные тесты; экспертные оценки; диагностика темперамента.

/Ср/

14
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.16
Тема 4. Познавательные процессы. Ощущение, восприятие, представление. Внимание. Память, мышление, воображение.        

Задание 1. Составьте рекомендации по развитию внимания.

Задание 2. Составьте рекомендации по развитию продуктивности памяти.

Задание 3. Составьте рекомендации по развитию мышления.

/Ср/

16
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.17
Тема 5. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности. Психология индивидуальных различий.       

Задание 1. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните тесты на определение самооценки личности, типа темперамента, характера.

/Ср/

12,6
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.18
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности. Психическая регуляция поведения и деятельности.    

Задание 1. Составьте рекомендации по саморегуляции.

/Ср/

8
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
стр. 9
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-3.УК-6 ИД-4.УК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерный перечень вопросов к зачету 1. Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. 2. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 3. Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента. 4. Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация. 5. Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (А. Маслоу). 6. Виды памяти, объем, условия перехода КВП в ДВП, индивидуальные различия памяти. 7. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности. 8. Внимание. Основные свойства и виды внимания. 9. Общая характеристика психических процессов и психических состояний. 10. Характер. Проблемы формирования и типологии характера. 11. Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений. Закономерности ощущений 12. Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия. 13. Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность». 14. Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы. 15. Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура. 16. Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний. 17. Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (К. К. Платонов). 18. Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении. 19. Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах. 20. Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе. 21. Понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты. 22. Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта. 23. Объект, предмет, задачи, функции педагогики. 24. Образование как общественное явление. 25. Методы исследований в педагогике. 26. Основные методологические положения научной педагогики. 27. Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование). 28. Сущность, закономерности педагогического процесса. 29. Принципы организации и структура педагогического процесса. 30. Сущность, задачи, структура процесса обучения. 31. Функции обучения. Система дидактических принципов. 32. Сущность и структура учебной деятельности. 33. Характеристика методов обучения. 34. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. 35. Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов. 36. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи. 37. Этапы формирования коллектива. 38. Цель и содержание, тенденции современного образования. 39. Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (А. К. Маркова). 40. Стили педагогического руководства.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Письменные работы не предусмотрены
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 10
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
Москва: Логос, 2013
 
Л1.2
Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66421.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Загвязинский В.И., Атаханов Р.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2003
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только 
 
стр. 11
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
провокацией, катализатором следующей проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме. Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару. Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование - один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее, есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста. Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем. Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях: - на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше; - если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами; - выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления. На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе. По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Выше приведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии. Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистрант повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал. Методические рекомендации по составлению презентации Презентация (от англ. «рrеsепtаtіоп» - представление) - это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата. На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла,  а так же и записанный с микрофона. На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. Требования к презентации: 1. Презентация создается с помощью программы MS Power Point. 2. Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; сведения об 
 
стр. 12
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
авторе. 3. Общее количество  слайдов в презентации не должно быть меньше 10 слайдов и более 15. 4. Информация на слайдах должна быть структурирована и представлена последовательно, не перегружена текстом: объем текста на слайде – не больше 7 строк; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации; общее количество слов не должно превышать 50. 5. Каждый слайд должен отражать одну мысль. 6. Шрифт: не менее 24пт для основного текста и не менее 28пт для заголовка; полужирный шрифт используется для названия структур документа, курсив — логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д.,«прямой» обычный - основной текст; не использовать более трех различных шрифтов на одном слайде. 7. Цветовая схема должна быть одинаковой для всех слайдов. Слайды должны быть не слишком яркими, без лишних украшений. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. 8. Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) должны соответствовать содержанию. Иллюстрации используются хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). 9. Должно быть логическое завершение презентации, содержащее: заключение, обобщения, выводы. 10. Заключительный слайд должен содержать список использованной литературы и источников 11. Всю текстовую информацию необходимо тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Методические указания к решению ситуационных задач Одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций – ситуационная задача – заключается в том, что обучаемому предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Например, учащимся даётся задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом обучающимся предлагаются решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои варианты решения проблемы. При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому. Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: - Название задания. - Личностно-значимый познавательный вопрос. - Информация по данному вопросу (в виде текста, таблиц, графиков и др.) - Задания на работу с данной информацией Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли обучающимся не столько воспроизводить знания, сколько их использовать. Сущность педагогической ситуации выражается через: - противоречие между имеющимися педагогическими знаниями обучающихся и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой; - развитие этого противоречия; - его разрешение. Алгоритм анализа ситуационной задачи 1.Сформулируйте проблему ситуации. 2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации. Смысл выполнения ситуационной задачи в получении информации о том, чему необходимо обучающемуся научиться, какие умения освоить. Одна из задач – развитие аутентичной оценки (оценки магистрантом своих учебных успехов). Критерии оценки решения ситуационных задач «отлично» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. «хорошо» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;  неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;  выполнение заданий при подсказке преподавателя;  затруднения в формулировке выводов. «неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. Методические указания по подготовке к зачету Итоговой формой контроля знаний магистрантов заочной формы обучения по дисциплине является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков магистрантов. Цель зачета – проверить теоретические знания магистрантов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые магистранту 
 
стр. 13
УП: 09.04.03_2022_872М.plx
 
необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как магистрант понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли. Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения магистранта, вопросы подготовить заранее и записать тезисами. Запись включает дополнительные ресурсы памяти. На зачете преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что магистрант вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. Основные критерии оценки ответа: 1)правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); 2)полнота и одновременно лаконичность ответа; 3)новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников; 4)умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5)логика и аргументированность изложения; 6)грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; 7)культура речи. Критерии оценки ответа на зачете: «Зачтено» - выставляется при условии, если магистрант показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт. «Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если магистрант показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной  и дополнительный вопросы