2022-2023_01_04_01_2022_662М_plx_Теория и методика преподавания математики в школе и вузе_Математическое образование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика преподавания математики в школе и вузе
Учебный план
01.04.01_2022_662М.plx

01.04.01 Математика

Математическое образование
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
29,5
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
12 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
43,75
43,75
43,75
43,75
Сам. работа
29,5
29,5
29,5
29,5
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Темербекова А.А.
 
 
Теория и методика преподавания математики в школе и вузе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.01 Математика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 12)
 
01.04.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 12  

Зав. кафедрой Богданова Р.А.

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Р.А.

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Р.А.

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Р.А.

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Р.А.

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: изучение особенностей организации учебной деятельности по математическим дисциплинам в учебных заведениях разного уровня и выявление актуальных проблем этой деятельности.
1.2
Задачи: 1) знание требований к математической подготовке школьников и студентов  высших учебных заведений; 2) знание методов и форм осуществления педагогической деятельности в сфере математического образования на разных его уровнях; 3) умение ставить проблемы организации обучения в школе и высших учебных заведениях и планировать деятельность по их разрешению; 4) умение использовать  знания в сфере математики при осуществлении педагогической деятельности; 5) владение современными технологиями преподавания математики, позволяющими активизировать познавательную деятельность и организовывать самостоятельную работу обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Менеджмент в профессиональной деятельности
2.1.2
Дополнительные главы алгебры и ее приложения
2.1.3
Дополнительные главы алгебры и ее приложения
2.1.4
Дополнительные главы геометрии и ее приложения
2.1.5
Дополнительные главы математического анализа и ее приложения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Управление проектами
2.2.2
Теория и методика обучения решению олимпиадных задач по математике
2.2.3
Современные методы и технологии математического образования
2.2.4
Педагогическое проектирование в математическом образовании
2.2.5
Технология оценки качества образовательного процесса при обучении математике
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-3: Способен использовать знания в сфере математики при осуществлении педагогической деятельности
 
знает методы и формы осуществления педагогической деятельности в сфере математического образования на разных его уровнях
ИД-1.ОПК-3: Демонстрирует знания в сфере математики при осуществлении педагогической деятельности
 
умеет использовать  знания в сфере математики при осуществлении педагогической деятельности владеет современными технологиями преподавания математики, позволяющими активизировать познавательную деятельность и организовывать самостоятельную работу обучающихся
ИД-2.ОПК-3: Демонстрирует способность использования знаний в сфере математики при осуществлении педагогической деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
стр. 5
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
1.1
Стратегия и тактика развития высшей школы.

Предмет и задачи теории и методики обучения математике. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе.

Учебные планы. Планирование учебной работы учителя. Формы обучения. Урок как основная форма обучения математике. Средства обучения. Базовое образование основной школы. Тенденции развития школьного математического образования на современном этапе. Основные принципы, цели и задачи обучения в школе. Основные методы и приемы обучения математике. основные содержательные линии: числовая, задачная, элементы алгебры, элементы геометрии.  Стратегия и тактика развития высшей школы. Проблемы подготовки учителя математики. Формирование творческой активности будущих учителей

математики.

/Лек/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Математические понятия и методика их формирования.

Формирование математических понятий. Понятия, их роль, объем и содержание понятия, отношения между понятиями. Определение понятия. Формально-логическое определение понятия (определение через род и вид). Правила определений и ошибки в определениях. Другие виды определений и особенности работы с ними. Методика введения определений. Неопределяемые понятия и методика их введения. Методика изучения аксиом.

/Лек/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Математические предложения и доказательства. Методика их изучения. Определение структуры теоремы. Виды теорем: импликативные и неимпликативные; простые и сложные. Прямая, обратная, противоположная, обратная противоположной теоремы. Необходимые и достаточные условия. Теоремы существования и единственности; теоремы-тождества; теоремы-формулы. Доказательство теоремы. Методы доказательства. Методика организации учебной деятельности в процессе работы над теоремой. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
1.4
Логическое строение учебного курса геометрии. Логико-математический анализ темы многогранники. Понятийно-терминологический аппарат изучения данной темы. Цели изучения многогранников в школьном курсе математики. Работа с учебными пособиями по геометрии. Выделение основных ступеней изучения геометрии в школе. Их анализ и методическая характеристика. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Логико-дидактический анализ учебной темы.

Логико-математический анализ темы, его основные компоненты. Основные этапы логико-дидактического анализа: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приемов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся. /Лек/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
2.1
Методика изучения геометрических фигур. Методика изучения равенства фигур.

Методика изучения многоугольников и многогранников, окружности и тел вращения. Движения и равенство фигур.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Общие вопросы методики изучения систематического курса планиметрии.

Методика изучения векторов и координат на плоскости. Изучение геометрических преобразований: движения, подобия и гомотетии; подобие фигур. Методика изучения геометрических измерений. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Методика изучения уравнений (неравенств). Понятие уравнения (неравенства с переменным) в школьном курсе математики. Развитие теоретических основ их решения на различных этапах обучения.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Функции в школьном курсе математики.  Различные трактовки понятия функции.

Общие методические принципы изучения функций. Формирование функционально-графических представлений. Методика изучения взаимообратных функций в школе и вузе. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
2.5
Организация обучения математике как деятельности (деятельностный

подход к обучению). Процесс учения и процесс познания. Этапы процесса и этапы познания. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Проверка и оценка знаний учащихся по математике.

Различные формы проверки.  /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.6
Разработка урока математики. Типы уроков математики.  Этапы урока математики. Подготовка урока математики. Анализ урока математики. Организация и проведение уроков обобщения и систематизации. Уроки повторения. /Пр/
2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.7
Логико-математический анализ темы многогранники. Понятийно-терминологический аппарат изучения данной темы. Цели изучения многогранников в школьном курсе математики.  /Пр/
2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.8
Построение структурно-логических схем с понятиями и определениями данной темы. Специальные приемы и методы построения сечений многогранников. /Пр/
2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.9
Организация стадии мотивации (проблемное обучение математике)

Сущность проблемного обучения. Требования к проблемной ситуации и формы ее организации.Способы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного урока. Уровни проблемного обучения /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.10
Методика формирования математических понятий в высшей школе

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.11
Организация индуктивного (эвристического) этапа. Индукция и ее применение в обучении математике. Наблюдение и опыт – основа индукции. Обучение через

решение задач. Применение в обучении сравнения,  абстрагирования, обобщения. Требования к применению индукции. Аналогия и ее применение в обучении математике. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.12
Организация дедуктивной стадии (стадии формализации). Проблема обучения доказательству теорем. Методика убеждения школьников в необходимости

логического доказательства. Обучение поиску доказательства (анализ и синтез как методы поиска доказательства). Обучение построению доказательства

(дедукция и ее применение в обучении математике). Методика отработки доказательства. Общая методическая схема работы с теоремой. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 8
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
2.13
Инновационные подходы к преподаванию математики в высшей школе.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.14
Роль компьютерных технологий при изучении понятия в школе и высшей школе.  Работа с цифровыми образовательными ресурсами. Создание электронного учебника по математике.  Методика создания банка аудио-

видео-, и компьютерных учебных материалов по математике. Методика

использования этих заданий на уроках алгебры, геометрии и математического анализа. /Пр/

4
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
2.15
Методика изучения производной и ее приложений. Методика изучения

первообразной и интеграла в курсе алгебры и начала анализа.

/Пр/

2
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Подготовка к практическим занятиям по теории и методике обучения математике в школе и вузе. /Ср/
10
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Подготовка к экзамену по курсу /Ср/
19,5
ИД-1.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3
1
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

Критерии оценки контрольных работ:

Критерии оценивания контрольных работ:

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Контрольная работа № 1

1. Выполните анализ доказательства теоремы:

а) выделите последовательность вспомогательных упражнений, предваряющих доказательство теоремы;  

б) опишите методику ознакомления учащихся с ее содержанием;  

 
стр. 9
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
в) приведите несколько вопросов на поиск доказательства;

г) оформите доказательство в виде таблицы.

2. Проведите логико-дидактический анализ темы и анализ задачного материала.

3. Подберите и составьте упражнения, выполнение которых способствует мотивации введения понятия и усвоению его существенных свойств.

Выделите совокупность умений, которыми должен овладеть школьник при изучении данной темы. Подберите и составьте соответствующие упражнения.

Вариант 1

1.Теорема «Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны».

2.Тема «Векторы» (VIII кл.).

3.Понятие «Квадратное уравнение».

Вариант 2

1.Теорема «Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам».

2.Тема «Четырехугольники» (VIII кл.).

3.Понятие «Функция, обратная данной».

Вариант 3

1.Теорема «У параллелограмма противолежащие стороны равны, противолежащие углы равны»

2.Тема «Движение» (VIII кл.).

3.Понятие «Степень степени».

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1. Выполните классификацию понятия «треугольник», указывая её вид.

2. Проведите логико-математический анализ: учебного текста «Квадратные корни. Арифметический квадратный корень» (Алгебра 8); одного из понятий темы;

одного утверждения (теоремы) данной темы.

Вариант 2

1. Выполните классификацию понятия «квадратное уравнение», указывая её вид.

2. Проведите логико-математический анализ: учебного текста «Разложение на множители разности квадратов» (Алгебра 7); одного из понятий темы;

одного утверждения (теоремы) данной темы.

Вариант 3

1. Выполните классификацию понятия «функция», указывая её вид (включая в неё чётные функции).

2. Проведите логико-математический анализ: учебного текста «Теорема синусов» (Геометрия 7-11);одного из понятий темы; одного утверждения (теоремы) данной темы.

Вариант 4

1. Выполните классификацию взаимного расположения прямых в пространстве, указывая её вид.

2. Проведите логико-математический анализ: учебного текста «Симметрия относительно точки» (Геометрия 7-11);одного из понятий темы; одного утверждения данной темы.

Вариант 5

1. Выполните классификацию расположения графика линейной функции, указывая её вид.

2. Проведите логико-математический анализ:учебного текста п.17 «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии» (Алгебра 9);одного из понятий темы;

одного утверждения (теоремы) данной темы.

Контрольная работа № 3

1. Способы организации учебной деятельности при введении неопределяемых понятий.

2. Способы организации учебной деятельности при введении понятий определяемых через указание родового понятия и видового отличия (дескриптивно).

3. Способы организации учебной деятельности при введении понятий определяемых конструктивно.

4. Способы организации учебной деятельности при введении понятий определяемых с помощью условного соглашения.

5. Способы организации учебной деятельности при изучении импликативных теорем.

6. Способы организации учебной деятельности при изучении теорем существования (и единственности).

7. Способы организации учебной деятельности при изучении теорем-тождеств.

8. Способы организации учебной деятельности при решении арифметических задач.

9. Способы организации учебной деятельности при решении задач на доказательство.

10. Способы организации учебной деятельности при решении задач алгебраическим методом.

11. Разработайте фрагмент урока <…>.

12. Разработайте методику введения понятия <…>.

13. Разработайте методику обучения учащихся <…>.

14. Разработайте систему упражнений на отработку <…>.

15. Подберите и методически обработайте исторические сведения о <…>.

16. Разработайте несколько дидактических игр, которые можно использовать на уроках при изучении <…>.

17. Разработайте перечень вопросов для зачета по теме <…>.

18. Разработайте лист взаимоконтроля по теме <…>.

 
стр. 10
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
19. Какие средства обучения Вы предлагаете использовать при изучении темы <…>.

20. Разработайте конспект урока <…>.

Контрольная работа № 4

Задание 1.  Методика решения задачи на построение: Построить сечение куба АBCDA1B1C1D1, проходящее через точки:

1) K; N; A, если K  - середина DD1;  N - середина D1C.

2) 2.  P; M; D, если P  - середина CC1;   M - середина C1B1.

3) M; S; C, если M  - середина BB1;  S - середина A1B1.

4) K;  S; B, если K  - середина AA1;  S - середина A1D1.

5) L; N; B1, если L  - середина A1D1; N - середина DD1.

6) 6.  T; S; A1, если T  - середина AD;    S - середина DC.

7) 7.  R; P; A,  если  R - середина BC;     P - середина CC1.

8) M; K; B, если M  - середина B1C1; K  - середина C1D1.

9) 9.  K; P; D,  если K  - середина BC;    P  - середина BB1.

10) L; R; C, если L  - середина B1C1;  R - середина A1B1.

11) M; N; C1, если M  - середина A1D1; N - середина AA1.

12) K; R; D1, если K  - середина AD;  R – середина AB.

13) L; R; D1, если L  - середина CC1; R - середина BC.

14) K; N; C1, если K  - середина BB1; N - середина AB.

15) M; N; B1, если M  - середина AA1; N - середина AD.

16) S; R; A1, если S - середина DD1; R - середина DC.

Задание 2. Методика решения задачи на вычисление (с обоснованием построения чертежа):

1.На ребре A1B1  прямой призмы ABCA1B1C1 , у которой AC = BC = AA1  и  ACB равен 90 , взята точка D – середина этого ребра. Найти угол между прямыми A1C и BD.

2.На ребрах A1B1  и AC прямой призмы ABCA1B1C1 , у которой AC = BC = AA1  и  ACB равен 90 , взяты соответственно точки D и E – середины этих ребер. Найти угол между прямыми A1E и BD.

3.На ребрах A1B1  и AC прямой призмы ABCA1B1C1 , у которой AC = BC = AA1  и  ACB равен 90 , взяты соответственно точки D и E – середины этих ребер. Найти угол между прямыми A1E и AD.

4.Боковые грани пирамиды SABCD – правильные треугольники. На ее ребрах AB и CD взяты соответственно точки P и Q – середины этих ребер. Построить сечение пирамиды плоскостью, проходящей через прямую PQ перпендикулярно плоскости SBC. Найти площадь полученного сечения, если AB = a.

5.Боковые грани пирамиды SABCD – правильные треугольники. На ее ребрах AB и CD взяты соответственно точки P и Q – середины этих ребер. Построить сечение пирамиды плоскостью, проходящей через прямую PQ перпендикулярно плоскости PQL, где L -  середина ребра SC. Найти площадь полученного сечения, если AB = a.

6.Высота SO правильной пирамиды SABC равна стороне ее основания. Найти угол, образуемый плоскостью, проходящей через прямую AB перпендикулярно прямой SC, с плоскостью SAB.

7.Все ребра пирамиды SABCD равны. На ее ребре SC взята точка P. Построить сечение пирамиды плоскостью, перпендикулярной ребру SC и проходящей через точку P, если CP:CS = 1:4. Найти площадь полученного сечения, если AB=a.

8.Все ребра пирамиды SABCD равны. На ее ребре SC взята точка P. Построить сечение пирамиды плоскостью, перпендикулярной ребру SC и проходящей через точку P, если

9.CP:CS = 1:2. Найти площадь полученного сечения, если AB=a.

10.Все ребра пирамиды SABCD равны. На ее ребре SC взята точка P. Построить сечение пирамиды плоскостью, перпендикулярной ребру SC и проходящей через точку P, если

11.Высота SO правильной пирамиды SABC равна стороне ее основания. Найти угол, образуемый плоскостью, проходящей через прямую AB перпендикулярно прямой SC, с плоскостью SBL, где точка L – середина ребра AC.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля

1.Обобщение понятия степени в курсе алгебры и начал анализа.

2.Методика введения показательной функции.

3.Свойства показательной функции.

4.Методика введения логарифма.

5.Основные свойства логарифмов.

6.Методика введения логарифмической функции.

7.Задачи естественнонаучного цикла, решаемые с помощью логарифмов.

8.Свойства логарифмической функции.

9.Тригонометрические функции и их свойства.

10.Методика введения понятий «арксинус», «арккосинус.

11.Простейшие тригонометрические уравнения.

12.Виды тригонометрических уравнений, изучаемых в курсе алгебры и начал ана-лиза, и методика обучения их решению.

13.Методика обучения решению тригонометрических неравенств.

 
стр. 11
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
14.Методика введения понятий рационального и иррационального чисел.

15.Действительные числа.

16.Действия над действительными числами.

17.Арифметическая и геометрическая прогрессии.

18.Формулы n-члена, формулы суммы n-первых членов арифметической и геомет-рической прогрессий.

19.Задачи, приводящие к понятию производной.

20.Пропедевтика понятия производной.

21.Методика введения понятия производной.

22.Геометрический смысл производной.

23.Производные элементарных функций.

24.Приложение производной к приближенным вычислениям, исследованию функ-ций, решению задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений.

25.Понятие криволинейной трапеции.

27.Методика введения понятия «интеграл».

28.Приложение интеграла.

29.Задачи естественнонаучного цикла, решаемые с помощью интеграла.

30.Аксиоматический метод в школьной геометрии.

31.Общая характеристика системы аксиом школьного курса геометрии.

32.Методика изучения аксиом и первых теорем курса стереометрии.

33.Методика введения понятия «параллельные прямые».

34.Признаки параллельности прямых на плоскости.

35.Параллельные прямые в пространстве.

36.Параллельность прямой и плоскости, двух плоскостей.

37.Методика введения понятия «перпендикулярные прямые».

38.Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве.

39.Перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей.

40.Особенности методики изложения темы «Многогранники».

41.Особенности методики изложения темы «Тела вращения».

42.Методика введения понятия «многогранник».

43.Методика изучения темы «Призма»

44.Методика изучения темы «Пирамида»

45.Методика изучения темы «Цилиндр».

46.Методика изучения темы «Конус».

47.Методика изучения темы «Шар».

48.Построение сечений многогранников.

49.Методы решения стереометрических задач.  

50.Роль задач в обучении стереометрии.

51.Задачи на вычисление и доказательство.

52.Методика обучения учащихся решению задач на построение сечений много-гранников методом следов.

53.О пропедевтике данного метода в курсе геометрии 10 класса.

54.О системе задач, необходимых для выработки у школьников соответствующих умений и навыков.

55.Об изучении величин в школьном курсе математики.

56.Методика изучения длин окружности.

57.Понятие площади плоской фигуры.

58.Методика изучения площади прямоугольника, параллелограмма, трапеции.

59.Методика изучения объема фигуры.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Перечень вопросов для текущего контроля успеваемости. Практические задания для выполнения на аудиторных занятиях и для самостоятельной работы  по дисциплине. Контрольная работа по дисциплине. Экзаменационные вопросы.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А.
Методика обучения математике: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование"
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
 
стр. 12
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.2
Байгонакова Г.А., Темербекова А.А.
Решение задач повышенной сложности (стереометрия): учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2017
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2149:reshenie-zadach-povyshennoj-slozhnosti-stereometriya&catid=5:mathematics&Itemid=163
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чугунова И.В.
Формирование графической культуры студентов: построение поверхностей второго порядка: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Paint.NET
6.3.1.4
SMART Notebook
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
МойОфис
6.3.1.7
Google Chrome
6.3.1.8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.9
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
207 Б1
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, проектор, экран, системный блок, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
стр. 13
УП: 01.04.01_2022_662М.plx
 
206 Б1
Кабинет методики преподавания математики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, интерактивная доска, экран, проектор, компьютер, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.