2022-2023_45_04_01_2022_522М_plx_Литературная критика Горного Алтая
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературная критика Горного Алтая
Учебный план
45.04.01_2022_522М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
19
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
8
8
8
8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8,15
8,15
8,15
8,15
Сам. работа
19
19
19
19
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Киндикова А.В. _______________
 
 
Литературная критика Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 24.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у магистрантов систематизированные

знания об эволюции литературной критики Горного Алтая; понимание

художественного своеобразия и значения литературного произведения в

критическом аспекте.

1.2
Задачи: Проследить в историко-хронологическом плане процесс генезиса, эволюции, специфики и основных тенденций литературно-художественной критики Горного Алтая в контексте тюркских литератур Сибири 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Литературное краеведение и наследие писателей РА
2.2.4
Научно-исследовательский семинар
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
 
Знать: исследовательские литературно-критические издания, статьи по литературе Горного Алтая Владеть: навыки самостоятельного проведения филологических исследований, используя ИКТ Уметь: ориентироваться в проведении филологических исследований
ИД-4.ПК-1: Имеет навыки самостоятельного проведения филологических исследований, используя современные информационно-коммуникационные технологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Генезис,олюция, жанровая система литературной критики Горного Алтая
 
1.1
Становление и развитие литературной критики Горного Алтая /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Профессиональный рост алтайской критики /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Жанровая система алтайской литературной критики /Пр/
4
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Самостоятельная работа
 
2.1
Отражение критической мысли в местных газетах /Ср/
2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Роль журнала "Сиби рские огни" в развитии критики региона /Ср/
2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
2.3
Теоретическое осмысление проблемы

развития литературной критики /Ср/

2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.4
Литературная критика на страницах альманаха /Ср/
4
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Литературно-критические исследования на Алтае /Ср/
4
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Жанры алтайской литературно-художественной критики /Ср/
2
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Современное состояние литературной критики и ее перспективы /Ср/
3
ИД-4.ПК-1
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-4.ПК-1
1
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-4.ПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету:

1. Содержание понятия «литературная критика», ее назначение. Связь критики с литературой и журналистикой.

2. Периодизация истории литературной критики Горного Алтая.

3. Оценочные критерии нормативно-жанровой критики.

4. Эстетические основы и проблематика выступлений ведущих критиков.

5. Основные принципы философской критики.

6. Литературно-критическая позиция В.Г. Белинского в 1840-е годы.

7. Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.

8. Своеобразие «эстетической» критики: позиции, имена.

9. Основные принципы «реальной» критики.

10. Писательская критика XX века (на примере одного писателя).

11. Позиции журналов «Алтайдын тууларында, "Дылдыс".

12. Журнальная и газетная критика рубежа веков.

13. Своеобразие «новой» критики (на примере одного автора).

14. Развитие литературно-критической мысли в Сибири

15. Об истории критики в региональных литературах.

16. Зачатки литературно-критической мысли в Горном Алтае.

17. Особенности критических работ 30-х годов ХХ века.

18. Зарождение очеркистики

19. 1960-1980-е годы ХХ столетия, основы профессионального литературоведения и критики

20. Расцвет национального литературоведения, конец ХХ начало ХХ1 века

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов:

Своеобразие литературно-критической позиции С. Суразакова, С.Каташа, С.Каташева, В.Чичинова, Т. Тюхтенева, Г.Когдакова, З.Казагачевой, Р.Палкиной, Н.Киндиковой(на выбор).

Формирование новых жанров в национальной критике .

Литературно-критическая позиция А.Коптелова, С.Кожевникова, Н.Баскакова, П.Кучияка и др. (на выбор)

В.Г. Белинский о содержании и целях литературной критики.

Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.

Споры о «реальной» критике.

Писательская критика второй половины XIX -начала ХХ веков: Л.Кокышев, Э.Палкин, А.Адаров, Б.Бедюров, Б.Укачин и т.д. (на выбор).

Критика на страницах газет "Красная Ойротия", "Ойротский край".

Роль журнала "Сибирские огни" в пропоганде и развитии региональной критики

Литературно-художественная критика на страницах альманахов "В горах Алтая"

Зачатки профессионального литературоведения и критики

Принципы классификации литературно-критических жанров

Конспекты

1. Ценность работ Н.Баскакова и С.Суразакова

2. Особенности монографических исследований С.Каташа, З.Казагачевой, В.Чичинова, Г.Кондакова, С.Каташева, Н.Киндиковой, Э.Чининой и др.

3. О роли фольклора в формировании алтайской лирической поэзии в статьях сборников: "Актуальные вопросы современной алтайской литературы" (1975), "Улагашевские чтения" (1979), "Алтайский фольклор и литература" (1982), "Национальное наследие и современность" (1984) и др.

4. Алтайская лирика в работах ведущих литературоведов страны и региона (Р.Бикмухаметов, В.Дементьев, Н.Тобуроков и др.)

 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Литература:

1. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература.-1948.

2. Суразаков С.С. Алтай литература.-Горно-Алтайск, 1962, 1995.

3. Каташ С.С. Литературные портреты.-Горно-Алтайск, 1971.

4. Чичинов В.И. Адрес поэзии – Горный Алтай.-Горно-Алайск, 1976.

5. Каташев С.М.Алтай eлгер керегинде. – Горно-Алтайск, 1974.

6. Кондаков Г.В. Магнитное поле поэта. - Барнаул, 1976.

7. Дементьев В.В. Звездный путь: поэзия Горного Алтая и других народов Сибири: прошлое и настоящее.-Горно-Алтайск, 1985.

8. Тобуроков Н.Н. Современная поэзия народов Сибири.-М., 1986.

9. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. - Горно-Алтайск, 1989; Эмдиги алтай лириканын кееркедими.-Горно-Алтайск, 1994; Проблемы алтайской лирики. Генезис. Поэтика. Искусство перевода. - Горно-Алтайск, 2003

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ)

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для зачета, реферат, конспект

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Канарина В.П.
Литературная критика Горного Алтая: генезис, эволюция, жанровая система: научное издание
Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Прозоров В.В.
История русской литературной критики: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2009
 
Л2.2
Свиридов С.В.
История и теория литературной критики. Основные понятия и термины. Задания. Рекомендации: учебно-методический комплекс
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
http://www.iprbookshop.ru/23782.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и

личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
- степенью подготовленности обучающихся.

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Написание реферата.

Если конспект составляется по нескольким произведениям на одну тему, он называется тематическим и по сути представляет собой реферат — письменный доклад, освещающий определенную тему (научную проблему). Существуют разные приемы его написания. Самый простой из них — читать, делать выписки или конспектировать сначала одну, основную книгу, а затем другие, дополнительные брошюры и статьи. Затем — составить план темы (реферата) в виде пунктов (вопросов) и распределить по ним материал, извлеченный из источников. В последующем все это стилистически оформляется в последовательное свободное изложение.

Реферат, как правило, содержит анализ дополнительной литературы. Целью реферата является сообщение некоторой научной информации для приобретения профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска.

Работа над рефератом — это начальная форма научно-исследовательской работы.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.