(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
знания об эволюции литературной критики Горного Алтая; понимание
художественного своеобразия и значения литературного произведения в
критическом аспекте.
ции
ракт.
развития литературной критики /Ср/
1. Содержание понятия «литературная критика», ее назначение. Связь критики с литературой и журналистикой.
2. Периодизация истории литературной критики Горного Алтая.
3. Оценочные критерии нормативно-жанровой критики.
4. Эстетические основы и проблематика выступлений ведущих критиков.
5. Основные принципы философской критики.
6. Литературно-критическая позиция В.Г. Белинского в 1840-е годы.
7. Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.
8. Своеобразие «эстетической» критики: позиции, имена.
9. Основные принципы «реальной» критики.
10. Писательская критика XX века (на примере одного писателя).
11. Позиции журналов «Алтайдын тууларында, "Дылдыс".
12. Журнальная и газетная критика рубежа веков.
13. Своеобразие «новой» критики (на примере одного автора).
14. Развитие литературно-критической мысли в Сибири
15. Об истории критики в региональных литературах.
16. Зачатки литературно-критической мысли в Горном Алтае.
17. Особенности критических работ 30-х годов ХХ века.
18. Зарождение очеркистики
19. 1960-1980-е годы ХХ столетия, основы профессионального литературоведения и критики
20. Расцвет национального литературоведения, конец ХХ начало ХХ1 века
Своеобразие литературно-критической позиции С. Суразакова, С.Каташа, С.Каташева, В.Чичинова, Т. Тюхтенева, Г.Когдакова, З.Казагачевой, Р.Палкиной, Н.Киндиковой(на выбор).
Формирование новых жанров в национальной критике .
Литературно-критическая позиция А.Коптелова, С.Кожевникова, Н.Баскакова, П.Кучияка и др. (на выбор)
В.Г. Белинский о содержании и целях литературной критики.
Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.
Споры о «реальной» критике.
Писательская критика второй половины XIX -начала ХХ веков: Л.Кокышев, Э.Палкин, А.Адаров, Б.Бедюров, Б.Укачин и т.д. (на выбор).
Критика на страницах газет "Красная Ойротия", "Ойротский край".
Роль журнала "Сибирские огни" в пропоганде и развитии региональной критики
Литературно-художественная критика на страницах альманахов "В горах Алтая"
Зачатки профессионального литературоведения и критики
Принципы классификации литературно-критических жанров
Конспекты
1. Ценность работ Н.Баскакова и С.Суразакова
2. Особенности монографических исследований С.Каташа, З.Казагачевой, В.Чичинова, Г.Кондакова, С.Каташева, Н.Киндиковой, Э.Чининой и др.
3. О роли фольклора в формировании алтайской лирической поэзии в статьях сборников: "Актуальные вопросы современной алтайской литературы" (1975), "Улагашевские чтения" (1979), "Алтайский фольклор и литература" (1982), "Национальное наследие и современность" (1984) и др.
4. Алтайская лирика в работах ведущих литературоведов страны и региона (Р.Бикмухаметов, В.Дементьев, Н.Тобуроков и др.)
1. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература.-1948.
2. Суразаков С.С. Алтай литература.-Горно-Алтайск, 1962, 1995.
3. Каташ С.С. Литературные портреты.-Горно-Алтайск, 1971.
4. Чичинов В.И. Адрес поэзии – Горный Алтай.-Горно-Алайск, 1976.
5. Каташев С.М.Алтай eлгер керегинде. – Горно-Алтайск, 1974.
6. Кондаков Г.В. Магнитное поле поэта. - Барнаул, 1976.
7. Дементьев В.В. Звездный путь: поэзия Горного Алтая и других народов Сибири: прошлое и настоящее.-Горно-Алтайск, 1985.
8. Тобуроков Н.Н. Современная поэзия народов Сибири.-М., 1986.
9. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. - Горно-Алтайск, 1989; Эмдиги алтай лириканын кееркедими.-Горно-Алтайск, 1994; Проблемы алтайской лирики. Генезис. Поэтика. Искусство перевода. - Горно-Алтайск, 2003
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и
личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Написание реферата.
Если конспект составляется по нескольким произведениям на одну тему, он называется тематическим и по сути представляет собой реферат — письменный доклад, освещающий определенную тему (научную проблему). Существуют разные приемы его написания. Самый простой из них — читать, делать выписки или конспектировать сначала одну, основную книгу, а затем другие, дополнительные брошюры и статьи. Затем — составить план темы (реферата) в виде пунктов (вопросов) и распределить по ним материал, извлеченный из источников. В последующем все это стилистически оформляется в последовательное свободное изложение.
Реферат, как правило, содержит анализ дополнительной литературы. Целью реферата является сообщение некоторой научной информации для приобретения профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска.
Работа над рефератом — это начальная форма научно-исследовательской работы.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.