2022-2023_45_04_01_2022_522М_plx_Литературное краеведение и наследие писателей РА
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное краеведение и наследие писателей РА
Учебный план
45.04.01_2022_522М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
81
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,15
18,15
18,15
18,15
Сам. работа
81
81
81
81
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Киндикова А.В. _______________
 
 
Литературное краеведение и наследие писателей РА
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 24.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать представление о памятниках алтайской литературы, как неотъемлемой части общенациональной культуры.
1.2
Задачи: - познакомить магистрантов с литературным краеведением и произведениями XIX-XX вв., связанными с ними; - познакомить  магистрантов с литературными музеями, усадьбами писателей; - углубить знания магистрантов об алтайской литературной культуре, ее своеобразии; - пробудить интерес к проблемам региональной литературы; - изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике; - развить научно-творческие навыки, способствующие  самостоятельной работе с культурными текстами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Мифопоэтика алтайской литературы
2.2.2
Художественный перевод
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
 
Знать:

основные научные и теоретические труды в области литературного краеведения

Уметь:

демонстрировать углубленные знания литературного краеведения и наследия писателей РА

Владеть:

необходимыми знаниями по истории литературы, культуры Сибири и Горного Алтая

ИД-1.ПК-1: Под руководством преподавателя формулирует цель, задачи, актуальность и новизну собственного научного исследования. 
 
Знать:

основные навыки  квалифицированного анализа, реферирования

Уметь:

анализировать художественные произведения писателей Горного Алтая с точки зрения их функционирования в контексте алтайской литературы

Владеть:

навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования

ИД-2.ПК-1: Представляет результаты научного исследования в виде научной публикации, устного выступления, аннотации, тезисов, автореферата. 
 
ИД-4.ПК-1: Имеет навыки самостоятельного проведения филологических исследований, используя современные информационно-коммуникационные технологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Наследие писателей РА
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.1
История алтайской республиканской писательской организации. Литературная жизнь Республики Алтай /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Проблемы изучения региональной литературы.

Алтайские писатели и поэты старшего поколения.

/Лек/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Современная алтайская проза. /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Современная алтайская лирика /Лек/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. 
 
2.1
Литературное краеведение и его место среди литературоведческих дисциплин. /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
2
Л1.1Л2.1
 
2.2
Писатели и места, связанные с их творчеством /Пр/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
2
Л1.1Л2.1
 
2.3
Проблема областничества и народническая литература /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
2
Л1.1Л2.1
 
2.4
Сибирская литература XX в /Пр/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
2
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Традиции русской литературы в поэзии Б.Укачина (М. Лермонтов, В.Маяковский, Н.Рубцов). Уровни интертестуальности. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Проблемно-тематический комплекс поэтического творчества Сурайи Сартаковой (сборники »Подснежник», «Благодарность людям», «Перевал любви») /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Поэтика современной алтайской поэзии (на материале творчества А.Куладжи. Ю.Туденековой,  С.Адлыкова, В.Бахмутова, О.Казаковаой, О.Граковой,  С.Решетнева, Л.Юсуповой. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Литература Сибирского региона: основные работы исследователей.

Традиционное и инновационное в литературе.

/Ср/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Тематика, проблематика современной алтайской прозы. Национальная картина мира в прозе Д.Каинчина. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Тематика, жанровое своеобразие современной алтайской лирики. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
История культурного и литературного развития г. Горно-Алтайска /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.8
Русская литература Горного Алтая /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.9
Современная проза Республики Алтай. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.10
Расширение проблемно-тематического комплекса. Основные проблемы: поэзия и время, человек и мир, Вселенная и вечность, любовь и красота. Обращение к обрядовой поэзии. Д.Белеков. К.Керчилов. Б.Бурмалов. Ч.Еемзеев.

Творчество С.Сартаковой

/Ср/

5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
3.11
Творчество П.Самыка, Б.Бедюрова, А.Ередеева, Ш.Шатинова: создание образа  социально-активного и одухотворенного высоким гражданским чувством лирического героя. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.12
Д. Каинчин. Философское осмысление прошлого, настоящего, будущего: «Перед глазами Синяя скала», «Сохрани нас». Осмысление Гражданской войны и революции:  незаконченный роман «Над нами гора Белуха».  Тема Великой Отечественной войны: «Дорога отцов». Острые вопросы современности в прозе писателя. Мифологизм творческого мышления Д.Каинчина. Д.Каинчин – переводчик Акутагавы, М.Шолохова, В.Шукшина, Ч.Айтматова. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.13
К. Телесов. Роман «Катунь весной». Сатирические рассказы. А. Ередеев. Проза для детей. Сопоставление с русской современной детской прозой. /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.14
И.Штыгашев. Цикл путевых очерков П.Гордиенко «Ойротия».  Повесть Н.Глебова «Кара-Баарчык». Лирика Г.Кондакова, А.Эдокова, К.Козлова. Проза К.Поклонова и О.Бондарчук. Новейшая литература. А.Куладжи. Ю.Туденекова.  С.Адлыков. В.Бахмутов. О.Казакова. О.Гракова. С.Решетнев. Л.Юсупова. /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
3.15
Сведения об истории Горно-Алтайска. Образование, культура города в разные этапы его развития. Газеты, журналы, издаваемые в  РА. Литературные объединения  в культурной жизни города и республики.  /Ср/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
2
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
2
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету 1. Э.М.Палкинниn  ороомыныn тeeкизи. 2. Г.И.Чорос-Гуркинниn адыла адалган ороом. 3. Г.И.Чорос-Гуркинниn  премиязыныn тeeкизи. 4. Л.В.Кокышевтиn ороомы керегинде. 5. В.В. Радловтыn ороомы. 6. Л.В.Кокышевтиn чeмдемелдеринде чыккан-qскqн jери керегинде. 7. Э.М.Палкинниn чeмдемелдеринде qскqн jериниn темдектери. 8. Б.У.Укачинниn «Чакылар» деп тууjызында qскqн-чыккан jериниn темдектери. 9. Б.У.Укачинниn «Qлтeрген болзом тороны» деп чeмдемелинде автобиографиялык темдектер. 10. Л.В.Кокышевтиn «Туулардаn келген балдар» ла «Туулардыn уулы» деп повестьтеринде автобиографиялык темдектер. 11. А.О.Адаровтыn «Jаан телекейге jол» деп чeмдемелинде Л.В.Кокышев, А.О.Адаров, Э.М.Палкин керегинде jетирeлер, jерлердиn аттары. 12. Ч.И.Чунижековтыn «Мундузак» деп повезинде автобиографиялык темдектер.
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
13. «Jурукчы Г.И.Чорос-Гуркин» деп документальный фильм. 14. П.В.Кучияктыn чeмдемелдеринде чыккан-qскqн jериниn темдектери. 15. А.Ф.Саруеваныn «Кижи ырыска туулган» деп повезинде автобиографиялык темдектер. 16. А.Я.Ередеевтиn поэзиязында qскqн-чыккан jери керегинде. 17. Б.К.Суркашевтиn  eлгерлеринде qскqн-чыккан jери керегинде. 18. С.Сартакованыn «Ак Чолушпа Алтайым» деп чeмдемелинде автобиографиялык темдектер. 19. Л.В.Кокышевтиn «Арина» деп романында автобиографиялык темдектер. 20. К.Ч.Тqлqсовтиn чeмдемелдеринде автобиографиялык темдектер. 21. Б.Бурмаловтыn «Эрjине» деп jуунтызында автобиографиялык темдектер. 22. П.В.Кучияктыn «Чейнеш» деп драмазын сценада тургусканы. 23. Э.М.Палкинниn «Эзен, эзен бе» деп ижинде оныn jeрeмиле колбулу jерлер. 24. П.В.Кучияктыn «Воспоминания. Дневники. Письма» деп ижинде чeмдеечиниn таныш-кqрeштери, jeрген jерлери керегинде. 25. П.В.Кучияктыn адыла адалган ороом керегинде. 26. «Улагашевские чтения» деп кычырыштардыn табылганы керегинде. 27. П.В.Кучиякка учурлалган конференциялар. 28. Г.И.Чорос-Гуркинге учурлалган конференциялар. 29. Л.В.Кокышевтиn адыла колбулу кереестер, туралар, иштеген jерлер. 30. Бичиичи эске алынышта. 31. Алтай деп тема орус бичиичилердиn чeмдемелдеринде. 32. Баштапкы алтай газеттер, журналдар, ондо бичиичилер керегинде jетирeлер. 33. Алтай Г.И.Чорос-Гуркинниn  jуруктарында. 34. Алтайдыn  аймактарыла (jол-jорукка керекту материалдар).
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Проблемы изучения региональной литературы.

2. Понятие локального текста

3. Жизнь и творчество Г.Ч.Гуркина.

4. У истоков алтайской литературы.

5. Алтайская драматургия.

6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.

7. Современная алтайская проза.

8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.

9. Современная алтайская поэзия.

10. Русская литература Горного Алтая.

11. Творчество писателя …(по выбору студента).

12. Творчество поэта…(по выбору студента).

13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова

14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова

15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)

16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае

17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.

18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.

19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)

20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая

21. Проблемы современности в творчестве …..

22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики

23. Б. Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА

24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.

25. Мир природы в лирике алтайских поэтов

26. Мир природы в прозе алтайских писателей.

Художественные тексты:

Адаров А.О. Лирика. Гоби Алтай. Комус.  Я –алтаец. Мой народ.

Бахмутов В. Деревенька моя.

Белеков Д. Поющие деревья. Звезды у ручья.

Бедюров Б. Лирика.

Бельчекова Н. Синий волк.

Бурмалов Б. Лирика.

Гракова О. Лирика.

Елемов Г. Под землей.

Ередеев А. Лирика.

Каинчин Д. Перед глазами Синяя скала. Сохрани нас. Дорога отцов. В глазах алтайские горы.Над нами гора Белуха. Рассказы.

Кокышев Л. Стихи. Туба. Мое поколение.

Кондаков Г. Лирика.

Маскина Д. Соколиное гнездо.

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Самык П. Лирика.

Сартакова С. Подснежник. Благодарность людям.

Телесов К. Рассказы. Катунь весной.

Палкин Э. Рассказы.

Укачин Б. Эхо вечного Алтая. Одинокий домик среди белых снегов. Горные духи.

Юсупова Л. Лирика.

Тематика эссе

Материалом для работы служат произведения местных писателей:

1. Тема семьи.

2. Женский мир.

3. Предметно-вещный мир.

4. Мотив потери.

5. Тема будущего.

6. Образы представителей старшего поколения.

7. Тема взаимоотношений поколений.

8. Образ ребенка.

9. Ситуация выбора.

10. Мотив перехода.

11. Образы животных.

12. Оппозиция «свой-чужой».

13. Мифофольклорное начало.

14. Воспоминания в структуре текста.

15. Мотив обретения.

16. Человек и природа.

17. Поэтика пейзажа.

18. Сюжет-путешествие.

19. Миф в структуре произведения.

20. Тема смерти.

Тематика групповых проектов

1. Алтайская литература как локальный текст

2. Современная алтайская проза.

3. Современная алтайская поэзия

4. Эволюция жанровых форм в литературе Горного Алтая

5. Национальные образы в прозе писателей Горного Алтая.

6. Национальные образы в поэзии Горного Алтая.

7. Панорама современной литературной жизни Горного Алтая.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту, реферат, проект
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Киндикова А.В.
Литературное краеведение: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=278:literaturnoe-kraevedenie&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д., Киндикова Н.М.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алт. яз.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
208 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Доска на ножках, кафедра, шкаф с демонстрационным оборудованием, образцы национальных костюмов, машины швейные Brother LS 2325 (6 шт), швейная машинка «Чайка», швейная машинка COMFORT 15 (2 шт.), манекен пошивочный (4 шт.)
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между 

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи 

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 2-3 страницы машинописного текста.

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.