2022-2023_45_04_01_2022_522М_plx_Мифопоэтика алтайской литературы
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мифопоэтика алтайской литературы
Учебный план
45.04.01_2022_522М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
экзамены 4 зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
101
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
10 2/6
8 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
12
12
10
10
22
22
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
16
16
18
18
34
34
Кoнтактная рабoта
16,15
16,15
19,25
19,25
35,4
35,4
Сам. работа
47
47
54
54
101
101
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Дедина М.С. _______________
 
 
Мифопоэтика алтайской литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 24.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Познакомить Сформировать знания об основных принципах мифопоэтического анализа языковой ткани художественного текста
1.2
Задачи: – формирование практических навыков мифопоэтического анализа художественного текста; – развитие эстетического вкуса профессионального читателя–филолога, способного аргументировано объяснить свои эстетические впечатления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Язык произведений алтайских писателей
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
2.2.2
Литература  народов Сибири
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
 
Знать: - способы и приемы анализа литературного текста; - виды членения текста: объемно-прагматический, структурно-смысловой, контекстно-вариативный и др.; Уметь: - выявить соотношение словесно-образного и композиционно-тематического планов художественного произведения; - опознавать и квалифицировать элементы художественного целого; - видеть и искать взаимосвязь элементов художественного целого. Владеть: - понятийным аппаратом анализа стихотворного и прозаического типов текста.
ИД-2.ПК-1: Представляет результаты научного исследования в виде научной публикации, устного выступления, аннотации, тезисов, автореферата. 
 
знать: - текстовые категории, аспекты изучения текста, языковые единицы разных уровней текста и их текстообразующие возможности научно определить понятие «текст», указать его основные свойства; уметь: - устанавливать связи (типичные и контекстуальные), в которые представлены звуковые, ритмико-мелодические, лексико- фразеологические, грамматические и др. языковые средства, и те новые качества, которые появляются у них в художественном тексте; владеть: - навыками поуровневого анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности.
ИД-4.ПК-1: Имеет навыки самостоятельного проведения филологических исследований, используя современные информационно-коммуникационные технологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. содержание дисциплины
 
1.1
Введение Понятие мифопоэтики. Из истории изучения Мифопоэтический анализ текста: основные понятия /Лек/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.2
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Лек/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Мифопоэтические особенности алтайской литературы. Исторический этап /Лек/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Мифопоэтический анализ произведений алтайских писателей /Лек/
4
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Мифопоэтика как часть поэтики. Архетип. Литературный архетип. Знаковая теория текста и мифопоэтический анализ. Хронотоп /Пр/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Роль пространственных символов-маркеров в художественном пространстве Д. Каинчина (река, гора, дерево).  /Пр/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Мифопоэтическая организация пространства в поэме «Двери». Роль художественного пространства в романах. Драматургия А. Адарова: мифопоэтический аспект /Пр/
4
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Пр/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Пр/
2
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Мифопоэтика как часть поэтики. Архетип. Литературный архетип. Знаковая теория текста и мифопоэтический анализ. Хронотоп. /Ср/
10
ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Ср/
11
ИД-4.ПК-1
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Ср/
14
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Ср/
6
ИД-4.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.14
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Ср/
12
ИД-4.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.15
/Лек/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.16
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.17
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.18
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.19
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.20
Мифопоэтика произведений Б. Укачина /Пр/
2
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.21
Введение Понятие мифопоэтики. Из истории изучения /Ср/
4
ИД-4.ПК-1
3
0
 
1.22
Мифопоэтический анализ текста: основные понятия /Ср/
4
ИД-4.ПК-1
3
0
 
1.23
Мифопоэтика алтайской литературы. Исторический аспект /Ср/
6
ИД-4.ПК-1
3
0
 
1.24
Фольклорно-мифологические истоки творчества писателей 1920-30-х гг. ХХ в. /Ср/
12
ИД-4.ПК-1
3
0
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.25
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Ср/
8
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.26
Произведения А. Адарова: мифопоэтический аспект /Ср/
4
ИД-4.ПК-1
4
0
 
1.27
Роль фольклорно-мифологических образов и мотивов в произведениях Б. Укачина, П. Самыка, А. Ередеева /Ср/
10
ИД-4.ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ПК-1 ИД-4.ПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы к зачету

Ј.Б.Каинчинниҥ «Чеден» деп куучынныҥ учуры, тӧс сӱр-кеберлер јураган эп-аргалар.

Ј.Б. Каинчинниҥ «Ай эски тӱн» деп куучыныҥ мифопоэтикалык тӧзӧгӧзи.

А.О.Адаровтыҥ «Бурылганы» деп чӱмдемелинде тӧс мотив.

А.Я.Ередеевтиҥ «Ажудагы балыктар» деп чӱмдемелинде тузаланган јаҥжыккан сӱр-кеберлердиҥ учуры. Чӱмдемелдиҥ жанры.

А.Я.Ередеевтиҥ «Улаганныҥ ажузында» деп чӱмдемелинде оос-поэтический темдектер.

А.Я.Ереедеевтиҥ «Солоҥы» деп чӱмдемелдиҥ кееркедим эп-аргалары.

Б.У. Укачинниҥ «Сок јаҥыс уулы» деп куучынныҥ тӧс геройыныҥ сӱр-кебери, јуралган эп-аргалар.

Б.У.Укачинниҥ «Ӧлӧргӧ јетире эм де узак» деп чӱмдемелиниҥ композициязыныҥ учуры.

Б.У.Укачинниҥ «Тайганыҥ јаҥы» деп куучынында герой-куучындаачыныҥ (рассказчик) сӱр-кебери, тӧс конфликт.

Жанр деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери.

И.П.Кочеевтиҥ «Эдельвейс» деп куучыныҥ аҥылузы, темазы, учуры.

Интерпретация деп оҥдомол, оныҥ учуры ла бӱдӱмдери.

Ј. Б.Каинчинниҥ «Адалар јолы» деп чӱмдемелиниҥ персонажтарыныҥ системазы.

Ј.Б.Каинчинниҥ «Аба-јыштыҥ балазы» деп куучынныҥ тӧс темазы, кӧдӱрилген сурактары, мӧштиҥ сӱр-кебериниҥ учуры.

Ј.Б.Каинчинниҥ куучындарында психологизмниҥ темдектери.

Ј.Маскинаныҥ «Карганай» деп куучынында тӧс сӱр-кебердиҥ учуры.

К.Ч.Телесовтыҥ «Кайда ол јол» деп куучынында автордыҥ айладуларыныҥ (отступление) учуры, автордыҥ кӱӱни.

Примерные вопросы к экзамену

Кееркедим темдек (деталь), оныҥ чӱмдемелде учуры.

Кееркедим троптор, олордыҥ бӱдӱмдери.

Кееркедим чӱмдемел, оныҥ темдектери.

Кееркедим чӱмдемелде автордыҥ  сӱр-кебери.

Кееркедим чумдемелде ар-буткенниҥ јуругы, оныҥ функциязы, бӱдӱмдери.

Кееркедим чӱмдемелде куучындаачыныҥ учуры ла аҥылу сӱр-кебери.

Кееркедим чӱмдемелде персонажтардыҥ сӱр-јуругын кӧргӱскен эп-аргалар.

Кееркедим чӱмдемелде сюжеттиҥ учуры, оныҥ элементтери.

Композиция деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери, тӧс бӧлуктери.

Куучын деп жанр, оныҥ аҥылу темдектери, бӱдӱмдери.

Л.В.Кокышевтиҥ «Дикарка» деп куучынныҥ тӧс темазы, шӱӱлтелери ла геройлоры.

Н.Б.Бельчекованныҥ «Карганак ла от» деп чӱмдемелде алтай элдиҥ кӧрӱм-шӱӱлтези салынганы.

Н.Б.Бельчекованыҥ «Кӧк бӧрӱ» деп куучынында бӧрӱниҥ сӱр-кебери, оныҥ фольклор тӧзӧлгӧзи.

Психологизм деп оҥдомол, оныҥ аҥылу темдектери.

С.К.Манитов «Элик» деп куучынныҥ тӧс тартыжузы ла шӱӱлтези.

С.С.Суразаковтыҥ «Картыс» деп чӱмдемелиниҥ жанровый аҥылузы, тӧс геройды кӧргӱскен эп-аргалар.

Сюжетке кирбей турган элементтердиҥ учуры ла бӱдӱмдери.

Фольклор ло литератураныҥ башказы ла тӱҥейи.

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Чӱмдемелде кееркедим ӧй ле телкем (пространство).

Чӱмдемелдиҥ проблематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.

Чӱмдемелдиҥ тематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.

Ылгамал деп оҥдомол, бӱдӱмдери, ылгаар эп-аргалар.

Эпикалык бӱдӱм, оныҥ аҥылузы, жанрлары.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тема рефератов

1. Целостный анализ текста, средства ее реализации.

2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа).

3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация  и самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого.

4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и повторы).

5. Методы и приемы анализа художественного текста.

6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста.

7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика. Принципы и способы стилизации. Художественная деталь.

8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика.

9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время.

10. Целостный анализ текста.

11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации.

12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности.

13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе.  

14. Анализ на фоне поэтического языка эпохи и в контексте творчества (выбранного) писателя.

15. Материал для анализа. Л.В. Кокышев «Алтай тилиме».

16. Образ автора и система содержания текста, художественная деталь.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
зачет, экзамен, реферат
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Дедина М.С.
Мифопоэтика алтайской литературы: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=90:mifopoetika-altajskoj-literatury&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Киндикова Н. М.
Проблемы алтайской лирики (генезис, поэтика, искусство перевода): монография
Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2003
 
Л2.2
Текенова У.Н., Киндикова Н.М.
Л.В. Кокышевтиҥ чӱмделгези: литература билим кычырыш: опыт литературоведческого чтения
Горно-Алтайск: ОАО "Горно-Алтайская типография", 2013
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.4
КонсультантПлюс
6.3.2.5
Гарант
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
204 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся) шкаф, мольберты, краски, кисти.
 
208 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Доска на ножках, кафедра, шкаф с демонстрационным оборудованием, образцы национальных костюмов, машины швейные Brother LS 2325 (6 шт), швейная машинка «Чайка», швейная машинка COMFORT 15 (2 шт.), манекен пошивочный (4 шт.)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во вне аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Факультет алтаистики и тюркологии

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МИФОПОЭТИКА АЛТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(название темы)

Выполнил: магистрант 522М гр.

Иванов И.И.

Научный руководитель:

Папина О.Н., к.ф.н., доцент

Горно-Алтайск – 2022

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не 

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал 3-4 дня. Не следует думать, что 3-4 дня достаточно для успешной подготовки к экзаменам.

В эти 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий, особенно по математике - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Правила подготовки к экзаменам:

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.