2022-2023_45_04_01_2022_522М_plx_Основы теории текста и дискурса_Литература народов России (алтайская литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы теории текста и дискурса
Учебный план
45.04.01_2022_522М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
75
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
10 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24,15
24,15
24,15
24,15
Сам. работа
75
75
75
75
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чочкина М.П.;к.ф.н., доцент, Сарбашева С.Б.
 
 
Основы теории текста и дискурса
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 24.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цели: Сформировать у студентов компетенций, обеспечивающих выработку представления о тексте и дискурсе как объектах лингвистического исследования; помощь в понимании сущности текста и дискурса, их понятий и категорий; ознакомление с типологией текстов и дискурсов и их компонентов
1.2
Задачи: развить способность демонстрировать знание основных положений и подходов в области теории текста и дискурса, идентифицировать объект (текст-дискурс),

дать его описание, указать на характерные свойства;  

выработать умение работать с лингвистической литературой по изучаемой проблематике, объяснить ключевые понятия теории текста и дискурса;

обучить методике теоретически обоснованного комплексного анализа текстов и их компонентов, анализа некоторых типов дискурса (политического, рекламного, художественного, юмористического и т.д.).

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коммуникативные технологии общения
2.1.2
Филология в системе современного гуманитарного знания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
2.2.2
Литература  народов Сибири
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации.
 
Знать: владеть современной проблематикой данной отрасли знания;

Уметь: свещать отдельные идейно-тематические, жанрово-стилистические и иные проблемы, порождаемые литературой и обладающие особенной новизной и актуальностью в культуре нашего времени;

Владеть: работой с информационными, научными изданиями, навыками исследования, проведения экспериментальных работ в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией).

ИД-1.ОПК-1:  Осуществляет профессиональную коммуникацию в научной, педагогической, информационнокоммуникационной, переводческой и других видах филологической деятельности. 
 
Знать: владеть современной проблематикой данной отрасли знания;

Уметь: отбирать необходимую информацию, логично, доступно, образно и проблемно излагать материал, побуждая слушающих к дискуссии, корректировать изложение материала в зависимости от реальной ситуации, вызывать интерес слушателей;

Владеть историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

– наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом.

ИД-2.ОПК-1: Свободно дифференцирует функциональные стили речи для осуществления профессиональной, в том числе в педагогической деятельности.
 
Знать:языковые нормы и приемы, принятые в разных сферах коммуникации

Уметь:использовать разные языковые нормы и приемы в различных сферах коммуникации

Владеть:риторическими, стилистическими и языковыми нормами и премами

ИД-3.ОПК-1: Свободно использует стилистические и языковые нормы и приемы в различных видах устной и письменной коммуникации.
 
 
ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Знать: современные технологии работы с текстовыми редакторами, язык и стиль научно-исследовательской работы;

Уметь: самостоятельно определять цели и задачи научно-исследовательского процесса, проектировать результат научной деятельности, определять способы его достижения;

Владеть: современной проблематикой данной отрасли знания.

ИД-1.ОПК-3: Корректно анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности. 
 
Знать:

навыки квалифицированного анализа, реферирования худоржественного текста

Уметь:

ИД-2.ОПК-3: Использует навыки работы с текстом в научной, педагогической, журналистской, прикладной и других видах деятельности.
 
анализировать, оценивать, реферировать художественный текст

Владеть:

навыками квалифицированного анализа художественных текстов

 
Знать:

языковые нормы и приемы, принятые в разных сферах коммуникации

Уметь:

использовать разные языковые нормы и приемы в различных сферах коммуникации

Владеть:

риторическими, стилистическими и языковыми нормами и премами

ИД-3.ОПК-3: Корректно применяет приемы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Интертекстуальность и компрессия текста Текст и дискурс. Жанры и типы дискурса. Признаки дискурса, его элементы. Макропропозиции. Экспликатура и импликатура. Типология дискурсам Функции дискурса. /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Сущность текста и дискурса Категориальное наполнение понятия «текст и дискурс»: основные/факультативные признаки и факторы членения /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Жанры текста и дискурса Спецификаторы стиля и их обусловленность требованиями литературной нормы. Язык СМИ, рекламы и политики как разновидность САЛЯ /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Словесный образ в тексте и образ автора. Место «нелитературных» явлений в художественном тексте   /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Книжно-письменный и устно-разговорный типы текста: состав, структура, закономерности /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Письменная и устная научная речь как разновидность текста /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.7
Информационная лекция визуализация, презентация (технология демонстрации примеров)   /Пр/
4
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Электронные учебные издания, компьютерное тестирование, презентации; - интернет-технологии - технологии, позволяющие использовать прямые, интерактивные, социальные сервисы Интернет; технологии, позволяющие обрабатывать и представлять информацию  /Пр/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Письменная и устная научная речь как разновидность текста. Спецификаторы научного стиля и их обусловленность требованиями литературной нормы  /Пр/
0
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Текст в аспекте теории языкознания. Язык и речь. Триада «система – норма – узус» как реализация парадигматических и синтагматических отношений в тексте. Текстовая функция.   /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Официально - деловая речь как разновидность текста. Языковые особенности организации устных и письменных текстов ОДСР. Задания для самостоятельной работы: Формирование научного представления о социальной обусловленности текста  /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Прагматика текста: способы речевого воздействия. Социолингвистические параметры текста: иерархичность и гендерный аспект. Единицы текста в систематике /Лек/
2
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Языковая игра в тексте /Ср/
15
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Узкое и широкое понимание текста. Форма существования и границы текста  /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.15
Экспрессивно-выразительные средства языка как категориальные единицы публицистического текста  /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.16
Значение фоновых знаний в восприятии текста /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.17
Лингвистическая классификация текстов  /Ср/
10
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
1.18
Спецификаторы научного стиля и их обусловленность требованиями литературной нормы  /Ср/
20
ИД-1.ОПК-1
3
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л2.1
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-1 ИД-2.ОПК-1 ИД-3.ОПК-1 ИД-1.ОПК-3 ИД-2.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Примерные вопросы  к зачету

1.Теория текста и дискурса в кругу филологических дисциплин. Объект, предмет, цели и задачи теории текста.

2. Узкое и широкое понимание текста. Форма существования и границы текста.

3. Основные свойства текста.

4. Текст и культура. Понятие об интертекстуальности. Вертикальный контекст, пресуппозиции.

5. Фигуры интертекста.

6. Прецедентные тексты.

7. Целостность как свойство текста.

8. Связность как свойство текста.

9. Способы языковой компрессии.

10. Членимость текста. Уровни и единицы членения текста.

11. Структурно-семантическая организация текста.

12. Коммуникативная организация текста.

13. Тема-рематические структуры.

14. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.

15. Типы рематических доминант.

16. Композиция текста: единицы, принципы.

17. Композиционные приемы.

18. Функции абзаца. Основания абзацного членения текста.

19. Рамочные компоненты текста: заголовок, зачин, концовка.

20. Контекстно-вариативное членение текста. Авторская речь, чужая речь.

21. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.

22. Функции текста. Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора, их взаимодействие.

23. Понятие и приемы языковой игры в тексте.

24.Теория речевых актов. Структура речевого акта. Их типология.

25. Постулаты П.Грайса.

26.Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Языковые (фонетические) маркеры текста.

2. Лексические маркеры текста.

3. Словобразовательные особенности текста.

4. Лингвистика языка и лингвистика текста.

5. Морфологические показатели специфики текста.

6. Синтаксические маркеры текста.

7.Цитатное заглавие как прием межтекстовой связи.

8. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.

9. Коммуникативные неудачи, их типология.

10. Диалог как особый вид текста.

11. Лингвистическая классификация текстов.

12. Пародия как тип межтекстовой связи.

13. Языковая игра в тексте.

14. Речевой жанр. Жанрообразующие признаки текста.

15. Образ автора в тексте.

16.Афоризмы, цитаты, пословицы, говорящие имена и названия как сигналы свернутого текста.

17.Темпоральная структура текста.

18.Роль местоимений в тексте.

19.Особенности юмористического дискурса.

20.Невербальные средства выражения значения в дискурсе.

21. Образ автора в тексте.

22. Типы связности текста.

23. Показатели цельности текста.

24. Стилистика текста.

25.Особенность языка научно-технической литературы.

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
26.Языковые средства выражения директивного характера текстов делового стиля. 13.Экспрессивно-выразительные средства языка как категориальные единицы публицистического текста.

27.Языковые средства создания образности художественного текста.

28.Коллоквиалистика как наука о разговорной речи и тексте.

28.Типизированные модели текстов устной речи.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы к зачету

практические занятия

реферат

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова [и др.] Л.М.
Теория текста: учебное пособие
Москва: Флинта, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Плеханова Т.Ф.
Дискурс-анализ текста: учебное пособие для вузов
Минск: Тетра-Системс, 2011
http://www.iprbookshop.ru/28074.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
201 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), интерактивная доска SMART Board 480iv со встроенным проектором V25, ноутбук.

традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:

лекала шапок

лекала платья

лекала чегедека (традиционного  платья)

лекала традиционной обуви из кожи

ножи для резки кожи

ножницы для резки кожи

шило

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. 

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Выполнил: магистрант 522М гр.

Иванов И.И.

Научный руководитель:

Папина О.Н., к.ф.н., доцент

Горно-Алтайск – 2022

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.