(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
дать его описание, указать на характерные свойства;
выработать умение работать с лингвистической литературой по изучаемой проблематике, объяснить ключевые понятия теории текста и дискурса;
обучить методике теоретически обоснованного комплексного анализа текстов и их компонентов, анализа некоторых типов дискурса (политического, рекламного, художественного, юмористического и т.д.).
Уметь: свещать отдельные идейно-тематические, жанрово-стилистические и иные проблемы, порождаемые литературой и обладающие особенной новизной и актуальностью в культуре нашего времени;
Владеть: работой с информационными, научными изданиями, навыками исследования, проведения экспериментальных работ в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией).
Уметь: отбирать необходимую информацию, логично, доступно, образно и проблемно излагать материал, побуждая слушающих к дискуссии, корректировать изложение материала в зависимости от реальной ситуации, вызывать интерес слушателей;
Владеть историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;
– наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом.
Уметь:использовать разные языковые нормы и приемы в различных сферах коммуникации
Владеть:риторическими, стилистическими и языковыми нормами и премами
Уметь: самостоятельно определять цели и задачи научно-исследовательского процесса, проектировать результат научной деятельности, определять способы его достижения;
Владеть: современной проблематикой данной отрасли знания.
навыки квалифицированного анализа, реферирования худоржественного текста
Уметь:
Владеть:
навыками квалифицированного анализа художественных текстов
языковые нормы и приемы, принятые в разных сферах коммуникации
Уметь:
использовать разные языковые нормы и приемы в различных сферах коммуникации
Владеть:
риторическими, стилистическими и языковыми нормами и премами
ции
ракт.
1.Теория текста и дискурса в кругу филологических дисциплин. Объект, предмет, цели и задачи теории текста.
2. Узкое и широкое понимание текста. Форма существования и границы текста.
3. Основные свойства текста.
4. Текст и культура. Понятие об интертекстуальности. Вертикальный контекст, пресуппозиции.
5. Фигуры интертекста.
6. Прецедентные тексты.
7. Целостность как свойство текста.
8. Связность как свойство текста.
9. Способы языковой компрессии.
10. Членимость текста. Уровни и единицы членения текста.
11. Структурно-семантическая организация текста.
12. Коммуникативная организация текста.
13. Тема-рематические структуры.
14. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.
15. Типы рематических доминант.
16. Композиция текста: единицы, принципы.
17. Композиционные приемы.
18. Функции абзаца. Основания абзацного членения текста.
19. Рамочные компоненты текста: заголовок, зачин, концовка.
20. Контекстно-вариативное членение текста. Авторская речь, чужая речь.
21. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.
22. Функции текста. Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора, их взаимодействие.
23. Понятие и приемы языковой игры в тексте.
24.Теория речевых актов. Структура речевого акта. Их типология.
25. Постулаты П.Грайса.
26.Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения.
1. Языковые (фонетические) маркеры текста.
2. Лексические маркеры текста.
3. Словобразовательные особенности текста.
4. Лингвистика языка и лингвистика текста.
5. Морфологические показатели специфики текста.
6. Синтаксические маркеры текста.
7.Цитатное заглавие как прием межтекстовой связи.
8. Коммуникативные регистры текста и текстовых фрагментов.
9. Коммуникативные неудачи, их типология.
10. Диалог как особый вид текста.
11. Лингвистическая классификация текстов.
12. Пародия как тип межтекстовой связи.
13. Языковая игра в тексте.
14. Речевой жанр. Жанрообразующие признаки текста.
15. Образ автора в тексте.
16.Афоризмы, цитаты, пословицы, говорящие имена и названия как сигналы свернутого текста.
17.Темпоральная структура текста.
18.Роль местоимений в тексте.
19.Особенности юмористического дискурса.
20.Невербальные средства выражения значения в дискурсе.
21. Образ автора в тексте.
22. Типы связности текста.
23. Показатели цельности текста.
24. Стилистика текста.
25.Особенность языка научно-технической литературы.
27.Языковые средства создания образности художественного текста.
28.Коллоквиалистика как наука о разговорной речи и тексте.
28.Типизированные модели текстов устной речи.
практические занятия
реферат
традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы), традиционные шапки из шкуры (мерлушка). Лекала:
лекала шапок
лекала платья
лекала чегедека (традиционного платья)
лекала традиционной обуви из кожи
ножи для резки кожи
ножницы для резки кожи
шило
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Выполнил: магистрант 522М гр.
Иванов И.И.
Научный руководитель:
Папина О.Н., к.ф.н., доцент
Горно-Алтайск – 2022
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.