2022-2023_45_04_01_2022_522М_plx_Актуальные вопросы современной алтайской литературы_Литература народов России (алтайская литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
Учебный план
45.04.01_2022_522М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
экзамены 3 зачеты 1 зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
52,45
самостоятельная работа
310
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
13
14 4/6
10 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
8
8
8
8
30
30
Практические
18
18
10
10
10
10
38
38
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,25
0,25
0,55
0,55
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
16
16
10
10
26
26
Итого ауд.
32
32
18
18
18
18
68
68
Кoнтактная рабoта
32,15
32,15
18,15
18,15
19,25
19,25
69,55
69,55
Сам. работа
139
139
117
117
54
54
310
310
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
34,75
34,75
52,45
52,45
Итого
180
180
144
144
108
108
432
432
 
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Киндикова А.В. _______________
 
 
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 24.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 09.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у студентов знание особенностей  современного литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте
1.2
Задачи: - рассматривать современный литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи; анализировать  структуру и динамику процесса, интерпретировать литературные факты и литературные репутации; - научиться работать с критическими и литературоведческими источника¬ми; уметь разобраться в спорных вопросах литературоведения, оценить позиции исследователей и выработать свою собственную позицию по отношению к произведению и творчеству писателя в целом. - рассматривать художественное произведение с учетом многообразных контекстов (идеологического, эстетического и т.д.); выделять круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; - углубить навыки анализа и интерпретации литературных произведений; -рассматривать художественное произведение в историко-функциональном ключе (критика и литературоведение); - формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Литературная критика Горного Алтая
2.1.2
Теоретическое литературоведение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Литературное краеведение и наследие писателей РА
2.2.2
Литературоведческий анализ текста
2.2.3
Мифопоэтика алтайской литературы
2.2.4
Художественный перевод
2.2.5
Литература тюркских народов СНГ
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования.
 
Знать:

творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике

Уметь:

освещать отдельные идейно-тематические, жанрово-стилистические и иные проблемы, порождаемые литературой и

обладающие особенной новизной и актуальностью в культуре нашего времени

Владеть:

работой со справочными изданиями

ИД-2.ОПК-2: Обладает навыками чтения и интерпретации научных трудов в избранной области филологии. 
 
 
ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Знать:

содержание и художественные особенности произведений

Уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические произведения

Владеть:

литературоведческим анализом художественных текстов

ИД-1.ОПК-3: Корректно анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности. 
 
Знать:

приемы анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учетом закономерностей историко-литературного процесса

Уметь:

ориентироваться в областях художественной, научно-теоретической литератур, анализировать и сопоставлять 

ИД-3.ОПК-3: Корректно применяет приемы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии.
 
художественные тексты

Владеть:

теоретическими знаниями о сравнительно-типологическом исследовании и закономерностях взаимодействия и взаимовлияния литератур

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Особенности литературного процесса рубе-жа XX-XXI ве-ков
 
1.1
Введение Понятие периодизации. Из истории изучения /Лек/
2
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Понятие периодизации литературы  Из истории изучения /Ср/
24
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Основы периодизации алтайской литературы.  /Ср/
24
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Мифопоэтические особенности алтайской литературы.  /Ср/
36
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Мифопоэтический анализ произведений алтайских писателей /Ср/
33
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.6
Обзор исследовательских работ /Ср/
8
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.7
Периодизация Н.Баскакова, С.М. Каташева, Н. Киндиковой /Ср/
10
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.8
Фольклорные и литературные взаимосвязи /Ср/
10
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.9
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Ср/
5
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.10
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Ср/
5
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.11
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Ср/
6
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.12
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Ср/
10
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.13
Произведения А. Адарова: мифопоэтический аспект /Ср/
24
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.14
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Ср/
22
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.15
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Ср/
21
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.16
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Ср/
14
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.17
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Ср/
14
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.18
Христивнские мотивы в литературе конца 19 начала 20 вв. Литература 20-30 гг.ХХ века, особенности развития.  /Ср/
14
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.19
Влияние фоьклорно-мифологических мотивов на творчество С. Суразакова. Поэма «Аргымак» в мифопоэтическом контексте. /Ср/
10
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.20
Роль пространственных символов-маркеров в художественном пространстве Д. Каинчина  /Ср/
20
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.21
Периодизация Н.Баскакова, С.М. Каташева, Н. Киндиковой /Лек/
2
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.22
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Лек/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.23
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Лек/
2
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.24
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Лек/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.25
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Лек/
2
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.26
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Лек/
2
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.27
Произведения А. Адарова: мифопоэтический аспект /Лек/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.28
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Лек/
0
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.29
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Лек/
8
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
4
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.30
Введение Понятие периодизации алтайской литературы. Из истории изучения /Пр/
6
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.31
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Пр/
8
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
1.32
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Пр/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.33
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Пр/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
4
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.34
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Пр/
0
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.35
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Пр/
6
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
6
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.36
Феномен «женской» прозы /Пр/
4
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.37
особенности переводных произведений алтайских писателей /Пр/
6
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
4
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ОПК-2 ИД-1.ОПК-3 ИД-3.ОПК-3
1
0
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Ј.Б.Каинчинниҥ «Чеден» деп куучынныҥ учуры, тӧс сӱр-кеберлер јураган эп-аргалар.

2. Ј.Б. Каинчинниҥ «Ай эски тӱн» деп куучыныҥ мифопоэтикалык тӧзӧгӧзи.

3. А.О.Адаровтыҥ «Бурылганы» деп чӱмдемелинде тӧс мотив.

4. А.Я.Ередеевтиҥ «Ажудагы балыктар» деп чӱмдемелинде тузаланган јаҥжыккан сӱр-кеберлердиҥ учеры. Чӱмдемелдиҥ жанры.

5. А.Я.Ередеевтиҥ «Улаганныҥ ажузында» деп чӱмдемелинде оос-поэтический темдектер.

6. А.Я.Ереедеевтиҥ «Солоҥы» деп чӱмдемелдиҥ кееркедим эп-аргалары.

7. Б.У. Укачинниҥ «Сок јаҥыс уулы» деп куучынныҥ тӧс геройыныҥ сӱр-кебери, јуралган эп-аргалар.

8. Б.У.Укачинниҥ «Ӧлӧргӧ јетире эм де узак» деп чӱмдемелиниҥ композициязыныҥ учуры.

9. Б.У.Укачинниҥ «Тайганыҥ јаҥы» деп куучынында герой-куучындаачыныҥ (рассказчик) сӱр-кебери, тӧс конфликт.

10. Жанр деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери.

11. И.П.Кочеевтиҥ «Эдельвейс» деп куучыныҥ аҥылузы, темазы, учуры.

12. Интерпретация деп оҥдомол, оныҥ учуры ла бӱдӱмдери.

13. Ј. Б.Каинчинниҥ «Адалар јолы» деп чӱмдемелиниҥ персонажтарыныҥ системазы.

14. Ј.Б.Каинчинниҥ «Аба-јыштыҥ балазы» деп куучынныҥ тӧс темазы, кӧдӱрилген сурактары, мӧштиҥ сӱр-кебериниҥ учуры.

15. Ј.Б.Каинчинниҥ куучындарында психологизмниҥ темдектери.

16. Ј.Маскинаныҥ «Карганай» деп куучынында тӧс сӱр-кебердиҥ учуры.

17. К.Ч.Телесовтыҥ «Кайда ол јол» деп куучынында автордыҥ айладуларыныҥ (отступление) учуры, автордыҥ кӱӱни.

18. Кееркедим темдек (деталь), оныҥ чӱмдемелде учуры.

19. Кееркедим троптор, олордыҥ бӱдӱмдери.

20. Кееркедим чӱмдемел, оныҥ темдектери.

21. Кееркедим чӱмдемелде автордыҥ  сӱр-кебери.

22. Кееркедим чумдемелде ар-буткенниҥ јуругы, оныҥ функциязы, бӱдӱмдери.

23. Кееркедим чӱмдемелде куучындаачыныҥ учуры ла аҥылу сӱр-кебери.

24. Кееркедим чӱмдемелде персонажтардыҥ сӱр-јуругын кӧргӱскен эп-аргалар.

25. Кееркедим чӱмдемелде сюжеттиҥ учуры, оныҥ элементтери.

26. Композиция деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери, тӧс бӧлуктери.

27. Куучын деп жанр, оныҥ аҥылу темдектери, бӱдӱмдери.

28. Л.В.Кокышевтиҥ «Дикарка» деп куучынныҥ тӧс темазы, шӱӱлтелери ла геройлоры.

29. Н.Б.Бельчекованныҥ «Карганак ла от» деп чӱмдемелде алтай элдиҥ кӧрӱм-шӱӱлтези салынганы.

30. Н.Б.Бельчекованыҥ «Кӧк бӧрӱ» деп куучынында бӧрӱниҥ сӱр-кебери, оныҥ фольклор тӧзӧлгӧзи.

31. Психологизм деп оҥдомол, оныҥ аҥылу темдектери.

32. С.К.Манитов «Элик» деп куучынныҥ тӧс тартыжузы ла шӱӱлтези.

33. С.С.Суразаковтыҥ «Картыс» деп чӱмдемелиниҥ жанровый аҥылузы, тӧс геройды кӧргӱскен эп-аргалар.

34. Сюжетке кирбей турган элементтердиҥ учуры ла бӱдӱмдери.

35. Фольклор ло литератураныҥ башказы ла тӱҥейи.

36. Чӱмдемелде кееркедим ӧй ле телкем (пространство).

37. Чӱмдемелдиҥ проблематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.

38. Чӱмдемелдиҥ тематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.

39. Ылгамал деп оҥдомол, бӱдӱмдери, ылгаар эп-аргалар.

40. Эпикалык бӱдӱм, оныҥ аҥылузы, жанрлары.

Вопросы к зачету с оценкой

1. Современный литературный процесс – смена эстетических принципов и возникновение новой художественной системы.

2. Образная система современной алтайской лирики.

3. Алтайская лирика на современном этапе: тематическая и жанровая особенность.

4. Фольклорные мотивы в лирике алтайских писателей

5. Образ матери в современной алтайской лирике.

6. Образ родины в лирике алтайских поэтов.

7. Поэтика переводных сборников алтайских поэтов (по выбору).

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
8. Тематические особенности алтайской лирики 90-х гг. ХХ века

9. Алтайская лирическая миниатюра.

10. Тематические и жанровые особенности лирики современных алтайских поэтесс.

11. Эстетика и поэтика современной алтайской литературы. Общие черты и различия, обусловленные изменениями социальной ситуации.

12. Основные предпосылки развития современной алтайской прозы. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве современных алтайских прозаиков.

13. Очерк в современной алтайской литературе.

14. Особенности жанра эссе в современной алтайской литературе.

15. Развитие жанра рассказа в современной алтайской литературе.

16. Организация художественного пространства в рассказах современных алтайских писателей.

17. Значение автобиографии в творчестве алтайских писателей.

18. Повесть в современной алтайской литературе.

19. Эволюция жанра романа в алтайской литературе.

20. Онтологическая тематика в романах алтайских писателей.

21. Жанровые особенности детской литературы.

22. Алтайская литературная сказка.

23. Перевод как средство взаимообогащения литератур.

24. Проблема повествования в поэме Б.Укачина «Одинокий домик среди белых снегов»

26. Творчество С.Сартаковой и современная женская поэзия.

27. Особенности структуры циклов Б.Суркашева «Знакомые лица» («Таныш кеберлер»), «Пусть люди никогда печали не знают» («Качан да улустар карыкчал билбезин»), «О судьбах великих поэтов» («Улу поэттердиn салымдары керегинде»).

28. Фольклорные традиции в поэмах Б.Бедюрова

29. Особенности женского письма.

30. Биография писателя как литературный «текст»: образ Л.Кокышева в воспоминаниях современников.

39. Биография художника как литературный «текст»: образ Г.И.Чорос-Гуркина в произведениях современников.

40. Автор и проблема национального мировоззрения (по произведениям Д.Каинчина)

45. Литературная сказка (С.Суразаков, А.Саруева, И.Кочеев и другие)

46. Особенности портретной живописи в прозе С.Манитова.

Вопросы к экзамену

1. Художественное осмысление древнетюркских событий в современной алтайской литературе

2. Образ воды в произведениях К.Толосова

3. Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект

4. Проблемы алтайского литературоведения итоги и перспективы развития.

5. Проблема образа автора и героя в художественном произведении

6. Функции сна в произведениях Д.Б.Каинчина.

7. Общая история зарождения автобиографического жанра в европейской литературе

8. Роль сна в рассказе «Баш болзын…» («Сохрани нас…») Д.Б.Каинчина.

9. Теоретические основы понятий «автобиография», «исповедь», «мемуары», «дневники», «автобиографические произведения»

10. Мифопоэтические особенности произведений Бориса Укачина

11. Возникновение автобиографического жанра в алтайской литературе

12. Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина

13. Современная алтайская литература в поиске тем и жанров.

14. Г.Чорос-Гуркин и В.Шукшин: опыт сравнительно-типологического прочтения.

15. Алтай литературоведениенин озуми

16. История создания произведений Г.И.Чорос-Гуркина

17. Древняя поэзия тюрков: проблемы изучения

18. Проблемы поэтического перевода

19. Корни родства в тюрко-монгольской  литературе

20. Г. Чорос – Гуркин  и  Н.Рерих: типология творчества

21. Роль Н.А. Баскакова в развитии науки о литературе

22. Понятие мифопоэтики. Из истории изучения

23. Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века

24. Мифопоэтика как часть поэтики. Архетип.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов 1. Целостный анализ текста, средства ее реализации. 2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа). 3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация  и самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого. 4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и повторы). 5. Методы и приемы анализа художественного текста.
 
стр. 11
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста. 7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика. Принципы и способы стилизации. Художественная деталь. 8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика. 9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время. 10. Целостный анализ текста. 11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации. 12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности. 13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе.   14. Анализ на фоне поэтического языка эпохи и в контексте творчества (выбранного) писателя. 15. Материал для анализа. Л.В. Кокышев «Алтай тилиме». 16. Образ автора и система содержания текста, художественная деталь.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту, экзамену, реферат
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д., Киндикова Н.М.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алт. яз.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
 
Л1.2
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алтайском языке
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Текенова У.Н., Киндикова Н.М.
Л.В. Кокышевтиҥ чӱмделгези: литература билим кычырыш: опыт литературоведческого чтения
Горно-Алтайск: ОАО "Горно-Алтайская типография", 2013
 
Л2.2
Торбоков В.
В круговороте времени: сб. статей и очерков
Горно-Алтайск: ОАО "Горно-Алтайская типография", 2014
 
Л2.3
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И.
Литература народов России: учебное пособие для вузов
Москва: ИНФРА-М, 2016
 
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
 
стр. 12
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
 
стр. 13
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы. Образец оформления титульного листа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» Факультет алтаистики и тюркологии РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (название темы) Выполнил: магистрант 520М гр. Иванов И.И. Научный руководитель: Папина О.Н., к.ф.н., доцент
 
стр. 14
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
Горно-Алтайск – 2020 Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо: а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы; б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д. в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам; г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант. д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце. е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к экзамену магистры вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка магистра к экзамену включает в себя три этапа: -аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах. Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость. Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете. При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом. Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, 
 
стр. 15
УП: 45.04.01_2022_522М.plx
 
грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.