2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Вторичные тексты в современном научном дискурсе_Русская литература в межкультурной коммуникации
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вторичные тексты в современном научном дискурсе
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
зачеты с оценкой 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
94,5
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40,65
40,65
40,65
40,65
Сам. работа
94,5
94,5
94,5
94,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол. наук, доцент, Волкова Н.А.
 
 
Вторичные тексты в современном научном дискурсе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цель курса - сформировать у студентов систему знаний и умений, необходимых для практического владения эффективной и риторически грамотной научной речью. научить студентов создавать вторичные научные тексты. Данный курс позволяет синтезировать знания, полученные при изучении различных филологических дисциплин. Формирование у филологов  стройной системы дисциплинарного мышления предполагает освоение не только свода обязательных дисциплинарных знаний, но и навыка их применения.
1.2
Задачи:  - сформировать навыки эффективной коммуникации в условиях научного общения, - научить воспроизводить информацию прочитанного текста при определённой степени переработки и сжатия его структуры; - научить дифференцировать разные типы вторичных текстов в зависимости от их цели; - научить дифферецировать и создавать различные типы вторичных текстов в научной и учебной коммуникации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы теории текста и дискурса
2.1.2
Филология в системе современного гуманитарного знания
2.1.3
Научно-исследовательская работа
2.1.4
Методы филологических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика преподавания литературы в высшей школе
2.2.2
Научно-исследовательский семинар
2.2.3
Актуальные проблемы литератур  Запада и Востока
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
владеет навыками написания и редактирования различных академических текстов, в том числе вторичных (рефератов, аннотаций, отзывов, обзоров и др.)
ИД-1.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) 
 
знает правила построения устной и письменной  речи для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в научной коммуникации; владеет навыками устной и письменной научной речи; владеет навыками сопоставления, обобщения и сжатия информации текста.
ИД-2.УК-4: Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные. 
 
умеет ясно, непротивоечио, аргументированно изложить свою точку зрения в академической и профессиональной коммуникации.
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.1
Проблема определения текста в современной науке.

Текст,стиль, дискурс: соотношение понятий. /Лек/

2
ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.2
Стилистика и прагматика научного дискурса.

/Пр/

2
ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
1.3
Структура научного текста.

Грамматика научного текста.

Риторика научного текста.

/Ср/

8
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 2. Типология вторичных текстов в научном дискурсе.
 
2.1
Понятие вторичного текста в  критериях текстовой классификации.  /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.2
Диалогика текстов в научном дискурсе  как филологический фактор речи. /Пр/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
2.3
Диалогические характеристики текста. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 3. Тезисы, конспект, реферат как вторичные тексты в научном дискурсе.
 
3.1
Смысловой анализ предложения и абзаца как основа тезирования,  конспектирования, реферирования. /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.2
Виды тезисов и конспектов: методический аспект. /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.3
Реферат как вторичный текст.

Типы рефератов по полноте изложения, по количеству реферируемых источников, по читательскому назначению, по типу составителя.  /Пр/

4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.4
Основные требования к написанию реферата.

Продуктивный и репродуктивный реферат.

Реферат-конспект. Реферат-резюме. Реферат-обзор.

Структура библиографического реферата.

Написание реферата по теме исследования магистранта. /Ср/

16,5
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
3.5
Обучение реферированию: методические аспекты. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 4. Рецензия и отзыв как вторичные тексты.
 
4.1
Назначение и структура рецензии и отзыва. /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.2
Типовой план для написания рецензии и отзыва.

Обязательные и факультативные элементы в рецензии и отзыве.  

/Пр/

4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
4.3
Написание рецензии и отзыва по заданному тексту. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
4.4
Устная рецензия. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 5. Аннотация и резюме как вторичные тексты.
 
5.1
Аннотация как вторичный текст: структура, типы и клише для написания. /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.2
Разновидности аннотации в зависимости от функциональной принадлежности первичного текста. /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.3
Резюме и аннотация: сходства и различия. /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5.4
Написание аннотации и резюме по заданным текстам. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 6. Учебный текст как особый вид вторичного текста.
 
6.1
Диалогические особенности учебного текста. /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.2
Устные и письменные учебные тексты в научно-учебном дискурсе.

/Пр/

2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
6.3
Взаимоотношение объективного и субъективного в текстах учебно-научныого дискурса. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 7. Диалогика текста в научной коммуникации.
 
7.1
Смысловая конвергенция: общежанровый подход /Лек/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
7.2
Диалогические маркеры вторичного текста. /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
7.3
Локальный контекст как фактор успешного восприятия научного текста. /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
9.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Фонд оценочных средств формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ".
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
КОЛЛОКВИУМ

1. Тема: Типы научных текстов в зависимости от доминирующей текстовой функции.

Вопросы:

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. Разновидности научного стиля речи. Проблема типологизации научных текстов.

2. Собственно-научный стиль речи и его жанры.

3. Научно-информативный стиль речи его жанры.

4. Научно-справочный стиль речи его жанры.

5. Научно-учебный стиль речи его жанры.

6. Научно-популярный стиль речи его жанры.

7. Взаимопроникновение жанров в рамках научного дискурса.

2. Тема: Аннотация и резюме как вторичные тексты

Вопросы:

1. Определение аннотации.

2. Структура аннотации: обязательные и факультативные элементы.

3. Классификации аннотаций (справочные и рекомендательные, общие и специализированные, монографические и обзорные). Критерии классификаций.

4. Клише, используемые в аннотации. Обучение аннотированию.

5. Резюме-вывод как вторичный текст.

ТЕСТ

1.Специфическими чертами научного стиля речи являются:

А) точность, ясность, логичность;

Б) обобщённость и безличность;

В) открытая оценочность, призывность.

2.К языковым чертам научных текстов относятся:

А) преобладание слов с обобщённым, абстрактным значением;

Б) преобладание глагольного строя речи над именным;

В) наличие специального терминологического аппарата;

Г) использование личных форм глагола.

3.Отметьте ряд жанров, относящихся к научно-учебному подстилю:

А) указ, отчёт, план;

Б) реферат, учебное пособие, лекция;

В) диссертация, резюме, обзор.

4. В научной речи информативный центр предложения располагается, как правило:

А) в середине предложения;

Б) в начале предложения;

В) в конце предложения.

5.Информативный центр абзаца в научных текстах обычно находится:

А) в начале абзаца;

Б) в середине абзаца;

В) в конце абзаца.

6.Классическая форма линейно-рамочного сверхабзаца включает составные части:

А) абзац-постулат, несколько поясняющих абзацев, абзац-тезис;

Б) ядерный абзац, несколько абзацев-звеньев, абзац-тезис.

7.По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на:

А) обзорные / монографические;

Б) продуктивные / репродуктивные;

В) индикативные / информативные.

8. К репродуктивным рефератам относятся:

А) реферат-обзор, реферат-доклад;

Б) реферат-резюме, реферат-конспект.

9.Укажите характеристики, свойственные реферату как вторичному тексту:

А) этот вторичный текст строится на языке оригинала;

Б) в этом вторичном тексте не используется цитирование первоисточника;

В) характерно преобладание простых предложений;

Г) в этом вторичном тексте не только перечисляются основные вопросы источника, но и сообщается существенное содержание каждого из них.

10.Укажите характеристики, свойственные аннотации:

А) отвечает на вопрос: о чём говорится в первичном тексте;

Б) сообщает содержание источника, освещая все проблемные вопросы;

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
В) содержит оценку работы с точки зрения новизны информации.

11.По целевому назначению аннотации подразделяются на

А) общие / специализированные;

Б) справочные / рекомендательные.

12.Укажите, какой из типов вторичных текстов является наиболее стандартизированным:

Б) рецензия;

В) аннотация;

Г) конспект.

13.Какие из нижеперечисленных сведений не обязательны в аннотации:

А) библиографическое описание первичного текста;

Б) характеристика иллюстративных материалов;

В) принадлежность автора первичного текста к какой-либо научной школе;

В) предмет и тема первичного текста.

14. Укажите характеристики, свойственные рецензии:

А) это вторичный текст жёсткого способа построения, имеющий свои структурные особенности и языковые клише;

Б)  эти вторичные тексты знакомят читателей с новыми публикациями;

В) целью этих вторичных текстов является критический разбор и оценка первичного текста;

Г) в этих вторичных текстах лишь перечисляются основные вопросы, освещённые в первоисточнике.

15. Укажите характеристики, свойственные отзыву как вторичному тексту:

А) это текст имеет жёсткий, стандартизированный характер композиции;

Б) в этом тексте обязательно наличие оценки, выражения мнения автора по отношению к содержанию, структуре первичного текста;

В) оценка по отношению к первичному тексту должна быть научно аргументированной и доказанной;

Г) в этом тексте могут содержаться практические рекомендации по отношению к содержанию, структуре первичного текста и области его использования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

Диалогика текста как филологический фактор речи.

Современные тенденции в исследовании текста.

Диалогические особенности научного текста.

Взаимоотношение объективного и субъективного в научной коммуникации.

Вторичные тексты в научной коммуникации.

Учебный текст как вторичный текст и составляющая учебно-научного дискурса.

Проблема выделения ключевых смысловых компонентов при реферировании научного текста.

Понятийно-логический аспект адресованности вторичного научного текста (на примере аннотации к научной статье).

Риторика научного текста.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЧЁТ

1. Понятие науки. Наука как система знания.

2. Понятие научного стиля. Его речевые характеристики.

3. Общая характеристика жанровых разновидностей научного стиля.

4. Этапы формирования научного знания.

5. Учебно-научный подстиль.

6. Соотношение терминов-понятий «жанр» и «тип» текста.

7. Характерные (инвариантные) особенности композиционной организации первичных научных текстов.

8. Характерные (инвариантные) особенности композиционной организации вторичных научных текстов.

9. Язык и стиль научного изложения. Терминология научного текста.

10. Смысловой анализ предложения и абзаца. Типы связей  предложений в абзаце.

11. Типы сверхабзацев в научном тексте.

12. Способы изложения в научном тексте.

13. Реферат как текст, создаваемый на материале другого исходного текста.

14. Правила оформления и представления рефератов.

15. Виды рефератов.

16. Структура учебного реферата на научную статью, монографию.

17. Структура обзорного реферата.

18. Конспект. Виды конспектов. Этапы составления конспекта научной статьи.

19. Прагматические различия цитат.

 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
20. Научная статья. Основные этапы работы над статьей.

21. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.

22. Рецензия и отзыв, структура, основные требования к их написанию и оформлению.

23. Культура ведения научной дискуссии.  Устная рецензия.

24. Аннотация и реферат-резюме. Сходства и различия.

25. Структура аннотации.

26. Чтение научной литературы. Виды чтения. Чтение как вид речевой деятельности.

27. Методологические принципы научного исследования.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Колесникова Н.И.
От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи
Москва: Флинта, 2008
 
Л1.2
Пешкова С.Н.
Вторичные тексты в учебно-научной деятельности: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=206:vtorichnye-teksty-v-uchebno-nauchnoj-deyatelnosti&catid=33:russkij-yazyk&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова [и др.] Л.Б.
Основы русской научной речи: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79809.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
портфолио
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
После изучения спецкурса студент должен представлять специфику научного дискурса как одной из форм статусно-ориентированного дискурса; знать основные принципы создания научного вторичного текста; представлять своеобразие использования языковых средств различных уровней при создании

письменного и устного научного текста; владеть системой взаимосвязанных методов риторической деятельности в сфере научной речи (метод риторического анализа чужого высказывания, метод анализа речевого поведения, метод самоанализа, метод создания собственного высказывания, метод

выбора адекватного речевого поведения и самоконтроля).

В ходе изучения спецкурса студент должен усвоить все общие требования к научной работе: обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. А также требования к оформлению научных работ и соблюдению научной этики.

Исследовательская деятельность студента предполагает умение работать с научной информацией, т.е. с первоисточниками. Необходимо познакомить студента с основными правилами работы с энциклопедическим материалом: обязательность ссылки на автора, источник и графическое выделение цитируемых строк (кавычки, разрядка, особый шрифт), способами цитирования.

При освоении основных принципов создания научного текста необходимо получить представление об универсальных и специфических для каждого жанра способах структурирования научного материала, об основных параметрах каждого структурного раздела научного текста.

Особое внимание следует обратить на своеобразие использования языковых средств различных уровней при создании письменного и устного научного текста, в частности, на средства связи в научном тексте (лексические, морфологические и синтаксические), на особенности использование

различных частей речи в научном тексте, на синтаксическую специфику научного текста.

Не менее важное место в данном спецкурсе занимает устная форма научного дискурса.

Особое внимание при изучении данной темы необходимо обратить на риторические приемы в научном дискурсе, выделить обязательные и факультативные риторические приемы (объяснение и составляющие его пояснение, уточнение, сведение синонимов и синонимизация контекстом)

При овладении методами риторической деятельности в сфере научной речи необходимо обратить внимание на коммуникативную толерантность научной речи, и, соответственно, на способы

создания коммуникативного баланса при ведении устного научного диалога. При этом важно овладеть не только навыками анализа собственного речевого поведения, но и навыками риторического анализа чужого высказывания.

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение, коллоквиум с  перечнем вопросов и списком литературы.

Использование традиционных технологий позволяет сориентировать студента в потоке информации, связанной с вопросами коммуникации, определиться с выбором оптимального пути и

способа работы с ней в процессе самостоятельной работы; систематизировать знания, полученные

студентами в процессе аудиторной и самостоятельной работы.

В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: лекция-презентация, проблемная лекция, мультимедийные и интерактивные модели обучения, элементы технологии программированного обучения - использование

компьютерных программ:

- учебные - используются при объяснении нового материала

- демонстрационные - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера

- информационно-справочные - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

Использование инновационных технологий обеспечивает повышение интереса и мотивации учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала  студентов, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение

и ввести экстренную коррекцию знаний, повышает скорость изложения и усвоения информации.

Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения знаний, эффективное и успешное  овладение студентами умениями и навыками в области речевой и коммуникативной культуры, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования в этой  сфере, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный  контроль за усвоением знаний.