(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Текст,стиль, дискурс: соотношение понятий. /Лек/
/Пр/
Грамматика научного текста.
Риторика научного текста.
/Ср/
Типы рефератов по полноте изложения, по количеству реферируемых источников, по читательскому назначению, по типу составителя. /Пр/
Продуктивный и репродуктивный реферат.
Реферат-конспект. Реферат-резюме. Реферат-обзор.
Структура библиографического реферата.
Написание реферата по теме исследования магистранта. /Ср/
Обязательные и факультативные элементы в рецензии и отзыве.
/Пр/
/Пр/
1. Тема: Типы научных текстов в зависимости от доминирующей текстовой функции.
Вопросы:
2. Собственно-научный стиль речи и его жанры.
3. Научно-информативный стиль речи его жанры.
4. Научно-справочный стиль речи его жанры.
5. Научно-учебный стиль речи его жанры.
6. Научно-популярный стиль речи его жанры.
7. Взаимопроникновение жанров в рамках научного дискурса.
2. Тема: Аннотация и резюме как вторичные тексты
Вопросы:
1. Определение аннотации.
2. Структура аннотации: обязательные и факультативные элементы.
3. Классификации аннотаций (справочные и рекомендательные, общие и специализированные, монографические и обзорные). Критерии классификаций.
4. Клише, используемые в аннотации. Обучение аннотированию.
5. Резюме-вывод как вторичный текст.
ТЕСТ
1.Специфическими чертами научного стиля речи являются:
А) точность, ясность, логичность;
Б) обобщённость и безличность;
В) открытая оценочность, призывность.
2.К языковым чертам научных текстов относятся:
А) преобладание слов с обобщённым, абстрактным значением;
Б) преобладание глагольного строя речи над именным;
В) наличие специального терминологического аппарата;
Г) использование личных форм глагола.
3.Отметьте ряд жанров, относящихся к научно-учебному подстилю:
А) указ, отчёт, план;
Б) реферат, учебное пособие, лекция;
В) диссертация, резюме, обзор.
4. В научной речи информативный центр предложения располагается, как правило:
А) в середине предложения;
Б) в начале предложения;
В) в конце предложения.
5.Информативный центр абзаца в научных текстах обычно находится:
А) в начале абзаца;
Б) в середине абзаца;
В) в конце абзаца.
6.Классическая форма линейно-рамочного сверхабзаца включает составные части:
А) абзац-постулат, несколько поясняющих абзацев, абзац-тезис;
Б) ядерный абзац, несколько абзацев-звеньев, абзац-тезис.
7.По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на:
А) обзорные / монографические;
Б) продуктивные / репродуктивные;
В) индикативные / информативные.
8. К репродуктивным рефератам относятся:
А) реферат-обзор, реферат-доклад;
Б) реферат-резюме, реферат-конспект.
9.Укажите характеристики, свойственные реферату как вторичному тексту:
А) этот вторичный текст строится на языке оригинала;
Б) в этом вторичном тексте не используется цитирование первоисточника;
В) характерно преобладание простых предложений;
Г) в этом вторичном тексте не только перечисляются основные вопросы источника, но и сообщается существенное содержание каждого из них.
10.Укажите характеристики, свойственные аннотации:
А) отвечает на вопрос: о чём говорится в первичном тексте;
Б) сообщает содержание источника, освещая все проблемные вопросы;
11.По целевому назначению аннотации подразделяются на
А) общие / специализированные;
Б) справочные / рекомендательные.
12.Укажите, какой из типов вторичных текстов является наиболее стандартизированным:
Б) рецензия;
В) аннотация;
Г) конспект.
13.Какие из нижеперечисленных сведений не обязательны в аннотации:
А) библиографическое описание первичного текста;
Б) характеристика иллюстративных материалов;
В) принадлежность автора первичного текста к какой-либо научной школе;
В) предмет и тема первичного текста.
14. Укажите характеристики, свойственные рецензии:
А) это вторичный текст жёсткого способа построения, имеющий свои структурные особенности и языковые клише;
Б) эти вторичные тексты знакомят читателей с новыми публикациями;
В) целью этих вторичных текстов является критический разбор и оценка первичного текста;
Г) в этих вторичных текстах лишь перечисляются основные вопросы, освещённые в первоисточнике.
15. Укажите характеристики, свойственные отзыву как вторичному тексту:
А) это текст имеет жёсткий, стандартизированный характер композиции;
Б) в этом тексте обязательно наличие оценки, выражения мнения автора по отношению к содержанию, структуре первичного текста;
В) оценка по отношению к первичному тексту должна быть научно аргументированной и доказанной;
Г) в этом тексте могут содержаться практические рекомендации по отношению к содержанию, структуре первичного текста и области его использования.
Диалогика текста как филологический фактор речи.
Современные тенденции в исследовании текста.
Диалогические особенности научного текста.
Взаимоотношение объективного и субъективного в научной коммуникации.
Вторичные тексты в научной коммуникации.
Учебный текст как вторичный текст и составляющая учебно-научного дискурса.
Проблема выделения ключевых смысловых компонентов при реферировании научного текста.
Понятийно-логический аспект адресованности вторичного научного текста (на примере аннотации к научной статье).
Риторика научного текста.
1. Понятие науки. Наука как система знания.
2. Понятие научного стиля. Его речевые характеристики.
3. Общая характеристика жанровых разновидностей научного стиля.
4. Этапы формирования научного знания.
5. Учебно-научный подстиль.
6. Соотношение терминов-понятий «жанр» и «тип» текста.
7. Характерные (инвариантные) особенности композиционной организации первичных научных текстов.
8. Характерные (инвариантные) особенности композиционной организации вторичных научных текстов.
9. Язык и стиль научного изложения. Терминология научного текста.
10. Смысловой анализ предложения и абзаца. Типы связей предложений в абзаце.
11. Типы сверхабзацев в научном тексте.
12. Способы изложения в научном тексте.
13. Реферат как текст, создаваемый на материале другого исходного текста.
14. Правила оформления и представления рефератов.
15. Виды рефератов.
16. Структура учебного реферата на научную статью, монографию.
17. Структура обзорного реферата.
18. Конспект. Виды конспектов. Этапы составления конспекта научной статьи.
19. Прагматические различия цитат.
21. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.
22. Рецензия и отзыв, структура, основные требования к их написанию и оформлению.
23. Культура ведения научной дискуссии. Устная рецензия.
24. Аннотация и реферат-резюме. Сходства и различия.
25. Структура аннотации.
26. Чтение научной литературы. Виды чтения. Чтение как вид речевой деятельности.
27. Методологические принципы научного исследования.
письменного и устного научного текста; владеть системой взаимосвязанных методов риторической деятельности в сфере научной речи (метод риторического анализа чужого высказывания, метод анализа речевого поведения, метод самоанализа, метод создания собственного высказывания, метод
выбора адекватного речевого поведения и самоконтроля).
В ходе изучения спецкурса студент должен усвоить все общие требования к научной работе: обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. А также требования к оформлению научных работ и соблюдению научной этики.
Исследовательская деятельность студента предполагает умение работать с научной информацией, т.е. с первоисточниками. Необходимо познакомить студента с основными правилами работы с энциклопедическим материалом: обязательность ссылки на автора, источник и графическое выделение цитируемых строк (кавычки, разрядка, особый шрифт), способами цитирования.
При освоении основных принципов создания научного текста необходимо получить представление об универсальных и специфических для каждого жанра способах структурирования научного материала, об основных параметрах каждого структурного раздела научного текста.
Особое внимание следует обратить на своеобразие использования языковых средств различных уровней при создании письменного и устного научного текста, в частности, на средства связи в научном тексте (лексические, морфологические и синтаксические), на особенности использование
различных частей речи в научном тексте, на синтаксическую специфику научного текста.
Не менее важное место в данном спецкурсе занимает устная форма научного дискурса.
Особое внимание при изучении данной темы необходимо обратить на риторические приемы в научном дискурсе, выделить обязательные и факультативные риторические приемы (объяснение и составляющие его пояснение, уточнение, сведение синонимов и синонимизация контекстом)
При овладении методами риторической деятельности в сфере научной речи необходимо обратить внимание на коммуникативную толерантность научной речи, и, соответственно, на способы
создания коммуникативного баланса при ведении устного научного диалога. При этом важно овладеть не только навыками анализа собственного речевого поведения, но и навыками риторического анализа чужого высказывания.
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение, коллоквиум с перечнем вопросов и списком литературы.
Использование традиционных технологий позволяет сориентировать студента в потоке информации, связанной с вопросами коммуникации, определиться с выбором оптимального пути и
способа работы с ней в процессе самостоятельной работы; систематизировать знания, полученные
студентами в процессе аудиторной и самостоятельной работы.
В процессе изучения теоретических разделов курса используются новые образовательные технологии обучения: лекция-презентация, проблемная лекция, мультимедийные и интерактивные модели обучения, элементы технологии программированного обучения - использование
компьютерных программ:
- учебные - используются при объяснении нового материала
- демонстрационные - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера
- информационно-справочные - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
Использование инновационных технологий обеспечивает повышение интереса и мотивации учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение
и ввести экстренную коррекцию знаний, повышает скорость изложения и усвоения информации.
Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения знаний, эффективное и успешное овладение студентами умениями и навыками в области речевой и коммуникативной культуры, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования в этой сфере, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль за усвоением знаний.