(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеев Павел Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
- формирование четкого понимания связей, существующих между филологией и другими гуманитарными дисциплинами;
- определение текста как специфического объекта филологии и одновременно универсального объекта множества гуманитарных практик, формирующего и результирующего всякий вид социальной деятельности;
- получение знаний о современной научной парадигме филологии, а также о методологических принципах и методических приемах филологического исследования;
- овладение методологией филологического анализа текста.
ции
ракт.
Евгений Водолазкин; Людмила Улицкая; Захар Прилепин; Татьяна Толстая и др.
/Пр/
/Пр/
/Пр/
Перечень вопросов к зачету
1. Пути развития и проблемы современной литературы Франции
3. Драматургия. Театр парадокса, «антидрама»
4. Пути развития и проблемы современной литературы Германии
5. Пути развития и проблемы современной литературы Великобритании
6. Философский роман в литературе Великобритании
7. Пути развития и проблемы современной литературы США
8. Пути развития и проблемы современной литературы Швейцарии
9. Пути развития и проблемы современной литературы Италии
10. Пути развития и проблемы современной литературы Латинской Америки
11. Пути развития и проблемы современной литературы славянских стран
12. Пути развития и проблемы современной русской литературы
Терминологический диктант
по дисциплине: «актуальные вопросы современной русской и зарубежной литературы»
Семестр 1 ый
Терминологический диктант
Терминологический диктант предназначен для контроля усвоения дисциплины через её ключевые понятия. Каждому магистранту преподаватель дает из списка 4 термина, которым нужно письменно дать определения (в аудитории), пояснить, привести примеры (если это необходимо).
Антропоцентрическая парадигма
Междисциплинарные исследования
Постмодернизм
Театр абсурда
Неомифологический текст
Постструктурализм
Фэнтези
Архетип
Суггестивность
Текст
Текстоцентризм
Дискурс
Семестр 2 ой
Терминологический диктант
Терминологический диктант предназначен для контроля усвоения дисциплины через её ключевые понятия. Каждому магистранту преподаватель дает из списка 4 термина, которым нужно письменно дать определения (в аудитории), пояснить, привести примеры (если это необходимо).
Интертекст
Гипертекст
Дискурс
Игра
Виртуальная реальность
Коммуникация
Компаративистика
Концепт
Лингвокультурология
Национальная (когнитивная) картина мира
психоанализ
Реминисценция
Символ
Символ традиционный
Семиотика
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» за терминологический диктант выставляется магистранту:
а) если он показал прочные знания понятийной системы современной филологии, если дал определения всем понятиям.
б) если определения снабжены собственными пояснениями и примерами.
- Оценка «хорошо» за терминологический диктант выставляется магистранту, если он дал определения не менее 3 терминам из 4, привел собственные объяснения и примеры, при этом допустил только незначительные ошибки.
- оценка «неудовлетворительно» за терминологический диктант выставляется магистранту, если он дал определения менее чем на 2 термина из 4, привел недостаточно примеров, не смог пояснить понятия и/или допустил грубые ошибки.
по дисциплине: «Филология в системе современного гуманитарного знания»
Темы рефератов – 1 семестр
1. Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм.
2. Символ как объект филологического исследования.
3. Эмпирическое и теоретическое в научном знании.
4. Функции языка как проявления его сущности.
6. Системность языка в учении Ф. де Соссюра.
7. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.
8. Проблема выделения языковых уровней.
9. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (по работе Е.С.Кубряковой).
10. Книга Т.Куна «Структура научных революций».
11. Когнитивное и функционально-коммуникативное направления как ведущие в изучении русского языка на рубеже веков, их истоки, основные идеи, принципы и концепции в русистике нашего времени; тенденция к их сближению.
12. Текст как объект русистики. Истоки современной теории текста. Основные направления исследования текста на рубеже ХХ-ХХ1 вв. От теории текста к теории дискурса.
Темы рефератов – 2 семестр
Рефераты монографического типа по учебному пособию или монографии:
1. Реферат монографического типа по психолингвистике (книга на выбор).
2. Реферат монографического типа по социолингвистике (книга на выбор).
3. Реферат монографического типа по когнитивной лингвистике (книга на выбор).
4. Реферат монографического типа по лингвокультурологии (книга на выбор).
5. Реферат монографического типа по современной компаративистике (книга на выбор).
6. Реферат монографического типа по общей риторике (книга на выбор).
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если его реферат и доклад:
а) соответствует теме и жанру;
б) есть четкая постановка цели и задач доклада, аргументированность и логичность изложения;
в) доклад характеризуется научностью и достоверностью полученных результатов, достаточным количеством проработанной учебной и научной литературы;
г) докладчик свободно владеет материалом, показывает глубокое знание темы, приводит собственные примеры, отвечает на все вопросы аудитории по докладу.
д) докладчик проявил навыки ораторского выступления, его речь отличалась достаточно высоким уровнем речевой культуры (не было грубых орфоэпических, лексических и др. ошибок).
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если его доклад соответствует основным критериям оценки «отлично», но в выступлении есть 1-2 недочета и/или незначительные речевые ошибки.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту:
а) если реферат и доклад соответствует жанру, но в нем раскрыт только отдельный аспект темы;
б) не обозначены четко цель и задачи доклада и/или некоторые основные положения были недостаточно аргументированы;
в) если доклад характеризуется научностью, но в некоторых случаях достоверность полученных результатов сомнительна, недостаточно проработана учебная и научная литература;
г) если докладчик не в полной мере владеет материалом, показывает знание вопроса, но не глубокое, почти не приводит собственные примеры, не может ответить на часть вопросов аудитории по теме доклада.
д) если докладчик проявил отдельные навыки ораторского выступления, его речь содержала 2-3 грубые орфоэпические, лексические и др. ошибки.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту:
а) если реферат и/или доклад не соответствует жанру, не раскрыта тема, нет самостоятельного материала (плагиат);
б) если не обозначены четко цель и задачи доклада, отсутствует аргументация основных положений;
в) если доклад не отличаются научностью, основан на сомнительных источниках информации, докладчик не может указать источники материала;
г) если докладчик не владеет материалом, полностью зависит от текста доклада, не приводит собственные примеры, не может ответить на многие вопросы аудитории по теме доклада.
д) если докладчик не проявил навыки ораторского выступления, его речь содержала более 4 грубых речевых ошибок.
заданий
по дисциплине «Филология в системе современного гуманитарного знания»
Творческое задание предполагает самостоятельный филологический анализ художественного текста.
Цель – проверить сформированность компетенции, связанной со знанием системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования, умения их применять, а также совершенствовать свой интеллектуальный уровень.
Задание: проведите комплексный филологический анализ текста, опираясь на общую схему А.Н. Николиной (выбор писателя или поэта Горного Алтая - свободный).
Схема комплексного филологического анализа художественного текста
(по А.Н. Николиной)
Предельно общая схема комплексного филологического анализа художественного текста (по А.Н. Николиной) выглядит следующим образом:
1) определение жанра произведения;
2) характеристика архитектоники текста и выделение в его структуре сквозных повторов;
3) рассмотрение структуры повествования;
4) анализ пространственно-временной организации произведения;
5) рассмотрение системы образов текста;
6) выявление элементов интертекста, определяющих связь рассматриваемого произведения с другими произведениями русской и мировой литературы;
7) обобщающая характеристика идейно-эстетического содержания текста.
Критерии оценки:
- Оценка «зачтено» (повышенный уровень) выставляется студенту, если он показал прочные знания системы функциональных стилей и жанров, специфику языка художественного текста. Если студент владеет понятиями и категориями теории текста и навыками анализа. Умеет эффективно использовать разные методы и приёмы филологического анализа художественного текста. Если работа не содержит грубых орфографических, пунктуационных, грамматических или лексических ошибок.
- Оценка «зачтено» (пороговый уровень) выставляется студенту, если проведенный филологический анализ текста имеет небольшие недочеты. Некоторые аспекты анализа не достаточно проанализированы и раскрыты. Если в работе редко встречаются орфографические, пунктуационные, грамматические или лексические ошибки.
- Оценка «незачтено» выставляется студенту, если обнаружилось незнание основных понятий и категорий филологического анализа текста, не умение использовать методы и приемы анализа, логично и аргументировано излагать свои мысли. Если анализ выполнен формально и/или содержит плагиат. Если в работе много грубых речевых ошибок.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке конспектов
Конспектирование необходимо при подготовке вопросов коллоквиумов, а также представлено как самостоятельный вид работы.
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления текстового конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Конспект может быть представлен также в форме схемы (конспект-схема) или даже в форме таблицы.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ.
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Текст] : учебное пособие / В. И. Аннушкин. - 3-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2008. - 296 с.).
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические указания по подготовке к терминологическому диктанту
Терминологический диктант предназначен для контроля усвоения дисциплины через её ключевые понятия. Каждому магистранту преподаватель дает из списка 4 термина, которым нужно письменно дать определения (в аудитории), пояснить, привести примеры (если это необходимо).
Для подготовки к терминологическому диктанту необходимо:
1) выписать из словарей лингвистических и литературоведческих терминов определения всех терминов из приведенного ниже списка;
2) подобрать примеры, раскрывающие суть понятий.
3) потренироваться объяснять значение данных терминов.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» завершается сдачей зачета.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
- подготовка к ответу на вопросы преподавателя.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем.
Основным источником подготовки является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде,
Зачет проводится в устной форме (собеседование по вопросам) и письменной (терминологический диктант по терминологическому минимуму).