2022-2023_45_04_01_2022_432М_plx_Мифопоэтика русской литературы_Русская литература в межкультурной коммуникации
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мифопоэтика русской литературы
Учебный план
45.04.01_2022_432М.plx

45.04.01 Филология

Русская литература в межкультурной коммуникации
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
67,1
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
28
28
28
28
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
42,15
42,15
42,15
42,15
Сам. работа
67,1
67,1
67,1
67,1
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Бедарева Ирина Александровна
 
 
Мифопоэтика русской литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 17.06.2022 протокол № 6.
 
Протокол от 17.06.2022 протокол № 10  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеев П.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: развитие самостоятельного научного филологического мышления магистрантов; развитие общеметодологических, общелитературоведческих и профильных навыков обучающихся
1.2
Задачи: Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий, используемых  в литературоведческих исследованиях, свободно ориентироваться в  концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня; выработать у студентов представления об основных стадиях развития литературоведения; ознакомить с основными поэтологическими идеями о сущности и функциях словесного творчества
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Филология в системе современного гуманитарного знания
2.1.2
Имагология и компаративистика
2.1.3
Методы филологических исследований
2.1.4
Филология в системе современного гуманитарного знания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Структурализм и методология сравнительного литературоведения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
Способен выявлять особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними.
ИД-1.УК-5: Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей. 
 
 
ПК-1: Владеет навыками самостоятельного проведения научных исследований в области филологии, имагологии, компаративистики в контексте культур Запада и Востока.
 
Знает как проводить современные литературоведческие исследования литературного процесса и поэтики художественных текстов и методику их применения в педагогической деятельности
ИД-1.ПК-1: Знает современные научные парадигмы изучения русской литератуы в компаративистской и имагологической перспективе.
 
Способен самостоятельно провести исследование в области имагологии и компаративистики и представить результаты в научной форме.
ИД-2.ПК-1: Владеет навыками проведения научных исследований в области имагологии и компаративистики и представления результатов в научной и научно-популярной форме.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретическая мифопоэтика
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1.1
Введение.

Работы о мифе и ритуале в литературе Н.Фрая, М.Бодкин, М.Элиаде, Д.Кэмпбелла, О.Фрейденберг, В.Топорова, С.Телегина, Е.Мелетинского.

/Лек/

4
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Современная мифологическая школа.

Миф и символ в концепции А.Ф.Лосева.

Взгляды традиционалистов (Р.Генона, Ю.Эволы).

Материалы международных конференций о мифе в литературе. /Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Религиозная филология как направление современных исследований. М.Дунаев, И.Есаулов.

Метод мифореставрации С.М.Телегина.

Мифологема и мотивный анализ.

/Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
1. Написание рефератов. /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
2. Составление словаря литературоведческих терминов /Ср/
10
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Миф, ритуал и художественное творчество. Специфика мифологического мышления и творчество. Влияние мифологического сознания на творческий процесс.

/Лек/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
1.7
Соотношение мифологии и религиозной доктрины. Христианская мифология и религиозная доктрина христианства. «Религиозное литературоведение» (С.Бочаров).  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
1.8
Диффузная  мифология и искусство. Мифология как язык описания вечных моделей и как энциклопедия архетипов. Миф и ритуал. Миф и традиция. Понятие о мифологеме. Мифологема и архетип. Сакральное и профанное. Задачи и приемы мифореставрации. Мифореставрация и психология художественного творчества. Мифосознание как организатор художественного творчества. Мифореставрация и структурализм. Аксиология и мифологема.  /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Мифопоэтика русской литературы 19 - 20 вв.
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
2.1
Мифопоэтика русской литературы 19 в.

Мифореставрация в применении к прозе и поэзии 19 в. Русские писатели 19 в. и мифология. Миф и романтизм. Мифопоэтика поэзии и прозы русских романтиков. Мифологический роман 19 в. Мифопоэтика и художественная историософия творчества А.С.Пушкина. Мифопоэтика творчества М.Ю.Лермонтова. Мифопоэтика поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мифопоэтика творчества Н.А.Некрасова. Основные мифологемы творчества А.К.Толстого, Н.С.Лескова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. Система мифологических мотивов в творчестве Ф.М.Достоевского. Мифопоэтика творчества Л.Н.Толстого. Творчество В.М.Гаршина и миф. Мифологические мотивы в произведениях А.П.Чехова . /Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Мифопоэтика русской литературы 20 в.

Миф и символизм. Мифопоэтика творчества И.А.Бунина. Творчество А.Грина и миф. Поэмы В.В.Маяковского и миф. Пасхальный рассказ и пасхальный роман  («Мать» М.Горького, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Мифо-ритуальные модели в творчестве Е.И.Замятина, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина. Неомифологизм в современной культуре. Современная натурфилософская проза в свете мифореставрации. /Пр/

10
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
1. Написание рефератов /Ср/
30
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
2. Подготовка докладов /Ср/
11,1
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
3. Подготовка вопросов к круглому столу /Ср/
6
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.УК-5 ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
стр. 7
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
1. Диалог Платона «Ион»: основные идеи. 2. Критика подражания в 10-й книге диалога Платона «Государство». 3. Платон: разделение поэзии на простое повествование и подражание. 4. «Поэтика» Аристотеля: учение о подражании. 5. «Поэтика» Аристотеля: учение о трагедии. 6. «Поэтика» Аристотеля: учение о возникновении поэзии и развитии жанров. 7. «Поэтическое искусство» Горация: декорум и другие идеи. 8. Трактат «О возвышенном», его основные идеи. 9. Средневековье: учение о многосмысленном толковании. 10. Средневековье: «колесо Вергилия». 11. Представления о поэзии и поэте в эпоху Ренессанса. 12. Идеи Ренессанса: подражание природе и подражание образцам. 13. Барокко: теория остроумия. 14. Основные принципы поэтики классицизма. 15. «Спор о древних и новых», его значение. 16. Дж. Вико о поэзии. 17. Возникновение триады родов «лирика - эпос - драма». 18. Г.Э. Лессинг о соотношении поэзии и изобразительных искусств. 19. Теория драмы в XVIII в. 20. Ф. Шиллер: литературная теория на основе философского идеализма. 21. Основные идеи И.Г. Гердера. 22. Идеи романтиков: понятия иронии, символа, мифа. 23. Мифологическая школа в Германии и России. 24. Биографическое литературоведение Ш.О. Сент-Бева. 25. Позитивистское литературоведение: И. Тэн, Ф. Брюнетьер, В. Шерер. Литературные теории реализма и символизма. 26. Духовно-историческая школа. 27. Герменевтика (М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Э. Хирш). Психоаналитическое литературоведение. 28. Мифологическая критика (Н. Фрай). 29. «Критика воображаемого» (Г. Башляр, Ж. Дюран). 30. «Новая критика» и метод «пристального чтения». Феноменологический подход к литературному произведению. Стилистическая критика (Л. Шпицер, Э. Ауэрбах, М. Риффатерр). Структурализм: основы метода. 31. Постструктурализм: метод деконструкции, понятие интертекста. Социология литературы. 32. Э.Р Курциус: направление «исследования топосов». 33. «Новый историзм» 34. Рецептивная критика. 35. Гендерное литературоведение. 36. Когнитивное литературоведение.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Аристотель против Платона. 2. Мотивы «Поэтического искусства» Горация в европейской поэтике и культуре. 3. Риторические аргументы в ренессансных «защитах поэзии»: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Сидни. 4. Понятие «подражание» в европейской литературной теории: pro et contra. 5. Теория трагедии: от Аристотеля до Ф. Ницше. 6. Н. Буало и Гораций: общее и различное. 7. «Поэтическое искусство» Буало и «Епистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова: отличие русского классицизма от французского. 8. Теория трагедии в предисловиях Жана Расина к собственным драмам. Флорентийские неоплатоники о поэзии. 9. Барокко и классицизм: два подхода к творчеству. 10. Миф и литература: от романтиков до К. Леви-Стросса и Е.М. Мелетин-ского. 11. «Буря и натиск» против Аристотеля; Ф. Шиллер против «Бури и натиска». 12. Выражает ли поэт собственные чувства? Обсуждение темы в поэтиках Ренессанса и Нового времени. 13. Основные литературно-теоретические идеи романтиков. 14. Позитивизм в литературоведении: достоинства и ограниченность метода. 15. Идея «внутренней формы» в лингвистике и поэтике: В. Гумбольдт, А.А. Потебня. 16. Проблема понимания в западном литературоведении XX в.: Дильтей, Хайдеггер, рецептивная школа. 17. Метод «пристального чтения»: достоинства и ограниченность. 18. Стилистическая критика: анализ «в стиле Шпицера» на русском материале. 19. Двусмысленность в литературном тексте: анализ «в стиле Эмпсона» на русском материале. 20. Структурализм: основы методологии, ее ограниченность. 21. Бунт постструктурализма против структурализма: почему он произошел? 22. Топос как понятие литературной истории. 23. Образы воображения в словесном произведении: анализ «в стиле Башляра» на русском материале. 24. Дневной и ночной режимы воображения (Ж. Дюран): сравнение на примерах из русской и/или европейской литературы. 25. Тема мимесиса в литературоведении XX в.: Э. Ауэрбах и другие. 26. Проявляется ли в литературном произведении гендерная природа автора? (с собственными примерами).
 
стр. 8
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
27. Читатель в произведении: идеи рецептивной критики с собственными примерами из литературных произведений.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
является отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебное пособие
Москва: Книжный дом Либроком, 2010
http://www.iprbookshop.ru/8500.html
 
Л1.2
Пустынникова Е.В.
Методология научного исследования: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/71569.html
 
Л1.3
Гаджиев А.А.
История и методология литературоведения: учебно-методическое пособие
Саратов: Вузовское образование, 2019
http://www.iprbookshop.ru/81849.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Тюпа В.И.
Дискурсные формации: монография
Москва: Языки славянских культур, 2010
http://www.iprbookshop.ru/28599.html
 
Л2.2
Эсалнек А.Я., Лоскутникова М.Б., Алпатова [и др.] Т.А., Лоскутников М.Б.
Русистика и компаративистика: сборник научных трудов
Моска: Московский городской педагогический университет, 2012
http://www.iprbookshop.ru/26588.html
 
Л2.3
Иванова Т.В., Козлов А.А., Журавлева Е.А.
Methodology of Scientific Research (Методология научного исследования): учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2012
http://www.iprbookshop.ru/11580.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Firefox
6.3.1.5
Foxit Reader
6.3.1.6
Google Chrome
6.3.1.7
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.8
MS Office
6.3.1.9
MS WINDOWS
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2022_432М.plx
 
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.